Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МБОУ «СОШ №15» |
г. Салавата |
| А.И.Васильев |
Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса
«Развитие зрительного восприятия»
уровень образования: начальное общее образование
срок реализации: 2016-2020 уч. г.
Составитель:
Маврина Елена Ивановна,
учитель начальных классов
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей нач. классов от «____»________2016 г. №____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____________ /Г.В. Канарова/ «____»_____________2016 г. |
Салават
2016
I Результаты изучения коррекционного курса
Нарушения зрения, обусловливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, влекут за собой снижение скорости, конкретности, дифференцированности, аналитичности восприятия, возникновение трудностей в овладении оперировании сенсорными эталонами, зрительными образами и представлениями, в овладении измерительными навыками, ориентировке в пространстве. Это неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающей действительности и влечет за собой недостаточное удовлетворение зрительных потребностей детей, отрицательно сказывается на развитии мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В свою очередь все перечисленное приводит к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости детей данной категории.
Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие моторного и сенсорного компонента зрительного анализатора как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Нарушение глазодвигательных функций у детей с нарушением зрения приводит к тому, что нередко зрительно-моторные координации оказываются недостаточно сформированы к началу обучения.
Коррекционный курс «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Этот предмет призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение. Врожденные и приобретенные заболевания глаз требуют дифференцированного подхода тифлопедагога, преподавателей, медицинских работников, родителей, знаний учащимися своего дефекта и особенностей его прогноза.
Коррекционные занятия по курсу «Развитие зрительного восприятия» в начальных классах подразделяются на три этапа.
Задачи коррекционного курса характерны для каждого этапа.
На первом этапе состоят в следующем: развитие элементарных зрительных функций; формирование и коррекция опознания основных свойств предметов; развитие действий с предметами на основе зрительно - осязательной информации; развитие восприятия простых изображений элементарных предметов, количественных и пространственных соотношений.
На втором этапе :развитие зрительных функций;формирование и коррекция опознания основных свойств; развитие восприятия количественных и пространственных соотношений; развитие константности восприятия; формирование способов опознания сложных изображений, восприятие простых сюжетных рисунков.
На третьем этапе :развитие зрительных функций, константности восприятия; развитие восприятия сложных сюжетных рисунков; формирование и обогащение запаса зрительных представлений.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У выпускника будут сформированы:
способность к самооценке;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Выпускник научится:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
выполнять учебные действия в устной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Выпускник получит возможность научиться:
Познавательные
Выпускник научится:
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
Коммуникативные
Выпускник научится:
работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов, задавать вопросы;
ПРЕДМЕТНЫЕ
Выпускник научится:
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций:
осознавать роль своего зрения в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
понимать разнообразие средств профилактики зрительного утомления, использовать их для своего зрения;
выполнять упражнения по снятию зрительного утомления, повышению тонуса глаз;
соблюдать гигиену глаз и гигиенические требования к оптическим средствам коррекции;
понимать роль правильной осанки, правильного дыхания для зрительной работоспособности;
использовать тифлотехнические средства для получения точной зрительной информации, тонкости, полноты, дифференцированности восприятия.
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения:
выполнять простые содружественные движения глаз и рук;
использовать предметы окружения, в том числе учебные при выполнении предметно-практических действий;
выполнять точные графические действия: раскрашивать, штриховать, обводить по контуру и др.;
использовать остаточное зрение при овладении плоским письмом;
быстро и правильно ориентироваться на любом листе бумаги (находить вверх, низ, середину листа, нужную клетку и линейку);
использовать клетки как меры измерения; увеличивать и уменьшать изображения предметов, фигур; перемещать изображение в выбранном направлении; изменять направленность;
выполнять конструирование по замыслу и зарисовывать результат.
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения:
классифицировать печатные буквы по разным основаниям;
оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;
переводить пространственные, линейные отношения в смысловые; оценивать на глаз расстояние до определённого предмета;
при выполнении заданий составлять простой и сложный план, схемы, таблицы, диаграммы;
уметь видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями;
использовать зрение в преодолении препятствий в окружающей предметно-пространственной среде;
понимать возможности своего зрения в получении информации в познавательной деятельности, пространственной ориентировке, коммуникативной деятельности.
