СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ по русскому языку 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ по русскому языку 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сеченовская средняя школа

«Принято»

на педагогическом совете

Протокол №___

от «__»_____ 20__г.


«Согласовано»

Родители (законные представители)

________________________

________________________

«Утверждаю»

Директор (наименование ОУ)___________/_________ /

Приказ №_____ от ____20__г.

М.П.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для детей с ограниченными возможностями здоровья

по русскому языку

4 класс

Составитель: Карпова Л.В.

учитель начальных классов




с. Сеченово


2019 год



Пояснительная записка



Адаптированная образовательная программа по русскому языку составлена на основе:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

5. Адаптированной основной образовательной  программы начального  общего  образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МБУ «Школы № 69»;

6. Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: издательство ПАРАДИГМА, 2012.(Второй вариант) Авторы программ: Р. Д. Триггер и др., рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы,



Данная адаптированная образовательная программа учебного предмета «Русский язык» учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки

• в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов),

• замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности,

• трудности произвольной саморегуляции,

• нарушения речевой и мелкой ручной моторики,

• нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственная ориентировка,

• снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом,

• недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль

• обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния ребенка.

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены образовательные потребности как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- раннее получение специальной помощи средствами образования;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы

образовательной организации.

Специфические образовательные потребности:

- увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы;

- наглядно-действенный характер содержания образования;

- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Цель обучения родному языку: развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью, активизация интереса и стремления к изучению языка, воспитание у младших школьников чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова.


Задачи:

  • освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

  • знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи – устной и письменной.

В обучении детей с ОВЗ следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

  • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

  • уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

  • формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;

  • усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).



В адаптированной образовательной программе определены цель и задачи изучаемого предмета и описаны коррекционные возможности предмета:

1.Развитие зрительного восприятия и узнавания.

  • формирование целостности зрительного восприятия

  • развитие способности концентрировать и распределять внимание

  • развитие избирательности зрительного внимания

2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

  • развитие зрительно-моторной координации

  • развитие слухо - моторной координации

3. Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти

  • развитие фонематического восприятия

  • формирование звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза слова

4. Совершенствование речевого развития

  • обогащение и систематизация словаря

  • развитие устной монологической и диалогической речи

5. Развитие словесно-логического мышления

  • формирование умения понимать и задавать вопрос

  • развитие способности обобщать

  • развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их

  • развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений

  • развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез)

  • развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам

  • развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии

  • развитие логического запоминания

6. Развитие навыка самоконтроля и самооценки

  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкции

  • формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану

  • совершенствование умения планировать свою деятельность

  • выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила

  • овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного

  • развитие комбинаторных способностей

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.



Адаптированная образовательная программа для обучения детей с ОВЗ предполагает наличие и использование коррекционной работы.



Направление и содержание программы коррекционной работы

Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации. Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Цель обучения родному языку: развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью, активизация интереса и стремления к изучению языка, воспитание у младших школьников чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова.


Задачи:

  • освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

  • знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи – устной и письменной.

В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

  • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

  • уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

  • формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;

  • усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).

Планируемые результаты коррекционной работы.


Личностные:

  • формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • учить осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

  • формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • учить осваивать роль обучающегося, развивать мотивацию к учебной деятельности;

  • развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;

  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

  • формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • учить использовать знаково-символические средства представления информации, речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • учить использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

  • формировать навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • учить овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

  • учить слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

  • учить определять общие цели и пути их достижения; учить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • учить овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

учить овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные:

  • формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;

  • формировать первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.

Коррекционные:

  • работать над увеличением объёма зрительных, слуховых, моторных восприятий; совершенствовать точность восприятий;

  • работать над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного осознанного запоминания; формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом ответа, составлять план ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту; развивать словесно – логическую, образную, зрительную память;

  • формировать навыки самоконтроля, развивать целеустремлённость внимания;

  • воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль; формировать адекватный уровень притязаний;

  • развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования; развивать функции фонематического анализа и синтеза; совершенствовать грамматический строй речи; расширять активный словарь;

  • развивать умения делать словесно – логические обобщения, давать словесный отчёт о выполненном упражнении; развивать целенаправленность в работе, мыслительную и творческую деятельность;

  • воспитывать самостоятельность, развивать инициативу, воспитывать умения руководствоваться не только близкими, но и далёкими мотивами;

  • развивать способностей к творческой деятельности.

Программа строит обучение детей с ОВЗ  на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Специальные коррекционные задачи:

• развитие приемов умственной деятельности, необходимых для владения начальным курсом русского языка;

• развитие умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления;

• выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала, с целью предупреждения ошибок.

