СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа рассчитана на 102 часа в год. Включает раздел теоретической и функциональной подготовки.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей №1» города Магнитогорска
Согласовано: Заместитель директора по УВР _____________/ И.В.Долинная/ ФИО «_ » . 2018 г. | Согласовано: НМС ______________/ С.В Шогина / ФИО «___»____________2018г. Протокол № _1_ от «_ » . 2018 г. | Утверждаю: Директор МАОУ «МЛ № 1» _____________/ Л.В.Васильева/ ФИО «___»____________2018г. Приказ № от « » августа 2018 г. |
Рекомендовано: Зав. кафедрой ___________ /М.В.Андреева/ ФИО Протокол № _1 от «30» 08. 2018г. |
|
|
Программа (рабочая)
на дополнительные образовательные услуги «Путь к олимпу»
для 7-9-х классов»
на 2018-2019 учебный год
Разработчик:
Курочкина Ю. А.
учитель физической культуры
г. Магнитогорск, 2018 год
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного курса
Содержание курса
Тематическое планирование
Оценочные материалы
Список литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы В.И. Ляха М. Просвещение, 2012г, дополнена отдельными разделами спорта, теоретическим материалом и адаптирована для одарённых детей в области физической культуры и спорта.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года.
Актуальность: необходимость составления модифицированной программы олимпиадной подготовки по физической культуре возникла в связи с популяризацией Всероссийского этапа школьников в предметных олимпиадах; отсутствия программ и современных пособий по данному разделу. Таким образом, в этой программе обращается особое внимание на индивидуальное развитие ребенка, учитывается материально-техническое состояние образовательного учреждения и наличие спортивного инвентаря.
Программа по олимпиадной подготовке предназначена для обучающихся 7-9 классов (девушек и юношей).
Цель программы
содействие гармоничному физическому развитию обучающихся;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, повышение уровня физической подготовки;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта для участия во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре;
подготовка и участие в муниципальном, региональном, федеральном этапах олимпиады школьников по предмету «физическая культура».
Структура программы
Программа состоит из 2-х основных разделов: теоретического и практического и опирается на объём знаний и умений, полученных в объёме школьной программы и при изучении дополнительного углублённого обучения базовым двигательным действиям и освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры и спорта.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате прохождения курса учащиеся должны знать и уметь:
Теоретический раздел:
основы знаний по физической культуре и спорту: оздоровительное, спортивное, методическое, олимпийское направление, историю ФКиС.
технику безопасности при занятиях физической культурой
Практический раздел:
иметь достаточную функциональную подготовку;
Личностные результаты освоения курса «Путь к олимпу»:
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Предметные результаты освоения курса «Путь к олимпу»:
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Метапредметные результаты освоения курса «Путь к олимпу»:
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Содержание курса
Педагогические условия реализации программы
Эффективность реализации программы зависит от факторов:
- Материально-техническая база (наличие необходимого спортивного инвентаря);
- Способы передачи информации педагогом (выборы методов и форм работы, использование наглядных пособий);
- Вовлечение детей в физкультурную деятельность (развитие двигательных способностей);
- Организация воспитательной работы с детьми (индивидуальные беседы, лекционные занятия);
Создание благоприятного психологического климата на тренировках (учёт психологических особенностей занимающихся, добрые отношения между собой, исключение авторитарного стиля в работе педагога);
Учёт педагогом психологических физиологических особенностей учащихся при подготовке и проведении занятий.
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности:
словесные, наглядные, практические;
репродуктивные и проблемно-поисковые;
самостоятельная работа и под руководством преподавателя.
Форма работы на практических занятиях: тренировочные занятия, соревнования, контрольные испытания (тесты).
Формы работы на теоретических занятиях: лекции, тесты.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа (в течение года должно быть проведено 102 часа).
Содержание курса «Путь к олимпу» (1 год обучения)
Раздел «Основы теоретических знаний»
Социальные и психолого-педагогические характеристики физкультурно-спортивной деятельности.
Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности.
