СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационная программа учебной дисциплины Родной язык и культура речи Программа профессионального обучения по профессии ОК 13.008 Овощевод.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптационная  программа учебной дисциплины «Родной язык и культура речи»  разработана в соответствии с  «Порядком разработки адаптированных образовательных программ в ОГБПОУ «КТАБ»,    Положением об особенностях организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ОГБПОУ «КТАБ»,      Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития детей

  Программа составлена с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Просмотр содержимого документа
«Адаптационная программа учебной дисциплины Родной язык и культура речи Программа профессионального обучения по профессии ОК 13.008 Овощевод.»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»





Согласовано:

Председатель ПЦК

_________

«____» ________ 2018__г.

Утверждаю:

Зам. директора по УМР

________Н. В. Шараева

«____» ________2018__г.








Адаптационная программа учебной дисциплины


Родной язык и культура речи

Программа профессионального обучения


по профессии ОК 13.008 Овощевод.


















Кожевниково 2018



Адаптационная программа учебной дисциплины «Родной язык и культура речи» разработана в соответствии с «Порядком разработки адаптированных образовательных программ в ОГБПОУ «КТАБ», утвержденном приказом № от Положением об особенностях организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ОГБПОУ «КТАБ», утвержденным № от Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития детей

Программа составлена с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.




Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»



Разработчик:

Полякова Т. Д. - преподаватель истории



Рассмотрено на заседании ПЦК


Председатель ЦК _______Г.В. Монастырёва

Протокол №_____от_______________2018 г.




  1. СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16









































1.паспорт АДАПтациоННОЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Родной язык и культура речи

    1. Область применения адаптационной программы

Адаптационная программа учебной дисциплины «Родной язык и культура речи» является частью адаптированной программы профессионального обучения по профессии ОК 13.008 Овощевод.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Родной язык и культура речи» является частью гуманитарного цикла адаптированной программы по профессии ОК 13.008 Овощевод.


1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи;

- практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей;

- правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения;

- разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы;

- ориентироваться в научно-справочном аппарате книги;

- составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения;

- вести телефонный разговор;

- осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка;

- не допускать обезличенности своей речи;

- противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность;

-развивать навыки грамотной устной и письменной речи;

- совершенствовать свою культуру общения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества;

- связь культуры речи с литературным языком;

- специфику устной и письменной речи;

- составляющие компоненты и культуры речи;

- литературные нормы по степени обязательности;

- изобразительно-выразительные средства речи;

- особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств);

- типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм;

- причины коммуникативных неудач, обезличивание речи;

- правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения;

- соответствующие речевые формы и ключевые слова;

- пути совершенствования речевого общения.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 56часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

в том числе практической работы обучающегося 14 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


практические занятия

14

аттестация в форме дифференцированного зачёта



  1. 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной язык и культура речи»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Язык и культура





Введение. Основные понятия курса. Понятие культуры речи. Значение термина "культура речи". Роль и место русского языка и культуры речи в современном мире. Роль и место языка и культуры речи в поиске, анализе и интерпретации информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

2

1


Литературный язык как высшая форма национального русского языка. Формы существования литературного языка; устная и письменная: Разновидности устной речи. Телефонный этикет.

2

1

Норма, её динамика и вариативность. Нормы русского литературного языка.

Ортология как наука о нормах современного русского литературного языка. Стабильность и динамичность нормы. Социальные и собственно языковые причины языковых изменений.

Виды норм. Формирование норм литературного языка.

2

1

Невербальные средства коммуникации. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Разговорная речь, невербальное общение, их роль в социальной значимости будущей профессии.

2

1

Практическое занятие. Анализ и оценка предложенного речевого поведения.

2




Раздел 2. Стилистика и культура речи




Стили речи, их функции, стилевые черты, языковые особенности. Особый статус языка художественной литературы. Стилевые особенности речи при работе в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

2

1

Официально-деловой стиль. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Оформление документации. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет документа. Роль официально-делового стиля в общении с коллегами, руководством, потребителями.