• активизация устную речь детей: сделать предметом их внимания слово и предложение.

• уточнение, пополнение словарного запаса, постоянное соотнесение его с предметами, явлениями окружающего мира.

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Данная программа реализуется через следующие методы и формы:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;

  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • комментированные упражнения;

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Для работы в ходе уроков проводится коррекционная работа: речевая гимнастика, скороговорки и чистоговорки, упражнения на развитие фонематического слуха, звукопроизношения, слуховые и зрительные диктанты. Упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия. Большое внимание уделяется словарной работе (изменение форм слова, подбор однокоренных слов, словосочетаний и т.д.), построению предложений, текстов по опорным словам, по иллюстрациям. Используются коррекционные технологии: игровые, проектные, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, информационные.

Содержание

Курс русского языка в 4 классе включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1—4 классах. Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

Фонетика и орфография

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

Написание суффикса -ок- после шипящих.

Звукобуквенный разбор слова.

Лексика

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы.Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы.Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Морфемика и словообразование

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Морфология

Понятие о частях речи

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Синтаксис

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Лексикография

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).

      Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников.
      Осознание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.

Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Сравнение научно-популярных и художественных текстов(интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сочинение по картине с использованием описания и повествования.Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

 Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

      Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.

      Программа и учебник построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.

      На основе ознакомления с принципами письма и системой правил правописания происходит формирование грамотного письма, орфографическая и пунктуационная подготовка школьников. В начальных классах школы должна действовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если все обучение орфографии и пунктуации будет носить предупредительный характер. Все возможные ошибки школьников должны быть предупреждены до процесса письма за счет послогового и поморфемного проговаривания, опоры на правило; в процессе письма — за счет комментирования, послогового проговаривания, использования определенного правила; по итогам написанной работы школьник должен уметь объяснить допущенную им ошибку.

              Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

      Программа и учебник построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.
      В программе имеются центральные, основные темы или разделы. Однако при распределении учебного материала в учебнике учитываются степень подготовки учащихся к восприятию сведений о языке, постепенность и осознанность восприятия школьниками определенных сторон языковых единиц, возрастание сложности материала, комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

      Процесс обучения русскому языку построен таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного. Осознавание нового языкового материала происходит в процессе наблюдения над языковыми понятиями и их признаками с последующими обобщениями и выводами. Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог учителя и ученика (диалог ведет учитель от имени автора по вопросам и заданиям учебника). Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
     Существенное значение придается развитию связной речи учащихся в ее устной и письменной форме. Материалы учебника дают возможность формировать речевые умения, необходимые для полноценного восприятия чужого и создания своего собственного высказывания. Речевые умения формируются в процессе выполнения специальных речевых заданий, анализа художественного текста-образца и в процессе коллективного или самостоятельного составления собственного текста по личным наблюдениям, заданной учителем или выбранной самим учеником теме, по сюжетному рисунку или серии рисунков, по репродукции с картины художника. Формируются навыки культуры речи, проводится работа со словарями учебника (обращение к словарям возможно при изучении любой темы).
     

 Методические особенности изучения предмета; методы и формы обучения.

При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:

1.Снижены показатели внимания: затруднения переключения, высокая помехонеустойчивость, снижены показатели сосредоточенности.

2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.

3. Низкий познавательный интерес и мотивация.

Работа на занятиях строиться по следующим правилам:

  1. новый материал строиться и преподается предельно развернуто;

  2. практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;

  3. систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;

  4. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;

  5. чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;

  6. составление домашнего задания в сторону малого объёма;

  7. для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;

  8. систематическая работа над развитием психических процессов;

  9. материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;

  10. увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;

писать изложение небольшого текста;

списывать с печатного текста 5-6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;

давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;

писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выражать просьбу, извинение, благодарность;

восстанавливать деформированные предложения;

составлять предложения из заданных слов;

различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;

находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;

различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;

кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;

разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;

различать предложение и слово, виды предложений по интонации;

выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом двусоставном предложении;

устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;

находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок;

пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Раздел

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Предложение

Инструктаж по технике безопасности. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Развитие внимания.


На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами;

– наблюдать за постановкой запятой в предложениях с однородными членами;

– анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение;

– оценивать результаты своей деятельности.



2

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения.

Развитие логического мышления.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– сравнивать простые и сложные предложения;

– находить сложные предложения в тексте;

– выделять в сложном предложении его основы;

– ставить запятые между частями сложного предложения;

– составлять сложные предложения;

– оценивать результаты своей деятельности.



3

Слово в языке и речи

Значимые части слова. Разбор слов по составу.