Основы теории и методики физической культуры
Тестирование (промежуточное и контрольное)
Раздел «Общая физическая подготовка»
Основы техники безопасности на занятиях, самоконтроля физического состояния
Легкая атлетика
Интервальная тренировка
Круговая тренировка
Гибкость
Система упражнений CrossFit
Тестирование уровня развития физических качеств
Распределение учебного времени
1-го года обучения
(68 часов в год)
№ п/п |
Содержание | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие: комплектование группы; цели и задачи работы; организационные вопросы. | 1 | 1
|
|
2 | Основы теоретических знаний
| 65 | 55 | 10 |
3 | Общая физическая подготовка
| 36 | 1 | 35 |
| Итого: | 102 | 57 | 45 |
Содержание курса «Путь к олимпу» (2 год обучения)
Раздел «Основы теоретических знаний»
Социальные и психолого-педагогические характеристики физкультурно-спортивной деятельности.
Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности.
Основы теории и методики физической культуры
Тестирование (промежуточное и контрольное).
Раздел «Общая физическая подготовка»
Основы техники безопасности на занятиях, самоконтроля физического состояния
Легкая атлетика
Интервальная тренировка
Круговая тренировка
Гибкость
Система упражнений CrossFit
Тестирование уровня развития физических качеств
Распределение учебного времени
2-го года обучения
(68 часов в год)
№ п/п |
Содержание | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие: комплектование группы; цели и задачи работы; организационные вопросы. | 1 | 1
|
|
2 | Основы теоретических знаний:
| 65 | 55 | 10 |
3 | Общая физическая подготовка:
| 36 | 1 | 35 |
| Итого: | 102 | 57 | 45 |
Тематическое планирование
Тематический план
для группы 1- года обучения
Раздел «Основы теоретических знаний»
№ пп | Тема | Количество часов | Планируемые образовательные результаты | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||||||
всего | теория | практика | |||||||||||
| Основы теоретических знаний | 65 | 55 | 10 | |||||||||
| Раздел №1. Социальные и психолого-педагогические характеристики физкультурно-спортивной деятельности | 10 | 10 |
| Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; Знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни
| Раскрывать понятия физическая культура, физическая культура личности, здоровый образ жизни Раскрывать основные понятия, связанные с олимпийским движением, историей физической культуры, физической культурой личности. Анализировать связь физической культуры с общей культурой человека, историческим развитием, эстетической, интеллектуальной, эмоциональной сферой личности
| |||||||
1 | Исторический процесс формирования физической культуры и спорта | 1 | 1 |
| |||||||||
2 | Современное Олимпийское движение | 1 | 1 |
| |||||||||
3 | Основные понятия теории физической культуры | 1 | 1 |
| |||||||||
4 | Социальная сущность и функции физической культуры | 1 | 1 |
| |||||||||
5 | Физическая культура в системе гуманитарного образования | 30мин | 30мин |
| |||||||||
6 | Физическая культура личности | 30мин | 30мин |
| |||||||||
7 | Эмоционально-волевое развитие личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности | 30мин | 30мин |
| |||||||||
8 | Развитие нравственной сферы личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности | 30мин | 30мин |
| |||||||||
9 | Развитие интеллектуальной сферы личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности | 30мин | 30мин |
| |||||||||
10 | Развитие эстетической сферы личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности | 30мин | 30мин |
| |||||||||
11 | Ценности физической культуры человека | 1 | 1 |
| |||||||||
12 | Социализация и саморазвитие, самосознание и самовоспитание в процессе физкультурно-спортивной деятельности | 1 | 1 |
| |||||||||
13 | Физическая культура и здоровый образ жизни | 1 | 1 |
| |||||||||
| Раздел №2 Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности | 14 | 14 |
