СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по обществознанию 7 вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР.  В программе сохранено основное содержание изучения курса Обществознания 9 классе, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа основного общего образования по обществознанию 7 вида.»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 класс


Пояснительная записка

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР.

В программе сохранено основное содержание изучения курса Обществознания 9 классе, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.

Программа составлена с учетом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Современное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции их психических и физических нарушений.

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 9 классе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015)

  • –Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011

Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях.

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)



Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

1. Познавательные. - умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью; - умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа; - умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; - умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач; - умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности; - умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные. - поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа; - извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации; - перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации; - умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения; - умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста; - использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные. - понимание ценности образования как средства развития культуры личности; - объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств; - владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней; - оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни; - осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности; - умение отстаивать свою гражданскую позицию; - осуществление осознанного выбора путей продолжения образования

Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности:  получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;  решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;  формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;  наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;  оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;  участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;  конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.


Обща характеристика учебного курса

Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.


Место предмета в базисном учебном плане:

Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Курс призван помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни. 

Формы и методы:

1.Одним из основных методов работы с учащимися при изучении материала является беседа.

2. Уроки – экскурсии.

3.Уроки – встречи.

4.Самостоятельные, лабораторные и практические работы. 

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: 

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; 

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
    5. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности :

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Обществознание" являются:  владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа; 

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей; 

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
    Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.


Планируемые результаты обучения 

В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/понимать:

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; -

-сущность общества как формы совместной деятельности людей;

-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

-содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- что такое государство?

- виды правовой ответственности;

- что такое правонарушение?

- что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть РФ;

- какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан РФ;

- основные экономические, гражданские, политические и культурные права граждан РФ;

Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие чер­ты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуа­ций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носите­ли (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно, правильно составлять простейшие виды правовых документов (заявление, дове­ренность, просьба, ходатайство, поручение, расписка);

- оформлять стандартные бланки;

- обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни.

Для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей; -первичного анализа и использования социальной информации;

-сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Используемый учебно-методический комплект: 

1.Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение,2011.

2.Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Под ре­д. Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011.



Содержание тем учебного предмета в 9 классе

Вводный урок (1 ч)

Знание терминов за курс 8 класса, формирование общих представлений об обществознании. Знакомство с учебником.

Тема 1. Политика (10 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (21 ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека-идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Повторение (2 ч)

Повторительно-обобщающий уроки по курсу: «Обществознание».




Учебно-тематический план


п/п

Наименование темы

Количество часов

Из них (количество часов) контрольные работы

9 класс

1.

Вводный урок

1

-

2.

Тема 1. Политика

10

1

3.

Тема 2. Право

21

1

4.

Повторение

2

1


Итого

34



Календарно - тематическое планирование по обществознанию 9 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока/ вида и формы контроля

Дата

планир.

фактич.

1

. Задачи курса общество - знания. Повторение изученного в 8 классе


1

Вводный

Предварительный

07.09


Тема 1. Политика (10 часов)

2

Политика и власть



1

Комбиниро-ванный (объяснение, беседа, работа с учебным текстом), тематичкский

14.09


3

Государство




1

Комбиниро-ванный (объяснение, беседа, работа с учебным текстом) Устный опрос

21.09


4

Политические режимы


1

Комбиниро-ванный (объяснение, беседа, работа с учебным текстом) Устный опрос

28.09


5- 6

Правовое государство


2

Фронтальный опрос, беседа , тест

05.10

12.10


7

Гражданское общество и государство


1

Комбинироанный, устный опрос

19.10


8

Участие граждан в политической жизни


1

Лекция с элементами эвристической беседы, текущий

26.10


9-10

Политичес-кие партии и движения


2

Тематический,Урок - круглый

Стол

тест

09.11

16.11.


11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика»


1

Тематический,Обобщение и систематизация знаний по теме «Политика»

23.11


Тема 2. Право (21 час)

12

Право и его роль в жизни общества и государства.




1

Тематический, беседа

30.11


13

Правоотношения и субъекты права


1

Лекция с элементами эвристичес-кой беседы, текущий

7.12


14

Правонарушения и юридическая ответствен-ность


1

Комбинированный, текущий

14.12


15-16

Правоохранительные органы


2

Комбинированный

21.12

28.12


17-18

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ


2

Тематический, беседа, тест



19-20

Права и свободы человека и гражданина


2

Текущий, устный опрос , тест




21

Гражданские правоотношения


1

Текущий,Лекция с элементами эвристичес-кой беседы



22

Право на труд. Трудовые правоотношения


1

Комбинированный, текущий, беседа



23

Семейные правоотношения


1

Текущий, устный опрос



24

Административные право-отношения


Лекция с элементами эвристичес-кой беседы, тематический



25-26

Уголовно-правовые отношения


2

Комбиниро-ванный,частично поисков-ый метод Аналитическ-ая работа с текстом учебника, тематический



27

Социальные права


1

Текущий, тест



28-29

Международно-правовая защита жертв международных конфликтов.




2

Комбинированный, частично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника, тематический, устный опрос, тест



30

Всеобщая Декларация прав человека.

Конвенция о правах ребенка


1

Комбинированный,ч астично поисковый метод Аналитическая работа с текстом учебника, тематический



31

Правовое регулирование отношений в сфере образования


1

Лекция с элементами эвристичес-кой беседы, текущий,тест



32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»


1

Тематический, устный опрос тест



33

Повторительно-обобщающий урок по курсу обществознание в 9 кл


1

Тематический, устный опрос, письменная работа



34

Итоговый урок


1

Тематический, Обобщение и систематизация знаний