АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 класс
Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР.
В программе сохранено основное содержание изучения курса Обществознания 9 классе, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.
Программа составлена с учетом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Современное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции их психических и физических нарушений.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 9 классе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015)
–Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011
Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях.
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
1. Познавательные. - умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью; - умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа; - умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; - умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач; - умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности; - умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
2. Информационно-коммуникативные. - поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа; - извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации; - перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации; - умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения; - умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста; - использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владение основными видами публичных выступлений.
3. Рефлексивные. - понимание ценности образования как средства развития культуры личности; - объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств; - владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней; - оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни; - осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности; - умение отстаивать свою гражданскую позицию; - осуществление осознанного выбора путей продолжения образования
Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности: получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации; наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике; конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Обща характеристика учебного курса
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Место предмета в базисном учебном плане:
Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Курс призван помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Формы и методы:
1.Одним из основных методов работы с учащимися при изучении материала является беседа.
2. Уроки – экскурсии.
3.Уроки – встречи.
4.Самостоятельные, лабораторные и практические работы.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
5. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности :
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Обществознание" являются: владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/понимать:
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; -
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- что такое государство?
- виды правовой ответственности;
- что такое правонарушение?
- что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть РФ;
- какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан РФ;
- основные экономические, гражданские, политические и культурные права граждан РФ;
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно, правильно составлять простейшие виды правовых документов (заявление, доверенность, просьба, ходатайство, поручение, расписка);
- оформлять стандартные бланки;
- обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; -первичного анализа и использования социальной информации;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Используемый учебно-методический комплект:
1.Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение,2011.
2.Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011.
Содержание тем учебного предмета в 9 классе
Вводный урок (1 ч)
Знание терминов за курс 8 класса, формирование общих представлений об обществознании. Знакомство с учебником.
Тема 1. Политика (10 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (21 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Повторение (2 ч)
Повторительно-обобщающий уроки по курсу: «Обществознание».
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Из них (количество часов) контрольные работы |
9 класс |
1. | Вводный урок | 1 | - |
2. | Тема 1. Политика | 10 | 1 |
3. | Тема 2. Право | 21 | 1 |
4. | Повторение | 2 | 1 |
| Итого | 34 | |
Календарно - тематическое планирование по обществознанию 9 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока/ вида и формы контроля | Дата |
планир. | фактич. |
1 | . Задачи курса общество - знания. Повторение изученного в 8 классе | 1 | Вводный Предварительный | 07.09 | |
Тема 1. Политика (10 часов) |
2 | Политика и власть | 1 | Комбиниро-ванный (объяснение, беседа, работа с учебным текстом), тематичкский | 14.09 | |
3 | Государство | 1 | Комбиниро-ванный (объяснение, беседа, работа с учебным текстом) Устный опрос | 21.09 | |
4 | Политические режимы | 1 | Комбиниро-ванный (объяснение, беседа, работа с учебным текстом) Устный опрос | 28.09 | |
5- 6 | Правовое государство | 2 | Фронтальный опрос, беседа , тест | 05.10 12.10 | |
7 | Гражданское общество и государство | 1 | Комбинироанный, устный опрос | 19.10 | |
8 | Участие граждан в политической жизни | 1 | Лекция с элементами эвристической беседы, текущий | 26.10 | |
9-10 | Политичес-кие партии и движения | 2 | Тематический,Урок - круглый Стол тест | 09.11 16.11. | |
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика» | 1 | Тематический,Обобщение и систематизация знаний по теме «Политика» | 23.11 | |
Тема 2. Право (21 час) |
12 | Право и его роль в жизни общества и государства. | 1 | Тематический, беседа | 30.11 | |
13 | Правоотношения и субъекты права | 1 | Лекция с элементами эвристичес-кой беседы, текущий | 7.12 | |
14 | Правонарушения и юридическая ответствен-ность | 1 | Комбинированный, текущий | 14.12 | |
15-16 | Правоохранительные органы | 2 | Комбинированный | 21.12 28.12 | |
17-18 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ | 2 | Тематический, беседа, тест | | |
19-20 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | Текущий, устный опрос , тест | | |
21 | Гражданские правоотношения | 1 | Текущий,Лекция с элементами эвристичес-кой беседы | | |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | Комбинированный, текущий, беседа | | |
23 | Семейные правоотношения | 1 | Текущий, устный опрос | | |
24 | Административные право-отношения | | Лекция с элементами эвристичес-кой беседы, тематический | | |
25-26 | Уголовно-правовые отношения | 2 | Комбиниро-ванный,частично поисков-ый метод Аналитическ-ая работа с текстом учебника, тематический | | |
27 | Социальные права | 1 | Текущий, тест | | |
28-29 | Международно-правовая защита жертв международных конфликтов. | 2 | Комбинированный, частично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника, тематический, устный опрос, тест | | |
30 | Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка | 1 | Комбинированный,ч астично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника, тематический | | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | Лекция с элементами эвристичес-кой беседы, текущий,тест | | |
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право» | 1 | Тематический, устный опрос тест | | |
33 | Повторительно-обобщающий урок по курсу обществознание в 9 кл | 1 | Тематический, устный опрос, письменная работа | | |
34 | Итоговый урок | 1 | Тематический, Обобщение и систематизация знаний | | |