СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационные ресурсы школьников

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа об адаптациях подростков

Просмотр содержимого документа
«Адаптационные ресурсы школьников»

Адаптационные ресурсы школьников МАОУ СОШ №6 с УИОП с разной успеваемостью Автор :Лобода Анастасия, ученица 11 Б класса  Научные руководители : Шалагинова Ирина Геннадьевна,  старший преподаватель кафедры  молекулярной физиологии и биофизики БФУ имени Канта г. Калининграда  Буздина Ирина Владимировна , учитель биологии высшей категории МАОУ СОШ №6 с УИОП  . г.Калининград 2016г

Адаптационные ресурсы школьников МАОУ СОШ №6 с УИОП с разной успеваемостью

Автор :Лобода Анастасия,

ученица 11 Б класса

Научные руководители :

Шалагинова Ирина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры

молекулярной физиологии и биофизики БФУ имени Канта г. Калининграда

Буздина Ирина Владимировна ,

учитель биологии высшей категории МАОУ СОШ №6 с УИОП

.

г.Калининград

2016г

Цель исследования – Провести сравнительный анализ успешности адаптации к нервно-психологической нагрузке у школьников МАОУ СОШ №6 с УИОП с разной успеваемостью.

Цель исследования

Провести сравнительный анализ успешности адаптации к нервно-психологической нагрузке у школьников

МАОУ СОШ №6 с УИОП с разной успеваемостью.

Задачи: 1.Оценить уровень тревожности испытуемых учащихся с разной успеваемостью 2.Оценить функциональное состояние системы внимания в условиях нервно-психологической нагрузки (НПН) при выполнении сенсомоторных тестов школьниками с различной успеваемостью 3.Выявить «цену» адаптации к нервно-психической нагрузке по физиологическим показателям (ЧСС, ЧД) у успешных и неуспешных школьников.

Задачи:

1.Оценить уровень тревожности испытуемых учащихся с разной успеваемостью

2.Оценить функциональное состояние системы внимания в условиях нервно-психологической нагрузки (НПН) при выполнении сенсомоторных тестов школьниками с различной успеваемостью

3.Выявить «цену» адаптации к нервно-психической нагрузке по физиологическим показателям (ЧСС, ЧД) у успешных и неуспешных школьников.

Предмет исследования:  специфические особенности адаптационных ресурсов 9 - классников с разным уровнем школьной успеваемости при осуществлении ими когнитивной деятельности. Объект исследования: адаптационные ресурсы организма школьников 9-х классов МАОУ СОШ №6 с УИОП ,с разным уровнем успеваемости

Предмет исследования:

специфические особенности адаптационных ресурсов 9 - классников с разным уровнем школьной успеваемости при осуществлении ими когнитивной деятельности.

Объект исследования:

адаптационные ресурсы организма школьников 9-х классов МАОУ СОШ №6 с УИОП ,с разным уровнем успеваемости

 Гипотеза:  У школьников с хорошей и отличной успеваемостью по сравнению с «троечниками» успешность адаптации к нервно-психологической нагрузке выше, однако выше и физиологическая «цена» адаптации.

Гипотеза:

У школьников с хорошей и отличной успеваемостью по сравнению с «троечниками» успешность адаптации к нервно-психологической нагрузке выше, однако выше и физиологическая «цена» адаптации.

Факторы успеха адаптации:  - высокий исходный уровень опыта и знаний;  - интерес к организации и новой работе;  - обладание необходимыми волевыми и психологическими качествами;  - помощь окружающих;  - умение предвидеть трудности

Факторы успеха адаптации: - высокий исходный уровень опыта и знаний; - интерес к организации и новой работе; - обладание необходимыми волевыми и психологическими качествами; - помощь окружающих; - умение предвидеть трудности

Психофизиологические механизмы тревоги Тревожность проявляется на трех уровнях: 1.  Нейроэндокринном 2.  Психическом 3.  Соматическом

Психофизиологические механизмы тревоги

Тревожность проявляется на трех уровнях:

1. Нейроэндокринном

2. Психическом

3. Соматическом

Объекты и методы.    Оценка психофизиологической адаптации к НПН осуществлялась с помощью методики полифункционального психофизиологического тестирования с применением аппаратно-программного комплекса «НС - Психотест», уровень тревожности определялся с помощью теста Спилбергера - Ханина.

Объекты и методы.

Оценка психофизиологической адаптации к НПН осуществлялась с помощью методики полифункционального психофизиологического тестирования с применением аппаратно-программного комплекса «НС - Психотест», уровень тревожности определялся с помощью теста Спилбергера - Ханина.

В ходе тестирования, регистрируются физиологические показатели: электрокардиограмма (ЭКГ), пневмограмма (ПГ), сигналы от стимулов нагрузок и ответов (нажатий на кнопку) испытуемого. Тестируются: умственная работоспособность, устойчивость и концентрация внимания, состояние сердечно-сосудистой и респираторной системы, психофизиологическая адаптивность к психическим нагрузкам.

