Дата________
План - конспект урока литературы в 5 классе
Тема: А.С. Пушкин "Сказка о царевне и семи богатырях"
Цели и задачи:
Обучать вдумчивому прочтению сказки; работать над языком художественного произведения;
Развивать креативные способностей у детей, умение давать оценку герою, связывать с жизнью двух миров и своим миром.
Нравственное воспитание: проследить, к чему приводит человеческая гордость, зависть и себялюбие, какие трудности преодолевают герои и как помогает им любовь.







Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации.
Ход урока.
Оргмомент.
Контрольно-подготовительный этап
1. Разминка: - Назовите дату рождения А.С. Пушкина
- Как называлось учебное заведение, в котором учился поэт?
- Почему о Пушкине говорят «Великий поэт, сказочник, прозаик»?
- У Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у Пушкина?
2. Формулировка темы урока и целей.
3. Пословицы и поговорки.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение сказок. Думаю, вы без труда определите, к каким героям и в каких ситуациях относятся данные пословицы: 1. Где счастье родится, там и зависть плодится. 2. Завистливый по чужому счастью сохнет. 3. Немил и белый свет, когда милого нет. 4. Сердцу не прикажешь. 5. Смерть злым, а добрым вечная память. Для милого дружка и сережка из ушка.
Без милого и свет постыл.
Работа по теме.
Выборочное чтение и анализ сказки по вопросам.
- Что мы узнали о характере царицы в начале сказки?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
- Всегда ли она была таковой?
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
- Какие чувства испытывала царица, когда волшебное зеркальце говорило о ее красоте и превосходстве?
Царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
- В чем видна гордость, себялюбие?
В осанке, во взгляде.
- О чем говорит тот факт, что лишь с зеркальцем царица была добродушна, весела?
- Когда царица узнала о красоте царевны?
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
- Как изменилась царица, узнав о красоте царевны?
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
- Как изменилась речь царицы, узнав о красоте царевны?
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
- Да. Наполнилась черной завистью душа царицы. О чём она спрашивает зеркальце повторно?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?” Зеркальце в ответ:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.





- 

Что предпринимала царица, чтобы избавиться от соперницы?
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
- Найдите комментарий Пушкина
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась
И до смерти испугалась
- Что спасло царевну в первый раз?
Любовь Чернавки, ее доброе сердце.
- Доброта спасает жизнь царевне и доброта же губит ее. Что я имею в виду? (Помощь Чернице).
- Давайте найдем описание встречи царевны с переодевшейся царицей и прочитаем.
…нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. “Постой.
Бабушка, постой немножко, -
Ей кричит она в окошко, -
Пригрожу сама я псу
И кой - что тебе снесу”.
Встреча точек зрения: ***Получается, права пословица: Не хочешь себе зла - не делай людям добра.
***Добро нужно делать всегда,…
- Вы правы, без худа добра не бывает. Как знать, может быть не нашел бы королевич Елисей свою невесту, не случись все именно так.
Инсценировка обращения Елисея к Солнцу:
“Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Инсценировка обращения Елисея к Месяцу
“Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Инсценировка обращения Елисея к Ветру.
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
- Однако сказка не была бы таковой, если бы не элементы волшебства. О чем я говорю? (О волшебном зеркале, что умело говорить. О яблоке, усыпившем царевну. О ветре, месяце и солнце, которые говорили человеческими голосами. О чудесном пробуждении царевны).
- Кто подсказал Елисею дорогу?
Я жених её”. — “Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста”.
Чтение сцены пробуждения царевны от сна.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами;
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
Вспомните пословицу: Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. Как вы понимаете ее смысл? Как раскрыл смысл пословицы Пушкин?
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: “Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее”.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
Обобщение. Подведение итогов.
- Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из этой сказки?
- К чему приводит гордость, зависть и чрезмерное любование собой?
- На чьем месте вы бы не хотели оказаться? Что для этого нужно?




Дома: Сочинение-обращение к литературному герою. Напишите, какие чувства вы испытываете к царице и к царевне. Придумайте тему. Используйте пословицы.


Спасибо за подготовку к уроку, активную работу на уроке.