Развитие оперативной памяти.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– выделять в слове значимые части;

– наблюдать за способами образования нового слова;

– объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок;

– различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

– оценивать результаты своей деятельности.



4

Слово в языке и речи

Различие однокоренных слов и форм одного и того же слова Развитие внимания.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– выделять в слове значимые части;

– наблюдать за способами образования нового слова;

– объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок;

– различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

– оценивать результаты своей деятельности.



5

Слово в языке и речи

Разбор слов по составу Развитие внимания.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– выделять в слове значимые части;

– наблюдать за способами образования нового слова;

– объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок;

– различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

– оценивать результаты своей деятельности.



6

Слово в языке и речи

Наречие как часть речи. Образова­ние наречий Развитие логического мышления.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– наблюдать за признаками наречия как части речи;

– подбирать примеры изученных частей речи;

– анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи;

– оценивать результаты своей деятельности.



7

Имя существительное

Изменение по падежам имён существительных

Развитие оперативной и зрительной памяти.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– определять функцию существительного в предложении;

– задавать падежные вопросы;

– выделять словосочетания, определять главное слово и зависимые слова;

– выделять окончания имен существительных;

– оценивать результаты своей деятельности.



8

Имя существительное

Три склонения имён существительных. Развитие внимания.

На уроке обучающийся сможет

– решать учебно-исследовательскую задачу;

– группировать слова по заданному принципу;

– наблюдать за различием в системе падежных окончаний имён существительных разных склонений;

– сравнивать систему падежных окончаний слов одного рода, относящихся к разным склонениям;

– оценивать результаты своей деятельности.



9

Имя существительное

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных Развитие оперативной и зрительной памяти.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений;

– сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различия;

– работать с таблицей и памяткой «Как определить склонение имён существительных»;

– работать с таблицей «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».



10

Имя существительное

Правописание безударных окончаний имён существительных

Развитие оперативной и зрительной памяти.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– определять падеж имен существительных;

– выделять падежные окончания имен существительных;

– осуществлять решение орфографической задачи под руководством учителя;

– применять изученные правила правописания:

– оценивать результаты своей деятельности.



11

Имя существительное

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Развитие логического мышления.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– определять падеж имен существительных;

– выделять падежные окончания имен существительных;

– осуществлять решение орфографической задачи под руководством учителя;

– применять изученные правила правописания:

– оценивать результаты своей деятельности.



12

Имя существительное

Склонение имён существительных во множественном числе Развитие внимания.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– определять форму множественного числа имён существительных и склонение имён существительных в форме множественного числа;

– определять падеж имён существительных во множественном числе;

– распознавать имена существительные множественного числа в разных падежах;

– оценивать результаты своей деятельности.



13

Имя существительное

Морфологический разбор имени существительного

Развитие связной речи

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– определять лексическое значение имени существительного;

– классифицировать имена существительные по заданным признакам;

– воспроизводить по заданной модели признаки имени существительного;

– проводить морфологический разбор имени существительного как части речи;

– оценивать результаты своей деятельности.



14

Имя прилагательное

Род и число имён прилагательных. Измене­ние имён прилагательных по родам и числам (в единственном числе) Развитие связной речи

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– определять род и число имён прилагательных;

– изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе);

– различать начальную форму имени прилагательного;

– оценивать результаты своей деятельности.



15

Имя прилагательное

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе Развитие логического мышления.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– планировать учебные действия при решении орфографической задачи;

– работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе»;

– оценивать результаты своей деятельности.



16

Имя прилагательное

Склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного Развитие внимания.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода;

– изменять по падежам имена прилагательные мужского и среднего рода;

– планировать учебные действия при решении орфографической задачи;

– оценивать результаты своей деятельности.



17

Имя прилагательное

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Развитие связной речи

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного;

– согласовывать имена прилагательные в форме творительного или предложного падежа с именами существительными;

– различать оттенки значений имён прилагательных-синонимов и употребление их в речи;

– находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение;

– оценивать результаты своей деятельности;

– безошибочно писать слово с непроверяемым написанием издалека.



18

Имя прилагательное

Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Развитие логического мышления.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– выделять окончания имен прилагательных;

– сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных женского рода;

– изменять по падежам имена прилагательные женского рода;

– оценивать результаты своей деятельности.



19

Имя прилагательное

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе Развитие логического мышления.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– склонять имена прилагательные;

– выделять окончания имен прилагательных;

– определять имена прилагательных в указанных падежах;

– правильно ставить вопросы к именам прилагательным в данных формах, различать их падежные окончания;

– оценивать результаты своей деятельности.



