СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа для ребенка с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа для ребенка с ОВЗ»










Адаптированная образовательная программа

Для ребенка с ОВЗ

























Цель программы. Формирование у ребенка знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Основные задачи.

Диагностические

  1. Комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка.

  2. Уточнение диагноза при динамическом наблюдении

  3. Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

  1. Социализация.

  2. Формирование самостоятельности.

  3. Становление нравственной ориентировки.

  4. Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

  1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

  2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.

  3. Преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.

  4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Образовательные

  1. Формирование у ребенка системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

  2. Развитие познавательной активности.

  3. Формирование всех видов детской деятельности.







Коррекционная работа базируется на следующих принципах:

- Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки. На наш взгляд, оптимальным является коррекционное обучение и воспитание, начинающееся в раннем и младшем дошкольном возрасте, в период интенсивного морфофункционального развития мозга. Именно в этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, формируются механизмы памяти и наглядного мышления. Это период формирования коммуникативных навыков и развития речи.

- Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, с опорой на ведущую деятельность данного возраста. Для дошкольников это - предметно-операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

- Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с ребенком, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.







Формы организации коррекционной работы.


График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

сентябрь

Диагностика психического развития ребенка.

1 октября – 15 мая

Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми

15 мая – 31 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития ребенка.



Коррекционно-развивающая работа с ребенком предполагает четкую организацию пребывания в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Количество занятий познавательной деятельности, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода и соответствует учебному плану.

Программа включает два раздела:

  1. Ознакомление с окружающим, включающее социализация.

  2. Формирование элементарных математических представлений, включающее сенсорное воспитание.


В процессе обучения используются различные формы организации НОД: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения диагностики: первичной и повторной, обработки и анализа полученных результатов.

Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.















Разделы программы

«Ознакомление с окружа­ющим миром и развитие речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Основная цель - обогащение, уточнение, расширение и систематизация знаний и пред­ставлений ребенка об окружающей действительности.

Основными задачами являются:

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;

  • накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;

  • формирование представлений о здоровом образе жизни.

  • повышение уров­ня сенсорного и умственного развития;

  • обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

Образовательные деятельности должны стать одним из эффективных средств раз­вития навыков анализа, сравнения, обобщения, активиза­ции словарного запаса, формирования связной речи.

Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают озна­комление с природой (с различными группами растений и животных, сезонными изменениями в природе), ближайшим окру­жением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, жизнью города ).При изучении каждой темы программы необходимо обес­печить взаимосвязь следующих видов деятельности: непо­средственных наблюдений за изучаемыми предметами и яв­лениями, предметно-практической деятельности ребенка(дей­ствия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с иг­рушками, предметами).Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных в образовательных деятельностях, должно происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем. Образовательные деятельности по ознакомлению с окружающим миром и разви­тию речи являются не только средством расширения круго­зора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.













































Тематическое планирование по разделу программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

в средней группе для детей с ОВЗ



Октябрь

  1. Огород. Овощи.

  2. Сад. Фрукты.

  3. Лес. Грибы. Ягоды.

  4. Игрушки.

Ноябрь

  1. Осень. Осенние признаки .Деревья.

  2. Одежда.

  3. Обувь.

  4. Мебель

  5. Посуда

Декабрь

  1. Зима.

  2. Зимующие птицы

  3. Комнатные растения

  4. Новогодний праздник

Январь

  1. Каникулы

  2. Домашние птицы

  3. Домашние животные

  4. Дикие животные

  5. Дикие животные

  6. Февраль

  1. Профессии. Продавец

  2. Профессии. Почтальон.

  3. Транспорт.

  4. Профессии на транспорте.

Март

  1. Весна

  2. Мамин праздник. Профессии наших мам.

  3. Первые весенние цветы

  4. Цветущие комнатные растений

  5. Апрель

1.Дикие животные весной.

2. Домашние животные весной

3.Перелетные птицы

4. Насекомые.

Май

  1. Каникулы

  2. Аквариумные рыбки

  3. Наш город. Моя улица.

  4. Правила дорожного движения.

  5. Лето. Цветы на лугу.








Показатели развития к концу первого года обучения.

1.Социализация:

* Показывать и называть части тела на себе, на другом ребенке, на взрослом, на картинке, на кукле.

* Ориентироваться в собственном теле (право, лево, верх, низ)

* Адекватно оценивать мимику окружающих.

* Аккуратно обращаться с собственной одеждой и одеждой других детей.

* Называть собственное имя, отчество и фамилию.

