Урок по литературе для 6 класса
Какое время года вам нравится ?
зима
I группа
Я чувствую…
II группа
Я слышу…
III группа
Я представляю…
.
- О каком времени суток написал музыку Эдвард Григ ? - О чём это произведение?
Солнышко всходит,
И небо светлеет,
Природа проснулась,
И утро пришло.
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»
Цели урока:
- Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина,
- Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта;
- Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
Представьте, что сейчас зима.
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
северная Аврора северная звезда вечор нынче нега
мгла мутное небо дремлешь янтарный блеск
ФИЗМИНУТКА
Выразительно прочитайте первую строфу стихотворения
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
К.А.Саврасов «Зима»
Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств?
Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.
С.Ю.Жуковский «Зима»
Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно:
Как и почему меняется настроение во второй строфе?
Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи».
Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.
Антитеза -
противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи.
Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
С.Ю.Жуковский «Иней»
Какими красками нарисована природа в третьей строфе?
В.Д.Поленов «Ранний снег»
Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.
Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь, не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Можно ли услышать, что происходит в доме?
… Веселым треском
Трещит затопленная печь
Согласные звуки [ р ] , [ т ] , [ с ] , [ щ ] помогают передать треск дров в печи
Аллитерация -
повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности речи.
Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Л.Л.Каменев «Зимняя дорога»
Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты?
Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни.
И.И.Шишкин «Зима»
Что изображает поэт в стихотворении?
А.С.Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество.
Домашнее задание
- Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть;
- Нарисовать иллюстрации к стихотворению;
- Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике.
Спасибо за урок!