2

1

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности

2

1

Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

2

1

Разговорный стиль. Особенности, стилевые черты, основная функция.

2

1

4

Практическое занятие. Оформление официально-деловых бумаг, создание текстов официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, резюме и т.д.)



Раздел 3. Ораторское мастерство




Основы риторики. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов. Поиск и использование информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития при подготовке публичной речи.

2

1

Публичное выступление. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

2

1


Практическое занятие. Выступление с устным сообщением по теме. Определение орфоэпических норм. Работа с использованием орфоэпического словаря.

2


Раздел 4. Лексика и фразеология




Лексика. Активный и пассивный состав. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность. Тавтология, плеоназм. Ошибки, связанные с нарушением употребления фразеологизмов. Знание особенностей лексики как способ эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

2

1

Причины речевых ошибок: непонимание значения слов, паронимы, нарушение лексической сочетаемости слов, многословие, тавтология, просторечие, жаргонизмы, штампы, лексическая неполнота высказывания.

2

1

Русская фразеология. Крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Происхождение фразеологизмов.

2

1

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов в целях эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

2

1

Лексикография. Типы лингвистических словарей: этимологические, толковые, словари синонимов, антонимов, омонимов, фразеологические. Принципы работы со словарем. Роль нормативной общеобязательной справочной литературы в совершенствовании культуры речи.

2

1

Практическое занятие. Определение типа речевых ошибок. Анализ литературного текста, работа с использованием фразеологических словарей

2




Раздел 5. Понятие об орфоэпии.

Нормы произношения




Понятие об орфоэпии.

Орфоэпические нормы. Вариативность ударения

2

1

Нормы произношения. Произносительные нормы (произношение гласных, согласных, заимствованных слов)

2

Раздел 6. Морфология. Морфологические нормы




Морфология как раздел науки о языке. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы.

2



Связь морфологической нормы с правилами слова изменения различных частей речи.

Причины нарушения морфологических норм: ошибки в употреблении форм рода, числа, падежа имен существительных; неправильное использование полной и краткой форм, степени сравнения имен прилагательных, собирательных числительных, синонимических притяжательных местоимений (мой - свой, твой - свой).

2

1








1

Употребление местоимений. Вариативные окончания существительных, вариативные глагольные формы.

2

Практическое занятие. Определение типа речевых ошибок. Редактирование предложенных текстов

2


Раздел 7. Синтаксис Синтаксические нормы




Синтаксические конструкции. Синтаксическая норма и правила построения словосочетания и предложения.

2





1

Причины синтаксических ошибок: нарушение порядка слов в предложении, согласования сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словам, норм управления; неправильное "нанизывание" падежей, "нанизывание" придаточных предложений с одинаковыми союзами, недочеты в преобразовании прямой речи в косвенную, неверное употребление деепричастных оборотов.

2

Порядок слов в предложении. Координация подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений.

2

1

Практическое занятие. Редактирование предложенных текстов. Определение типа речевых ошибок

Конструирование текста в определенном стиле с использованием заданных синтаксических структур.

2



Раздел 8. Текст. Пунктуация. Основные правила русской пунктуации


12


Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Структура текста. Функционально-смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение). Понятие о лингвистике текста. Средства, обеспечивающие смысловые установки: лексические, синтаксические, графические.

2

1

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общение, смысловая роль знаков препинания в тексте.

2

1

Дифференцированный зачет

2

Всего:

56


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Родной язык и культура речи ».


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку и культуре речи (словари школьного типа, адресованные обучающимся - орфографические, толковые, фразеологические, словообразовательные, иностранных слов и др., для занятий по литературе, краткий словарь литературоведческих терминов, справочники, пособия для обучающихся, комплект научно-методических книг, программы, методические рекомендации к учебникам, хрестоматиям, сборники дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические работы)


Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • экран;

  • мультимедиапроектор;


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература.

1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2015. – 219 с. Гриф Минобр.

2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2014. – 323с. Гриф Минобр.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-н/Д, 2014. – 363с. Гриф Минобр.

