Адаптационные ресурсы школьников МАОУ СОШ №6 с УИОП с разной успеваемостью
Автор :Лобода Анастасия,
ученица 11 Б класса
Научные руководители :
Шалагинова Ирина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры
молекулярной физиологии и биофизики БФУ имени Канта г. Калининграда
Буздина Ирина Владимировна ,
учитель биологии высшей категории МАОУ СОШ №6 с УИОП
.
г.Калининград
2016г
Цель исследования –
Провести сравнительный анализ успешности адаптации к нервно-психологической нагрузке у школьников
МАОУ СОШ №6 с УИОП с разной успеваемостью.
Задачи:
1.Оценить уровень тревожности испытуемых учащихся с разной успеваемостью
2.Оценить функциональное состояние системы внимания в условиях нервно-психологической нагрузки (НПН) при выполнении сенсомоторных тестов школьниками с различной успеваемостью
3.Выявить «цену» адаптации к нервно-психической нагрузке по физиологическим показателям (ЧСС, ЧД) у успешных и неуспешных школьников.
Предмет исследования:
специфические особенности адаптационных ресурсов 9 - классников с разным уровнем школьной успеваемости при осуществлении ими когнитивной деятельности.
Объект исследования:
адаптационные ресурсы организма школьников 9-х классов МАОУ СОШ №6 с УИОП ,с разным уровнем успеваемости
Гипотеза:
У школьников с хорошей и отличной успеваемостью по сравнению с «троечниками» успешность адаптации к нервно-психологической нагрузке выше, однако выше и физиологическая «цена» адаптации.
Факторы успеха адаптации: - высокий исходный уровень опыта и знаний; - интерес к организации и новой работе; - обладание необходимыми волевыми и психологическими качествами; - помощь окружающих; - умение предвидеть трудности
Психофизиологические механизмы тревоги
Тревожность проявляется на трех уровнях:
1. Нейроэндокринном
2. Психическом
3. Соматическом
Объекты и методы.
Оценка психофизиологической адаптации к НПН осуществлялась с помощью методики полифункционального психофизиологического тестирования с применением аппаратно-программного комплекса «НС - Психотест», уровень тревожности определялся с помощью теста Спилбергера - Ханина.
В ходе тестирования, регистрируются физиологические показатели: электрокардиограмма (ЭКГ), пневмограмма (ПГ), сигналы от стимулов нагрузок и ответов (нажатий на кнопку) испытуемого. Тестируются: умственная работоспособность, устойчивость и концентрация внимания, состояние сердечно-сосудистой и респираторной системы, психофизиологическая адаптивность к психическим нагрузкам.
Результаты Исследование проводилось в 2015-2016г. В нем приняло участие 11 учащихся 9-х классов МАОУ СОШ №6 с УИОП с разной успеваемостью. В группе отличников и хорошистов было 5 человек, в группе троечников – 6 человек.
Рис.1. Средние показатели ситуативной тревожности (СТ) испытуемых.
Рис.2. Средние показатели личностной тревожности (ЛТ) испытуемых.
Рис.3 Среднее количество ошибок у испытуемых.
Рис.4 Среднее количество пропусков в тесте на ПЗМР у испытуемых.
Рис.5. Число преждевременных нажатий в тесте на ПЗМР у испытуемых.
Таблица 1. Интегральные показатели адаптации у школьников с разной успеваемостью
Испытуемые\значения
ФУС
Отличники
4,19
УР
Троечники
УФВ
1,5
3,99
3,1
1,35
2,9
Таблица 2. Скорость сенсомоторных реакций (ССР)
Испытуемые\ ССР
Норма
Отличники
Легко замедлена
0
Троечники
Умерен.за
медлена
80%
17%
20%
50%
33%
Показатели устойчивости внимания (УВ) школьников с разной успеваемостью
Устойчивость внимания
Отличники
Высокая
Троечники
20%
Легко снижена
20%
33%
Значительно снижена
0
60%
Грубо снижена
0
50,5%
16,5%
Таблица 3. Показатели оперативной памяти (ОП) у учащихся, имеющих разную успеваемость
Показатели
Отличники
Высокая
Троечники
20%
Легко снижена
20%
33%
Значительно снижена
0
40%
Грубо снижена
20%
0
67%
Рис.6 Среднее значение времени реакции в тесте на ЗМР со счетом у школьников с разной успеваемостью.
Таблица 4. Показатели ФУС, УР, УФВ школьников в тесте на ЗМР со счетом.
Показатели
Отличники
ФУС
Троечники
3,4
УР
0,9
3,2
УФВ
0,6
1,98
1,75
Таблица 5. Число ошибок опережения и запаздывания в тесте на ЗМР со счетом
Число ошибок
Отличники
опережения
Троечники
1,6
запаздывания
23
5
8
Таблица 6. Средние показатели ЧСС и ЧД у школьников с разной успеваемостью
Показатели
Отличники
ЧСС на нагрузку
Троечники
95
ЧД на нагрузку
25
84
23
Таблица 7. Функциональное состояние кардиальной и респираторной систем учащихся с разной успеваемостью.
Кардиальная система
Отличники
норма
20%
Респираторная система
повышенная
Троечники
норма
80%
33%
100%
повышенная
67%
0
100%
0
Таблица 8. Характеристика нервно-психического напряжения по показателям активации кардиальной и респираторной систем у школьников с разной успеваемостью.
Степень НПН
Отличники
Низкая, незначительно повышенная
Троечники
20%
Повышенная
20%
33%
Значительно повышенная
16,5%
60%
67%
Обсуждение результатов Личностная и ситуативная тревожность выше у учеников с хорошей и отличной успеваемостью, чем у троечников. То есть ученики с высокой успеваемостью испытывают большую, по сравнению с троечниками, тревогу в ситуации тестирования, а также, в целом, более склонны к тревоге.
Интегральные показатели адаптации выше у школьников с хорошей успеваемостью. Испытуемым с более высокой успеваемостью характерны более высокие показатели успешности выполнения тестов и более высокие интегральные показатели адаптации, по сравнению с троечниками.
Обнаружено, что отличники имеют более высокие показатели ЧСС и ЧД при выполнении тестов. Для отличников характерны чрезмерные затраты физиологических адаптационных ресурсов при выполнении заданий с НПН. Несмотря на более высокие показатели адаптации и меньшее число ошибок, успешные школьники затрачивают больше физиологических ресурсов, по сравнению с троечниками, и физиологическая «цена» адаптации у них не адекватна степени нагрузки.
Наша гипотеза о том, что успешность адаптации к нервно-психической нагрузке выше у школьников с хорошей и отличной успеваемостью, по сравнению с троечниками, при этом выше и физиологическая «цена» адаптации, подтвердилась.
В перспективе работы, планируется дальнейшее изучение адаптационных ресурсов школьников МАОУ СОШ №6 с УИОП, возможен анализ адаптационных возможностей организма перед предстоящим экзаменом
Использованная литература:
1.Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. - Ад 28 Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - Вып. 3. - 110 с.
2.Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 2009. N 1.- С. 92-100.
3.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 258 с.
4.Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980,- 192 с.
5.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога- практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
6. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностики. – М.: Высш. шк., 2007. – 216с.
7. Нехоровская А.Н. Психофизиологический анализ зрительно-моторной деятельности у детей с высокой тревожностью. Психофизиология. – М., 2011. – 118 с.