О. С. Трапезникова
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Е. Г. Сидорина
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 7-12 ЛЕТ В ОБЩЕСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из основных задач педагога. Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. Оно с каждым годом играет все большую роль в духовной жизни подрастающего поколения, расширяет диапазон идейно-эмоционального воздействия на нравственно-эстетический облик подростков
Одна из функций хореографического коллектива – функция социализации личности, под которой понимается приобщение индивида к культуре, её ценностям и нормам, что обеспечивает возможность выполнения человеком своих социальных ролей. Необходимость изучения проблемы социализации в коллективе возрастает в связи с усилением принципа добровольности участия в нем подростков. Занятость подростков в таких коллективах отвлекает от бесполезного пребывания «на улице», дает возможность увеличить время для общения с семьей, а также помогает родителям лучше познать особенности развития своего ребенка, которые часто скрыты от них из-за недостаточного общения и внимания в семье.
В хореографическом коллективе подросток имеет возможность реализовать свой личностный потенциал в социально значимой деятельности: выступления на концертах и праздничных мероприятиях района, города, края, участие в конкурсах, фестивалях различного уровня, участие в делах коллектива; помимо самореализации обеспечивается его активное включение в жизнь общества. В то же время руководитель коллектива, педагог становится для подростка другом, наставником, деловым партнером.
Заниматься танцами подростков побуждают потребность заниматься интересной и востребованной в среде сверстников деятельностью; стремление к самоутверждению; желание получить признание сверстников; стремление быть принятым в коллективе; желание общаться со сверстниками; потребность нравиться окружающим; потребность быть востребованным. Кроме того, значимым мотивом занятия хореографией является возможность свободно выражать в танце свои чувства, освобождаться от негативных переживаний. В мотивации занятия хореографией у подростков преобладают не столько познавательные мотивы (стремление научиться танцевать, интерес к процессу обучения), сколько социальные. Подростки в занятиях хореографией, выступлениях на конкурсах, концертах, шоу-программах видят, прежде всего, возможность социального самовыражения и самоутверждения. Процесс обучения хореографии для них важен как способ социализации, понимаемой нами как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» [3, стр.15].
Хореография, как вид искусства выполняет определенные социально-культурные функции.
Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:
- гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);
- социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);
- коммуникативная (социальное общение);
- образовательно-воспитательная (социализация личности, ее приобщение к знаниям и культурному наследию);
- регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);
- интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества) [2, стр. 2-5].
Основная социально-культурная функция хореографического искусства – эстетическая, которая лежит в своеобразии хореографического искусства. Обращение к наследию, традициям, художественным ценностям, выработанным в процессе исторического развития, позволяет осмыслить опыт, выбрать правильные ориентиры дальнейшего совершенствования воспитательного процесса, сохранив самобытность, своеобразие национальной культуры. Танец необходимо рассматривать как богатейший источник эстетических впечатлений, эмоциональных переживаний, посредством которых формируется художественное «я» личности. В системе хореографической педагогики определены социально и художественно значимые виды танца, среди них классический, народный, бальный и современный.
Рассмотрим виды хореографии и их возможности в отношении формирования культурной, социально свободной личности.
Классический танец чаще всего воспринимается как основа обучения артиста балета, но он таит много полезного и необходимого для физического развития: формирование гармоничной фигуры, укрепление костно-мышечного аппарата, воспитание походки и осанки, исправление физических недостатков, сочетание движения с музыкой, осмысление исполнительской практики, эмоциональное наполнение, умение слышать и слушать музыку. Арсенал движений этого вида танца безграничен. Грамотность педагога-руководителя позволит отобрать из них необходимые участникам коллектива того или иного направления. Приобщение к классическому наследию сделает понятным театральное искусство, которое способствует духовному обогащению.
