СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная основная общеобразовательная программа по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для  общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  4 класс учебник А.К.Аксеновой,  Э.В.Якубовской  «Русский язык».    

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа по русскому языку 4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой.

Данные рабочие программы разработаны  на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочие программы обеспечены учебными пособиями, рекомендованными (допущенными) приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные образовательные программы».

Программы составлены с учетом уровня обученности ребенка, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 4 класс учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык».

Место курса в учебном плане

В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе В.В Воронковой из расчета  5 часа в неделю, 170 часов в  год34 учебные недели. Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе.

Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики, умственно отсталых детей, обуславливает специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно его коммуникативной функции.

Программа по письму в 4 классе включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».

Цель: формирование у обучающихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных учреждений) максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

  • Формировать у обучающихся, воспитанников интерес к языку и языковым обобщениям;

  • Развивать умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;

  • Осуществлять нравственное, эстетическое и экологическое воспитание школьников;

  • Обучать школьников применять изученные орфографические правила.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, воспитанника формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  8. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения рабочей программы включают освоенные обучающимися, воспитанниками знания и умения, специфичные для образовательной области «русский язык», готовность к их применению.

Программа по русскому языку для 4 класса определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по русскому языку в 4 классе:

Русский язык

Минимальный уровень:

различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему;

участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

По учебному плану на изучение предметной области «Письмо» отводится

170 часов в год (5 часов в неделю).

Название раздела, основной темы

Характеристика раздела, основной темы

Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий по разделу, теме

Планируемый результат

1.

Звуки и буквы.

-Мягкий знак

-Разделительный мягкий знак перед гласными

-Сочетание гласных с шипящими, правописание сочетаний

-Правописание звонких и глухих согласных

-Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных в корне.

-Вводный диктант -Самостоятельная работа

-Зрительный диктант;

Предупредительный диктант

-Словарный диктант;

-Контрольный диктант

-Контрольное списывание

-Тестовый контроль -Объяснительный диктант

-Анализировать слова по звуковому составу

-Знать алфавит

-Располагать слова в алфавитном порядке

2.

Слово.

-Различение основных категорий слов

-Имена собственные

-Предлоги

-Родственные слова

-Правописание слов с непроверяемым написанием в корне

-Самостоятельная

работа

- Выборочный

диктант

-Тестовый контроль

-Контрольный

диктант -Предупредительный

диктант.

-Различать основные категории слов

-Знать правила написания имён собственных

-Уметь подби рать провероч ные слова

3.

Предложение

-Членение речи на предложения

-Упражнения в составлении предложений

-Знаки препинания в конце предложений

-Главные члены предложения

-Контрольный

диктант;

-Самостоятельная

работа.

-Составлять и распространять предложения

-Знать правила написания предложений

4.

Связная речь

-Составление и запись небольшого рассказа по серии сюжетных картинок

-Изложение под руководством учителя небольшого текста

-Восстановление несложного деформированного текста

-Описание несложных знакомых предметов

-Составление и написание под руководством учителя небольшого письма

-Творческая работа.

-Уметь расставлять слова и предложения в правильном порядке

5.

Письмо и чистописание

-Выработка навыка правильного и аккуратного письма

-Чёткое и графически правильное письмо букв

-Выполнение письменных упражнений по учебнику

-Списывание рукописных и печатных текстов

-Выборочное списывание

-Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

-Контрольное списывание

-Самостоятельно выполнять простые по структуре упражнения

-Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении

6.

Повторение в начале учебного года

-Практическое построение простого предложения

-Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах

-Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

-Самостоятельная работа

Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении


Повторение в конце учебного года

-Практическое построение простого предложения

-Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах

-Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

-Контрольная работа за четверть

-Итоговая контрольная работа за год

-Уметь самостоятельно строить простое предложение

-Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении



Приложение


Рабочая программа включает оценку планируемых результатов:

Личностные результаты предусматривают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися, воспитанниками основами грамотности и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, воспитанниками даже незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Оценка устных ответов.

Устный опрос является одним из методов учёта знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников коррекционной школы. При оценке устных ответов по русскому языку принимается во внимание:

  1. правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  2. полнота ответа;

  3. умение практически применять свои знания;

  4. последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи со стороны учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» не ставится; в

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по тестам по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера. Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объём текста следует уменьшить. Основные виды контрольных работ в 4 классе – списывание и диктанты.


