СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей»





Поступление в школу это новый период в жизни ребенка, это начало младшего школьного возраста (дети от 6-7 до 10-11 лет), в котором прослеживается изменение ведущей деятельности с игровой на учебную. Важный момент в жизни становится для ребенка эмоциональным потрясением, превращаясь в стрессовую ситуацию. К концу дошкольного возраста у ребенка начинается осознание себя во времени и пространстве, у него уже сформировались нормы поведения, общения со сверстниками и взрослыми и мотивов, с поступлением в школу ему приходится заново их переоценивать. Помимо этого, перед ним еще ряд факторов: ему необходимо приобщиться к коллективу, соответствовать требованиям, которые контролирует учитель, овладеть учебной деятельностью, приспособиться к новым условиям труда и режиму дня. Одним из гарантов успешной адаптации ученика к школе является психологическая готовность к обучению, которая является многокомпонентным образованием, которое требует комплексного психологического подхода и поэтому в современной психологии не существует единого и четкого определения понятия "психологической готовности к школе".

Психологическая готовность к обучению к школе отражает общий уровень развития ребенка, а структура психологической готовности к школьному обучению должна соответствовать структуре учебной деятельности, ее содержание определяться учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения. В самом общем виде проблема психологической готовности заключается в соответствии психических свойств и качеств ребенка требованиям школы.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят значимые изменения, он не только входит в фазу младшего школьного возраста, когда ведущей деятельностью становится учебная деятельность, но коренным образом меняется социальная ситуация развития. В этот период появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.

Именно младшая школа является наиболее важным периодом в формировании школьного коллектива. В школьных стенах ребенок знакомится со своей первой учительницей, которая в последствие оценит его, со своими будущими одноклассниками и на основании собственных достижений в учебе и набору личностных качеств формируется его новый социальный статус. Теперь не только успехи в учебной деятельности и в отношении с учителем влияют на эмоциональное состояние ребенка, но и, то, как складываются у него взаимоотношения со сверстниками и какое место он занимает в коллективе. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Поэтому система требований - к позиции ученика и позиции субъекта общения у школьника не должны противопоставляться иначе это может привести к появлению конфликтов в детском коллективе. Все эти особенности должен знать и учитывать в своей работе классный руководитель.

Чтобы помочь первоклассникам лучше адаптироваться происходит психолого-педагогическое сопровождение, в современных исследованиях оно рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса. Особая роль здесь принадлежит педагогу-психологу, поэтому психолого-педагогическое сопровождение - это еще и метод работы учителя, представляющий собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.



Вопрос:

Какие особенности адаптации младших школьников вам известны?

импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Факторы: коллектив, личность педагога, появление новых обязанностей.

Задание:

Подумайте и запишите рекомендации, которые помогут учителю в работе с адаптацией младших школьников.

Рекомендации:

  1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.:

  2. обеспечить своевременную смену видов деятельности;

  3. не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;

  4. отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

  5. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

  6. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.

  7. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

  8. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.

  9. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.

  10. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.

  11. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.

  12. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

  13. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.

  14. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

  15. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.

  16. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.