А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Противоборство добрых и злых сил в сказке.
Урок-исследование
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Учитель рассказывает притчу.
Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Объект исследования - сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.
Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Слайд 1.
Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.
Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».
- А как вы понимаете смысл этой пословицы?
Видеть красоту внутреннюю и внешнюю
Ценить человека по поступкам, совершаемым им
1. Задание: собери слово.
К И Н П У Ш
Учащиеся отгадывают слово, записанное на доске.
Учитель: А.С.Пушкин – великий русский поэт. Самый любимый писатель. Его
книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. А
что вы можете рассказать о нем?
Слово о Пушкине
Ученик: Пушкин – это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы
впервые слышим его в самом раннем детстве и еще , не умея читать,
- Можно ли утверждать, что добро и зло – противоположные понятия. (Да, это разные вещи)
- Встречаемся ли мы с понятием добра и зла в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»? (ответы учащихся).
- Это и будет нашим проблемным вопросом : ПОЧЕМУ В СКАЗКЕ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО и мы постараемся ответить на этот вопрос. (записать на доске проблемный вопрос, на слайде тоже есть).
Сказки ,рассказанные няней Пушкина, оставили большой след в его
сознании. О том, как сам Пушкин слушал нянины сказки и как их любил, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь ли мои занятия. До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…, что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин по-настоящему, крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, обращенных к ней.
СЛАЙД 2
2. Беседа с учениками.
Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.
(Книга).
Викторина «Откуда эти строки?»
(Учитель читает отрывки, ученики отгадывают название сказки).
Три девицы под окном пряли поздно вечерком…
(«Сказка о царе Салтане»)
Вот неделя, другая проходит, еще пуще старуха вздурилась…
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело…
(«Сказка о Золотом Петушке»)
Жил-был поп, толоконный лоб,
Пошел поп по базару, посмотреть кой- какого товару…
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна…
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Учитель: Да, это «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сказка начинается с грустной ноты, поэтому мы читаем отрывок задушевно, тихо. И пейзаж зимний тоже грустный, он похож на настроение царицы, которая долго ждет царя.
Ученик: (читает отрывок)
Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет- пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи.
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
СЛАЙД 4
II. Актуализация новых знаний.
Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?
Ей в приданое дано
Было лишь оно одно,
Свойство волшебное имело:
Говорить оно умело. (Зеркало).
СЛАЙД 5
1.В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?
2.Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)
3.Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)
4.Какой герой ЗЕРКАЛО? положительный
– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)
- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога царицы наизусть заранее подготовленным учеником, инсценировка).
Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?
Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.
Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки.
Слайд5
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают
Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей - и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.
Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи
- А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?
( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).
- В каком эпизоде сказки Пушкин впервые показывает нам истинное лицо царицы?
(«Ах, ты..»).
- Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?
(Чёрным).
- Использует ли Пушкин слова с корнем –чёрн- в этом отрывке?
(Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка, а кто такая Чернавка?)
- Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?
Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха - ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это. Красота и зло.
- Как вы представляете себе молодую царевну? ( Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной. )
СЛАЙД 6
| Царица | Царевна | |
Внешность | Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва | |
Поведение, характер | Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая | Красавица-душа Милая Приветливая | |
Цветовая гамма | Черны (зависть) | Белый Красный Румяный Рефлексия. Составление коллективного синквейна. Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где: Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы Учитель. Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн. ( На доске пишет учитель) 1. ЦАРЕВНА 1. ЦАРИЦА, 2. красивая, кроткая 2. жестокая, своенравная 3. расцвела, догадалась 3. ненавидит, завидует, просит, сквернословит 4. Обещает отблагодарить. 4. Готова на все, лишь бы быть лучше всех. 5. ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ 5. ЗЛО. МОНСТР. (1 слово | |
СЛАЙД 7 | | | |
Следующий этап нашего исследования. Вновь волшебная шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра. Догадайтесь, какая.
(Семь). СЛАЙД 8
- В каком эпизоде сказки мы встречаемся с этой цифрой?
Зачитываем этот отрывок. Сама читаю
(Действительно ли, люди добрые живут.)
- Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей?
- Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?
А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь.