4. Голуб И. Стилистика русского языка. – М., 2014. – 358с.Гриф Минобр.

5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. – М., 2015. - 254с. Гриф Минобр.

6. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2015. – 323с. Гриф Минобр.

7. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие. – М., 2014. – 275с. Гриф Минобр.

8. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2015.- 353с. Гриф Минобр.

9. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2014. -375с. Гриф Минобр.

10. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Ч. 1,2. – Саратов, 2014. – 384с. Гриф Минобр.


Дополнительная литература.

1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 2014.

2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. – М., 2015.

  1. 3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.:Русский язык, 2014.

  2. 4. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2015.

  3. 5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.– 3-е изд., стереотип. – М., 2015.

3.3. Организация образовательного процесса


Занятия проводятся в учебном кабинете русского языка и культуры речи, в котором имеется необходимый учебный и методический материал для изучения дисциплины русский язык и культура речи.


Особенности реализации УД (ПМ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья

На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. От 29.12.2015 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 года № 1921-р «О комплексе мер,направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;Письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 18 марта 2014 года №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», в техникуме созданы условия доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Создание образовательной среды в техникуме направлено на потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения; с нарушениями слуха; с ограничением двигательных функций.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к фондам учебно- методической документации.

На официальном сайте техникума представлены федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, учебные планы, аннотации рабочих программ, учебно-методические материалы, разработанные педагогическими работниками техникума, обеспечен доступ всех студентов в интернет. Кроме того, доступ к этим документам возможен из любой точки, где есть интернет.

Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

В техникуме для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна реализация образовательной программы по заочной форме обучения с элементами дистанционного образования.

В техникуме создана профессиональная и социокультурная толерантная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству и обучению в инклюзивной форме.

Материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в аудитории и другие помещения.

Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.


  1. 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
  2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи;

Практические занятия

Работа со справочным материалом

практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей;

Практические занятия

Работа со справочным материалом


правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения;

Практические занятия

Тестирование

разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы;

Практические занятия

Творческие работы;


ориентироваться в научно-справочном аппарате книги;

Творческие работы;


составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения;

Практическая работа

Тестирование

осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка;

Работа со справочным материалом


не допускать обезличенности своей речи;

Практическая работа


противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность;

Работа со справочным материалом

Подготовка рефератов

развивать навыки грамотной устной и письменной речи;

Практическая работа


совершенствовать свою культуру общения;

Работа со справочным материалом

пользоваться словарями русского языка.

Практическая работа

Тестирование

Знания:


связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества;

Внеаудиторная самостоятельная работа

Работа со справочным материалом

различия между языком и речью;

Контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

связь культуры речи с литературным языком;

Контрольные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

специфику устной и письменной речи;

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

составляющие компоненты и культуры речи;

Внеаудиторная самостоятельная работа



литературные нормы по степени обязательности;

Работа со справочным материалом

Тестирование

изобразительно-выразительные средства речи;

особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств);

Практическая работа

Творческие работы;


типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм;

Работа со справочным материалом

Тестирование

причины коммуникативных неудач, обезличивание речи;

Подготовка рефератов

Тестирование

правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения;

Практическая работа

Работа со справочным материалом

соответствующие речевые формы и ключевые слова;

Творческие работы;


об основных нормативных словарях и справочниках;

Практическая работа

Работа со справочным материалом

пути совершенствования речевого общения.

Творческие работы;

Работа со справочным материалом

















Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

Неудовлетворительно

Критерии оценок:

Оценка «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся показывает знания программного материала по поставленным вопросам, при выполнении практических заданий умеет обосновывать решение теоретическими знаниями;

Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся твердо знает программный материал, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет полученные знания при решении практической задачи;

Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся имеет знание только основного материала по поставленным вопросам, допускает отдельные неточности при выполнении практической задачи;

Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся допускает ошибки, в ответе на поставленные вопросы, не может применять полученные знания на практике, допускает грубые ошибки в решении практической задачи.