* Различать имена и фамилии детей группы.

* Обращаться к персоналу детского сада по имени и отчеству, а к другим детям – по имени.

* Вежливо обращаться к членам семьи, родственникам, знакомым и незнакомым.

* Обращаться к старшим на «ВЫ».



2.Окружающий мир:

* Показывать и называть предметы одежды и обуви, некоторые их части (рукава, карманы, воротник) на собственной одежде, на одежде другого человека, на кукле.

*Различать, называть и обобщать домашних и диких животных, птиц.

* Знать и обобщать грузовой и пассажирский транспорт.

* Знать название и значение отдельных предметов посуды и мебели.

* Показывать и называть насекомых и цветы.





Раздел программы

«Развитие математических представлений детей с ОВЗ»

Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами дидактической и сюжетно-ролевой игры.



Цель занятий - формирование математических и сенсорных представлений ребенка и развитие психических процессов.



В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач:

  • Развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами.

  • Учить воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения.

  • Учить ориентироваться на форму, величину, цвет.

  • Учить различать свойства и качества предметов.

  • Формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении поставленных задач.

  • Создавать разнообразные условия для восприятия свойств и качеств предметов.

  • Учить считать до3, различать понятия «один-много» « больше-меньше» «столько же».


Программа состоит из нескольких разделов:

  1. Количество и счет

  2. Геометрические фигуры

  3. Величина предметов.

  4. Пространственные и временные представления.



Спе­циальная коррекционная работа, направлена на воспол­нение пробелов в дошкольном математическом развитии ребенка с ЗПР, на создание у него готовности к усвоению основ математики. Перед педагогом стоит задача — не столько дать детям систему знаний, сколько научить их воспринимать и наблюдать окружающую дей­ствительность в количественных, пространственных и временных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развивать мышление и речь. Особое внимание на занятиях по математике следует обратить на выработку у ребенка умения свободно оперировать основными математи­ческими понятиями в условиях предметно-практической де­ятельности, на развитие способности мыслить обратимо. Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности. Поддерживать интерес к за­нятиям следует путем широкого использования дидактиче­ских игр, занимательных упражнений. Все обуче­ние ребенка должно носить наглядно-действенный характер: математические понятия ребе­нок будет усваивать в процессе активной деятельности: в иг­рах, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисо­вание, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из па­лочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из дета­лей конструктора).

Показатели развития к концу первого года обучения

* Выполнять ориентировочно-исследовательские действия с предметами.

* Воспринимать предметы с точки зрения их функционального

назначения.

* Делить предметы по форме, величине, цвету.

* Различать свойства и качества предметов.

* Учитывать знакомые свойства предметов в практической и игровой деятельности.

*Считать до трёх, сравнивать группы предметов по количеству.



Диагностика определения уровня по ознакомлению с окружающим миром детей ОВЗ средней группы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Родная природа»

Задание 1. Растения

Инструкция к проведению: Предложить ребёнку узнать и назвать растения, изображённые на картинках. Задание: «посади» их туда, где они должны расти (овощи, фрукты, цветы).

Оборудование: набор картинок

«Животные»

Задание 2 . Дикие и домашние животные

Инструкции к проведению: назови животных и их детёнышей. Это животное домашнее или дикое? Почему так думаешь?

Оборудование: картинки с изображением животных и их детёныш

Задание 3,4 . Птицы, насекомые.

Инструкция к проведению: Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением птиц, насекомых. Где живут? Что едят? Как передвигаются?

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, насекомых

«Знакомство с ближайшим окружением»

Задание 5,6,7,8,9. Свойства и значения предмета, профессии людей , части тела человека, мебель, посуда, транспорт.

Инструкция к проведению: выделения основных качеств и свойств предмета.

Оборудование : предметные картинки.

«Развитие навыка связной речи»

Задание 10. Составление рассказа по наводящим вопросам.

Инструкция к проведению: Ребёнку предлагается игрушка (кукла, собака, мяч). Взрослый просит ответить на вопросы(что это?). Наводящие вопросы по описанию игрушки.

Оборудование.игрушки

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Мир природы (родная природа, растения, животные)

Низкий . Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, голосовые реакции животных. Интерес к природе ситуативный.

Средний . Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, зверей, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки.

Высокий. Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки.

Знакомство с ближайшим окружением

Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно пока­зывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предме­ты, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. Требуются советы взрослого по использованию предмета в со­ответствии с его свойствами и назначением.

Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выде­ляет части предметов и их назначение.

