СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Няне" 5 класс (новый ФГОС) (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Няне" 5 класс (новый ФГОС) (Меркин)»

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

ЦЕЛИ воссоздание атмосферы эпохи начала XIX в. знакомство с фактами биографии А.С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта. знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, определение ее роли в духовном становлении поэта выявление глубокой человечности лирического героя в стихотворении «Няне»

ЦЕЛИ

  • воссоздание атмосферы эпохи начала XIX в.
  • знакомство с фактами биографии А.С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта.
  • знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, определение ее роли в духовном становлении поэта
  • выявление глубокой человечности лирического героя в стихотворении «Няне»
Прадедушка — Абрам Петрович Ганнибал Вполне достоверных изображений Абрама Петровича Ганнибала до нас не дошло. Особое внимание привлекает так называемый французский портрет. Ганнибал на портрете представлен в парадной одежде, напоминающей индийский костюм, в который облекались арапы царской свиты на торжественных церемониях.

Прадедушка — Абрам Петрович Ганнибал

Вполне достоверных изображений Абрама Петровича Ганнибала до нас не дошло. Особое внимание привлекает так называемый французский портрет. Ганнибал на портрете представлен в парадной одежде, напоминающей индийский костюм, в который облекались арапы царской свиты на торжественных церемониях.

Чтение отрывка из воспоминаний О.С. Павлищевой о С.Л. Пушкине. Сергей Львович любил участвовать в салонных играх, сыпать остротами, устраивать домашние спектакли. Сам писал легкие стихи по-французски. Сергей Львович собрал богатую библиотеку, состоявшую преимущественно из французских книг XVII—XVIII вв. Юный Пушкин забирался в кабинет отца и читал запоем все без разбора. Важны были и многочисленные литературные связи отца: его дом посещали Карамзин, Дмитриев, Жуковский, Батюшков. И все же Сергей Львович равнодушно относился к воспитанию детей. Сына Александра он недолюбливал за его непокорность.

Чтение отрывка из воспоминаний О.С. Павлищевой о С.Л. Пушкине.

Сергей Львович любил участвовать в салонных играх, сыпать остротами, устраивать домашние спектакли. Сам писал легкие стихи по-французски. Сергей Львович собрал богатую библиотеку, состоявшую преимущественно из французских книг XVII—XVIII вв. Юный Пушкин забирался в кабинет отца и читал запоем все без разбора. Важны были и многочисленные литературные связи отца: его дом посещали Карамзин, Дмитриев, Жуковский, Батюшков. И все же Сергей Львович равнодушно относился к воспитанию детей. Сына Александра он недолюбливал за его непокорность.

Чтение воспоминаний о матери А.С. Пушкина. Надежда Осиповна

Чтение воспоминаний о матери А.С. Пушкина. Надежда Осиповна

Чтение воспоминаний о бабушке. Мария Алексеевна Ганнибал Русское воспитание Пушкин преимущественно получал в подмосковном селе Захарове Звенигородского уезда. Захарово было постоянным местом пребывания Пушкиных в летние месяцы. Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, брала на себя домашние заботы, нанимала учителей, сама учила детей. Знала бабушка и огромное множество русских сказок, былин. Поведала она тогда внуку предания и из семейной хроники Пушкиных и Ганнибалов.

Чтение воспоминаний о бабушке. Мария Алексеевна Ганнибал

Русское воспитание Пушкин преимущественно получал в подмосковном селе Захарове Звенигородского уезда. Захарово было постоянным местом пребывания Пушкиных в летние месяцы. Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, брала на себя домашние заботы, нанимала учителей, сама учила детей. Знала бабушка и огромное множество русских сказок, былин. Поведала она тогда внуку предания и из семейной хроники Пушкиных и Ганнибалов.

Модное тогда французское воспитание Пушкин получал преимущественно в доме отца и матери, где разговорным языком был французский, — от гувернеров, от дяди Василия Львовича до именитых гостей. Поэт упоминал двух своих учителей: Монфора и Русло. Благодаря Монфору Пушкин усовершенствовался во французском языке, чем заметно отличался от остальных лицеистов; за это они его с первых же дней прозвали «французом».

Модное тогда французское воспитание Пушкин получал преимущественно в доме отца и матери, где разговорным языком был французский, — от гувернеров, от дяди Василия Львовича до именитых гостей. Поэт упоминал двух своих учителей: Монфора и Русло. Благодаря Монфору Пушкин усовершенствовался во французском языке, чем заметно отличался от остальных лицеистов; за это они его с первых же дней прозвали «французом».

Когда поэту было 8—9 лет, произошла резкая перемена в его характере: из рассеянного, флегматичного увальня он превращается в живого, остроумного мальчика, все легко схватывающего, с резкими перепадами настроений, с затаенным богатым внутренним миром. По свидетельству Ольги Павлищевой, брат 9 лет, подражая Мольеру, сочинил по-французски маленькую пьеску «Похититель».

Когда поэту было 8—9 лет, произошла резкая перемена в его характере: из рассеянного, флегматичного увальня он превращается в живого, остроумного мальчика, все легко схватывающего, с резкими перепадами настроений, с затаенным богатым внутренним миром. По свидетельству Ольги Павлищевой, брат 9 лет, подражая Мольеру, сочинил по-французски маленькую пьеску «Похититель».

В августе 1810 г. правительство приняло решение об учреждении Лицея. При содействии А.И. Тургенева будущего поэта внесли в списки поступающих в Царскосельский лицей. Вероятно, между 16 и 20 июля 1811 г. дядя Василий Львович отправился с племянником Александром в Петербург определять его в это учебное заведение. Александр покидал родительский кров без всякого сожаления.