(Физпауза). Попрошу вас всех встать.
Поднимает руки класс- это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять
И за парты тихо сесть – это шесть,
Улыбнуться нужно всем – это семь!
- Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь?
Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:
Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
(Яблоко). СЛАЙД 9
- В каком эпизоде сказки говорится о яблоке? Что оно означает?
- В кого превращается мачеха в этом отрывке? (Черница).
- Почему Пушкин использует слово с корнем –чёрн-?
- Что оно принесёт? (Смерть).
- Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока?
Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть. Царевна умирает и богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб. Почему?
С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».
- Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)
Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.
- Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. видеофрагменты
- Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?
- Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»
- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)
- Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну? (Царевна ожила).
- Что происходит в конце сказки? (Мачеха умирает).
- Что послужило предвестником этого несчастья? (Зеркало разбилось).
Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье.
- Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу (в парах)
Отрицательные герои | Положительные герои | Герои-помощники |
Мачеха (зло в мире) Чернавка | - Семь богатырей - Молодая царевна -Елисей | - Силы природы: Солнце, месяц, ветер. - зеркальце (всегда говорит правду) |
Обобщение
Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать, причинить зло другим.
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
- Как разворачиваются события дальше?
- Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.
Учитель
В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.
- А что же происходит со злой царицей-мачехой?
- Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.
Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».
И никто не пожалел, что царицы не стало.
Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.
Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …
- Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина
Снятие утомления с глаз. Слайд 9
Учитель
В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.
- А что же происходит со злой царицей-мачехой?
- Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.
- Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.
Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»
- Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).
- Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)
- Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).
Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.
- Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»
- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)
— Нарисуем два символических дерева(слайд11)
дерево добра дерево зла
— Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?
(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)
ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека
— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?
(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)
— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)
Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.
1. Чей это портрет?
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого. (Царевна.)
2. Чей это портрет?
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица.)
3. Кто и к кому обращается со словами?
Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя. (Царевна к Чернавке.)
4. Кто и к кому обращается со словами?
Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал.
Да хозяев поджидал. (Старший богатырь к царевне.)
5. Кто и к кому обращается со словами?
Не видал я девы красной,
На стороже я стою
Только в очередь мою. (Месяц к Королевичу Елисею.)
II-й уровень сложности
1. Какие пословицы, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие – к царевне?
При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)
Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. (Царица.)
На языке мед, а на сердце – лед. (Царица.)
Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)
Белые руки чужие труды любят.
Берут завидки на чужие пожитки.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Не всё то золото, что блестит.
4. Восстановите полный текст пушкинских строк:
Позвала к себе … (Чернавку)
И наказывает ей,
… девушке своей, (сенной)
Весть царевну … лесную (в глушь)
И, связав ее, живую
… оставить там (под сосной)
На съедение … (волкам).
Инсценировки понравившихся отрывков из сказки
Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток –
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
- Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
В сказках добро всегда побеждает зло.
Выставление оценок
- Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?
- В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?
Слайд 21
Домашнее задание .
Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» - сказал мыслитель Альберт Швейцер.
V. Итоги урока.
Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием своей мачехи).
- Итак, проанализировав героев сказки, мы можем сделать вывод: добро побеждает зло . Почему?
(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо бороться.)
- В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу Добра над Злом. А в жизни всё по- другому, иначе Зло будет торжествовать.
Чему нас научила сказка Пушкина? И считаете ли вы себя добрыми?
Домашнее задание
Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
Выставление оценок
Рефлексия
Я желаю, чтобы мы с вами всю жизнь купались в океане добрых дел и поступков всю жизнь!
В сказках добро всегда побеждает зло.
- Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).
Как вы считаете какая из пословиц может стать итогом нашего урока:
-Хоть зло сильно – всему вредит, добро на свете победит!
-От доброго слова и лёд тает
- Мир не без добрых людей
Вопрос. | Ответ. |
Да. | Нет. | Затрудняюсь ответить. |
На уроке я работал активно | | | |
Своей работой на уроке я доволен | | | |
Урок для меня показался длинным | | | |
За урок я устал | | | |
Мое настроение стало лучше | | | |
Материал урока мне был понятен | | | |
Домашнее задание показалось мне сложным и неинтересным | | | |