| Знания по основам личной гигиены, рационального питания и организации режима дня Знания о физиологии мышечной деятельности человека, работоспособности и выносливости организма Понимание физической культуры как средства совершенствования физического развития, функциональных возможностей организма Знания о влиянии факторов гигиены на оптимизацию физического состояния, умственную работоспособность. | Анализируют связь личной гигиены, рационального питания со здоровьем человека Раскрывают понятия здоровый образ жизни, личная гигиена человека, режим дня, рациональное питание, вредные привычки. Раскрывают понятия мышечная деятельность, мышечная работоспособность, физиология. Выявляют основные характеристики мышечной деятельности человека Объясняют особенности мышечной деятельности при занятиях различными видами деятельности. | |||||||
14 | Закономерности индивидуального развития человека | 2 | 2 |
| |||||||||
15 | Общие закономерности и специфические особенности влияния физических упражнений на развитие организма детей школьного возраста | 1час 30мин | 1час 30мин |
| |||||||||
16 | Роль занятий физической культурой и спортом в повышении функциональных возможностей организма человека | 1час 30мин | 1час 30мин |
| |||||||||
17 | Личная гигиена спортсмена и гигиенические требования к местам занятий физическими упражнениями | 1 | 1 |
| |||||||||
18 | Основы рационального питания | 2 | 2 |
| |||||||||
19 | Роль физической культуры в профилактике вредных привычек | 2 | 2 |
| |||||||||
20 | Физиология мышечной деятельности | 2 | 2 |
| |||||||||
21 | Физиологические основы мышечной работоспособности | 2 | 2 |
| |||||||||
| Раздел № 3 Основы теории и методики физической культуры | 19 | 19 |
| Понимание спорта как социо-культурного феномена, канонов атлетической красоты. Знания теории и методики физического воспитания: методов, средств, форм организации и построения занятий. Знания особенности дозирования нагрузок, виды отдыха. Знания зимних и летних олимпийских видов спорта. Знания о системах оздоровительных упражнений Востока, Европы. | Анализируют связь величины нагрузки и интервалов отдыха Описывают зависимость физических качеств от факторов врожденных и приобретенных Раскрывают понятия средства и метод физ.воспитания, вид спорта, спортивная дисциплина, физические качества, формы занятий физической культурой. Выявляют отличия видов отдыха и их влияния на организм. Описывают особенности судейства соревнований различных видов спорта. | |||||||
20 | Средства и методы физического воспитания | 3 | 3 |
| |||||||||
21 | Цели, задачи, принципы физического воспитания | 1 | 1 |
| |||||||||
22 | Физические качества | 5 | 5 |
| |||||||||
23 | Нагрузка | 1 | 1 |
| |||||||||
24 | Спорт, как социально-культурный феномен | 1 | 1 |
| |||||||||
25 | Многообразие видов спорта | 1 | 1 |
| |||||||||
26 | Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений | 2 | 2 |
| |||||||||
27 | Каноны атлетической красоты | 1 | 1 |
| |||||||||
28 | Основы организации и судейства соревнований | 1 | 1 |
| |||||||||
29 | Подготовка России к 22 зимним Олимпийским играм. | 1 | 1 |
| |||||||||
30 | Формы построения занятий в физическом воспитании | 2 | 2 |
| |||||||||
| Раздел № 4 Олимпийские виды спорта | 12 | 12 |
| Знания истории развития и особенностей видов спорта Знания системы судейства различных видов спорта Знание правил соревнования и участия в олимпийских играх | Описывают правила соревнований олимпийских видов спорта. Сравнивают летние и зимние олимпийские игры Характеризуют необходимый фонд двигательных умений и навыков, необходимых в олимпийских видах спорта. | |||||||
31 | Лыжные виды спорта | 1 | 1 |
| |||||||||
32 | Коньковые виды порта | 1 | 1 |
| |||||||||
33 | Санные виды спорта | 30 мин | 30 мин |
| |||||||||
34 | Единоборства | 1 | 1 |
| |||||||||
35 | Летние игровые виды | 5 | 5 |
| |||||||||
36 | Гимнастика, водные виды спорта | 1час 30мин | 1час 30мин |
| |||||||||
37 | Остальные летние виды | 2 | 2 |
| |||||||||
| Раздел № 5 Промежуточное и контрольное тестирование | 10 |
| 10 | Способность контролировать и анализировать эффективность своих занятий. Умение выявлять ошибки в тренировочном процессе для их корректировки в дальнейшем | Выявляют допущенные ошибки в тренировочном процессе Оценивают собственные показатели физического развития и уровня овладения навыками. | |||||||
Всего | 65 | 55 | 10 |
