СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации вы найдёте материал к урокам по изучению рамана А.С.Пушкина "Дубровский"(вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания).

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин "Дубровский"»

А.С.Пушкин «Дубровский»

А.С.Пушкин «Дубровский»

- Как строится роман «Дубровский»? - Есть ли в романе пролог? Эпилог? - Действие романа развивается во времени последовательно или как-то по-другому?
  • - Как строится роман «Дубровский»?
  • - Есть ли в романе пролог? Эпилог?
  • - Действие романа развивается во времени последовательно или как-то по-другому?
 Что происходит в 8 главе? (появляется новый персонаж – Дефорж). - Зачем Пушкину понадобилось возвращаться назад? - Почему Пушкин отказался от последовательного изложения? (чтобы заинтриговать читателя) -
  • Что происходит в 8 главе? (появляется новый персонаж – Дефорж).
  • - Зачем Пушкину понадобилось возвращаться назад?
  • - Почему Пушкин отказался от последовательного изложения? (чтобы заинтриговать читателя)
  • -
Давайте сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле»? В романе: гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж; гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем.
  • Давайте сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле»?
  • В романе: гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж; гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем.
Хронологическая последовательность: гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем; гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж. - Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные. Такая композиция – возвращение в прошлое – называется ретроспективой. Она служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в конфликте.
  • Хронологическая последовательность: гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем; гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж.
  • - Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные. Такая композиция – возвращение в прошлое – называется ретроспективой. Она служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в конфликте.
Герои романа   - Обратимся к роману. С какими героями знакомит нас 1-ая глава? Кого можно считать «барином старых времен»? - Похожи ли эти герои? - Обратимся к тексту. Что говорит автор об их сходстве и различии? Запись в тетради: Общее между Троекуровым и Дубровским: ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и наклонностях).

Герои романа

- Обратимся к роману. С какими героями знакомит нас 1-ая глава? Кого можно считать «барином старых времен»?

  • - Похожи ли эти герои?
  • - Обратимся к тексту. Что говорит автор об их сходстве и различии?
  • Запись в тетради: Общее между Троекуровым и Дубровским: ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и наклонностях).
Литературный конфликт в романе «Дубровский». Итак, сегодня нам нужно на уроке выяснить, есть ли конфликт в романе. - Что такое конфликт вообще? (столкновение, противоборство персонажей или каких-либо чувств и побуждений в душе героя). - Есть ли в этом романе конфликт? - Между кем развивается он? - Где начало этого конфликта? (ссора между помещиками). - Как возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гаврилыча при осмотре псарни? (гл.10) - А что такое «зависть»? В словаре В.Даля есть такое определение: «Зависть – досада по чужом добре и благе».

Литературный конфликт в романе «Дубровский».

  • Итак, сегодня нам нужно на уроке выяснить, есть ли конфликт в романе.
  • - Что такое конфликт вообще? (столкновение, противоборство персонажей или каких-либо чувств и побуждений в душе героя).
  • - Есть ли в этом романе конфликт?
  • - Между кем развивается он?
  • - Где начало этого конфликта? (ссора между помещиками).
  • - Как возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гаврилыча при осмотре псарни? (гл.10)
  • - А что такое «зависть»? В словаре В.Даля есть такое определение: «Зависть – досада по чужом добре и благе».
Хорошее ли это свойство характера – зависть? - Что отвечает Дубровский Кириллу Петровичу на его вопрос?  Обидел ли он этими словами Троекурова? (Нет, реакции не последовало) - А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов? (мог, поэтому и последовал ответ псаря Парамошки)
  • Хорошее ли это свойство характера – зависть?
  • - Что отвечает Дубровский Кириллу Петровичу на его вопрос?
  • Обидел ли он этими словами Троекурова? (Нет, реакции не последовало)
  • - А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов? (мог, поэтому и последовал ответ псаря Парамошки)
Как разрешается конфликт между Троекуровым и старым Дубровским? Как развиваются события дальше? - Как чувствует себя Троекуров на охоте? Почему, описывая ссору помещиков, автор уделяет так много внимания Троекурову? Кто же помог, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?
  • Как разрешается конфликт между Троекуровым и старым Дубровским? Как развиваются события дальше?
  • - Как чувствует себя Троекуров на охоте?
  • Почему, описывая ссору помещиков, автор уделяет так много внимания Троекурову?
  • Кто же помог, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?
 Как развивается сюжетная линия учителя? И она выходит еще на одну очень важную в романе сюжетную линию - любовную. Кто в этой линии задействован? Как развивается любовь Владимира Дубровского и Маши? Какой момент можно назвать кульминацией? (Кистеневка не достается Троекурову, ее сжигают крепостные Дубровского). - Роман - многосложное произведение, в романе бывает несколько сюжетных линий, в этом мы убеждаемся даже в таком небольшом романе, как «Дубровский». Ведь со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистеневке начинается новая сюжетная линия, связанная с учителем Дефоржем.
  • Как развивается сюжетная линия учителя? И она выходит еще на одну очень важную в романе сюжетную линию - любовную.
  • Кто в этой линии задействован? Как развивается любовь Владимира Дубровского и Маши?
  • Какой момент можно назвать кульминацией? (Кистеневка не достается Троекурову, ее сжигают крепостные Дубровского).
  • - Роман - многосложное произведение, в романе бывает несколько сюжетных линий, в этом мы убеждаемся даже в таком небольшом романе, как «Дубровский». Ведь со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистеневке начинается новая сюжетная линия, связанная с учителем Дефоржем.
 Почему же наши герои не оказались вместе? - Как вы воспринимаете князя Верейского? Он достойная партия для Маши? - Почему Троекуров выбрал Маше такого мужа?
  • Почему же наши герои не оказались вместе?
  • - Как вы воспринимаете князя Верейского? Он достойная партия для Маши?
  • - Почему Троекуров выбрал Маше такого мужа?
 Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.
  • Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной.
  • Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.
 Как относится автор-Пушкин к Маше, к ее судьбе? Зачем же он так печально закончил ее историю?
  • Как относится автор-Пушкин к Маше, к ее судьбе? Зачем же он так печально закончил ее историю?
Домашнее задание: выбрать весь материал из романа о Владимире Дубровском. Написать мини-сочинение: «Каким я представляю себе молодого Дубровского».

Домашнее задание:

выбрать весь материал из романа о Владимире Дубровском.

Написать мини-сочинение: «Каким я представляю себе молодого Дубровского».