СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Т. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: применения знаний, умений и навыков.

Цель: знакомство с писателем-сатириком А.Т. Аверченко; анализ памфлетов «Дюжина ножей в спину революции».

Развивающая – учить  работать с текстом, самостоятельно мыслить, отвечать на  проблемные вопросы, делать выводы.

 Обучающая –  формировать навыки публичного выступления,  учить  анализировать художественное произведение; закреплять умение  давать характеристику главным героям.

Воспитывающая - воспитывать  интерес к творчеству А.Т. Аверченко, прививать любовь к родному слову, привлекать  внимание  к истории своей страны.

Планируемые результаты.

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

– проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– добиваться осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

Метапредметные:  самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к

целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,

интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать

произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к

ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать

в диалог с другими читателями.

Межпредметные связи: русский язык, история, ИЗО.

Оборудование: мультимедийная доска. Презентация.

Просмотр содержимого документа
«А.Т. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»»

Урок литературы в 11 классе

А.Т. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»

Учитель Дерусова Е.П.


Тип урока: применения знаний, умений и навыков.

Цель: знакомство с писателем-сатириком А.Т. Аверченко; анализ памфлетов «Дюжина ножей в спину революции».

Развивающая – учить работать с текстом, самостоятельно мыслить, отвечать на проблемные вопросы, делать выводы.

Обучающая – формировать навыки публичного выступления, учить анализировать художественное произведение; закреплять умение давать характеристику главным героям.

Воспитывающая - воспитывать интерес к творчеству А.Т. Аверченко, прививать любовь к родному слову, привлекать внимание к истории своей страны.

Планируемые результаты.

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

– проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– добиваться осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к

целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,

интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать

произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к

ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать

в диалог с другими читателями.

Межпредметные связи: русский язык, история, ИЗО.

Оборудование: мультимедийная доска. Презентация.


1 Ход урока

2 Оргмомент


(Приветствие, запись в тетради темы урока)

3 Проверка домашнего задания проверяется в ходе урока


4 Мотивация учебной деятельности


Слово учителя: Представление о литературной ситуации не может быть полным без юмористических и сатирических страниц. В начале 20 века журнал «Стрекоза», в котором когда-то печатался юный А.П Чехов, в 1908 году переименован группой писателей в новое название «Сатирикон». В 1913 оду он модернизировал свое название, став «Новым Сатириконом». В этом журнале сотрудничали талантливые и остроумные писатели Саша Черный, С. Городецкий, А. Аверченко. Гвоздем «каждого номера были произведения Аверченко, который выступал под самыми забавными псевдонимами: Медузы Горгоны, Фальстафа, Фомы Опискина. Но рассказы подписывал своей фамилией.

Слайд №1



В1910г. Аверченко выпустил три сборника рассказов, прославивших его как русского Твена: «Веселые устрицы», «Рассказы (Юмористические)» и «Зайчики на стене». В 1912 г. Выходят книги «Круги на воде» и «Рассказы для выздоровления», в которых царит атмосфера здорового юмора.

Слайд №2



5 Актуализация опорных знаний учащихся.

Теория литературы. Словарная работа. (Запись в тетрадях)

Памфлетразновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон.

Сатира – произведение искусства, в котором резко изображаются, обличаются отрицательные явления действительности.

Фельетонмалый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности.

Реминисценциячерты чужого или ранее написанного произведения , навеянные воспоминаниями о таких произведениях.


6 Истрия создания

Проверка домашнего задания

(Выступление ранее подготовленного ученика)

- Николай- 2 пригласил главного сатриконца на встречу, но тот демонстративно отказался: как можно, ведь николаевский строй был страшным. Казалось бы, человек так яро критикующий режим, должен был воспрянуть духом, когда случилось две революции подряд. В отличие от кровавого режима Николая-2, при котором «Сатирикон» все же печатал свои карикатуры, большевики не стали церемониться с юмористами. Журнал закрыли и выписали ордер на арест Аверченко, но он успел бежать. Оказавшись на юге среди белогвардейцев, Аверченко разворачивает свою сатиру на 180 градусов и теперь громит большевиков. В 1920 году Он выпускает книгу «Дюжина ножей в спину революции», названный Лениным "высокоталантливой книжкой, озлобленного до умопомрачения белогвардейца". Его герои - дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие - с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Ножи Аверченко для царской власти оказались острее, поскольку помогли случиться той самой революции, против которой он был бессилен. В отличие от своих братьев по перу. Аверченко провел свои годы в довольно комфортной обстановке в Чехии, не особо нуждаясь в деньгах. Страны, которую он знал – России - больше нет. Был ли он прав? Да. Ведь он делал все, что делал бы любой социально ответственный гражданин, - бичевать пороки, пошлость, ложь и лицемерие.