20

Имя прилагательное

Правописание имён прилагательных во множественном числе

Развитие оперативной и зрительной памяти

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– склонять имена прилагательные;

– сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных множественного числа;

– оценивать результаты своей деятельности.



21

Имя прилагательное

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Развитие связной речи

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– склонять имена прилагательные;

– определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного;

– различать именительный и винительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа;

– оценивать результаты своей деятельности.



22

Имя прилагательное

Морфологический разбор имен прилагательных

Развитие внимания и связной речи.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– работать с памяткой «Разбор имени прилагательного как части речи»;

– называть признаки имен прилагательных;

– оценивать результаты своей деятельности.



23

Местоимение

Личные местоимения. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений Развитие логического мышления.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– распознавать части речи;

– выдвигать предположения: находить основания для классификации личных местоимений (по лицам, по числам);

– оценивать результаты своей деятельности.



24

Глагол

Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее) Развитие оперативной и зрительной памяти


На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– определять лексическое значение глаголов и роль глаголов в предложении;

– определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении);

– оценивать результаты своей деятельности.



25

Глагол

Неопределённая форма глагола Развитие внимания.


На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имён существительных;

– определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола;

– оценивать результаты своей деятельности.

– безошибочно писать слова с непроверяемым написанием лучше, расстояние.



26

Глагол

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов

Развитие логического мышления.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– определять лицо и число глаголов;

– соотносить лицо и число местоимений и глаголов;

– работать с таблицей «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)»;

– оценивать результаты своей деятельности.



27

Глагол

I и II спряжение глаголов. Развитие оперативной и зрительной памяти

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– решать учебно-исследовательскую задачу;

– определять спряжение глаголов;

– работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем времени;

– оценивать результаты своей деятельности.



28

Глагол

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

Развитие внимания.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– решать учебно-исследовательскую задачу;

– определять спряжение глаголов;

– учиться рассуждать при определении спряжения глагола по неопределённой форме;

– делать вывод о написании личных окончаний глаголов;

– оценивать результаты своей деятельности.



29

Глагол

Возвратные глаголы (общее представление)

Развитие оперативной и зрительной памяти

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– осуществлять решение учебной задачи;

– узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола;

– правильно произносить и писать возвратные глаголы;

– наблюдать над изменением возвратных глаголов по лицам;

– оценивать результаты своей деятельности.



30

Глагол

Правописание возвратных глаголов Развитие внимания и связной речи.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– осуществлять решение учебной задачи;

– различать возвратные глаголы в неопределённой форме и возвратные глаголы 3-го лица единственного и множественного числа; правильно их записывать;

– оценивать результаты своей деятельности.



31

Глагол

Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени Развитие логического мышления.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– осуществлять решение учебной задачи;

– правильно писать возвратные и невозвратные глаголы в неопределённой форме, а также в настоящем и будущем времени; обосновывать их написание;

– обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола;

– оценивать результаты своей деятельности.



32

Глагол

Правописание глаголов в прошедшем времени

Развитие оперативной и зрительной памяти

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– распознавать глаголы в прошедшем времени;

– определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени;

– обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов;

– оценивать результаты своей деятельности.



33

Глагол

Морфологический разбор глагола

Развитие логического мышления.

На уроке обучающийся сможет

– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

– определять лексическое значение глагола;

– классифицировать глаголы по заданным признакам;

– воспроизводить по заданной модели признаки глагола;

– проводить морфологический разбор глагола как части речи;

– оценивать результаты своей деятельности.



34

Глагол

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании Развитие логического мышления.


На уроке обучающийся сможет

– работать с таблицей;

– участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– решать учебно-исследовательскую задачу;

– группировать глаголы по спряжениям, опираясь на ударные личные окончания;

– определять часть слова с ударным и безударным гласным.






Индивидуальный маршрутный лист по итогам проверочных и контрольных


работ по русскому языку



Контролируемый элемент

Дата














































Вся работа без ошибок















Диктант без ошибок















Допустили 1, 2 ошибки















Допустили 3 и более ошибок















Допустили ошибки при (в)















Пропуск, замена, искажение















Б/гласная















Ь показатель мягкости















Разделительный ь















Ь после шипящих















Разделительный ъ















Проверяемые согласные















Непроизносимые согласные















Удвоенные согласные















Написание приставок















Написание предлогов















Написание суффиксов















Жи-ши, ча-ща, чу-щу















Чк, чн, щк, щн















Перенос слов















Большая буква в им. собственных















Безударное окончание им. сущ.















Безударное окончание им. прилаг.















Личные глагольные окончания















Знаки препинания между однородн. чл. предлож.















Оформление предложения















Раздельное написание слов в предложении















Оценки за диктант















«5»















«4»















«3»















«2»