ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
СОГЛАСОВАНО: Работодатель ___________________ «____» ________ 2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УПР _____________ М. Н. Мочалова «____» ________________2021г. |
АДАПТАЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Обработка и подготовка почвы к посеву и посадке сельскохозяйственных культур
по профессии 16668 «Плодоовощевод»
с. Кожевниково, 2021г.
Адаптационная программа Учебной практики профессионального модуля ПМ.01 «Обработка и подготовка почвы к посеву и посадке сельскохозяйственных культур» разработана в соответствии с «Порядком разработки адаптационных образовательных программ в ОГБПОУ КТАБ», «Положением об особенностях организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ОГБПОУ «КТАБ», утвержденным от 28.04.2017 г.
Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся.
Программа составлена с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса».
Разработчики:
Новикова Ирина Михайловна, старший мастер
Хаткевич Ольга Анатольевна, методист
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии технического профиля
Протокол № ____ «_____»_______ 2021 год.
Председатель ПЦК ___________ Хаткевич А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. условия реализации АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4. Контроль и оценка результатов освоения АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (вида профессиональной деятельности) | 11 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Обработка и подготовка почвы к посеву и посадке сельскохозяйственных культур
1.1. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения.
Адаптационная рабочая программа учебной практики профессионального модуля является частью адаптированной программы профессионального обучения по профессии 16668 «Плодоовощевод».
Адаптационная рабочая программа учебной практики профессионального модуля направлена на подготовку к виду профессиональной деятельности: «Обработка и подготовка почвы к посеву и посадке сельскохозяйственных культур».
Планируемые результаты обучения.
В результате освоения Адаптационной рабочей программы учебной практики профессионального модуля слушатель должен обладать следующими общими компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ПК 1.1 Выполнять работы по предпосевной обработке почвы.
ПК 1.2 Выполнять работы по основной обработке почвы.
ПК 1.3 Выполнять работы по подготовке и внесению удобрений в почву.
Адаптационная рабочая программа учебной практики профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке и повышении квалификации плодоовощеводов при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями слушатель в ходе освоения программы учебной практики профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- подготовки почвы к посеву и посадке сельскохозяйственных культур (обязательно - плодов и овощей, в соответствии с профессией);
уметь:
- готовить посадочные ямы, гряды, лунки и др. в соответствии с технологиями и с соблюдением правил безопасности;
знать:
- основные технологии предпосевной и основной обработки почвы;
- особенности технологий обработки почвы для отдельных сельскохозяйственных культур;
- основные принципы планирования участков под посадку и посев сельскохозяйственных культур и декоративных растений (обязательно - плодов и овощей, в соответствии с профессией);
- требования, предъявляемые к закладке ям, гряд, лунок и др.;
- способы подготовки и внесения удобрений в почву;
- нормы расхода удобрений для отдельных сельскохозяйственных культур.
1.2. Рекомендуемое количество часов на освоение Адаптационной рабочей программы учебной практики профессионального модуля
всего – 72 часа.
2. СТРУКТУРА и содержание АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Обработка и подготовка почвы к посеву и посадке сельскохозяйственных культур
2.1. Тематический план учебной практики
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов | Обязательная аудиторная учебная нагрузка | Практика |
Учебная, часов | Производственная часов |
Всего, часов | в т. ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ПК 1.1- 1.3 | МДК.01.01 Технологии предпосевной и основной обработки почвы | | | | | |
ПК 1.1- 1.3 | Учебная практика | 72 | | | 72 | |
| Всего: | 72 | | | 72 | |
2.2. Содержание учебной практики профессионального модуля
ПМ.01 Обработка почвы, подготовка к посеву и посадке сельскохозяйственных культур
Наименование разделов и тем учебной практики | Содержание материала учебной практики | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
МДК 01.01 Технологии предпосевной и основной обработки почвы | | |
Тема 1. Особенности обработки почвы. | Содержание | 24 |
1. Обработка почвы в открытом и закрытом грунте под овощные, плодовые культуры. | 12 |