В коллективе народного танца познается многообразие творчества многих народов необъятной Родины через практическое освоение репертуара. Знание и владение этим видом танца помогает стать открытым, коммуникабельным; дает возможность познать выразительные средства народного танца, воспитать уважение к культурам разных этносов, расширить представление об окружающем мире; способствует патриотическому, интернациональному воспитанию. Культура каждого народа формировалась веками, бережно сохраняя самобытность. Информация об обычаях, укладе, костюмах, музыке сочетается с исполнительством самих участников, что создает условия для самореализации личности, вызывает интерес к познанию окружающего мира. В коллективе народного танца закладывается уважение и терпимость к культуре других народов.
Историко-бытовые танцы из века в век воспитывали культуру общественного поведения, обучая этикету, рыцарскому отношению к женскому полу, уважению к старшим. Умение приветствовать (сделать поклон), танцевать в паре, проявить почтение к окружающим служило мерилом воспитанности и делало человека приятным во всех отношениях, при этом сохранялась мужественность кавалера и грация дамы. Данное направление передает опыт отношения к одежде, прическе, обуви, внешнему виду.
Стремительным развитием современной хореографии, клубного, уличного танцев, обогащенных современными ритмами, синтезом движений, их изобретением, характеризуется XXI век. В основе же их содержания и культуры исполнения лежат традиционные школы танца, исторический опыт развития танцевального искусства. Они позволяют выразить себя здесь и сейчас. Очень важно раскрыть их связь с культурными традициями того или иного народа [4, стр.100].
Другим направлением социализации подростков может быть их привлечение к работе с младшими школьниками и дошкольниками. В работе с младшими детьми подростки получат возможность брать на себя решение важных общественно значимых задач, передавать свой опыт, духовные ценности окружающим. Можно также поручать подросткам руководство организацией и разработкой групповых проектов – постановкой танцевальных композиций, инсценировкой фрагментов сказок, мультфильмов, созданием пластических картин. В этой деятельности подростки приобретают опыт делового общения, отношений руководства и подчинения, взаимопомощи и сотрудничества
Деятельность хореографа направлена также и на приобретение участниками коллектива качеств, необходимых в становлении молодого человека: трудолюбия, терпимости, настойчивости в достижении цели, ответственности перед товарищами, требующих дисциплинированности и умения выслушивать критику в свой адрес. Результатом коллективного труда является концертная деятельность. Она позволяет ощутить значимость личного вклада, вызывает радость и удовлетворение от эмоционального сопереживания со зрителем. Аплодисменты – это признание успешности личного творчества, они побуждают к еще большему овладению танцевальным искусством.
Можно сделать вывод, что социализация личности - нескончаемый процесс. В нем необходимо совместное активное участие, желание и усилие не только хореографов, но и родителей участников коллективов, учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, деятелей культуры и искусств. Только при их совместном труде можно помочь учащимся разобраться в многообразии современного мира, понять, что только труд и обращение к разуму сделают жизнь интересной, помогут научиться отбирать ценное и достигнуть цели. Хореография - надежный помощник в воспитании гармоничной личности.
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно подростку. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация. У большинства подростков, занимающихся хореографией, появляется желание связать свою дальнейшую жизнь с танцевальным искусством. Но не всем это удается. Профессия хореограф – несомненно, творческая, требующая эстетического восприятия окружающего и умения перекладывать мысли в танцевальные движения. Основной задачей хореографа является умение связать действия как группы человек, так и сольного исполнителя, в понятный для зрителя образ [1, стр. 354-357].
Диплом хореографа можно получить как в высших учебных заведениях, так и в средних. Но диплом – это всего лишь пропуск к работе на профессиональном уровне. Выучится на хореографа мало – нужно посвятить этому делу всю свою жизнь. Как правило, занятия танцами начинаются в специализированных хореографических школах искусств или студиях танцев. Далее два пути – либо вы танцуете, либо переключаетесь на что-то другое. Человек, действительно полюбивший танцевать, уже не может существовать более без тренировок, репетиций и непосредственно самого акта танца. С одной стороны – это тяжкий труд: постоянные разминки, тренировки, нехватка времени на личную жизнь, но с другой – это и есть жизнь танцора! Поэтому просто диплома хореографа мало, нужно посвятить хореографии большую часть своей жизни. Мало кто сразу выбирает эту профессию, большинство хореографов – это бывшие танцоры. Но, конечно же, есть и те, которым с детства интересна сама идея постановки танца. Помимо вышеописанных качеств хореограф должен уметь руководить, преподавать. Заражать своей энергетикой и очаровывать танцоров своими идеями. Также любой хореограф обязан знать теорию и историю музыки, сценографии и костюма. Профессия хореограф имеет множество преимуществ, главным из которых является востребованность. Сегодня очень популярны различные танцевальные шоу, артисты активно привлекают к своим концертам танцоров и хореографов, чтобы выступление получилось ярким, содержательным и интересным. Кроме того, хореографов привлекают к съемке телевизионных передач и фильмов в качестве консультантов и постановщиков номеров. Быть хореографом – значит быть в постоянном движении, тренировки благотворно сказываются как на фигуру, которая остается стройной и подтянутой, так и на самочувствие и психологическое состояние, потому как танцы предоставляют свободу, ты занимаешься любимым делом, получаешь за это деньги и невероятное удовольствие. Постоянные занятия спортом благотворно действуют на состояние здоровья и укрепление иммунитета. Профессионал всегда найдет новые цели в танцевальном бизнесе, ведь все не ограничивается только хореографией. Можно открыть свою танцевальную школу, можно давать частные уроки, а можно поставить уникальное танцевальное шоу и объездить с ним весь мир. Несмотря на большое количество преимуществ работы хореографом, эта профессия имеет и некоторые недостатки. Занимаясь, каждый день танцами и проведя много времени на репетициях в танцклассе, часто можно получить травмы. Некоторые из них несущественны, но есть часть травм, которая в буквальном смысле может поставить крест на карьере. Профессия хореографа требует много душевных сил, потому танцами занимаются молодые и амбициозные люди. До пенсии заниматься хореографией очень сложно, так как физическая подготовка должна быть идеальной, чтобы без проблем выполнять все танцевальные движения и ставить номера, обучая участников коллектива. Чтобы стать хореографом мало уметь танцевать, нужно быть креативным, целеустремленным, стойким и энергичным. Все это отнимает огромное количество сил, а необходимость трудиться еще больше остается. К сожалению, не всем удается добиться успеха в мире танца. Иметь талант и уметь двигаться мало для того чтобы стать хореографом, для этого нужно огромное трудолюбие, потому часто бывает так, что даже очень талантливые люди остаются за бортом своей профессии. Поэтому так важно на ранней стадии выбора профессии понимать о готовности посвящать все свободное время, свою жизнь хореографическому искусству.
Помимо танцовщика есть и другие интерпретации профессий в хореографическом искусстве. Например, Специалист по танцевальной терапии. Психолог, хореограф и танцор в одном лице, занимающийся танцами с людьми, имеющими нарушения в физическом и психическом здоровье (ЗПР, ДЦП, болезни опорно-двигательного аппарата, психические расстройства), или пожилого возраста. К танцевальному терапевту приходят и клиенты, страдающие от застенчивости, низкой самооценки, боязни общения. Он помогает людям овладеть своим телом и научиться выражать себя на языке танца. Для работы в этом направлении кандидату потребуется образование в психологии и танцах. Любовь к танцам, желание сделать чью-то жизнь счастливее, тактичность, доброжелательность необходимы не меньше.
Таким образом, перед подростком встает широкий выбор профессии: от хореографа в танцевальной студии до артиста балета. Все зависит от самого ребенка. Ведь с хореографией могут связать себя лишь те люди, которые не бояться тяжелого труда, травм и готовы тратить огромное количество времени и сил на подготовку танцевальных номеров. А хореографический коллектив и его руководитель могут лишь направлять и подталкивать ученика на нужный путь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб/ В.А. Аверин - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.
2. Брусницына, Е. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей, личностно - деятельностный подход /Е.Н.Брусницына - канд. педаг. наук: 10. 02. 01. Москва, 2007.
3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.
4. Кухарчук Д.В. Социология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2002.
1