СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Н.В. Гоголь «Ревизор»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе на тему "А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Н.В. Гоголь «Ревизор»

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Н.В. Гоголь «Ревизор»»

Тема: А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Н.В. Гоголь «Ревизор»

Образовательная цель:

  1. формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;

  2. формировать информационную и компетенцию разрешения проблем

  3. расширить и углубить знания уч-ся о жизненном и творческом пути Гоголя

  4. актуализировать и расширить знания уч-ся о драматическом пр-ии

  5. формировать представление о высмеивании пороков в пр-ии

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать

Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач.

«Улыбка»

Анализ сочинений, разбор типичных ошибок

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка?

- Пользуясь имеющимся у вас опытом работы с текстом, определите цели своей деятельности на уроке.

Участвуют в создании благоприятной среды



Записывают типичные ошибки, выставляют отметки

(Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

(Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

Записывают тему урока, афиширование целей урока, работа с речевыми шаблонами.




Дневники

тетради

операционный

1.контроль знания текста. инструктаж







2. Анализ эпиграфа

- Объясните смысл эпиграфа.


3. Групповая работа по анализу героев повести. Инструктаж по заданию

Самостоятельно отвечают на вопросы викторины, проверяют в парах по ключу

  1. Фамилия Лизы (Муромская)

  2. сколько лет было Лизе (17)

  3. фамилия Алексея (Берестов)

  4. как звали горничную Лизы (Настя)

  5. какое имя выбирает себе Лиза, когда играет роль крестьянки (Акулина)

(Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

3. В группах анализируют и сопоставляют героев повести, в чем противоречивость каждого образа? подготовить один вопрос следующей группе от лица своего героя

1 группа: старший Берестов

ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей». Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

2 группа старший Муромский

Англоман:

«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

3 группа: Настя

4 группа: мисс Жаксон

5 группа: Лиза

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

6 группа: Алексей

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума. «…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

тетради












текст

тетради

постер?

оценка

1.инструктаж, консультирование

- «Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. докажите

2.самостоятельная работа

- О каких серьезных проблемах с юмором рассуждает в повести автор?

Отвечают на вопрос в форме свободного письма, обсуждают в парах и четверках, афиширование






Самостоятельно письменно отвечают на вопрос



мотивационный

1.работа с темой и целями урока

2.Инструктаж по аукциону знаний биографии Гоголя
























3.история создания «Ревизора» (контроль домашнего задания – сообщения). в случае неподготовки – самостоятельная работа с текстом учебника с. 267-268 (выписать 3 самых важных факта об истории создания комедии)

























  1. Повторение особенностей драматического пр-ия






















5. Знакомство, обсуждение афиши

- почему автор так подробно описывает всех персонажей?

- какие фамилии героев пьесы объясняют их характеры?

Записывают тему урока, афиширование целей урока, работа с речевыми шаблонами.

работают индивидуально, обсуждают в парах и четверках, афиширование.

1809-1852 – годы жизни Н.В. Гоголя. Родился он на Украине 20 марта в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтаевской губернии в дворянской семье Гоголей-Яновских (Учебник стр.5. Портрет отца писателя). Отце Василий Афанасьевич был страстным театралом, сам писал комедии на украинском языке, ставил их на домашней сцене и исполнял в них главные роли. В 12 лет Гоголь поступает в 1 класс гимназии высших наук в г. Нежине. Литературовед Золотусский в своей книге “По следам Гоголя” писал: “Нежин – город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет… Его появление в гимназии запомнилось однокашникам как комическое зрелище. Новичок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали и когда, наконец развязали, то глазам присутствующих предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Из его ушей торчала вата. Он сразу забился на последнюю парту и просидел там несколько лет, ни с кем не вступал в близкие отношения… Гоголоевское затворничество закончилось, когда в гимназии открылся театр. Гоголь расписывал роли для исполнителей, рисовал декорации, сооружал подмостки… и даже шил костюмы. Играл он почти в каждом спектакле. Его актерский талант, или талант передразнивания… здесь раскрылся полностью… Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. Украинского деда он играл так, что зал качало от смеха, в роли Простаковой – вызывал смех и слезы… Главным святилищем для Гоголя в гимназии была библиотека”.

Учась в гимназии, Гоголь писал стихи, участвовал в литературном кружке, издавал рукописные журналы и альманахи.

После окончания гимназии – Петербург, работа преподавателем истории, канцелярским чиновником. Знакомство с писателями и художниками. С 1831г. имя Гоголя широко известно российскому читателю – в свет вышел сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Шел 1985 год. Гоголь в Петербурге, городе театров. Встретившись с Пушкиным, писатель просил: “Сделайте же милость, дайте какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта”. И поэт рассказал ему о том, как в Нижнем Новгороде его приняли за ревизора; рассказал и о том, как один его знакомый выдавал себя в Бессарабии (Молдавия) за важного петербургского чиновника. Анекдот о мнимом ревизоре так привлек Гоголя, что тот сразу же зажегся мыслью написать “Ревизора”, и комедия была написана удивительно быстро, за два месяца, - к концу 1835 года. Человека приняли не за того, кто он есть на самом деле, лицо “незначительное” выступило как “значительное”. За всем этим путаница. Но ошибка, путаница является душой комедии, постоянным источником смешного.

Первая постановка пьесы была 19 апреля 1836г. в Петербургском Александринском театре, а 25 мая – в Московском Малом театре.