|
|
Тематический план
для группы 2- года обучения
Раздел «Основы теоретических знаний»
№ пп | Тема | Количество часов | Планируемые образовательные результаты | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||||
всего |
|
| |||||||||
| Основы теоретических знаний | 65 |
|
| |||||||
| Раздел №1. Социальные и психолого-педагогические характеристики физкультурно-спортивной деятельности | 20 | 20 |
| Знания о современном состоянии и развитии физической культуры в обществе. Знания о истории возникновения физической культуры в мире и в России. Знания о принципах и правилах организации олимпийского движения в России Знания о мотивах приобщения к спорту Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни
| Раскрывают понятия: здоровый образ жизни, физическая культура личности, олимпиада, олимпийское движение. Описывают историю возникновения олимпийских игр, физической культуры Анализируют потребности личности в двигательной активности Устанавливают взаимосвязь между здоровьем и двигательной активность. Характеризуют специфику самостоятельных занятий физической культурой. | |||||
1 | Современная организация физической культуры и спорта | 2 | 2 |
| |||||||
2 | История физической культуры и спорта | 5 | 5 |
| |||||||
3 | История физической культуры и спорта в России | 2 | 2 |
| |||||||
2 | Физическая культура и спорт в России | 2 | 2 |
| |||||||
3 | Олимпийское движение в России | 2 | 2 |
| |||||||
4 | Виды двигательной деятельности | 1 | 1 |
| |||||||
5 | Система специальных знаний о физкультурно - спортивной деятельности | 1 | 1 |
| |||||||
6 | Потребности и мотивы в физкультурно- спортивной деятельности | 1 | 1 |
| |||||||
7 | Развитие самостоятельности и самодеятельности в процессе физкультурно-спортивной деятельности | 1 | 1 |
| |||||||
8 | Самоопределение и самореализация личности в физкультурно-спортивной деятельности | 1 | 1 |
| |||||||
9 | Приобщение личности к здоровому образу жизни | 1 | 1 |
| |||||||
| Раздел №2 Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности | 12 | 12 |
| Владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. Знания о методах контроля и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями Знания о рекреативных и реабилитационных средствах физической культуры, их использовании и применении в тренировочном процессе Знания о средствах, методах массажа и самомассажа и его воздействии на организм
| Раскрывают понятия: врачебно-педагогический контроль, самоконтроль, оперативный контроль состояния организма, профилактика, рекреация, реабилитация, массаж, работоспособность. Описывают основные средства самоконтроля и врачебно-педагогического контроля, виды контроля в тренировочном процессе. Объясняют воздействие средств реабилитации и массажа на организм. Характеризуют приемы массажа
| |||||
10 | Рациональная организация двигательной активности и режима человека | 1 | 1 |
| |||||||
11 | Основы врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом | 2 | 2 |
| |||||||
12 | Методы оценки состояния организма | 3 | 3 |
| |||||||
13 | Основные показатели состояния организма | 2 | 2 |
| |||||||
14 | Профилактика заболеваний и реабилитация занимающихся физической культурой и спортом | 2 | 2 |
| |||||||
15 | Методы сохранения и восстановления физической работоспособности | 2 | 2 |
| |||||||
16 | Основы массажа и самомассажа | 1 | 1 |
| |||||||
| Раздел № 3 Основы теории и методики физической культуры | 23 | 23 |
| Знания о средствах физической, технической, тактической, интегральной подготовке спортсменов Знания основных правил организации занятий физической культурой и требований к их проведению. Знания о влиянии занятий физической культурой на формирование социально-значимых качествах личности. Знания о способах определения физической и психической готовности личности к занятиям спортом и физической культурой | Раскрывают понятия: физическая, тактическая, техническая, интегральная подготовка, компоненты и формы физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка. Описывают средства и методы различных видов спортивной подготовки. Характеризуют отличительные особенности профессионально-прикладной подготовки.