Развитие информационно-познавательной роли зрения:
узнавать и называть цвета спектра;
узнавать с помощью зрения цвета, геометрические фигуры простой формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), контуры, силуэты изображений окружающих предметов, простые пространственные отношения;
описывать цвета предметов находящихся на расстоянии;
конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;
узнавать, соотносить ранее усвоенные формы в новом пространственном положении;
определять величины предметов и соотношения величины, опираясь на единицы измерения;
понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы;
свободное и точное определять содержания картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года, режим дня обучающегося;
понимать объективность природы времени;
узнавать и называть в процессе зрительного восприятия предметы и объекты, понимать предметно-пространственные отношения; причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
различные комплексы упражнений для глаз;
факторы, приводящие к ухудшению и потере зрения;
понятие «поле зрения»; - пути компенсации при остаточном зрении;
влияние вредных привычек на общее состояние здоровья человека;
содержимое аптечки ПМП и природные лекарственные средства;
принципы оказания первой медицинской помощи.
Форма контроля познавательной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, экскурсии.
Учащиеся первого класса должны уметь:
быстро и правильно ориентироваться на листе в клетку (находить верх, низ, середину листа, нужную клетку);
классифицировать печатные буквы по разным основаниям;
узнавать с помощью зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;
самостоятельно показывать и называть цвета, выделять оттенки цветов, раскладывать от светлого к темному, описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров;
узнавать и называть формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме геометрические фигуры, находить предметы такой же формы, как предъявляемые фигуры, группировать фигуры двух видов;
дифференцировать предметы одной формы, но разных размеров, находить самый малый, раскладывать предметы по порядку от большого к малому;
проводить прямые линии без отрыва от заданного начала к заданному концу, не выводить свою линию за ограничительные линии;
оценивать взаимоположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;
конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;
свободно и точно определять содержание картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года, режим дня школьника;
выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в школе и дома; соблюдать правильную осанку во время работы; правильно пользоваться учебными принадлежностями; понимать учебную задачу, поставленную учителем; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе;. проверять свою работу по образцу, по результату; учиться правильно оценивать свое отношение к учебной деятельности; учиться работать вместе с товарищем.
Учащиеся второго класса должны уметь:
быстро и правильно ориентироваться на листе бумаги в клетку и узкую линейку;
копировать объекты с большим количеством деталей;
классифицировать письменные буквы по разным основаниям;
анализировать сложную геометрическую форму, выделяя все конфигурации составных частей;
называть формы четырехугольника;
знать призму, пирамиду, параллелепипед, конус;
выделять оттенки цветов в окружающем;
создавать цветовые гаммы по насыщенности;
использовать явления природы для ориентировки во времени;
воспроизводить и моделировать позы;
знать понятие недели;
определять возрастные отношения между членами семьи;
определять пространственные отношения;
пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы при выполнении в работе и контроле;
уметь самостоятельно готовить рабочее место в классе и дома; привычно соблюдать правильную осанку;
выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в коррекционной работе;
придерживаться заданного темпа работы;
овладевать отдельными приемами контроля;
оценивать работу товарища;
планировать учебные занятия в режиме дня.
Учащиеся третьего класса должны уметь:
быстро и правильно ориентироваться на листе в широкую линейку;
выполнять конструирование из палочек, геометрических фигур по словесному указанию, по предъявлению с опорой на образы зрительной памяти и зарисовывать их;
находить все фигуры (разной формы, цвета, размера, положения в пространстве) заданной формы;
узнавать предметы в разных модальностях;
выполнять работу, используя алгоритм действия;
использовать образцы в процессе самостоятельной работы, уметь самостоятельно составлять простой план, схемы, таблицы;
пересказывать сказку, используя цветные символы;
описывать содержание картины, устанавливать логические связи между персонажами с опорой на собственный опыт;
уметь видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями;
привычно готовить рабочее место для занятий и труда; самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режима дня; понимать учебную задачу, поставленную учителем и действовать строго в соответствии с ней; работать в заданном темпе; выполнять пооперационный контроль работы (своей и товарища); оценивать учебные действия по образцу оценки учителя.
Учащиеся четвертого класса должны уметь:
быстро и правильно ориентироваться на любом листе бумаги;
использовать клетки, как меры измерения; увеличивать и уменьшать изображения предметов, фигур; перемещать изображение в выбранном направлении; изменять направленность;
выполнять конструирование по замыслу и зарисовывать результат;
узнавать, соотносить, локализовывать ранее усвоенные формы в новом пространственном положении;
определять величины предметов и соотношения величины, опираясь на единицы измерения;
понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы;
понимать объективность природы времени;
переводить пространственные, линейные отношения в смысловые; оценивать на глаз расстояние до определенного предмета;
при выполнении заданий составлять простой и сложный план, схемы, таблицы, диаграммы;
привычно выполнять правила гигиены учебного труда; уметь определять задачи деятельности, планировать основные этапы ее выполнения; использовать наиболее рациональные способы выполнения заданий, показанные учителем; осваивать разные способы контроля; оценивать качество выполненной работы (своей и товарища) в соответствии с принятыми требованиями.