Оценка письменных работ.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в 4 классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся, воспитанникам коррекционной школы.

Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.

Примерный объём текстов контрольных работ в 4 классе-30-35 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов обучающихся.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 4-6 ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено свыше 6 ошибок.

Оценка «1» не ставится.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А.А.Айдарбекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 176с.

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Авторы – составители: А.К.Аксёнова, Т.И.Бугаева. Научный руководитель проекта – канд.психолог.наук, проф. И.М.Бгажнокова. - СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2007. – 220с.



п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

план

Факт


I четверть




Повторение.


1


Предложение.

1



2


Деление текста на предложения.

1



3


Заканчивание данных предложений.

1



4


Окончание.

1



5

Практические упражнения в построении

предложений

1



6

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

1



7


Замена часто повторяющихся слов.

1



8

Расположение частей текста для получения связного рассказа.

1



9


Вводный диктант.

1



10

Работа над ошибками.

1



Звуки и буквы.


11


Алфавит.

1



12

Запись слов в алфавитном порядке.

Звонкие и глухие согласные.

1



13

День здоровья.

Звонкие и глухие согласные.

1



14


Твёрдые и мягкие согласные.

1



15

Самостоятельная работа.

Подбор нужных слов для ответа на вопрос.

1



16


Мягкий знак на конце слов.

1



17


Слова-родственники.

1



18

Слова, противоположные по смыслу (ум-глупость).

1



19

Слова, противоположные по значению (слабый-сильный).

1



20

Мягкий знак в середине слова.

1



21

Зрительный диктант.

Расположение предложений по порядку следования картинок.

1



22


Разделительный мягкий знак.

1



23


Эмоциональное восприятие текста.

1



24


Изменение слов в скобках по смыслу.

1



25

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных и разделительный Ь.

1



26

Практические упражнения в построении предложений.

1



27


Правила переноса слов.

1



28


Составление рассказа по картинкам и вопросам.

1



29

Предупредительный диктант.

Отличие рассказа от отдельных предложений.

1



30


Гласные после шипящих.

1



31


Озаглавливание и написание рассказа.

1



32

Расположение предложений по порядку следования вопросов.

1



33


Подбор примеров на знакомые правила.

1



34

Словарный диктант.

Составление рассказа по плану.

1



35


Парные звонкие и глухие согласные.

1



36


Звонкие и глухие согласные на конце слов.

1



37


Подбор проверочных слов.

1



38


Звонкие и глухие согласные в середине слов.

1



39


Сомнительные согласные.

1



40


Выбор проверочных слов.

1



41


Контрольный диктант.

1



42


Работа над ошибками.

1



43

Написание слов со звонкими и глухими согласными.

1



44


Изменение слов по образцу-

1



45


Написание слов с пропущенной буквой.

1



46


Подбор отгадок к загадкам.

1





II четверть




47


Запись текста по плану.

1



48


Запись примеров на знакомые правила по образцу.

1



49


Построение предложений из данных вразбивку слов.

1



50


Составление главной части рассказа из 3-х предложений.

1



51


Контрольное списывание.

1



52


Работа над ошибками.

1



53


Ударные и безударные гласные.

1



54


Изменение значений слов с помощью ударения.

1



55


Ударение в двусложных словах.

1



56


Запись слов по образцу (аптека-аптечный киоск).

1



57


Правописание безударных гласных.

1



58


Безударные гласные (а,о,е,и,я).

1



59

Проверка написания слов с безударной гласной.

1



60


Ударные и безударные гласные.

1



61


Подбор предложений к схеме.

1



62


Запись частей рассказа по порядку.

1



63


Запись ответов на вопросы к тексту.

1



64

Объяснение написания пропущенных слов.

1



65


Выписывание слов на знакомые правила.

1



66


Запись ответов на вопросы с помощью картинок.

1



67

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

1



68

Дополнение текста самостоятельно составленным предложением.

1



69


Непроверяемые безударные гласные.

1



70


Объяснение смысла пословиц.

1



71

Словарные слова и слова с безударной гласной.

1



72

Проверка слов с пропущенными безударными гласными.

1



73

Объяснительный диктант.

Написание письма.

1



74


Слова, требующие проверки.

1



75

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

1



76


Правописание пропущенных букв.

1



77


Подбор примеров на каждое правило

1



78


Контрольный диктант.

1



79


Работа над ошибками.

1



80

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

1



81


Запись ответов на вопросы к сказке.