| |||||
17 | Основные направления, компоненты и формы физической культуры | 3 | 3 |
| |||||||
18 | Основы физической подготовки | 2 | 2 |
| |||||||
19 | Основы технической подготовки | 2 | 2 |
| |||||||
20 | Основы тактической подготовки | 2 | 2 |
| |||||||
21 | Основы интегральной подготовки | 2 | 2 |
| |||||||
22 | Основные требования к организации и методике проведения занятий | 2 | 2 |
| |||||||
23 | Профессионально-прикладная физическая подготовка | 2 | 2 |
| |||||||
24 | Физическая культура как показатель социально-профессиональной зрелости | 2 | 2 |
| |||||||
25 | Формирование социально значимых физических качеств | 2 | 2 |
| |||||||
26 | Формирование социально значимых психических качеств | 2 | 2 |
| |||||||
27 | Определение физической и психической готовности | 2 | 2 |
| |||||||
| Раздел №4 Промежуточное и контрольное тестирование | 10 |
| 10 | Способность контролировать и анализировать эффективность своих занятий. Умение выявлять ошибки в тренировочном процессе для их корректировки в дальнейшем | Выявляют допущенные ошибки в тренировочном процессе Оценивают собственные показатели физического развития и уровня овладения навыками. | |||||
Всего | 65 | 55 | 10 |
|
|
Тематический план
для группы 1- года обучения
Раздел «Общая физическая подготовка»
№ пп | Тема | Количество часов | Планируемые результаты образовательной деятельности | Характеристика видов деятельности учащихся | ||||
всего | теория | практика | ||||||
1 | Техника безопасности на занятиях, методы самоконтроля физического состояния | 1 | 1 |
| Владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой Владение навыками и умениями, необходимыми при занятиях легкой атлетикой, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
| Описывают и демонстрируют технику выполнения беговых упражнений Анализируют правильность её выполнения, допущенные ошибки Применяют различные упражнения для развития физических качеств Характеризуют физические качества, которые позволяют развивать средства легкой атлетики. | ||
| Раздел №1 Легкая атлетика | 15 |
| 15 | ||||
2 | Бег на короткие дистанции | 5 |
| 5 | ||||
3 | Бег на средние дистанции | 5 |
| 5 | ||||
4 | Кроссовая подготовка | 5 |
| 5 | ||||
| Раздел №2 Интервальная тренировка | 6 |
| 6 | Владение навыками работы с предметами: набивными мячами, скакалками, с весом собственного тела, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки | Описывают и демонстрируют технику выполнения упражнений интервальной тренировки Анализируют правильность её выполнения, допущенные ошибки Применяют различные упражнения для развития физических качеств Характеризуют физические качества, которые позволяют развивать изученные упражнений. Обосновывают выбор интервалов отдыха при интервальной тренировке | ||
5 | Упражнения с набивными мячами
| 2 |
| 2 | ||||
6 | Упражнения со скакалкой
| 2 |
| 2 | ||||
7 | Упражнения с весом собственного тела
| 2 |
| 2 | ||||
| Раздел №3 Гибкость | 3 |
| 3 | Владение широким арсеналом упражнений для растягивания мышц, знания о их применении в тренировочном процессе, для восстановления работоспособности мышц и реабилитации. | Описывают и демонстрируют технику выполнения упражнений растяжки Анализируют правильность её выполнения, допущенные ошибки Применяют различные упражнения для развития гибкости | ||
8 | Упражнения системы Stretching | 3 |
| 3 | ||||
| Раздел №4 Круговая тренировка | 6 |
| 6 | Владение навыками работы с предметами: набивными мячами, скакалками, с весом собственного тела, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки | Описывают и демонстрируют технику выполнения упражнений круговой тренировки Анализируют правильность её выполнения, допущенные ошибки Применяют различные упражнения для развития физических качеств Характеризуют физические качества, которые позволяют развивать изученные упражнений. Обосновывают выбор интервалов отдыха при интервальной тренировке | ||
9 | Круговая тренировка без предметов | 3 |
| 3 | ||||
10 | Круговая тренировка с предметами | 3 |
| 3 | ||||
| Раздел №5 Упражнения системы CrossFit: | 5 |
| 5 | Владение навыками работы с предметами: набивными мячами, скакалками, с весом собственного тела, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки | Описывают и демонстрируют технику выполнения упражнений круговой тренировки Анализируют правильность её выполнения, допущенные ошибки Применяют различные упражнения для развития физических качеств Характеризуют физические качества, которые позволяют развивать изученные упражнений. Обосновывают выбор интервалов отдыха при интервальной тренировке | ||
11 | Упражнения со скакалками | 1 |
| 1 | ||||
12 | Виды прыжков | 1 |
| 1 | ||||