II Содержание программы
1 класс
Основная задача: развитие элементарных зрительных функций, формирование и коррекция опознания основных свойств предметов, развитие восприятия простых изображений элементарных предметов, количественных и пространственных соотношений.
В мире цвета:
-Знакомство с цветом. Основные цвета.
- Узнавание цвета.
- Цветовые ряды.
- Игры на сочетание цветов
Восприятие формы:
- Знакомство с геометрическими фигурами
- Чувственное восприятие формы: «Обведи фигуру по контуру», «Узнай на ощупь».
- Игры на узнавание формы: «Найди похожие фигуры», «Из каких фигур рисунок», «Какой формы предмет».
Восприятие величин:
- Восприятие параметра величины: большой – маленький, высокий – низкий, длинный короткий.
-Восприятие параметра толщины: толстый -тонкий; ширины: узкий – широкий: сравнение, упорядочивание, измерение.
Восприятие пространства:
-Я и мое тело.
- Ориентировка на своем теле: лево-право, верх-низ.
- Восприятие направления: влево-вправо, вверх-вниз; справа, слева, впереди, позади;
впереди справа, впереди слева; вверху справа, вверху слева; правее, левее, выше, ниже, близко, далеко; друг за другом, рядом, около.
- Восприятие направления: посередине, между, у, над, под.
Восприятие количественных соотношений:
-Один - много, больше - меньше, равно, столько же.
Восприятие времени:
-Части суток.
-Времена года.
-Чувство времени.
-Определение времени по часам.
Восприятие свойств предметов:
-Восприятие температуры и тяжести.
-Восприятие поверхности.
-Восприятие вкуса и запаха.
-Восприятие звука
Восприятие целостного предмета:
-Игра на конструирование предметов и изображений.
-Игра на узнавание предметов и изображений.
-Формирование зрительных представлений по темам (9ч)
-Фрукты: яблоко, груша. Овощи: помидор, огурец.
- Продукты питания.
-Транспорт. Наземный транспорт.
-Мой город. Мой дом – моя семья.
-Занятия людей.
-Мебель.
-Одежда. Части одежды. Обувь.
-Домашние и дикие животные. Птицы.
- Посуда. Виды посуды. Уход за посудой
- Диагностика. Выявление уровня развития зрительного восприятия детей на конец учебного года.
По коррекционному курсу «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» включен материал, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
2 класс
Основная задача: развитие зрительных функций, формирование и коррекция опознания основных свойств, развитие восприятия количественных и пространственных соотношений, развитие константности восприятия, формирование способов опознания сложных изображений, восприятие простых сюжетных рисунков.
Охрана здоровья
- понимание значимости зрительного анализатора;
- знание различных видов гимнастики для глаз;
- факторы риска потери зрения;
- поле зрения (боковое зрение, центральное зрение, сужение поля зрения), прибор для определения поля зрения – периметр;
- мотивация к самообразованию при остаточном зрении, выход на компенсацию дефекта;
- знание важности правильной осанки;
- движение и охрана зрения.
Восприятие цвета
- выполнение различных узоров по клеткам по образцу;
- выполнение заданий на составление и раскрашивание орнамента;
- задания на развитие мышления, воображения, зрительной памяти;
- формирование зрительных представлений по теме «Насекомые».
Восприятие формы и величины предмета
- сравнение плоскостных изображений;
- сравнение нарисованных предметных изображений;
- сопоставление предметов по параметру высоты по представлению;
- проведение графических диктантов;
- проведение дидактических игр и упражнений на закрепление понятия величины;
- формирование зрительных представлений по теме: «Травянистые растения нашего края».
Основы здорового образа жизни.
- о здоровом образе жизни;
- профилактика вредных привычек.
Активизация зрительно - целостных образов и сенсорных эталонов.
- локализация заданных форм из множества других, определение формы предмета или его частей.
- обучение узнавать геометрические фигуры в разных положениях по основным признакам.
