ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой.
Данные рабочие программы разработаны на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочие программы обеспечены учебными пособиями, рекомендованными (допущенными) приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные образовательные программы».
Программы составлены с учетом уровня обученности ребенка, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 4 класс учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык».
Место курса в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе В.В Воронковой из расчета 5 часа в неделю, 170 часов в год, 34 учебные недели. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики, умственно отсталых детей, обуславливает специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно его коммуникативной функции.
Программа по письму в 4 классе включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».
Цель: формирование у обучающихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных учреждений) максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
Формировать у обучающихся, воспитанников интерес к языку и языковым обобщениям;
Развивать умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
Осуществлять нравственное, эстетическое и экологическое воспитание школьников;
Обучать школьников применять изученные орфографические правила.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, воспитанника формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения рабочей программы включают освоенные обучающимися, воспитанниками знания и умения, специфичные для образовательной области «русский язык», готовность к их применению.
Программа по русскому языку для 4 класса определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по русскому языку в 4 классе:
Русский язык
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
По учебному плану на изучение предметной области «Письмо» отводится
170 часов в год (5 часов в неделю).
№ | Название раздела, основной темы | Характеристика раздела, основной темы | Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий по разделу, теме | Планируемый результат |
1. | Звуки и буквы. | -Мягкий знак -Разделительный мягкий знак перед гласными -Сочетание гласных с шипящими, правописание сочетаний -Правописание звонких и глухих согласных -Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных в корне. | -Вводный диктант -Самостоятельная работа -Зрительный диктант; Предупредительный диктант -Словарный диктант; -Контрольный диктант -Контрольное списывание -Тестовый контроль -Объяснительный диктант | -Анализировать слова по звуковому составу -Знать алфавит -Располагать слова в алфавитном порядке |
2. | Слово. | -Различение основных категорий слов -Имена собственные -Предлоги -Родственные слова -Правописание слов с непроверяемым написанием в корне | -Самостоятельная работа - Выборочный диктант -Тестовый контроль -Контрольный диктант -Предупредительный диктант. | -Различать основные категории слов -Знать правила написания имён собственных -Уметь подби рать провероч ные слова |
3. | Предложение | -Членение речи на предложения -Упражнения в составлении предложений -Знаки препинания в конце предложений -Главные члены предложения | -Контрольный диктант; -Самостоятельная работа. | -Составлять и распространять предложения -Знать правила написания предложений |
4. | Связная речь | -Составление и запись небольшого рассказа по серии сюжетных картинок -Изложение под руководством учителя небольшого текста -Восстановление несложного деформированного текста -Описание несложных знакомых предметов -Составление и написание под руководством учителя небольшого письма | -Творческая работа. | -Уметь расставлять слова и предложения в правильном порядке |
5. | Письмо и чистописание | -Выработка навыка правильного и аккуратного письма -Чёткое и графически правильное письмо букв -Выполнение письменных упражнений по учебнику -Списывание рукописных и печатных текстов -Выборочное списывание -Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | -Контрольное списывание | -Самостоятельно выполнять простые по структуре упражнения -Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении |
6. | Повторение в начале учебного года | -Практическое построение простого предложения -Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах -Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | -Самостоятельная работа | Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении |
| Повторение в конце учебного года | -Практическое построение простого предложения -Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах -Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | -Контрольная работа за четверть -Итоговая контрольная работа за год | -Уметь самостоятельно строить простое предложение -Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении |
Приложение
Рабочая программа включает оценку планируемых результатов:
Личностные результаты предусматривают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися, воспитанниками основами грамотности и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, воспитанниками даже незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка устных ответов.
Устный опрос является одним из методов учёта знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников коррекционной школы. При оценке устных ответов по русскому языку принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи со стороны учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» не ставится; в
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по тестам по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера. Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объём текста следует уменьшить. Основные виды контрольных работ в 4 классе – списывание и диктанты.
Оценка письменных работ.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в 4 классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся, воспитанникам коррекционной школы.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объём текстов контрольных работ в 4 классе-30-35 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов обучающихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 4-6 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено свыше 6 ошибок.