13 | Упражнения с утяжелением | 1 |
| 1 | ||||
14 | Упражнения с весом собственного тела | 1 |
| 1 | ||||
15 | Упражнения с канатом | 1 |
| 1 | ||||
| Тестирование уровня развития физических качеств | В процессе | Способность контролировать и анализировать эффективность своих занятий. Умение выявлять ошибки в тренировочном процессе для их корректировки в дальнейшем | Выявляют допущенные ошибки в тренировочном процессе Оценивают собственные показатели физического развития и уровня овладения навыками. | ||||
| Всего часов: | 36 | 1 | 35 |
|
|
Тематический план
для группы 2- года обучения
Раздел «Общая физическая подготовка»
№ пп | Тема | Количество часов | Планируемые результаты образовательной деятельности | Характеристика видов деятельности учащихся | ||||
всего | теория | практика | ||||||
1 | Техника безопасности на занятиях, методы самоконтроля физического состояния | 1 | 1 |
| Владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой Владение навыками и умениями, необходимыми при занятиях легкой атлетикой, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
| Описывают и демонстрируют технику выполнения беговых упражнений Анализируют правильность её выполнения, допущенные ошибки Применяют различные упражнения для развития физических качеств Характеризуют физические качества, которые позволяют развивать средства легкой атлетики. | ||
| Раздел №1 Легкая атлетика | 15 |
| 15 | ||||
2 | Бег на короткие дистанции | 5 |
| 5 | ||||
3 | Бег на средние дистанции | 5 |
| 5 | ||||
4 | Кроссовая подготовка | 5 |
| 5 | ||||
| Раздел №2 Интервальная тренировка | 6 |
| 6 | Владение навыками работы с предметами: набивными мячами, скакалками, с весом собственного тела, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки | Описывают и демонстрируют технику выполнения упражнений интервальной тренировки Анализируют правильность её выполнения, допущенные ошибки Применяют различные упражнения для развития физических качеств Характеризуют физические качества, которые позволяют развивать изученные упражнений. Обосновывают выбор интервалов отдыха при интервальной тренировке | ||
5 | Упражнения с набивными мячами
| 2 |
| 2 | ||||
6 | Упражнения со скакалкой
| 2 |
| 2 | ||||
7 | Упражнения с весом собственного тела
| 2 |
| 2 | ||||
| Раздел №3 Гибкость | 3 |
| 3 | Владение широким арсеналом упражнений для растягивания мышц, знания о их применении в тренировочном процессе, для восстановления работоспособности мышц и реабилитации. | Описывают и демонстрируют технику выполнения упражнений растяжки Анализируют правильность её выполнения, допущенные ошибки Применяют различные упражнения для развития гибкости | ||
8 | Упражнения системы Stretching | 3 |
| 3 | ||||
| Раздел №4 Круговая тренировка | 6 |
| 6 | Владение навыками работы с предметами: набивными мячами, скакалками, с весом собственного тела, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки | Описывают и демонстрируют технику выполнения упражнений круговой тренировки Анализируют правильность её выполнения, допущенные ошибки Применяют различные упражнения для развития физических качеств Характеризуют физические качества, которые позволяют развивать изученные упражнений. Обосновывают выбор интервалов отдыха при интервальной тренировке | ||
9 | Круговая тренировка без предметов | 3 |
| 3 | ||||
10 | Круговая тренировка с предметами | 3 |
| 3 | ||||
| Раздел №5 Упражнения системы CrossFit: | 5 |
| 5 | Владение навыками работы с предметами: набивными мячами, скакалками, с весом собственного тела, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки | Описывают и демонстрируют технику выполнения упражнений круговой тренировки Анализируют правильность её выполнения, допущенные ошибки Применяют различные упражнения для развития физических качеств Характеризуют физические качества, которые позволяют развивать изученные упражнений. Обосновывают выбор интервалов отдыха при интервальной тренировке | ||
11 | Упражнения со скакалками | 1 |
| 1 | ||||
12 | Виды прыжков | 1 |
| 1 | ||||
13 | Упражнения с утяжелением | 1 |
| 1 | ||||
14 | Упражнения с весом собственного тела | 1 |
| 1 | ||||
15 | Упражнения с канатом | 1 |
| 1 | ||||
| Тестирование уровня развития физических качеств | В процессе |
|
| Способность контролировать и анализировать эффективность своих занятий. Умение выявлять ошибки в тренировочном процессе для их корректировки в дальнейшем | Выявляют допущенные ошибки в тренировочном процессе Оценивают собственные показатели физического развития и уровня овладения навыками. | ||
| Всего часов: | 36 | 1 | 35 |
|
|
Оценочные материалы
Раздел «Основы теоретических знаний»
Тест для оценки уровня освоения теоретических знаний из курса.