В ходе тестирования, регистрируются физиологические показатели: электрокардиограмма (ЭКГ), пневмограмма (ПГ), сигналы от стимулов нагрузок и ответов (нажатий на кнопку) испытуемого. Тестируются: умственная работоспособность, устойчивость и концентрация внимания, состояние сердечно-сосудистой и респираторной системы, психофизиологическая адаптивность к психическим нагрузкам.

 Результаты   Исследование проводилось в 2015-2016г. В нем приняло участие 11 учащихся 9-х классов МАОУ СОШ №6 с УИОП с разной успеваемостью.   В группе отличников и хорошистов было 5 человек, в группе троечников – 6 человек.

Результаты Исследование проводилось в 2015-2016г. В нем приняло участие 11 учащихся 9-х классов МАОУ СОШ №6 с УИОП с разной успеваемостью. В группе отличников и хорошистов было 5 человек, в группе троечников – 6 человек.

 Рис.1. Средние показатели ситуативной тревожности (СТ) испытуемых.

Рис.1. Средние показатели ситуативной тревожности (СТ) испытуемых.

Рис.2. Средние показатели личностной тревожности (ЛТ) испытуемых. 

Рис.2. Средние показатели личностной тревожности (ЛТ) испытуемых. 

Рис.3 Среднее количество ошибок у испытуемых.

Рис.3 Среднее количество ошибок у испытуемых.

Рис.4 Среднее количество пропусков в тесте на ПЗМР у испытуемых.

Рис.4 Среднее количество пропусков в тесте на ПЗМР у испытуемых.

Рис.5. Число преждевременных нажатий в тесте на ПЗМР у испытуемых.

Рис.5. Число преждевременных нажатий в тесте на ПЗМР у испытуемых.

 Таблица 1.  Интегральные показатели адаптации у школьников с разной успеваемостью   Испытуемые\значения ФУС Отличники 4,19 УР Троечники УФВ 1,5 3,99 3,1 1,35 2,9

Таблица 1. Интегральные показатели адаптации у школьников с разной успеваемостью

Испытуемые\значения

ФУС

Отличники

4,19

УР

Троечники

УФВ

1,5

3,99

3,1

1,35

2,9

Таблица 2.  Скорость сенсомоторных реакций (ССР) Испытуемые\ ССР Норма Отличники Легко замедлена 0 Троечники Умерен.за медлена 80% 17% 20% 50% 33%

Таблица 2. Скорость сенсомоторных реакций (ССР)

Испытуемые\ ССР

Норма

Отличники

Легко замедлена

0

Троечники

Умерен.за

медлена

80%

17%

20%

50%

33%

Показатели устойчивости внимания (УВ) школьников с разной успеваемостью   Устойчивость внимания Отличники Высокая Троечники 20% Легко снижена 20% 33% Значительно снижена 0 60% Грубо снижена 0 50,5% 16,5%

Показатели устойчивости внимания (УВ) школьников с разной успеваемостью

Устойчивость внимания

Отличники

Высокая

Троечники

20%

Легко снижена

20%

33%

Значительно снижена

0

60%

Грубо снижена

0

50,5%

16,5%

Таблица 3.  Показатели оперативной памяти (ОП) у учащихся, имеющих разную успеваемость   Показатели Отличники Высокая Троечники 20% Легко снижена 20% 33% Значительно снижена 0 40% Грубо снижена 20% 0 67%

Таблица 3. Показатели оперативной памяти (ОП) у учащихся, имеющих разную успеваемость

Показатели

Отличники

Высокая

Троечники

20%

Легко снижена

20%

33%

Значительно снижена

0

40%

Грубо снижена

20%

0

67%

Рис.6 Среднее значение времени реакции в тесте на ЗМР со счетом у школьников с разной успеваемостью.

Рис.6 Среднее значение времени реакции в тесте на ЗМР со счетом у школьников с разной успеваемостью.

Таблица 4.   Показатели ФУС, УР, УФВ школьников в тесте на ЗМР со счетом.   Показатели Отличники ФУС Троечники 3,4 УР 0,9 3,2 УФВ 0,6 1,98 1,75

Таблица 4. Показатели ФУС, УР, УФВ школьников в тесте на ЗМР со счетом.

Показатели

Отличники

ФУС

Троечники

3,4

УР

0,9

3,2

УФВ

0,6

1,98

1,75

Таблица 5.  Число ошибок опережения и запаздывания в тесте на ЗМР со счетом   Число ошибок Отличники опережения Троечники 1,6 запаздывания 23 5 8

Таблица 5. Число ошибок опережения и запаздывания в тесте на ЗМР со счетом

Число ошибок

Отличники

опережения

Троечники

1,6

запаздывания

23

5

8

Таблица 6.  Средние показатели ЧСС и ЧД у школьников с разной успеваемостью   Показатели Отличники ЧСС на нагрузку Троечники 95 ЧД на нагрузку 25 84 23

Таблица 6. Средние показатели ЧСС и ЧД у школьников с разной успеваемостью

Показатели

Отличники

ЧСС на нагрузку

Троечники

95

ЧД на нагрузку

25

84

23

Таблица 7.  Функциональное состояние кардиальной и респираторной систем учащихся с разной успеваемостью. Кардиальная система Отличники норма 20% Респираторная система повышенная Троечники норма 80% 33% 100% повышенная 67% 0 100% 0

Таблица 7. Функциональное состояние кардиальной и респираторной систем учащихся с разной успеваемостью.