2. Вспашка и планирование участка. | 12 |
Тема 2. Подготовка почвы под посевы и посадке овощей и плодов. | Содержание | 6 |
| 1. Подготовка почвы к посеву и посадке овощей и плодов. | 6 |
Тема 3. Внесения удобрений в почву для овощных и плодовых культур. | Содержание | 6 |
1. Внесения удобрений в почву для овощных и плодовых культур. | 6 |
Тема 4. Обработка почвы под овощные и плодовые культуры. | Содержание | 30 |
1. Разбивка и формирование гряд, гребней. | 6 |
2. Разбивка питомника под плодовые культуры. | 12 |
3. Разработка системы обработки почвы, удобрений, мер борьбы с сорняками и вредителями в полях севооборота. | 12 |
Дифференцированный зачет | 6 |
ВСЕГО: | 72 |
3. условия реализации АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Наименование помещения | Вид занятий | Наименование оборудования, программного обеспечения |
1 | 2 | 3 |
Аудитория | Практические занятия, Дифференцированный зачет. | Плакаты (морфологические признаки почвы, классификация сорняков, приемы обработки почвы, технологии возделывания культурных растений). Комплект учебно-методической документации; раздаточный материал: гербарии сорных растений, образцы семян сорняков, образцы удобрений (набор из 5 видов), образцы семян овощных и плодовых культур. |
Лаборатория | Учебная практика Производственная практика Выпускная практическая квалификационная работа (ВПКР) | Лабораторное оборудование (монолиты, набор семян культурных растений, разборные доски, шпатели, лупы, соцветия культурных растений, живые или законсервированные части культурных растений); расходные материалы, стеллажи для рассады цветов и овощей, осветительное оборудование, наборы заготовок, инструментов, приспособлений, комплект плакатов, комплект учебно-методической документации. |
Полигоны | Учебная практика Производственная практика Выпускная практическая квалификационная работа (ВПКР) | Опытные участки, учебно-производственное хозяйство, расходные материалы, стеллажи для рассады цветов и овощей, осветительное оборудование, наборы заготовок, инструментов, приспособлений. |
Компьютерный класс | практические занятия | Компьютеры с лицензионным программным обеспечением. |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дубенок Н.Н., Третьяков Н.Н., Туликов А.М., Михалев С.С., Ягодин Б.А., Бабаева Е.Ю. Основы агрономии. Учебник для образовательных учреждений начального профессионального образования Издательство: Форум - Инфра-М ,2017г
2. Платонов И.Г. Основы агрономии (1-е изд.) учебник. – С-П: лань, 2018.
3. Верещагин Н.И. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве (12-е изд.) учебное пособие. - М.: «Академия», 2018г.
4. Солнцев В.Н., Тарасенко А.П., Оробинский В.И. и др. Механизация растениеводства. Учебное пособие. – С.-П.: Лань,2018.
5. Наумкин В.Н., Ступин А.С. Технология растениеводства (1-е изд.). Учебн.пос., С.-П.: Лань,2018
Дополнительная литература:
Верещагин Н.И. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. М.: «Академия», 2013г.
Гусаков Ф.А. Практикум Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. М.: Академия, 2013 г.
Захарченко Г.Г. Основы овощеводства. М.: «Академия», 2014г.
Третьяков Н.Н. Основы агрономии. М.: «Академия», 2013 г.
Тургиев А.К., Луковников А.В. Охрана труда в сельском хозяйстве. М.: «Академия» 2014г.
Атлас почв. Под ред. д.с.х. наук Кауричева И.С. М.: «Колос», 2000. – 184с.
Интернет- ресурсы
http://www.internet-school.ru/ |
http://www.ozon.ru/context/ |
http://www.vgf.ru/ |
http://www.sprinter.ru/ |
http://window.edu.ru/ |
http://window.edu.ru/ |
http://www.combook.ru/catalog/ |
http://elibrary.ru/startsession. asp? |
wwwHYPERLINK "http://www.modem.ru.01.3.nt.m/".HYPERLINK "http://www.modem.ru.01.3.nt.m/"ModemHYPERLINK "http://www.modem.ru.01.3.nt.m/".HYPERLINK "http://www.modem.ru.01.3.nt.m/"ruHYPERLINK "http://www.modem.ru.01.3.nt.m/".01.3.HYPERLINK "http://www.modem.ru.01.3.nt.m/"ntHYPERLINK "http://www.modem.ru.01.3.nt.m/".HYPERLINK "http://www.modem.ru.01.3.nt.m/"m
wwwHYPERLINK "http://www.tula.marketcenter.ru/".HYPERLINK "http://www.tula.marketcenter.ru/"tulaHYPERLINK "http://www.tula.marketcenter.ru/".HYPERLINK "http://www.tula.marketcenter.ru/"marketcenterHYPERLINK "http://www.tula.marketcenter.ru/".HYPERLINK "http://www.tula.marketcenter.ru/"ru
3.3. Организация образовательного процесса
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 30 часов в неделю. Предусматривается пятидневная учебная неделя. Продолжительность учебных занятий составляет 90 минут (2 академических часа).
При реализации профессионального обучения предусматриваются следующие виды практик: учебная практика и производственная практика. Практика является обязательным разделом профессионального обучения. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.