Высокий. Ребенок самостоятельно устанавливает связи между назначением предмета и обобщает пред­мет. По­ведение ребенка характеризуется бережным отношением к пред­метам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения

Развитие навыка связной речи

Низкий. В общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. В общение по своей инициативе не вступает.

Средний. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает сказки по вопросам, с помощью вопросов взрослого может составить простейший описательный рассказ, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Высокий. Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.





Диагностика определения уровня развития детей с ОВЗ по математических представлений средней группы.



ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Количество и счет»

Задание 1.

Инструкция к проведению: Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать по порядку от 1 до 3. Педагог предлагает ребенку отсчитать 3 игрушки.

Оборудование: игрушки

Задание 2.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку сравнить две группы предметов, игрушек ( один-много, больше-меньше)

Оборудование: набор мелких игрушек.

Задание 3.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку на верхнюю полоску карточки положить 2 игрушки, а на нижнюю —3. Как сделать так, чтобы игрушек стало поровну?( столько же).

Оборудование: карточка с 2-мя полосками, мелкие игрушки.

«Величина»

Задание 4.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку показать и назвать высокую и низкую елку, длинный - короткий карандаши, широкая — узкая ленты .

Оборудование: карточки, на которых изображены высокая — низкая елки, длинный - короткий карандаши, широкая — узкая ленты.

«Форма»

Задание 5.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку назвать эти геометрические фигуры.

Оборудование: плоскостное изображение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

Задание 6 .

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку найти на картинках предметы, похожие на круг, на квадрат, на треугольник.

Оборудование: плоскостное изображение геометрических фигур, картинки с изображенными на них предметами такой же формы.



«Ориентировка в пространстве»

Задание 7 .

Инструкция к проведению: педагог предлагает назвать месторасположение предметов(на, под, над, слева, справа, впереди, сзади, вверх, вниз)

Оборудование: лист, на котором изображены различные предметы, сюжетные картинки(где спрятался мячик?)

«Ориентировка во времени»

Задание 8 .

Инструкция к проведению: разложить по порядку картинки и назвать правильно части суток(утро-ночь).

Оборудование: Картинки с изображением частей суток (утро-ночь).

Задание 9. Цвет.

Инструкция к проведению: использовать эталоны как общественно обозначенные свойства предметов (цвет). подбирать предметы по цвету.

Оборудование: логические блоки Дьенеша.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Действия с группами предметов

Низкий. Не различает предметы по форме, размерам, самостоятельно не умеет группировать предметы по свойствам. С трудом выполняет игровые и практические действия в определен­ной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые) с незначительной помощью взрослого. Вы­полняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затруд­няется в высказываниях, пояснениях.

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнару­живает зависимости и изменения в группах предметов в про­цессе группировки, сравнения. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) ко­личества.

Размер предметов

Низкий. Ребёнок называет размер предметов, группирует их. Затрудняется пояснять свои действия.

Средний. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов; находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Пользуется словами, обозначающими свойства, предметов.

Высокий. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..» Активно пользуется словами, обозначающими свойства предметов.

Цвет предметов

Низкий. Не дифференцирует цвета и затрудняется в их названии.

Средний. Знает названия цветов, но путает.

Высокий. Знает названия основных цветов, классифицирует по цвету.

Геометрические фигуры

Низкий. Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), но не называет предмет.

Средний. Ребёнок называет форму геометрических фигур с незначительной помощью взрослого, но затрудняется в нахождении предметов похожих на геометрические тела.

Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно находит предметы похожие на геометрические фигуры.



Количество и счет

Низкий. Не умеет считать предметы в пределах 3.Допускает ошибки.

Средний. Ребенок считает различные предметы в пределах 3. Отсчитывает заданное количество предметов. С помощью взрослого уравнивает группы предметов.

Высокий. Ребенок считает различные предметы в пределах 3. Отсчитывает заданное количество предметов и умеет уравнивать группы предметов.

Пространственные и временные понятия

Низкий. Называет некоторые временные отношения:утро-ночь, пространственные: вверху – внизу. Не различает месторасположение предметов(на, под, над, слева, справа, впереди, сзади).

Средний. Ориентируется в пространственных и временных отношениях

Называет некоторые временные отношения: утро-ночь; пространственные: вверху – внизу, впереди-сзади. С помощью взрослого различает месторасположение предметов(на, под, над, слева, справа).

Высокий. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова: посередине, перед, справа - слева, спереди - сзади, сверху - снизу, дале­ко - близко; временные отношения: утро-ночь.