Кардиальная система

Отличники

норма

20%

Респираторная система

повышенная

Троечники

норма

80%

33%

100%

повышенная

67%

0

100%

0

Таблица 8.  Характеристика нервно-психического напряжения по показателям активации кардиальной и респираторной систем у школьников с разной успеваемостью.   Степень НПН Отличники Низкая, незначительно повышенная Троечники 20% Повышенная 20% 33% Значительно повышенная 16,5% 60% 67%

Таблица 8. Характеристика нервно-психического напряжения по показателям активации кардиальной и респираторной систем у школьников с разной успеваемостью.

Степень НПН

Отличники

Низкая, незначительно повышенная

Троечники

20%

Повышенная

20%

33%

Значительно повышенная

16,5%

60%

67%

 Обсуждение результатов   Личностная и ситуативная тревожность выше у учеников с хорошей и отличной успеваемостью, чем у троечников. То есть ученики с высокой успеваемостью испытывают большую, по сравнению с троечниками, тревогу в ситуации тестирования, а также, в целом, более склонны к тревоге.

Обсуждение результатов Личностная и ситуативная тревожность выше у учеников с хорошей и отличной успеваемостью, чем у троечников. То есть ученики с высокой успеваемостью испытывают большую, по сравнению с троечниками, тревогу в ситуации тестирования, а также, в целом, более склонны к тревоге.

  Интегральные показатели адаптации выше у школьников с хорошей успеваемостью.  Испытуемым с более высокой успеваемостью характерны более высокие показатели успешности выполнения тестов и более высокие интегральные показатели адаптации, по сравнению с троечниками.

Интегральные показатели адаптации выше у школьников с хорошей успеваемостью. Испытуемым с более высокой успеваемостью характерны более высокие показатели успешности выполнения тестов и более высокие интегральные показатели адаптации, по сравнению с троечниками.

Обнаружено, что отличники имеют более высокие показатели ЧСС и ЧД при выполнении тестов. Для отличников характерны чрезмерные затраты физиологических адаптационных ресурсов при выполнении заданий с НПН.   Несмотря на более высокие показатели адаптации и меньшее число ошибок, успешные школьники затрачивают больше физиологических ресурсов, по сравнению с троечниками, и физиологическая «цена» адаптации у них не адекватна степени нагрузки.

Обнаружено, что отличники имеют более высокие показатели ЧСС и ЧД при выполнении тестов. Для отличников характерны чрезмерные затраты физиологических адаптационных ресурсов при выполнении заданий с НПН. Несмотря на более высокие показатели адаптации и меньшее число ошибок, успешные школьники затрачивают больше физиологических ресурсов, по сравнению с троечниками, и физиологическая «цена» адаптации у них не адекватна степени нагрузки.

Наша гипотеза о том, что успешность адаптации к нервно-психической нагрузке выше у школьников с хорошей и отличной успеваемостью, по сравнению с троечниками, при этом выше и физиологическая «цена» адаптации, подтвердилась.   В перспективе работы, планируется дальнейшее изучение адаптационных ресурсов школьников МАОУ СОШ №6 с УИОП, возможен анализ адаптационных возможностей организма перед предстоящим экзаменом

Наша гипотеза о том, что успешность адаптации к нервно-психической нагрузке выше у школьников с хорошей и отличной успеваемостью, по сравнению с троечниками, при этом выше и физиологическая «цена» адаптации, подтвердилась.

В перспективе работы, планируется дальнейшее изучение адаптационных ресурсов школьников МАОУ СОШ №6 с УИОП, возможен анализ адаптационных возможностей организма перед предстоящим экзаменом

Использованная литература: 1.Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. - Ад 28 Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - Вып. 3. - 110 с. 2.Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 2009. N 1.- С. 92-100. 3.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 258 с. 4.Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980,- 192 с. 5.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога- практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с. 6. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностики. – М.: Высш. шк., 2007. – 216с. 7. Нехоровская А.Н. Психофизиологический анализ зрительно-моторной деятельности у детей с высокой тревожностью. Психофизиология. – М., 2011. – 118 с.

Использованная литература:

1.Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. - Ад 28 Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - Вып. 3. - 110 с.

2.Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 2009. N 1.- С. 92-100.

3.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 258 с.

4.Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980,- 192 с.

5.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога- практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

6. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностики. – М.: Высш. шк., 2007. – 216с.

7. Нехоровская А.Н. Психофизиологический анализ зрительно-моторной деятельности у детей с высокой тревожностью. Психофизиология. – М., 2011. – 118 с.