Задания с выбором одного правильного ответа. При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», «в» или «г». Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.
Задания, в которых необходимо завершить высказывание. При выполнении этих заданий необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.
Задания на установление соответствия между понятиями. Каждое верно установленное соответствие этой группы оценивается в 1 балл.
Тест
Задания с выбором одного правильного ответа.
Чем знаменит Пьер де Кубертен?
а) Он был первым олимпийским чемпионом. б) Он возродил олимпийские игры.
в) Он ввёл панкратион в программу Олимпийских игр.
г) Он был первым президентом Международного олимпийского комитета.
Как называется свод основных законов и принципов олимпийского движения?
а) гимн Олимпийских игр б) олимпийская хартия
в) программа Олимпийских игр г) девиз Олимпийских игр
На каком континенте не проводились Олимпийские игры (на 2018 год)?
а) Австралия
б) Азия
в) Америка
г) Африка
Кто является первым олимпийским чемпионом игр современности?
а) Джеймс Конноли, лёгкая атлетика
б) Карл Шуман, гимнастика
в) Альфред Асикайнен, борьба
г) Александр Петров, борьба
Какое физическое качество преимущественно воздействует на функциональные системы организма?
а) выносливость
б) сила
в) быстрота
г) ловкость
Какова основная функция соревнований?
а) максимальная реализация своих возможностей
б) повышение уровня здоровья
в) воспитание физических качеств
г) общение между людьми
Что из перечисленного относится к интенсивности нагрузки?
а) количество повторений упражнения
б) время выполнения упражнения
в) скорость выполнения упражнения
г) величина дистанции в циклических упражнениях
Как называется физическая культура для людей с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов?
а) лечебная
б) оздоровительная
в) реабилитационная
г) адаптивная
Какой из перечисленных снарядов относится к метательным?
а) молот б) гиря в) штанга г) шест
Сколько ступеней различают при сдаче ВФСК «Готов к труду и обороне»?
а) | 9 | в) | 11 |
б) | 10 | г) | 13 |
Разновидностью какой спортивной игры является стритбол?
а) баскетбол б) волейбол в) гандбол г) регби
Что понимается под технической подготовкой?
а) обучение двигательным действиям
б) воспитание физических качеств
в) способность выполнять двигательное действие автоматизированно
г) перемещение тела в пространстве и времени
С какой целью проводится физкультминутка?
а) обучение двигательным действиям
б) преодоление утомления в
) воспитание физических качеств
г) воспитание качеств личности
В каком году впервые был введён физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне»?
а) в 1917 г.
б) в 1931 г.
в) в 1952 г.
г) в 1978 г
В каком из игровых видов спорта нет ведения мяча?
а) хоккей б) футбол в) флорбол г) баскетбол
Задания, в которых необходимо завершить высказывание. Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.
Назовите спортивную дисциплину, представленную на рисунке, присутствующую на древних и современных Олимпийских играх.
Как называлась дистанция, соответствующая 192,27 м, на которой соревновались в беге на Олимпийских играх древности?