1




III четверть




82


Построение предложений из данных вразбивку слов.

1



83


Составление рассказа об экскурсии по вопросам.

1



84


Расположение предложений по порядку.

1



85


Подбор слов на знакомые правила.

1



86


Контрольное списывание.

1



87


Работа над ошибками.

1



88

Слово.

Названия предметов.

1



89


Составление и запись предложений по картинке.

1



90

Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов.

1



91


Замена часто повторяющихся слов.

1



92


Слова, отвечающие на падежные вопросы.

1



93


Подбор слов в тексте во избежание повторений.

1



94


Близкие по значению слова.

1



95


Названия действий.

1



96


Постановка вопросов к словам.

1



97

Слова, противоположные по значению.

Самостоятельная работа.

1



98


Главные члены предложения.

1



99

Выделение из текста главных членов предложения с опорой на картинки.

1



100


Составление предложений по картинкам.

1



101


Признаки предмета.

1



102


Различение предметов по признакам.

1



103


Подбор к слову ряда признаков.

1



104


Изменение слов по вопросам.

1



105


Изменение слов в тексте по смыслу.

1



106


Замена часто повторяющихся слов.

1



107

Сочетания слов, используемые для описания внешности и характера героя.

1



108


Слова, близкие по значению.

1



109


Заканчивание данных предложений.

1



110

Выделение в тексте предмета, его действия и признака.

1



111

Описание внешнего вида щенка для составления объявления о его пропаже.

1



112

Контрольный диктант.


1



113


Работа над ошибками.

1



114


Имена собственные.

1



115

Прописная буква в именах и фамилиях людей.

1



116

Самостоятельная работа.

Практическое употребление имён собственных.

1



117


Выделение в тексте имён собственных.

1



118

Правила написания имён собственных и нарицательных.

1



119


Правила написания адреса на конверте.

1



120


Контрольный диктант.

1



121


Работа над ошибками.

1



122


Предлоги.

1



123


Предлог как отдельное слово.

1



124

Практические упражнения в написании наиболее распространенных предлогов.

1



125


Выделение главной мысли рассказа.

1



126

Составление предложений из данных слов, используя нужные предлоги.

1



127


Построение правильных предложений.

1



128


Составление и запись предложений по схеме.

1



129


Выделение предлогов в сочетаниях слов.

1



130


Контрольный диктант.

1



131


Работа над ошибками.

1




IV четверть




132


Построение предложений из данных вразбивку слов.

1



133


Составление рассказа об экскурсии по вопросам.

1



134


Расположение предложений по порядку.

1



135


Подбор слов на знакомые правила.

1



136


Контрольное списывание.

1



137


Работа над ошибками.

1



Слово.


138


Названия предметов.

1



139


Составление и запись предложений по картинке.

1



140

Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов.

1



141


Замена часто повторяющихся слов.

1



142


Слова, отвечающие на падежные вопросы.

1



143


Подбор слов в тексте во избежание повторений.

1



144


Близкие по значению слова.

1



145


Названия действий.

1



146


Постановка вопросов к словам.

1



147


Слова, противоположные по значению.

1



148


Главные члены предложения.

1



149

Выделение из текста главных членов предложения с опорой на картинки.

1



150


Составление предложений по картинкам.

1



151


Признаки предмета.

1



152


Различение предметов по признакам.

1



153

Подбор к слову ряда признаков.

Самостоятельная работа.

1



154


Изменение слов по вопросам.

1



155


Изменение слов в тексте по смыслу.

1



156


Замена часто повторяющихся слов.

1



157

Сочетания слов, используемые для описания внешности и характера героя.

1



158


Слова, близкие по значению.

1



159


Заканчивание данных предложений.

1



160


Выделение в тексте предмета,его действия и признака.

1



161

Описание внешнего вида щенка для составления объявления о его пропаже.

1



162

Контрольный диктант.


1



163


Работа над ошибками.

1



164


Имена собственные.

1



165


Прописная буква в именах и фамилиях людей.

1



166

Самостоятельная работа.

Практическое употребление имён собственных.

1



167


Выделение в тексте имён собственных.

1



168

Правила написания имён собственных и нарицательных.

Правила написания адреса на конверте.

1



169

Предлоги. Практические упражнения в написании наиболее распространенных предлогов.

1



170

Выделение главной мысли рассказа. Знаки препинания в конце предложения. Чему мы научились

1






Похожие файлы