Оценка «1» не ставится.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А.А.Айдарбекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 176с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Авторы – составители: А.К.Аксёнова, Т.И.Бугаева. Научный руководитель проекта – канд.психолог.наук, проф. И.М.Бгажнокова. - СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2007. – 220с.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | дата |
план | Факт |
| I четверть | | | |
Повторение. |
1 | Предложение. | 1 | | |
2 | Деление текста на предложения. | 1 | | |
3 | Заканчивание данных предложений. | 1 | | |
4 | Окончание. | 1 | | |
5 | Практические упражнения в построении предложений | 1 | | |
6 | Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. | 1 | | |
7 | Замена часто повторяющихся слов. | 1 | | |
8 | Расположение частей текста для получения связного рассказа. | 1 | | |
9 | Вводный диктант. | 1 | | |
10 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Звуки и буквы. |
11 | Алфавит. | 1 | | |
12 | Запись слов в алфавитном порядке. Звонкие и глухие согласные. | 1 | | |
13 | День здоровья. Звонкие и глухие согласные. | 1 | | |
14 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | | |
15 | Самостоятельная работа. Подбор нужных слов для ответа на вопрос. | 1 | | |
16 | Мягкий знак на конце слов. | 1 | | |
17 | Слова-родственники. | 1 | | |
18 | Слова, противоположные по смыслу (ум-глупость). | 1 | | |
19 | Слова, противоположные по значению (слабый-сильный). | 1 | | |
20 | Мягкий знак в середине слова. | 1 | | |
21 | Зрительный диктант. Расположение предложений по порядку следования картинок. | 1 | | |
22 | Разделительный мягкий знак. | 1 | | |
23 | Эмоциональное восприятие текста. | 1 | | |
24 | Изменение слов в скобках по смыслу. | 1 | | |
25 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных и разделительный Ь. | 1 | | |
26 | Практические упражнения в построении предложений. | 1 | | |
27 | Правила переноса слов. | 1 | | |
28 | Составление рассказа по картинкам и вопросам. | 1 | | |
29 | Предупредительный диктант. Отличие рассказа от отдельных предложений. | 1 | | |
30 | Гласные после шипящих. | 1 | | |
31 | Озаглавливание и написание рассказа. | 1 | | |
32 | Расположение предложений по порядку следования вопросов. | 1 | | |
33 | Подбор примеров на знакомые правила. | 1 | | |
34 | Словарный диктант. Составление рассказа по плану. | 1 | | |
35 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | | |
36 | Звонкие и глухие согласные на конце слов. | 1 | | |
37 | Подбор проверочных слов. | 1 | | |
38 | Звонкие и глухие согласные в середине слов. | 1 | | |
39 | Сомнительные согласные. | 1 | | |
40 | Выбор проверочных слов. | 1 | | |
41 | Контрольный диктант. | 1 | | |
42 | Работа над ошибками. | 1 | | |
43 | Написание слов со звонкими и глухими согласными. | 1 | | |
44 | Изменение слов по образцу- | 1 | | |
45 | Написание слов с пропущенной буквой. | 1 | | |
46 | Подбор отгадок к загадкам. | 1 | | |
| II четверть | | | |
47 | Запись текста по плану. | 1 | | |
48 | Запись примеров на знакомые правила по образцу. | 1 | | |
49 | Построение предложений из данных вразбивку слов. | 1 | | |
50 | Составление главной части рассказа из 3-х предложений. | 1 | | |
51 | Контрольное списывание. | 1 | | |
52 | Работа над ошибками. | 1 | | |
53 | Ударные и безударные гласные. | 1 | | |
54 | Изменение значений слов с помощью ударения. | 1 | | |
55 | Ударение в двусложных словах. | 1 | | |
56 | Запись слов по образцу (аптека-аптечный киоск). | 1 | | |
57 | Правописание безударных гласных. | 1 | | |
58 | Безударные гласные (а,о,е,и,я). | 1 | | |
59 | Проверка написания слов с безударной гласной. | 1 | | |
60 | Ударные и безударные гласные. | 1 | | |
61 | Подбор предложений к схеме. | 1 | | |
62 | Запись частей рассказа по порядку. | 1 | | |
63 | Запись ответов на вопросы к тексту. | 1 | | |
64 | Объяснение написания пропущенных слов. | 1 | | |
65 | Выписывание слов на знакомые правила. | 1 | | |
66 | Запись ответов на вопросы с помощью картинок. | 1 | | |
67 | Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. | 1 | | |
68 | Дополнение текста самостоятельно составленным предложением. | 1 | | |
69 | Непроверяемые безударные гласные. | 1 | | |
70 | Объяснение смысла пословиц. | 1 | | |
71 | Словарные слова и слова с безударной гласной. | 1 | | |
72 | Проверка слов с пропущенными безударными гласными. | 1 | | |
73 | Объяснительный диктант. Написание письма. | 1 | | |
74 | Слова, требующие проверки. | 1 | | |
75 | Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. | 1 | | |
76 | Правописание пропущенных букв. | 1 | | |
77 | Подбор примеров на каждое правило | 1 | | |
78 | Контрольный диктант. | 1 | | |
79 | Работа над ошибками. | 1 | | |
80 | Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. | 1 | | |
81 | Запись ответов на вопросы к сказке. | 1 | | |
| III четверть | | | |
82 | Построение предложений из данных вразбивку слов. | 1 | | |