В августе 1810 г. правительство приняло решение об учреждении Лицея. При содействии А.И. Тургенева будущего поэта внесли в списки поступающих в Царскосельский лицей. Вероятно, между 16 и 20 июля 1811 г. дядя Василий Львович отправился с племянником Александром в Петербург определять его в это учебное заведение. Александр покидал родительский кров без всякого сожаления.

Няня Пушкина, Арина Родионовна, родилась 10 апреля 1758 г. в деревне Лампово Петербургской губернии. Мать ее и отец были крепостными. Как крепостная крестьянка, няня фамилии не имела. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». После рождения Ольги (старшей сестры поэта) Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных. В 1824—1826 гг. Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание.

Няня Пушкина, Арина Родионовна, родилась 10 апреля 1758 г. в деревне Лампово Петербургской губернии. Мать ее и отец были крепостными. Как крепостная крестьянка, няня фамилии не имела. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». После рождения Ольги (старшей сестры поэта) Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных. В 1824—1826 гг. Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание.

Выразительное чтение стихотворения «Няне» В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Пушкину свои сказки, пела песни. Знала она их великое множество. Рассказывала няня прекрасно. Все в семействе Пушкина удивлялись меткости ее языка, повторяли ее словечки. Частенько, принимаясь сказывать сказку, Арина Родионовна начинала с присказки. Присказок было множество. Но любимая была: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет».

Выразительное чтение стихотворения «Няне»

В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Пушкину свои сказки, пела песни. Знала она их великое множество. Рассказывала няня прекрасно. Все в семействе Пушкина удивлялись меткости ее языка, повторяли ее словечки. Частенько, принимаясь сказывать сказку, Арина Родионовна начинала с присказки. Присказок было множество. Но любимая была: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет».

В долгие деревенские вечера Пушкин не только слушал Арину Родионовну, но и сам читал ей многое из того, что сочинял. После отъезда Пушкина няня скучала, беспокоилась о нем, ездила даже в Петербург справиться о своем воспитаннике, привозила деревенские дары. Арина Родионовна часто ездила на ближайшую почтовую станцию в надежде услышать о Пушкине от проезжих из Петербурга. С восхищением слушала их мимолетные рассказы о том, как громко в России звучит имя Александра Сергеевича.

В долгие деревенские вечера Пушкин не только слушал Арину Родионовну, но и сам читал ей многое из того, что сочинял. После отъезда Пушкина няня скучала, беспокоилась о нем, ездила даже в Петербург справиться о своем воспитаннике, привозила деревенские дары. Арина Родионовна часто ездила на ближайшую почтовую станцию в надежде услышать о Пушкине от проезжих из Петербурга. С восхищением слушала их мимолетные рассказы о том, как громко в России звучит имя Александра Сергеевича.

В деревне Кобрино, где жила няня Пушкина Арина Родионовна с 1781 до 1797 г., ее домик чудом уцелел и после реставрации обрел первоначальный облик. Он интересен уже тем, что это одна из редких сохранившихся жилых деревянных построек XVIII в. В домике представлено убранство бедной крестьянской избы того времени, состоящей из одной комнаты: русская печь, полати, крестьянский стол, лавки, иконы, лубочные картинки на сказочный сюжет, лари и ларцы, печная утварь, крестьянская одежда.

В деревне Кобрино, где жила няня Пушкина Арина Родионовна с 1781 до 1797 г., ее домик чудом уцелел и после реставрации обрел первоначальный облик. Он интересен уже тем, что это одна из редких сохранившихся жилых деревянных построек XVIII в. В домике представлено убранство бедной крестьянской избы того времени, состоящей из одной комнаты: русская печь, полати, крестьянский стол, лавки, иконы, лубочные картинки на сказочный сюжет, лари и ларцы, печная утварь, крестьянская одежда.

Перечитаем 1 четверостишие. От чьего лица ведется повествование? В какие дни поэта утешала и поддерживала няня? Почему няня давно ждет своего воспитанника? 1 часть – обращение к няне.

Перечитаем 1 четверостишие.

  • От чьего лица ведется повествование?
  • В какие дни поэта утешала и поддерживала няня?
  • Почему няня давно ждет своего воспитанника?

1 часть – обращение к няне.

Перечитаем 2 четверостишие. Из-за чего горюет няня? 2 часть – томительное ожидание.

Перечитаем 2 четверостишие.

  • Из-за чего горюет няня?

2 часть – томительное ожидание.

Перечитайте 3 четверостишие. Почему ворота «забытые»? Какие цвета преобладают в данном отрывке? Какие чувства испытывает няня? 3 часть – переживания няни.

Перечитайте 3 четверостишие.

  • Почему ворота «забытые»?
  • Какие цвета преобладают в данном отрывке?
  • Какие чувства испытывает няня?

3 часть – переживания няни.

Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С. Пушкина «Няне»? Лирический герой глубоко страдает, он испытывает чувство вины за долгое отсутствие . Поэтом создан трогательный образ любящей женщины. Чувства няни понятны любой женщине — матери, самоотверженно заботящейся о своих детях, бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, являясь отражением его человечности.
  • Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С. Пушкина «Няне»?

Лирический герой глубоко страдает, он испытывает чувство вины за долгое отсутствие . Поэтом создан трогательный образ любящей женщины. Чувства няни понятны любой женщине — матери, самоотверженно заботящейся о своих детях, бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, являясь отражением его человечности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать «Зимнее утро» и «Зимний вечер» А.С. Пушкина

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать «Зимнее утро» и «Зимний вечер» А.С. Пушкина