Задания на соотнесение понятий и определений (задания «на соответствие»)
18. Установите соответствие между цветами колец из Олимпийского символа и континентами.
1) | красный |
| А) Африка |
|
2) синий |
| Б) Америка |
| |
3) | жёлтый |
| В) Европа |
|
4) | чёрный |
| Г) Австралия |
|
5) | зелёный |
| Д) Азия |
|
Методика оценивания
Итоговая оценка представляется суммой баллов оценки выполненных заданий.
Задания в закрытой форме – в сумме 15 баллов (15 вопросов).
Задания в открытой форме – в сумме 4 балла (2 вопроса).
Задание на соответствие – в сумме 5 баллов (1 вопрос).
Максимально возможная сумма – всего 24 балла.
Оценка 5 «отлично» - 19-24 балла
Оценка 4 «хорошо» - 14-18 баллов
Оценка 3 «удовлетворительно» - 12-13 баллов
Раздел «Общая физическая подготовка»
Для оценки уровня освоения раздела общая физическая подготовка используется тест К. Купера (1968). Он заключается в 12-минутном беге. Считается преодоленное расстояние в метрах.
Методика оценивания.
|
| Превосходно | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо | Очень плохо |
Возраст | Пол |
| Расстояние (м) | ||||
13–19 | M | 3000 | 2750–3000 | 2500–2750 | 2200–2500 | 2100–2200 | |
Ж | 2400 | 2300–2400 | 2100–2300 | 1900–2100 | 1600–1900 |
Мониторинговые задания
Входной, промежуточный и итоговый мониторинг
Руководствуясь Положением о внутрилицейском мониторинге знаний учащихся МАОУ «МЛ № 1» г. Магнитогорска (протокол № 64 от 30.12.2013) в течении учебного года проводится мониторинг знаний и умений по предмету «Физическая культура». Сроки его проведения: входной (сентябрь); промежуточный (декабрь); итоговый (май). Основу мониторинговых заданий составляет тестирование уровня физической подготовленности обучающихся.
Таблица оценки результатов тестирования уровня физической подготовленности
пол | Бег на 30 м (с) | Подтягивание в висе (м) Подтягивание в висе лёжа (д) | Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 мин. (кол-во раз) | Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (см) | Прыжок в длину с места (см) | ||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |||||
м | 5,3 | 5,1 | 4,7 | 6 | 8 | 12 | 35 | 39 | 49 | 4 | 6 | 11 | 170 | 190 | 215 | ||||
д | 5,6 | 5,4 | 5,0 | 10 | 12 | 18 | 31 | 34 | 43 | 5 | 8 | 15 | 150 | 160 | 180 |
Критерии оценки: набранные баллы суммируются, и определяется средний балл, который соотносится с уровнем физической подготовленности и оценкой за мониторинг.
Уровень физической подготовленности | Средний балл | Оценка за мониторинг |
Высокий | 5,0 – 4,5 | 5 |
Выше среднего | 4,4 – 4,0 | 4 |
Средний | 3,8 – 3,5 | 4 |
Ниже среднего | 3,4 – 2,5 | 3 |
Низкий | 2,4 и ниже | 2 |
Список литературы
В.И. Лях «Физическая культура 5-9 класс. Рабочие программы». М. «Просвещение» 2012 г.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М: Академия, 2004.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
Электронный ресурс. Режим доступа https://www.gto.ru/norms/ Дата обращения 4.09.2018
УМК
Класс, уровень образования | Учебная программа | Методические пособия для учащихся | Методические пособия для учителя |
7-8 9-11 | Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. В.И.Ляха М. Просвещение, 2012г. | Лях В.И. Зданевич А.А. Физическая культура 10-11 класс. М.: Просвещение. 2011 | Никифоров А.А., Середа Н.С. Предметные олимпиады. 7-11 класс. Физическая культура. Волгоград: Учитель, -79; А.Н.Каинов. Физическая культура 9-11 классы Организация и проведение олимпиад, Рекомендации, тесты, задания. Волгоград:Учитель, 2011; Чупеев Н.А. Волейбол. ООО «Издательство Астрель», 2010 |