6 Беседа по рассказам из книги «Дюжина ножей в спину революции»

Слайд № 3




- Какие традиции русской литературы продолжает Аверченко? (Традиции русской сатиры, русской литературы – Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова).


-Какие проблемы поднимает в своих рассказах Аверченко? (Утраченные надежды, бессилие власти, жалкое положение России в мире, голод, дети и война, тоска по родине, почему одним все, другим – ничего?)


7. Работа с текстом

7.1 «Поэма о голодном человеке», анализ

Опрос.


- Каков сюжет произведения?

(Ответ ученика, индивидуально подготовившего ответ на вопрос.)


Слайд №4



- В поэме о голодном человеке действие происходит в большевистском Петрограде.

Но автор пишет не о зверствах большевиков, а о судьбе простых, измученных людей, цепляющихся за свои воспоминания о еде, как за последние кусочки старого мира. Тема еды становится одной из центральных в творчестве писателя.

«То, о чем я хочу сейчас написать, ужасно трудно выразить в словах Так и подмывает сесть за рояль, с треском опустить руки на клавиши - и все, как есть, перелить в причудливую вереницу звуков, грозных, тоскующих, жалобных, тихо стонущих и бурно проклинающих…»

Улыбку вызывает и сам характер диалога действующих лиц:

Начнем, что ли? Сегодня чья очередь?

Моя.

Ничего подобного. Ваша позавчера была. Еще вы рассказывали о макаронах с рубленой говядиной.

О макаронах Илья Петрович рассказывал. Мой доклад был о панированной телячьей котлете с цветной капустой. В пятницу.

Тогда ваша очередь. Начинайте. Внимание, господа!

Комическое действо постепенно перерастает в вопль души, растоптанной новым режимом. Доведенные до безумия голодные люди поднимают комнатный мятеж, грозя карой идеологам пролетарского государства. И здесь в повествование врывается грустно-саркастическая нота сил у восставших хватает лишь на то, чтобы добежать до порога гостиной.

Отдышавшись, обессиленная компания возвращается к прерванному вспышкой негодования занятию Финал Поэмы возвращает нас к мрачной патетике пролога Тысяча первая голодная ночь уходила ковыляя, шествовало на смену тысяча первое голодное утро.

- Кого показывает автор в этом произведении?

(Аверченко показывает людей, доведенных до крайней степени отчаяния, людей, для которых уже не существует политических, деловых, научных проблем - все их силы тратятся на выживание.)

- Какую проблему поднимает автор? (голод)

- Можно ли увидеть в этом памфлете реминисценцию?

(Завязка напоминает щедринский сарказм: генералы из известной сказки, очутившись на необитаемом острове, тоже предаются гастрономическим воспоминаниям).

Физминутка

7.2 Самостоятельная работа

- Какой можно сделать вывод? Запишите его в тетради.

Примерный вывод: поэма о голодном человеке - еще один нож возмездия. Это скорбно - патетическое вступление предваряет рассказ о том, как компания голодающих из бывших собирается на одной из петербуржских квартир, чтобы поделиться воспоминаниями о безвозвратно ушедшей эпохе заказных вин и изысканных закусок. Аверченко показывает людей, доведенных до крайней степени отчаяния, людей, для которых уже не существует политических, деловых, научных проблем - все их силы тратятся на выживание.

7.3 «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»

- Каков сюжет произведения?

(Ответ ученика, индивидуально подготовившего ответ на вопрос)



- «Ровно десять лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего подлого гнусного хозяина кровопийцы поденную плату за девять часов работы - всего два с полтиной» Так начинается рассказ Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина. Это пародийно-ироническая завязка воспроизводит известную формулу ограбления рабочих капиталом. Но далее следует подробный перечень покупок, сделанных беднягой Пантелеем на упомянутые деньги, выделив часть их на ремонт сапог, он приобрел пол фунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, пол бутылки водки, бутылку пива и десяток папирос, и все это на суточный заработок! Одновременно с этим включается естественный механизм пролетарской ненависти. Пантелей гневно клеймит богачей-эксплуататоров, наживающихся на труде бесправного народа.