Вечером 19 апреля 1836 года необычайное оживление царило на площади театра. Подъезжали экипажи, хлопали дверцы карет. Ложи и кресла заполняла высшая петербургская знать, сановники. В царской ложе – Николай I с наследником, будущим Александром II. На галерке теснятся зрители демократического круга. В театре много знакомых Гоголя – В, Жуковский, Б. Вяземский, И. Крылов, М. Глинка и другие. Вот что рассказывает Анненков об этом первом представлении “Ревизора”: “Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах. Недоумение растет с каждым актом. Все происходящее на сцене страстно захватывало сердца зрителей. Всеобщее негодование довершено было пятым актом”.

Царь на представлении много смеялся, желая, видимо, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит ее принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Публично выражая монаршее благодушие, он хотел ослабить общественное звучание “Ревизора”. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сказал: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех”.

Гоголь свой замысел определил очень четко: “В “Ревизоре” я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливое … и за один раз посмеяться над всем”.

Сюжет комедии подарил Гоголю Пушкин. Распространенный анекдот о мнимом ревизоре позволил автору пьесы раскрыть нравы чиновников николаевского времени: казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Чиновничество становилось силой. По всей стране скрипели перья, протирались мундиры, пухли горы бумаг. А за всем этим жила, страдала, пела и плакала Русь.

4.в группах анализируют теорию драматического текста, составляют постер, афиширование, оценивание «Две звезды, одно пожелание»

Драма (пьеса) – литературный род. Жанры драмы: трагедия, комедия и драма.

Комедия – вид драма, в котором комедия, действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим.

Коллизия – столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов.

Ремарки – пояснения для постановщиков спектакля и актеров.

В них сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению (авторские ремарки называются афишами), обозначается место действия (комната в доме, город, ничего), указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

Пьеса делится на части – действия или акты. Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица дает начало новому явлению.

По своему объему пьеса не может быть большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение (2-4 часа). Поэтому в пьесах события развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц, ведущих борьбу, скрытую или явную – конфликт.

Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

экспозицию (положение и характеры действующих лиц до начала действия);

завязку (событие, с которого начинается активное развитие действия);

кульминацию (наивысшее напряжение в развитии действия);

развязку (событие, завершающее пьесу).

5. Отвечают на вопросы

текст

тетради


























сообщения

учебник

































карточки

постеры

стикеры






















текст

тетради






рефлексия

- что узнали?

- чему научились?

- что получилось? почему?

- что не получилось? почему?

письменно отвечают на вопросы, афиширование по желанию


Домашнее задание

Инструктаж по заданию: Сообщения: Сообщения: 1 ряд – какие порядки царят в уездном городе? Почему все боятся ревизора? 2 ряд – почему все верят Хлестакову? 3 ряд – какие пороки разоблачает автор в комедии? почему она заканчивается немой сценой? повторить тезаурус

Задают возможные вопросы

Тетради

дневники





Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой, принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедиятрагедиядрама (как жанр), фарсводевиль и т. д.

С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.

В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие».

Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирикиэпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.

Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты.

Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определённых положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы, таковыми являются: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-наперсники, которые вводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик.

Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (МольерЛопе де ВегаБомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: ЛессингШиллерГётеГюгоКлейстГраббе.

В отличие от других прозаических и стихотворных произведений, драматические произведения имеют жёстко заданную структуру. Драматическое произведение состоит из чередующихся блоков текста, имеющих каждый своё назначение, и выделенных средствами типографики для того, чтобы их можно было проще отличить друг от друга. Драматический текст может включать в себя следующие блоки:

Список действующих лиц, располагается обычно перед основным текстом произведения. В нём при необходимости даётся краткая характеристика героя (возраст, особенности внешности и т. д.)

Внешние ремарки — описание действия, обстановки, появление и уход действующих лиц. Часто набирается либо уменьшенным кеглем, либо тем же шрифтом что и реплики, но на больший формат. Во внешней ремарке могут приводиться имена героев, причём если герой появляется в первый раз — его имя дополнительно выделяется. Пример:

Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.

Реплики — слова, которые произносят герои. Реплики обязательно предваряются именем действующего лица и могут включать внутренние ремарки. Пример:

Дуняша. Я думала, что вы уехали. (Прислушивается.) Вот, кажется, уже едут.
Лопахин (прислушивается). Нет… Багаж получить, то да се…

Внутренние ремарки в отличие от внешних кратко описывают действия, происходящие во время произнесения героем реплики, либо особенности произнесения. Если во время произнесения реплики происходит какое-то сложное действие, следует описать его с помощью внешней реплики, при этом указать либо в самой ремарке, либо в реплике с помощью внутренней ремарки, что актёр продолжает говорить во время действия. Внутренняя ремарка относится только к конкретной реплике конкретного действующего лица. От реплики отделяется скобками, может набираться курсивом.

Пьеса делится на части – действия или акты. Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица дает начало новому явлению.

По своему объему пьеса не может быть большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение (2-4 часа). Поэтому в пьесах события развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц, ведущих борьбу, скрытую или явную – конфликт.

Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

экспозицию (положение и характеры действующих лиц до начала действия);

завязку (событие, с которого начинается активное развитие действия);

кульминацию (наивысшее напряжение в развитии действия);

развязку (событие, завершающее пьесу).