83 | Составление рассказа об экскурсии по вопросам. | 1 | | |
84 | Расположение предложений по порядку. | 1 | | |
85 | Подбор слов на знакомые правила. | 1 | | |
86 | Контрольное списывание. | 1 | | |
87 | Работа над ошибками. | 1 | | |
88 | Слово. Названия предметов. | 1 | | |
89 | Составление и запись предложений по картинке. | 1 | | |
90 | Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. | 1 | | |
91 | Замена часто повторяющихся слов. | 1 | | |
92 | Слова, отвечающие на падежные вопросы. | 1 | | |
93 | Подбор слов в тексте во избежание повторений. | 1 | | |
94 | Близкие по значению слова. | 1 | | |
95 | Названия действий. | 1 | | |
96 | Постановка вопросов к словам. | 1 | | |
97 | Слова, противоположные по значению. Самостоятельная работа. | 1 | | |
98 | Главные члены предложения. | 1 | | |
99 | Выделение из текста главных членов предложения с опорой на картинки. | 1 | | |
100 | Составление предложений по картинкам. | 1 | | |
101 | Признаки предмета. | 1 | | |
102 | Различение предметов по признакам. | 1 | | |
103 | Подбор к слову ряда признаков. | 1 | | |
104 | Изменение слов по вопросам. | 1 | | |
105 | Изменение слов в тексте по смыслу. | 1 | | |
106 | Замена часто повторяющихся слов. | 1 | | |
107 | Сочетания слов, используемые для описания внешности и характера героя. | 1 | | |
108 | Слова, близкие по значению. | 1 | | |
109 | Заканчивание данных предложений. | 1 | | |
110 | Выделение в тексте предмета, его действия и признака. | 1 | | |
111 | Описание внешнего вида щенка для составления объявления о его пропаже. | 1 | | |
112 | Контрольный диктант. | 1 | | |
113 | Работа над ошибками. | 1 | | |
114 | Имена собственные. | 1 | | |
115 | Прописная буква в именах и фамилиях людей. | 1 | | |
116 | Самостоятельная работа. Практическое употребление имён собственных. | 1 | | |
117 | Выделение в тексте имён собственных. | 1 | | |
118 | Правила написания имён собственных и нарицательных. | 1 | | |
119 | Правила написания адреса на конверте. | 1 | | |
120 | Контрольный диктант. | 1 | | |
121 | Работа над ошибками. | 1 | | |
122 | Предлоги. | 1 | | |
123 | Предлог как отдельное слово. | 1 | | |
124 | Практические упражнения в написании наиболее распространенных предлогов. | 1 | | |
125 | Выделение главной мысли рассказа. | 1 | | |
126 | Составление предложений из данных слов, используя нужные предлоги. | 1 | | |
127 | Построение правильных предложений. | 1 | | |
128 | Составление и запись предложений по схеме. | 1 | | |
129 | Выделение предлогов в сочетаниях слов. | 1 | | |
130 | Контрольный диктант. | 1 | | |
131 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| IV четверть | | | |
132 | Построение предложений из данных вразбивку слов. | 1 | | |
133 | Составление рассказа об экскурсии по вопросам. | 1 | | |
134 | Расположение предложений по порядку. | 1 | | |
135 | Подбор слов на знакомые правила. | 1 | | |
136 | Контрольное списывание. | 1 | | |
137 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Слово. |
138 | Названия предметов. | 1 | | |
139 | Составление и запись предложений по картинке. | 1 | | |
140 | Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. | 1 | | |
141 | Замена часто повторяющихся слов. | 1 | | |
142 | Слова, отвечающие на падежные вопросы. | 1 | | |
143 | Подбор слов в тексте во избежание повторений. | 1 | | |
144 | Близкие по значению слова. | 1 | | |
145 | Названия действий. | 1 | | |
146 | Постановка вопросов к словам. | 1 | | |
147 | Слова, противоположные по значению. | 1 | | |
148 | Главные члены предложения. | 1 | | |
149 | Выделение из текста главных членов предложения с опорой на картинки. | 1 | | |
150 | Составление предложений по картинкам. | 1 | | |
151 | Признаки предмета. | 1 | | |
152 | Различение предметов по признакам. | 1 | | |
153 | Подбор к слову ряда признаков. Самостоятельная работа. | 1 | | |
154 | Изменение слов по вопросам. | 1 | | |
155 | Изменение слов в тексте по смыслу. | 1 | | |
156 | Замена часто повторяющихся слов. | 1 | | |
157 | Сочетания слов, используемые для описания внешности и характера героя. | 1 | | |
158 | Слова, близкие по значению. | 1 | | |
159 | Заканчивание данных предложений. | 1 | | |
160 | Выделение в тексте предмета,его действия и признака. | 1 | | |
161 | Описание внешнего вида щенка для составления объявления о его пропаже. | 1 | | |
162 | Контрольный диктант. | 1 | | |
163 | Работа над ошибками. | 1 | | |
164 | Имена собственные. | 1 | | |
165 | Прописная буква в именах и фамилиях людей. | 1 | | |
166 | Самостоятельная работа. Практическое употребление имён собственных. | 1 | | |
167 | Выделение в тексте имён собственных. | 1 | | |
168 | Правила написания имён собственных и нарицательных. Правила написания адреса на конверте. | 1 | | |
169 | Предлоги. Практические упражнения в написании наиболее распространенных предлогов. | 1 | | |
170 | Выделение главной мысли рассказа. Знаки препинания в конце предложения. Чему мы научились | 1 | | |