- выделение на картинках заданных геометрических фигур
- сравнение предлагаемых изображений с эталонами.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
- первая медицинская помощь и правила ее оказания;
- средства оказания первой медицинской помощи;
- характеристика различных видов повреждений (травм) организма человека;
- первая медицинская помощь при повреждениях некоторых видов;
- первая медицинская помощь при отравлениях.
Оценка уровня развития зрительного восприятия.
-определение уровня знаний, умений и навыков в конце учебного года.
По коррекционному курсу «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» включен материал, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
3 класс
Основная задача:продолжение работы по развитию зрительных функции, константности восприятия, развитие восприятия сложных сюжетных рисунков, формирование и обогащение запаса зрительных представлений.
Развитие зрительно-моторной координации при работе на листе бумаги.
-Закрепление навыков работы на листе в клетку и узкую линейку. Выполнение
графических диктантов (до 15 команд).
- Выполнение графических заданий на листе в широкую линейку. Формирование умения находить середину строки и придерживаться ее при выполнении задания.- Развитие восприятия сложных сюжетных рисунков и картин.
- Создание образов на основе схематического изображения.
- Совершенствование умения узнавать предметы по деталям и дорисовывать их.
- Расширение представлений о геометрических фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Знакомство и изображением ромба, трапеции, прямоугольника, овала.
- Конструирование из палочек по образцу и зарисовка результата.
- Конструирование из геометрических фигур по словесному указанию и зарисовывание результата.
- Обведение через кальку, с выделением другим цветом заданной части предмета.
Приучение детей к умению удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения задания на зрительно-моторную координацию:
- Выполнение зрительного диктанта по памяти, с опорой на алгоритм выполнения:
рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи, рассмотри повторно, проверь.
- Выделение объектов среди подобных.
- Обучение видению закономерности в построении фраз, стихов, разного типа задач,
предъявляемых зрительно и на слух.
- Наблюдение за изменением объектов от убавления, прибавления и перестановки деталей.
- Прослеживание движения по предложенному схематичному изображению (при помощи
стрелок, схематичных рисунков), самостоятельное составление маршрутов.
Активизация зрительно - целостных образов и сенсорных эталонов
- Совершенствование умения узнавать предметы в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное).
- Обучение последовательному рассматриванию.
- Обучение узнаванию предметов, представленных в разных модальностях. Выделение признаков этого опознания, совершенствование способов зрительного обследования.
- Совершенствование операций узнавания, локализации из множества, соотнесения, сравнения.
- Закрепление представлений о коричневом, синем, фиолетовом, оранжевом цвете.
- Совершенствование навыков различения оттенков серого, коричневого, черного цветов.
- Закрепление понятий о темно-сером, светло-сером.
- Обучение локализации оттенков фиолетового из сине-бордовых.
- Промежуточное диагностическое обследование учащихся по выявлению уровня зрительного восприятия.
- Пересказывание сказки с цветовыми символами.
- Закрепление умения создавать цветовые гаммы по насыщенности цвета: от светлого к темному и по контрасту: от яркого к светлому, создавать узоры
- Учить целостно прослеживать контуры предметов сложной формы.
- Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 8-ми фигур).
- Сравнение величины предметов по переменным параметрам.
- Конструирование по представлению, опираясь на образы зрительной памяти.
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей
-Выделение главных отличительных признаков предметов одного вида и рода, узнавание по ним предметов в новых усложненных условиях и в новых причинно-следственных связях.
-Узнавание и воспроизведение позы человека по схеме. Изображение движения схемой (бежит, идет, приседает, ползет, перелезает, подлезает, прыгает).
- Работа с перфокартой на соотнесение мимики и позы
- Закрепление полученных в 1 и 2 классах знаний и умений по определению, моделированию эмоциональных состояний. Расширение представлений об эмоциях, предлагая их сравнивать.
- Описание содержания картины, с установлением связей между персонажам: причинных, целевых, с использованием своего собственного опыта.
- Подбор эмоций и поз к картине
- Выделение и называние всех признаков времен года по плану: температура, осадки, почва, длинным или коротким стал день.
Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения:
- Обучение восприятию пространственных отношений между частями одного предмета, умению видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями.
- Продолжать обучать определять удаленность объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски.
- Перечисление по памяти предметов, наблюдаемых вдали и вблизи.
- Закрепление умения отражать изобразительными средствами глубину пространства.
- Составление схемы времен года в нужной последовательности, с опорой на логику последовательности смены времен года.
- Составление предметов из контуров известных геометрических фигур и их штриховка.
- Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня зрительного восприятия
Учить поэлементному анализу в процессе практических действий, восприятия и осмысления изображений.
Тренировка в разделении существенных и несущественных признаков предметов.
4 класс
Основная задача: формирование и обогащение запаса зрительных представлений.
Развитие зрительно-моторной координации при работе на листе бумаги:
- Стартовое диагностическое обследование учащихся с целью выявления уровня зрительного восприятия.
- Совершенствование навыков при работе на листе с клетчатой бумагой и на линейной основе.
- Использование клетки, как меры измерения. Изменение выбранной мерки в несколько раз и увеличение или уменьшение изображения.
- Перемещение всех точек фигур или предметов на одинаковое расстояние в выбранном направлении (параллельный перенос).
- Выполнение работ с изменением направленности объектов (в противоположные стороны).
- Конструирование из геометрических фигур по замыслу и зарисовка результата.
- Работа с мелкой мозаикой.
- Выполнение графических диктантов (до 20 команд).
Приучение детей к умению удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения задания на зрительно-моторную координацию:
-Дорисовывание рисунков так, чтобы они приобрели смысл. Выбор правильных подписей к рисункам.
-Расставление значков, как показано на образце, под цифрами согласно образцу на первых двух строчках.
-Рисование сплошной фигуры, начиная с выделенной точки по образцу.
-Рисование фигур, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя карандашом по уже нарисованным линиям.
Активизация зрительно - целостных образов и сенсорных эталонов.
- Научение использовать сформированные представления для более точного отображения
свойств предмета.
- Совершенствование способности различать от 8-ми до 12-ти оттенков красного, синего
зеленого цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами.
- Совершенствование способности различать до 5-ти оттенков коричневого, оранжевого,
фиолетового, желтого, голубого цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между
цветными объектами.
- Узнавание, локализация, соотнесение ранее усвоенных форм, если объект восприятия
предлагается в новом пространственном положении.
- Составление из данных частей фигуры.
- Выделение на предметных изображениях схематических изображений (не готовые
изображения, а мелкие детали, включенные в изображения)
- Складывание из готовых деталей изображения предметов с опорой на контур.
- Промежуточное диагностическое обследование учащихся с целью выявления уровня зрительного восприятия.
- Нахождение сходства изображения неясных очертаний с реальными объектами.
- Конструирование по собственному замыслу.
- Определение величины предметов и соотношение величины с опорой на единицы измерения (метр, сантиметр).
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей
-Узнавание и воспроизведение по схеме движения человека. Понимание позы человека и ее истолкование как «застывшего момента» в зависимости от того предмета, с которым действует изображенный на картине человек.
-Понимание характера картины: изображения знакомых предметов, ситуации, обстановки, действий, выполняемых персонажами, т. е. осуществлять ее анализ и делать правильное обобщение.
-Расширение круга понимаемых эмоций (стыд, отвращение, презрение).
- Обучение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
- Совершенствование навыка моделирования мимики лица.
- Обучение локализации событий во времени и его длительности, составляя ленту времени.
- Понимание объективности природы времени.
Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения – 5 ч
- Соотнесение удаленности с единицами времени.
- Вычленение пространственных отношений с обозначением словами.
-Перевод пространственных , линейных отношений в смысловые.
- Оценивание на глаз расстояния до определенного предмета.
- Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня зрительного восприятия.
Игровые задания по коррекции и развитию зрительного восприятия.
1. «Наложенные» изображения.
2. «Зашумленные» изображения.
3. «Парные» изображения.
4. «Незаконченные» изображения.
5. «Точечные» изображения.
6. «Перевернутые» изображения.
7. «Разрезанные» изображения.
8. «Перекрытые» изображения.