Учебная практика проводится рассредоточено. Учебная практика проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется путем чередования теоретических занятий и занятий учебной практикой.
Реализация программы предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрированно. Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.01 «Обработка и подготовка почвы к посеву и посадке сельскохозяйственных культур» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
В процессе преподавания МДК и проведения учебной и производственной практики преподаватели и мастера производственного обучения должны развивать у обучающихся технологическое и экономическое мышление, формировать навыки высокопроизводительного труда, планирования и самоконтроля. Особое внимание следует обратить на обучение обучающихся наиболее эффективным приемам организации работы, детальное рассмотрение путей повышения производительности труда в данной профессии и меры по строжайшей экономии трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Руководители практики: представители администрации образовательного учреждения, представитель педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающий обучение по междисциплинарному курсу (курсам) профессионального модуля.
Инженерно-педагогический состав: Инженерно-педагогический состав: высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Мастера: наличие 4–5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
4. Контроль и оценка результатов освоения АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (вида профессиональной деятельности)
4.1 Формы итоговой аттестации
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляются преподавателем и мастером производственного обучения в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.
Преподаватель и мастер производственного обучения обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний и умений.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме дифференцированных зачетов. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время на подготовку к дифференцированным зачетам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на дифференцированном зачете.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по адаптированной профессиональной образовательной программе.
Итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по профессии, является обязательной и осуществляется после освоения адаптированной образовательной программы в полном объеме.
Итоговая аттестация выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком организации и проведения итоговой аттестации слушателей очного отделения, обучающихся за счет средств областного бюджета в ОГБПОУ «КТАБ»
Обучение по профессиональному модулю завершается итоговой аттестацией в форме экзамена (квалификационного), который проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить социальные партнёры образовательного учреждения, представители общественных организаций обучающихся.
Для итоговой аттестации и текущего контроля преподавателем и мастером производственного обучения созданы комплекты оценочных средств.
4.2 Результаты освоения программы и их показатели
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 1.1. Выполнять работы по предпосевной обработке почвы. | Знание методов и приёмов предпосевной обработки почвы механизированным и ручным способом; знание правил перекопки почвы в междурядьях и разбивка гряд; основные принципы планирования участков под посадку и посев сельскохозяйственных культур и декоративных растений. |
ПК 1.2. Выполнять работы по основной обработке почвы. | Знание методов и приёмов выполнения агротехнических и агрохимических работ; знание путей и средств повышения плодородия почв. |
ПК 1.3. Выполнять работы по подготовке и внесению удобрений в почву. | Знание правильности расчета доз внесения удобрений; знание правильности внесения и заделки удобрений; знание основных видов удобрений, используемых в растениеводстве; знание правил безопасности при работе с химическими удобрениями. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии. |
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. |
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -обоснованность принятого решения, своевременность оценки и коррекции деятельности. -ответственность за выполненную работу. |
ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. |
ОК.7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. | - демонстрация организации собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
Результаты (освоенные знания, умения) | Основные показатели оценки результата |
Знания | Знать |
- основных технологий предпосевной и основной обработки почвы; | - основные технологии предпосевной и основной обработки почвы; |
- особенностей технологий обработки почвы для отдельных сельскохозяйственных культур; | - особенности технологий обработки почвы для отдельных сельскохозяйственных культур; |
- основных принципов планирования участков под посадку и посев сельскохозяйственных культур и декоративных растений (обязательно - плодов и овощей, в соответствии с профессией); | - основные принципы планирования участков под посадку и посев сельскохозяйственных культур и декоративных растений (обязательно - плодов и овощей, в соответствии с профессией); |
- требований, предъявляемых к закладке ям, гряд, лунок и др.; | - требования, предъявляемые к закладке ям, гряд, лунок и др.; |
- способов подготовки и внесения удобрений в почву; | - способы подготовки и внесения удобрений в почву; |
- норм расхода удобрений для отдельных сельскохозяйственных культур. | - нормы расхода удобрений для отдельных сельскохозяйственных культур. |
Умения | Уметь |
- готовить посадочные ямы, гряды, лунки и др. в соответствии с технологиями и с соблюдением правил безопасности; | - готовить посадочные ямы, гряды, лунки и др. в соответствии с технологиями и с соблюдением правил безопасности; |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
Балл (отметка) | Вербальный аналог |
100 ÷ 85 | 5 | Отлично |
84 ÷ 68 | 4 | Хорошо |
67 ÷ 50 | 3 | Удовлетворительно |
менее 49 | 2 | Неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем и экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по профессиональному модулю.
*