СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Платонов " Юшка" урок по литературе 7класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация -урок по литературе. А. Платонов " Юшка"

Просмотр содержимого документа
«А.Платонов " Юшка" урок по литературе 7класс»

« Так всякое доброе приносит и плоды добрые» ( Евангелия от Матвея)    По рассказу А.Платонова «Юшка» (7 класс) Цаболова Р.В.

« Так всякое доброе приносит и плоды добрые» ( Евангелия от Матвея)

По рассказу А.Платонова «Юшка» (7 класс) Цаболова Р.В.

Цель урока: Комментированное чтение и анализ произведения Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма

Цель урока:

  • Комментированное чтение и анализ произведения
  • Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма
Эпиграф урока:  «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П. Гааз)

Эпиграф урока:

«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П. Гааз)

Платонов о себе «И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце.»   «Я - человек, я живу на прекрасной живой земле». «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».

Платонов о себе

  • «И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце.»
  • «Я - человек, я живу на прекрасной живой земле».
  • «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».
Чтение и анализ рассказа «Юшка»
  • Чтение и анализ рассказа «Юшка»
Слово учитенля Жил был город. Дома в нем были высокие , прочные, улицы широкие, светлые ,но все какие –то одинаковые. Так что даже самые давние жители легко могли заблудиться. Город был большой, люди в нем жили разные, но те, кто приезжал и видел их утверждал, что все они очень похожи и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Но ведь все люди не могут быть одинаковыми! Вот и в этом городе жил один чудак. Он мог подолгу смотреть как падают листья, мог беседовать о чем-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чем шелестят деревья. А порой произносил фразы, которые казались жителям города непонятными. Он был одинок. И чудак ушел из города. Ребята, вероятно ,вы догадались о ком и о чем мы будем говорить на уроке . Мы сегодня поведем серьезный разговор об одиночестве, сострадании и милосердии. И поможет нам разобраться в этом А. Платонов и его рассказ Юшка.

Слово учитенля

  • Жил был город. Дома в нем были высокие , прочные, улицы широкие, светлые ,но все какие –то одинаковые. Так что даже самые давние жители легко могли заблудиться. Город был большой, люди в нем жили разные, но те, кто приезжал и видел их утверждал, что все они очень похожи и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Но ведь все люди не могут быть одинаковыми! Вот и в этом городе жил один чудак. Он мог подолгу смотреть как падают листья, мог беседовать о чем-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чем шелестят деревья. А порой произносил фразы, которые казались жителям города непонятными. Он был одинок. И чудак ушел из города. Ребята, вероятно ,вы догадались о ком и о чем мы будем говорить на уроке . Мы сегодня поведем серьезный разговор об одиночестве, сострадании и милосердии. И поможет нам разобраться в этом А. Платонов и его рассказ Юшка.
Словарная работа Сострадание Сочувствие Милосердие  Гуманизм  Блаженный Сокровенный Кроткий  Смирный   Объясните  значение слов.  Есть ли  среди них  синонимы?

Словарная работа

  • Сострадание
  • Сочувствие
  • Милосердие
  • Гуманизм
  • Блаженный
  • Сокровенный
  • Кроткий
  • Смирный

Объясните

значение слов.

Есть ли

среди них

синонимы?

Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»).   Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале произведения? Где жил и работал Юшка?
  • Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»).
  • Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале произведения?
  • Где жил и работал Юшка?
Прочитайте эпизод «Юшка и дети» Как дети относились к Юшке? Как Юшка реагировал на жестокость детей? Почему Юшка верит, что дети его любят?
  • Прочитайте эпизод «Юшка и дети»
  • Как дети относились к Юшке?
  • Как Юшка реагировал на жестокость детей?
  • Почему Юшка верит, что дети его любят?
Как взрослые относились к герою рассказа? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? Почему Юшка безропотно переносит издевательства сельчан? Почему он их жалеет? Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане»
  • Как взрослые относились к герою рассказа?
  • Как автор объясняет, почему взрослые обижали его?
  • Почему Юшка безропотно переносит издевательства сельчан?
  • Почему он их жалеет?
  • Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане»
Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»?    Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?  Что помогало Юшке жить?
  • Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»?
  • Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?

Что помогало Юшке жить?

Прочитайте отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «…шёл весело дальше, как здоровый человек» Как вы можете прокомментировать эти слова?

Прочитайте отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «…шёл весело дальше, как здоровый человек»

  • Как вы можете прокомментировать эти слова?
Анализ эпизода «Весёлый прохожий» Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? Почему людям без Юшки стало грустно жить? Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь? Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»? Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?

Анализ эпизода «Весёлый прохожий»

  • Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки?
  • Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни?
  • Почему людям без Юшки стало грустно жить?
  • Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь?
  • Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»?
  • Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?
Тест Назовите имя главного героя (не прозвище)  ------------------

Тест

  • Назовите имя главного героя (не прозвище)

------------------

Сколько лет главному герою?  -------------------------------------
  • Сколько лет главному герою?

-------------------------------------

Где работал Юшка?  -------------------------------
  • Где работал Юшка?

-------------------------------

Узнай героя: «…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы».  --------------------------------------- «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…»  ----------------------------------------

Узнай героя:

  • «…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы».

---------------------------------------

  • «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…»

----------------------------------------

Продолжи фразу: «…Сердце в людях бывает _____________.» «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему _________________________.»  «К телу умершего пришли проститься с ним ______________________...»

Продолжи фразу:

  • «…Сердце в людях бывает _____________.»
  • «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему _________________________.»
  • «К телу умершего пришли проститься с ним ______________________...»
Работа с эпиграфом урока Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку? Почему? Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия ?

Работа с эпиграфом урока

  • Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку? Почему?
  • Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия ?
Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…»

Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…»

Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова? Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонова «Юшка»? Над чем писатель заставил задуматься? Кому из вас хочется в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка»?
  • Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова?
  • Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонова «Юшка»?
  • Над чем писатель заставил задуматься?
  • Кому из вас хочется в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка»?
Домашнее задание:  Напишите письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?»

Домашнее задание:

Напишите письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?»