9. Обобщенные схематические изображения
III Тематическое планирование
1 класс
Наименование раздела | Кол-во часов |
Диагностика. | 1 |
В мире цвета. | 4 |
Восприятие формы. | 3 |
Восприятие величины. | 2 |
Восприятие пространства. | 4 |
Восприятие количественных соотношений. | 1 |
Восприятие времени. | 3 |
Восприятие свойств предметов. | 3 |
Восприятие целостного предмета. | 2 |
Формирование зрительных представлений по темам. | 9 |
Диагностика. | 1 |
Итого: | 33 |
2 класс
Наименование раздела | Количество часов |
Оценка уровня развития зрительного восприятия | 1 ч |
Охрана зрения | 5 ч |
Восприятие цвета. | 7 ч |
Восприятие формы и величины предметов. | 7 ч |
Основы здорового образа жизни. | 2 ч |
Активизация зрительно - целостных образов и сенсорных эталонов | 7 ч |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 4 ч |
Оценка уровня развития зрительного восприятия | 1 ч |
Итого: | 34 часа |
3 класс
Наименование раздела | Кол-во часов |
Развитие зрительно-моторной координации при работе на листе бумаги. | 8ч |
Приучение к умению удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения задания на зрительно-моторную координацию. | 7 ч |
Активизация зрительно - целостных образов и сенсорных эталонов | 11 ч |
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей | 5 |
Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения -
| 3 ч |
Всего | 34 |
4 класс
Развитие зрительно-моторной координации при работе на листе бумаги. | 8ч |
Приучение детей к умению удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения задания на зрительно-моторную координацию
| 4 ч |
Активизация зрительно - целостных образов и сенсорных эталонов | 10 ч |
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей | 7 ч |
Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения | 5ч |
Итого: | 34 ч |
№ п/п | Дата | Тема | Примечание |
план. | факт. |
1 триместр |
1 | 05.09 | | Диагностика (1ч) Выявление уровня развития зрительного восприятия детей на начало учебного года. | |
В мире цвета (4ч) |
2 | 12.09 | | Знакомство с цветом. Основные цвета. | |
3 | 19.09 | | Узнавание цвета. | |
4 | 03.10 | | Цветовые ряды. | |
5 | 10.10 | | Игры на сочетание цветов | |
Восприятие формы (3ч) |
6 | 17.10 | | Знакомство с геометрическими фигурами. Ковёр с башкирским орнаментом. | |
7 | 24.10 | | Чувственное восприятие формы: «Обведи фигуру по контуру», «Узнай на ощупь». | |
2 триместр |
8 | 07.11 | | Игры на узнавание формы: «Найди похожие фигуры», «Из каких фигур рисунок», «Какой формы предмет». | |
Восприятие величины (2 ч) |
9 | 14.11 | | Восприятие параметра величины: большой – маленький, высокий – низкий, длинный короткий. | |
10 | 21.11 | | Восприятие параметра толщины: толстый - тонкий; ширины: узкий – широкий: сравнение, упорядочивание, измерение. | |
Восприятие пространства (4ч) |
11 | 28.11 | | Я и мое тело. | |
12 | 05.12 | | Ориентировка на своем теле: лево-право, верх-низ. | |
13 | 12.12 | | Восприятие направления: влево-вправо, вверх-вниз; справа, слева, впереди, позади; впереди справа, впереди слева; вверху справа, вверху слева; правее, левее, выше, ниже, близко, далеко; друг за другом, рядом, около. | |
14 | 19.12 | | Восприятие направления: посередине, между, у, над, под. | |
Восприятие количественных соотношений (1ч) |
15 | 26.12 | | Один - много, больше - меньше, равно, столько же. | |
Восприятие времени (3ч) |
16 | 09..01 | | Части суток. | |
17 | 16.01 | | Времена года. | |
18 | 23.01 | | Чувство времени. Определение времени по часам. | |
Восприятие свойств предметов (3ч) |
19 | 30.01 | | Восприятие температуры и тяжести. | |
20 | | | Восприятие поверхности. | |
21 | 06.02 | | Восприятие вкуса и запаха. Восприятие звука | |
Восприятие целостного предмета (2ч) | |
22 | 13.02 | | Игра на конструирование предметов и изображений. | |
3 триместр |
23 | 27.02 | | Игра на узнавание предметов и изображений. | |
Формирование зрительных представлений по темам (9ч) |
24 | 06.03 | | Фрукты: яблоко, груша. Овощи: помидор, огурец. | |
25 | 13.03 | | Продукты питания. | |
26 | 20.03 | | Транспорт. Наземный транспорт. | |
27 | 27.03 | | Мой город Салават. Мой дом – моя семья. | |
28 | 03.04 | | Занятия людей. | |
29 | 17.04 | | Мебель. | |
30 | 24.04 | | Одежда. Части одежды. Обувь. | |
31 | 01.05 | | Домашние и дикие животные Башкортостана. Птицы Башкортостана. | |
32 | 08.05 | | Посуда. Виды посуды. Уход за посудой | |
33 | 15.05 | | Диагностика.(1 ч) Выявление уровня развития зрительного восприятия детей на конец учебного года. | |