Герой мечтает о свободе для трудящихся: «То-то мы бы пожили по-человечески». С безотрадной картиной перекликается второй сюжет, рисующий положение рабочего Грымзина после обретения свободы в результате победившей революции: о ветчине и шпротах теперь можно лишь мечтать, а на суточный заработок гегемон приобретает лишь фунт полубелого хлеба и бутылку ситро.

В финале рассказа звучит авторская оценка происходящего в России: «Эх, Пантелей, Пантелей, здорового ты дурака свалял, братец ты мой».

- Какие проблемы понимает автор?

(почему одним все, другим – ничего?)

7.4 Самостоятельная работа

- Какой можно сделать вывод? Запишите его в тетради.

Примерный вывод: Аверченко убеждает читателя в том, что в классовой борьбе не может быть победителей и побежденных от революции в равной степени пострадали и представители господствующих классов, и те, ради кого было раздуто пламя революционного мятежа. Все общество оказалось вовлечено в разрушительное действо, а огромная страна уподобилась поезду, сошедшему с рельс.

7.5 «Трава, примятая сапогом»

Слайд № 5

- Каков сюжет произведения?

(Ответ ученика, индивидуально подготовившего ответ на вопрос)

- В рассказе «Трава, примятая сапогом» авторская позиция показана через диалог повествователя с маленькой девочкой. «Знаешь, ты ужасно комичный», - замечает в адрес собеседника маленькая героиня. Диалог ребенка и взрослого, в совершенстве владеющего умением серьезно говорить с детьми, изобилует трогательными деталями и подробностями разговор о здоровье многоуважаемой куклы, обещание автора расправиться с обидчиком комаром, стихи о Максе, который вечно ноет. На фоне этой легкой словесной игры резким диссонансом звучат поражающие своей недетскостью рассуждения восьмилетнего ребенка.

  - Что ты, братец,- какой же это пулемет? Пулемет чаще тарахтит. Знаешь, совсем как швейная машина щелкает. А это просто пачками стреляют. Вишь ты: очередями жарят. Ба-бах!

   -Ого,- вздрогнул я,- шрапнелью ахнули. Ее серый лукавый глаз глянул на меня с откровенным сожалением:

   - Знаешь, если ты не понимаешь - так уж молчи. Какая же это шрапнель? Обыкновенную трехдюймовку со шрапнелью спутал. Ты знаешь, между прочим, шрапнель, когда летит, так как-то особенно шуршит. А бризантный снаряд воет, как собака. Очень комичный.

   -Послушай, клоп,- воскликнул я, с суеверным страхом оглядывая ее розовые пухлые щечки, вздернутый носик и крохотные ручонки, которыми она в этот момент заботливо подтягивала спустившиеся к башмачкам носочки.- Откуда ты все это знаешь?!

   -- Вот комичный вопрос, ей-Богу! Поживи с мое - не то еще узнаешь.

Трагическое соединение несоединимого подчеркивает бесчеловечную, абсурдную сущность эпохи классовой борьбы. Вспоминая о бубенчике для котенка, героиня сетует: «Я и забыла, что мой бубенчик был с маминым золотом в сейфе, и коммунисты его по мандату комфина реквизировали!»

- Какая проблема выдвинута на первый план? (дети и война)

7.6 Самостоятельная работа

- Какой можно сделать вывод? Запишите его в тетради.

Примерный вывод: напоминание об искалеченных войной детских душах - еще один нож, оставляющий в железном теле революции незаживающую рану.

Главным возражением этому жестокому миру вражды и насилия является беззащитное детство, подобное молодой травке, примятой тяжелым кованым сапогом. По зеленой молодой травке ходят хамы в огромных тяжелых сапожищах, подбитых гвоздями. Пройдут по ней, примнут ее.

8 Заключительное слово учителя

Слайд № 6

- Продолжая традиции русской сатиры Аверченко актуален не только для своего времени, но и для нашего: объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались.

9 Рефлексия

- Какое название стал носить журнал «Стрекоза» с 1913?

-Под какими псевдонимами писал Аркадия Аверченко?

-Что является предметом сатиры А.Т. Аверченко? Приведите примеры.

-в чем вы видите актуальность в творчестве Аверченко?

10 Домашнее задание

Прочитать статью учебника о символизме (с.106-123).

11 Оценки за урок

Урок окончен.