РАССМОТРЕНО На заседании МО протокол № 1 от 30.08.2020 г. Руководитель МО _____________ О.М. ЦыцоринаТ.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ Романова Т.А. 31. 08. 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ с.Надеждино ___________ Романов А,И. 08..2020г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.1)
по предмету
«Окружающий мир»
1 класс
Начальное общее образование,
Базовый уровень
Составитель: Ананьева Валентина Евгеньевна,
учитель первой категории
2020год
:
Пояснительная записка
АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) составлена на основании:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
-Федерального государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
-Нормативно-методических документов Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
-Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и »(с изменениями и дополнениями);
- Основной общеобразовательной программой НОО ГБОУ СОШ с.Надеждино
-Учебным планом ГБОУ с.Надеждино
Учебная программа по курсу окружающий мир разработана на основе программы «Окружающий мир. Рабочая программа». 1 – 4 классы, «Просвещение», Москва, 2011г., Авторской программы А.А. Плешакова « Окружающий мир», рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Учебный курс «Окружающий мир» в начальных классах специального обучения носит личностно-развивающий характер, имеет экологическую направленность, Которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях .
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира.
1.Общие цели и задачи учебного предмета
1.1. Цели:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека;
-развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком,
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
1.2. Место учебного предмета «Окружающий мир»
Преподавание предмета «Окружающий мир » представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» ФГОС НОО.
Планируемые результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимся социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающегося в различных средах.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Организует свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществляет контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3. Вносит необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определяет последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». | 1. Ориентируется в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимает информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивает предметы, объекты: находит общее и различие. 5. Группирует, классифицирует предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | 1. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит. 2. Вступает в диалог (отвечает на вопросы, задаёт вопросы, уточняет непонятное). 3. Сотрудничает с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливает и соблюдает очерёдность действий, корректно сообщает товарищу об ошибках. 4.Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничае со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. |
Предметные результаты (базовый уровень)
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Программа 1 класса рассчитана на 17 ч (33 учебные недели).
Календарно- тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Дата проведения | Элементы содержания |
1 | Введение. Задавайте вопросы! Экскурсия по школе Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | | Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников. |
2 | Проект «Моя малая родина». Экскурсия «Осень» Что у нас над головой? Экскурсия: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Экскурсия: Что у нас под ногами? Практическая работа «Камни» Что общего у разных растений? | | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. |
3 | Что растет на подоконнике? Практическая работа «Комнатные растения» Что растет на клумбе? Экскурсия: Знакомство с растениями цветника. Что это за листья? Что такое хвоинки? Практическая работа «Веточки, хвоинки и шишки» | | Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. Листовая пластина, черешок Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. |
4 | Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? | | Насекомые как группа животных Разнообразие насекомых. Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Знакомство с птицами как одной из групп животных. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. |
5 | Что нас окружает дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? | | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. Солнечная система, планеты, глобус, модель, форма шара, моря, океаны, материки, суша, день, ночь. |
6 | Проверим себя. Проект «Моя малая Родина». Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? | | Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Значение воды и электричества в доме. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды |
7 | Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа «Свойства снега и льда» Как живут растения? Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями» | | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. |
8 | Как живут животные? Практическая работа «Приёмы ухода за животными». Как зимой помочь птицам? Куда девается мусор. Практическая работа «Рассортировка упаковок». Откуда в снежках грязь? Практическая работа «Исследование снежков и снеговой воды». | | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. |
9 | Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Практическая работа «Работа с глобусом». Где живут слоны? Практическая работа «Работа с глобусом» | | Рассмотреть время и его течение, прошлое, настоящее и будущее, последовательность дней недели, формирование представлений о характерных признаках смены времен года, соотношение временных промежутков, формирование представлений о холодных странах, формирование представлений о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли. |
10 | Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Экскурсия «Весна». Когда мы станем взрослыми? | | История появления одежды и развития моды. История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. |
11 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? | | Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Луна — спутник Земли, её особенности. Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных. |
12 | Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? | | Разнообразие звуков в окружающем мире. Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой |
13 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? | | Разнообразие цветов и бабочек, взаимосвязь цветов и бабочек. Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. |
14 | Почему нужно мыть руки и чистить зубы? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? | | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Поезда — наземный и подземный транспорт. |
15 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? | | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. |
16 | Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте |
17 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Экскурсия «Лето». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
| Итого | 17 ч. | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
-безопасную дорогу от дома до школы
-важнейшие дорожные знаки, правила перехода улицы
-название страны, в которой живут, столицу
-символы России: флаг, герб, гимн
-простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой
-названия дней недели , времён года
-имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения; культура поведения в общественных местах
-цвета радуги
-назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолёт, пароход
Учащиеся должны уметь:
-различать основные части растения: корень, стебель, лист ,цветок, плод с семенами
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту
-составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»
-различать овощи и фрукты
Используемый учебно - методический комплект:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 класса. « Просвещение» 2011г.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1-4 класса нач. шк. М.: Просвещение 2012г.
Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл. (ч.1,2)
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3,4 классы;
Плешаков А.А., Методические рекомендации.
Ю. И. Глаголева, Л.С. Илюшин. Поурочные разработки. Технологические карты уроков.» Просвещение», 2012г
Электронное приложение к учебнику(Окружающий мир).
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внёсшего запись |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |