СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная рабочая программа
по английскому языку 5-9 класс
(УМК М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева)
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 и от 31.12.2015 № 1577, соответственно (п.5 и п.10) – изменениями, внесёнными во ФГОС начального общего и основного общего образования;
Правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
- Уставом ОО;
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программой формирования универсальных учебных действий;
– Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО.
А также с учетом требований, изложенных в Примерной программе по иностранному языку для 5-9 кл; авторской рабочей программы для 5-9 класса авторов УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой М. «Дрофа».
Адаптированная рабочая программа выполняет четыре основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую, коррекционно-развивающую.
Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Коррекционно-развивающая функция позволяет создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Адаптированная рабочая программа является ориентиром для составления календарно-тематического планирования. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом учитель может предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура адаптированной рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по английскому языку и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Программа адресована учащимся с ОВЗ, получающим основное общее образование (5-9 классов), изучающих английский язык на базовом уровне.
Особенность активности обучающихся (общая сосредоточенность не более 15 – 20 минут). Навыки формируются крайне медленно, для их закрепления требуется многократные упражнения, указания, напоминания. Обучающиеся с трудом владеют умственными действиями и операциями: обобщением, отвлечением, сравнением, в процессе усвоения знаний недостаточно опираются на имеющийся жизненный опыт, затрудняются обобщить ранее сформированные представления. При выполнении письменных работ фиксируются недочеты (пропуск последовательности действий, пропуск звеньев заданий, бесчисленные исправления, большое количество неисправленных ошибок)
У подростков с ОВЗ отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала.
Детям и подросткам с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.
Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие — повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний
требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых, окружающих подростка с данным дефектом развития.
Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Для детей и подростков с ОВЗ характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально- личностная сфера и общие характеристики деятельности (познавательная активность, особенно спонтанная, целенаправленность, контроль, работоспособность), в сравнении с относительно более высокими показателями мышления и памяти.
Их социальная адаптация больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. С одной стороны – они повышенно – внушаемы и импульсивны, а с другой – неспособны к выработке устойчивого социально – одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, у них нет склонности идти по пути наименьшего сопротивления, они подвержены отрицательным внешним влияниям. Все эти критерии характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию, а вследствие этого у детей с ОВЗ не возникает тревожности.
Подростков с такими видами нарушений поведения отличают черты эмоционально – волевой незрелости, недостаточное чувств долга, ответственности, волевых установок, выраженных интеллектуальных интересов, отсутствие чувства дистанции, инфантильная бравада исправленным поведением.
развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации;
языковая/лингвистическая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Воспитательные задачи программы:
содействовать воспитанию ответственности, организованности, целеустремленности, самостоятельности, аккуратности, критического отношения к себе;
воспитанию культуры умственного труда, рациональной организации времени;
развивать умения учебно-познавательной деятельности, культуры устной и письменной речи, гибкость мыслительных процессов;
развивать интеллектуальную, волевую и мотивационную сферы личности, любознательность обучающихся;
формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни и адаптации в современном информационном обществе;
формировать представление о географии, как части общечеловеческой культуры, о значимости географии в развитии цивилизации и современного общества;
формировать у обучающихся трудовые умения и навыки; воспитывать таких качества, как трудолюбие и аккуратность; дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и доводить ее до конца.
Коррекционные задачи программы :
осуществлять психологическую коррекцию произвольного внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образной и словесно-логической форм мышления, которые составляют основу для формирования и развития навыков чтения и письма;
обеспечивать единство обучения, развития и коррекции нарушений ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
уделять внимание словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся понятий и определений, развивать память путем усвоения и неоднократного повторения определений, понятий, при этом накапливать словарь, который может использоваться не только на уроках математики;
развивать интеллектуальные способности и логическое мышление, творческие способности в процессе решения математических задач;
формировать умения ставить вопросы, связанные с выявлением различного рода закономерностей; умение сравнивать предметы и величины;
формировать умение на основе рассуждения подводить неизвестное к уже известному материалу;
проводить работу с текстами учебника, чтобы лучше овладеть языком предмета.
Программа осуществляется на основе принципов:
Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка.
Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребенка.
Принцип системности.
Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу
особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Принцип непрерывности.
Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Принцип реальности.
Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Содержание адаптированной рабочей программы «Английский язык» направлено на освоение учащимися с ОВЗ базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса
Цели обучения состоят в следующем:
Обеспечить достижения учащимися государственных стандартов во владении английским языком.
Создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностям здоровья основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
Определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;
Адаптировать образовательный процесс в соответствии с особенностями развития таких обучающихся.
Обеспечить коррекцию психологического развития и эмоционально – волевой сферы.
Активизировать познавательную деятельность, развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся с ОВЗ.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием. Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а так же совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Целесообразно несколько изменить объѐм лексического материала. Следует исключить малоупотребительную лексику, расширять словарный запас на основе интернациональных слов. С целью тренировки и лучшего запоминания следует использовать разнообразные лексические игры и большое количество иллюстративного материала. Для подкрепления восприятия устной речи зрительными и моторными опорами рекомендуется обучение ведению словарных тетрадей. Тексты для чтения следует подбирать, учитывая степень сложности их понимания с точки зрения изученного языкового материала или содержащие единичные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по сходству с родным языком, по контексту или раскрыть их значение с помощью словаря. В некоторых случаях следует уделить внимание снятию языковых трудностей посредством предварительного пояснения, комментирования некоторых незнакомых реалий. При обучении диалогической речи необходимо использовать доступные для понимания обиходные ситуации, представляемые для учащихся практическую значимость. Обучение монологической речи следует осуществлять на знакомом материале с использованием логико-смысловых схем. Развитие всех этих функций средствами иностранного языка имеет огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Воспитательные, образовательные и развивающие цели включены в коммуникативную цель, делают ее по своей сути интегрированной.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
1.Соблюдение интересов ребенка.
2.Системность.
3.Непрерывноть.
4.Вариативность.
5. Рекомендательный характер оказания помощи.
выбор оптимальных для развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
системное воздействие на учебно - познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса,
развитие эмоционально -волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Формы работы для детей с ОВЗ:индивидуальная
групповая
по образцу
по алгоритму
По возможностям обучения, учащихся можно разделить на следующие группы:
I группа - учащиеся с низкой образовательной подготовкой. Для них необходима серьезная индивидуальная работа.
группа - учащиеся со средним уровнем развития способностей. Имеют замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
группа - учащиеся с достаточным уровнем образовательной подготовки. В целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны. У них наблюдаются западения в отдельных видах учебной деятельности. Необходима корректировка в развитии каких-либо психических процессов: память, внимание, речь и т.д.
Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на создание условий для:
развития коммуникативной компетенции на английском языке в совокупности ее составляющих-речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно - познавательной, а именно:
формирование речевой компетенции – развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме, с тем чтобы школьники достигли общеевропейского допорогового уровня обученности (Pre-Intermediate
/ Waystage);
формирование языковой компетенции – накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;
формирование социокультурной компетенции – школьники приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 10-15 лет, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать английский язык в реальном общении; формируется умение представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом, широко представленным в учебном курсе;
формирование компенсаторной компетенции – развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования синонимов, жестов и т. д.;
формирование учебно-познавательной компетенции – развиваются желание и умение самостоятельного изучения английского языка доступными им способами (в процессе выполнения проектов, через интернет, с помощью справочников и т. п.), развиваются специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение английским языком.
Продолжается развитие и воспитание школьников средствами предмета "Иностранный язык": понимание учащимися роли изучения языков международного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности английского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре.
данная рабочая программа строится на основе следующих подходов в обучении иностранным языкам.
личностно-ориентированный,
деятельностный,
коммуникативно-когнитивный,
социокультурный.
С учётом с общедидактических принципов, таких как:
Принцип природосообразности (учета не только типологических особенностей школьников, их возрастных особенностей, но и учет индивидуальных особенностей);
Принцип автономии школьников, они выступают в качестве активных субъектов учебной деятельности, увеличивается удельный вес их самостоятельности;
Принцип продуктивности обучения– нацеленность на реальные результаты обучения в виде продуктов деятельности – собственно речевых, речевых, включенных в другие виды деятельности (трудовую, эстетическую), а также предусматривают не только приращение знаний, умений и навыков, но иприращение в духовной сфере школьника;
данная рабочая программа выполняет три основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся основной школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.
Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертыванья и конкретизации содержания образовательного стандарта основного общего образования по конкретному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
В соответствии с федеральным учебным планом иностранный язык входит в образовательную область «Филология» и на его изучение выделяется:
5 класс-102часа(3 часа в неделю)
6 класс-102часа(3 часа в неделю)
7 класс-102часа(3 часа в неделю)
8 класс-102часа(3 часа в неделю)
9 класс-102 часов(3 часа в неделю)
Федеральный компонент образовательного стандарта построен с учетом особенностей иностранного языка как учебного предмета, в число которых входят:
межпредметность (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровненость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональность (иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знания).
Таким образом, воспитательный и развивающий потенциал стандарта реализуется:
в целенаправленной постановке задач воспитания и развития личности ученика средствами иностранного языка, его интеллектуальных и когнитивных способностей, нравственных качеств;
в социокультурной/культуроведческой направленности предметного содержания речи, в нацеленности содержания на развитие позитивных ценностных ориентаций, чувств и эмоций, на развитие творческих способностей и реализацию личностного потенциала ученика;
в выделении учебно-познавательной и компенсаторной компетенций в качестве обязательных компонентов целей и содержания образования, в нацеленности на непрерывность языкового образования, в ориентации на развитие рефлексии, потребности в самообразовании.
Обучение английскому языку по курсу "Enjoy English" в основной школе обеспечивает развитие и совершенствование сформированной к этому времени коммуникативной компетенции на английском языке в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно- познавательной и компенсаторной компетенций.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной.
Расширяется спектр социокультурных знаний и умений учащихся 5-9 классов с учетом их интересов и возрастных психологических особенностей на разных этапах основной школы (5-7 и 8-9 классы). Целенаправленно формируются умения представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Продолжается развитие умений школьников компенсировать недостаток знаний и умений в английском языке, используя в процессе общения такие приемы, как языковая догадка, переспрос, перифраз, жесты, мимика и др.
Расширяется спектр общеучебных и специальных учебных умений, таких, как умение пользоваться справочником учебника, двуязычным словарем, толковым англо-английским словарем, интернетом, мобильным телефоном, электронной почтой.
В контексте формирования системы личностных отношений, способности к самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих на второй ступени, авторами УМК ставится задача акцентировать внимание учащихся на стремлении к взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли английского языка как универсального средства межличностного и межкультурного общения практически в любой точке земного шара; на формирование положительного отношения к английскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании важности изучения английского и других иностранных языков в современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализацией социальной адаптации.
Продолжается накопление лингвистических знаний, позволяющих не только умело пользоваться английским языком, но и осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления английского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях стран, говорящих на английском языке, представлений о достижениях культуры своего и англоговорящих народов в развитии общечеловеческой культуры.
Учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности в процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как проектная деятельность в индивидуальном режиме и сотрудничестве. Некоторые проекты носят межпредметный характер (например, обществоведение / география / история).
В 5-9 классах круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в зависимости от социальной среды, индивидуальных интересов и склонностей. Причем это разделение становится с возрастом все более ощутимым. К 8-9 классам большинство учащихся проявляют интерес к самостоятельной поисковой и творческой деятельности, демонстрируют способность к анализу и обобщению накапливаемых знаний, проявляют избирательный интерес к некоторым областям знаний. В связи с этим содержание программы для второй ступени (5-9 классы) представлено в соответствии с двумя названными этапами: 5-7 и 8-9 классы.
Речевая компетенция
Предметное содержание устной и письменной речи
Предметное содержание устной и письменной речи, предлагаемое в авторской программе, полностью включает темы, предусмотренные стандартом по иностранным языкам. Ряд тем рассматривается более подробно.
Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально- культурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Я, моя семья, мои друзья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Взаимоотношения в семье. Семейные праздники. Дом. Помощь по дому. Покупки. Еда. Моя одежда. Молодежная мода. Здоровый образ жизни: посещение врача, спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек. Характер и увлечения друзей. Взаимоотношения с друзьями.
Мир моих увлечений. Любимые занятия и развлечения (спортивные занятия, чтение, телевидение, участие в викторинах и конкурсах, компьютер, интернет). Животные на воле и в неволе. Путешествия.
Школьное образование. Школьная жизнь: взаимоотношения между учителями и учениками, между учащимися, правила поведения в школе, наказания, школьная форма. Учебные предметы и отношение к ним. Школьная жизнь зарубежных сверстников: типы школ, учебные предметы. Каникулы. Международные школьные обмены. Выбор профессии. Роль английского и русского языков в современном мире.
Мир вокруг меня. В городе и за городом. Ориентация в городе. Транспорт. Достопримечательности родного города. Средства коммуникации (телефон, компьютер). Будущее нашей планеты: техногенные катастрофы, научно-технический прогресс.
Страна / страны изучаемого языка и родная страна. Географические и природные условия,
погода, население, столицы, денежные единицы, официальные языки в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и России. Достопримечательности Лондона и Москвы. Некоторые праздники и традиции. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру. Мои зарубежные сверстники (их увлечения, любимые писатели и книги / сказки).
Умения диалогической речи | При овладении диалогической речью в рамках обозначенной тематики, а также в связи с прочитанным или прослушанным школьники учатся вести следующие виды диалогов, используя необходимые речевые клише: диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения, принятые в англоговорящих странах; начинать, вести и заканчивать разговор по телефону; высказывать вежливую просьбу и реагировать на просьбу партнера; поддерживать диалог за столом (до, во время и после угощения); делать комплименты и реагировать на них; вежливо соглашаться или не соглашаться, используя краткий ответ; предупреждать об опасности; переспрашивать; диалог-расспрос: сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, и самостоятельно запрашивать информацию, |
| выражая при этом свое мнение и переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать / давать интервью; диалог побудительного характера: обратиться с просьбой, согласиться / отказаться выполнить просьбу; реагировать на предложение партнера сделать что-либо вместе согласием / несогласием, желанием / нежеланием); попросить о помощи и предложить свою помощь; дать совет и принять / не принять совет партнера; - диалог-обмен мнениями: выслушать сообщение / мнение партнера, согласиться / не согласиться с ним, выразить свою точку зрения и обосновать ее; выразить сомнение, одобрение / неодобрение. |
Умения монологической речи | При овладении монологической речью школьники учатся: описывать иллюстрацию; высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, вопросы, план; высказываться в связи с ситуацией общения, используя уточнение, аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи; делать краткое сообщение на заданную тему на основе прочитанного / прослушанного, выражая свое мнение и отношение; передавать содержание прочитанного / прослушанного текста с опорой на ключевые слова / план и без опоры; давать характеристику героям прочитанного / прослушанного текста. |
Умения письменной речи | составлять вопросы к тексту и отвечать на них; заполнять формуляр, анкету, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, возраст, пол, гражданство, адрес); писать поздравление с Новым годом, Рождеством, днем рождения и другими праздниками, выражая пожелания; писать личное письмо зарубежному другу / отвечать на письмо зарубежного друга, описывая события и свои впечатления, соблюдая нормы письменного этикета, принятого в англоговорящих странах; делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях. |
Рецептивные речевые умения
Умения аудирования | При овладении аудированием школьники учатся: воспринимать на слух и понимать живую речь собеседника, а также тексты в видео- и аудиозаписи с различной глубиной: пониманием основного содержания и извлечением необходимой информации. При этом учащиеся опираются на догадку и контекст, стараются игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания; воспринимать на слух и выделять необходимую / интересующую информацию в аутентичных прагматических текстах, например, объявлениях на вокзале / в аэропорту, в прогнозе погоды. |
Умения чтения | При овладении чтением школьники учатся читать аутентичные тексты, содержание которых соответствует коммуникативно- познавательным потребностям и интересам учащихся 5-7 классов, и понимать их с различной глубиной: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с извлечением нужной / требуемой информации (просмотровое или поисковое чтение). Словарь используется по мере необходимости, независимо от вида чтения. При овладении чтением школьники: |
| совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения; учатся читать выразительно вслух небольшие тексты (объявления, сообщения, инсценируемые диалоги), содержащие только изученный языковой материал; учатся читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов: личные письма, странички из дневника, письма-приглашения, стихи, отрывки из художественной прозы, короткие рассказы, сказки, газетные статьи, информационно- рекламные тексты (объявления, вывески, меню, программы радио- и телепередач, файлы на дисплее компьютера, факсы, странички из путеводителя, странички из календаря, рецепты, инструкции и т. д.). В ходе ознакомительного чтения школьники учатся: определять тему / основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста; догадываться о значении отдельных слов (на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту); пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником, словарем; В ходе изучающего чтения школьники учатся: читать несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т. д.); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста; оценивать полученную из текста информацию, выражать свое мнение. В ходе просмотрового / поискового чтения школьники учатся: выбирать необходимую / интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких |
Социокультурная компетенция
К концу обучения в 7 классе школьники смогут:
составить представление о роли английского языка в современном мире как средстве международного общения;
познакомиться с социокультурным портретом англоговорящих стран (Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии) и родной страны: географические и природные условия, погода, население, столицы, денежные единицы (Великобритании, США, России), некоторые праздники (Christmas, New Year, Easter, St. Valentine'sDay, Mother'sDay, Halloween), особенности школьного образования;
познакомиться с культурным наследием англоговорящих стран и России: всемирно известными достопримечательностями (Westminster Abbey, Big Ben, the Houses of Parliament, the Tower of London, Trafalgar Square, Buckingham Palace, Tower Bridge, St. Paul's Cathedral, MOMI (Museum of the Moving Image), Madame Tussaud's, London's Parks and Gardens, London Zoo, Whipsnade Wild Animal's Park; the Kremlin, Red Square); с фактами из жизни и с биографиями известных людей в области литературы, живописи, кино (Daniel Defoe, Mark Twain, John R.R. Tolkien, Joseph Turner, Charlie Chaplin и др.); с фактами из жизни знаменитых ученых, изобретателей, политиков (Charles Darwin, Alexander Bell; Pavel Shilling; Abraham Lincoln, Sir Winston Churchill; Andrei Sakharov и др.);
познакомиться с некоторыми образцами национального английского фольклора (стихами, сказками, детскими рассказами);
научиться представлять свою страну на английском языке, сообщая сведения о ее национальных традициях, географических и природных условиях, известных ученых, писателях, спортсменах; оказать помощь зарубежным гостям, приехавшим в Россию (представиться, познакомить сродным городом / селом / районом и т. д.)/
К концу обучения в 7 классе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как группировка, сравнение, анализ, синтез;
передавать количественные, пространственные и временные представления изученными средствами английского языка;
разыгрывать воображаемые ситуации / роли, пользуясь приемами образного мышления;
работать в различных режимах: в индивидуальном, парном, групповом;
осуществлять самоконтроль с помощью специального блока проверочных заданий учебника (Progress Check);
работать самостоятельно, в том числе с аудио-, видеоматериалами и другими компонентами УМК;
ориентироваться в учебнике с помощью атласа содержания учебника (расширенное оглавление) и специальных условных обозначений;
пользоваться справочным материалом УМК (правилами, англо-русским словарем, лингвострановедческим справочником).
Графика и орфография, произносительная сторона речи
Школьники учатся:
применять правила чтения и орфографии на основе усвоенного на первой ступени и нового лексического материала, изучаемого в 5-7 классах.
адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка; соблюдать ударение в слове и фразе; соблюдать правильную интонацию в повелительных, утвердительных, вопросительных (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы) и восклицательных предложениях.
К концу обучения в 7 классе продуктивный лексический минимум составляет 900 лексических единиц, характеризующих отобранные предметы речи.
Данный минимум включает лексику, усвоенную на первой ступени, а также новые слова и речевые клише, новые значения известных учащимся многозначных слов (например, kind- добрый; разновидность).
Рецептивный лексический словарь учащихся, оканчивающих 7 класс, несколько превышает продуктивный лексический минимум.
Учащиеся должны овладеть следующими словообразовательными средствами для создания и расширения потенциального словаря:
а) аффиксацией:
Суффиксами имен существительных: -ist, -ian, -ect, -er (-or), -tion / -sion, -ity,
-ance / -ence, -ing;
Префиксами и суффиксами имен прилагательных: un-, in-, im-, -non-, ir-, -al / -il, -able /
-ible, -ous, -ful, -ly, -y, -ic, -(i)an, -ing;
Префиксами и суффиксами глаголов: un-, re-, mis-, dis-, -ize (-ise), -en;
префиксом и суффиксом наречий: un-, -ly;
б) конверсией:
прилагательными, образованными от глаголов: to clean ~ acleanroom;
прилагательными, образованными от существительных: cold-cold weather в) словосложением типа:
прилагательное + существительное: blackboard;
прилагательное + прилагательное: well-known, good-looking.
Школьники учатся употреблять в речи:
артикли: определенный и нулевой артикли с названиями планет, сторон света, океанов, морей, рек, каналов, горных цепей и вершин, государств, городов, улиц и площадей; с названиями национальностей и языков; исторических достопримечательностей; с именами собственными;
существительные в функции прилагательного (например, teenage fashion, art gallery);
глаголы в действительном залоге в Present Continuous, Present Perfect; глаголы в пассивном залоге в Present, Past, Future Simple; эквиваленты модальных глаголов (have to, should); некоторые фразовые глаголы (например, take care of, look for); конструкцию to be going to для выражения будущего действия; конструкцию there is / there are в Past Simple;
причастия I и II для образования Present Continuous Active и Present Perfect Active, Present / Past / Future Simple Passive;
- местоимения: притяжательные местоимения в абсолютной форме (mine, yours, hers, etc), возвратные местоимения (myself, yourself, etc), местоимения one / ones для замены ранее упомянутого существительного;
- наречия, образованные с помощью суффикса -ly; наречия, совпадающие по форме с прилагательными (fast, long, high); наречия hard / hardly, late / lately, high / highly, near / nearly; степени сравнения наречий, включая исключения; место наречия в предложении;
- числительные: большие количественные числительные (100-100,000,000), даты;
союзы: or, if, that, because, since, unless, than, so; союзные слова: who, which, that, whose, what, where, how, why;
- междометия: Oh! Well!
- предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые в Passive Voice (by,
with);
- специальные вопросы с How (How long / far / high / many / much / old / ...?): How safe is travelling by boat this time of the year?
- альтернативные вопросы: Do you go to school by bus or by underground?
- разделительные вопросы с глаголами в Present, Past, Future Simple; Present Perfect; Present Continuous: She was nervous at the lesson, wasn't she?
They have never been to the USA, have they?
восклицательные предложения для выражения эмоций: What a nice girl!
How wonderful!
- некоторые формы безличных предложений: It usually takes me half an hour to get to school. The film is worth seeing.
- сложноподчиненные предложения с придаточными:
- определительными с союзными словами who / that / which: Have you seen the boy who I that won the competition? This is the computer which / that I'd like to have.
- дополнительными с союзом that: I believe that we'll find the way out.
- Реального условия ссоюзом if (Conditional I): If the weather is fine, we'll go for a walk without pets.
- Причины с союзом because: I learn English because I want to study abroad.
- Глагольные конструкции типа:
verb + doing smth ( enjoy, like, love, hate, mind, stop, finish, give up + doing smth): Her little daughters enjoy dancing. Stop talking!
Be / look / feel + adverb / adjective Why do you look so tired? I think Oliver is upset because he can't get along with his mum.
Учащиеся должны распознавать по формальным признакам и понимать значение:
слов, словосочетаний с формами на –ing без различения их функций (герундий, причастие настоящего времени, отглагольное существительное)-эквивалента модального глагола сап-to be able to;
конструкции типа verb + object + infinitive (want, wish, expect + smb + to do smth): They expect Alice to answer five questions. Do you want us to take part in the competition?
Предложений типа:
The little girl seems to be a wonderful dancer.
Условных предложений нереального характера (Conditional II): If I were a teacher, I wouldn't allow my students to call each other names.
Речевая компетенция
Предметное содержание устной и письменной речи
Школьники учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Мои друзья и я. Взаимоотношения в семье, с друзьями, со сверстниками. Любовь и дружба. Национальные и семейные праздники. Взаимоотношения между людьми (в том числе на примерах из художественной литературы на английском языке). Конфликты и их решения. Личная переписка, письмо в молодежный журнал.
Мир моих увлечений. Путешествия как способ познания мира. Хобби. Спорт. Посещение дискотеки, кафе. Искусство (музыка, театр, кино, живопись, мода) в жизни молодежи. Средства массовой информации (радио, телевидение, пресса, интернет). Чтение / книга в жизни нынешнего поколения, школьная и домашняя библиотека.
Школьное образование и выбор профессии. Познавательные интересы: любимые предметы, занятия. Возможности продолжения образования. Проблемы выбора профессии. Независимость в принятии решений. Роль английского языка в профессии. Популярные профессии. Успешные люди. Карманные деньги.
Люди, Земля, Вселенная. Космос и человек. Технический прогресс. Будущее нашей планеты. Природа и проблемы экологии. Защита окружающей среды. Стихийные бедствия. Здоровый образ жизни.
Страна / страны изучаемого языка и родная страна. Природа, погода, климат в англоговорящих странах (Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) и России. Государственные символы (флаг, герб) Великобритании, США и России. Города и села, родной край / регион / город / село. Достопримечательности. Некоторые праздники, традиции. Вклад России и ее народов в мировую культуру. Выдающиеся люди, их влияние на мировую цивилизацию
Продуктивные речевые умения
Умения диалогической речи | При овладении диалогической речью в рамках обозначенной тематики, а также в связи с прочитанным или прослушанным школьники продолжают учиться вести следующие виды диалога: диалог этикетного характера; диалог-расспрос; диалог-побуждение к действию; диалог-обмен мнениями. Для ведения названных видов диалога предусматривается (помимо ранее сформированных) развитие следующих умений: для ведения диалога этикетного характера: начать, поддержать и |
| закончить разговор (в том числе по телефону); вежливо переспросить о непонятом; выражать благодарность в процессе совместной деятельности в парах, группах; вежливо отказать / согласиться на предложение собеседника; для ведения диалога-расспроса: запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; брать / давать интервью; для ведения диалога побудительного характера, в том числе в процессе проектной работы и сотрудничества в малых группах: дать вежливый совет, принять или не принять совет; попросить партнера о чем-то; пригласить партнера к совместной деятельности, выразить готовность / отказаться принять участие в ней, объяснить причину отказа; для ведения диалога-обмена мнениями: выражать свою точку зрения, пользуясь вновь изученными средствами; высказать свое одобрение / неодобрение / сомнение; спонтанно реагировать на изменение речевого поведения собеседника, выражая личное отношение к предмету обсуждения; выражать свою эмоциональную оценку-восхищение, удивление, радость, огорчение и др., участвовать в дискуссии по предложенной или интересующей проблеме (в пределах тем, отобранных в программе), используя аргументацию, убеждение |
Умения монологической речи | При овладении монологической речью (наряду с умениями, сформированными ранее) школьники учатся: делать подготовленные устные сообщения о фактах, событиях в прошлом и настоящем (в пределах тем, отобранных в программе), используя при этом основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, характеристику), сопровождая высказывание эмоциональными и оценочными суждениями и используя для этого наиболее распространенные речевые клише; делать презентацию по результатам выполнения проектной работы; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему / в соответствии с предложенной ситуацией; передавать содержание / основную мысль прочитанного или прослушанного с опорой и без опоры на текст / на заданные вопросы, комментировать факты из текста; делать подготовленное сообщение в связи с прочитанным /прослушанным (аудио- или видеотекстом), выражая свое отношение к событиям, фактам, персонажам текста; рассуждать о проблемах, интересующих подростков, о темах, актуальных для современного мира, например толерантности, безопасности и др. |
Умения письменной речи | При овладении письменной речью (наряду с умениями, сформированными ранее)школьники учатся: заполнять таблицы, кратко фиксировать содержание прочитанного или прослушанного текста; делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях, в проектной деятельности; заполнять анкету, формуляр (например, Landing Card),автобиографию указывая требующиеся данные о себе; составлять краткую аннотацию к прочитанному тексту; писать поздравление, личное письмо зарубежному другу, адекватно употребляя формулы речевого этикета, принятые в данном жанре в странах, говорящих на английском языке, излагая различные события, впечатления, высказывая свое мнение; |
| писать краткое сообщение, комментарий, описание событий, людей с использованием оценочных суждений и уместных лингвистических средств связи (linking words); составлять небольшие эссе, письменно аргументировать свою точку зрения по предложенной теме / проблеме. |
Умения аудирования | В процессе овладения аудированием (наряду с умениями, сформированными ранее) школьники учатся: -воспринимать на слух и понимать с опорой на наглядность(иллюстрации, жесты, мимику) и контекстуальную и языковую догадку речь собеседника в процессе непосредственного общения, добиваться полного понимания путем переспроса; а также понимать основное содержание разговора между носителями языка в пределах тем, обозначенных в программе; -воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных текстов в аудио- и видеозаписи: описаний, сообщений, рассказов, интервью, рекламно- информационных текстов с опорой на языковую догадку и контекст; -воспринимать на слух и выделять необходимую / интересующую информацию в аутентичных рекламно-информационных текстах (объявлениях на вокзале, в аэропорту, прогнозе погоды, инструкциях), оценивая эту информацию с точки зрения ее полезности / достоверности. |
Умения чтения | При овладении чтением школьники учатся читать аутентичные тексты разных жанров с различной глубиной понимания их содержания: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение) и с извлечением нужной или интересующей информации (просмотровое или поисковое чтение). Словарь используется по мере необходимости независимо от вида чтения. Школьники учатся: - читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов, жанров и стилей: личные и формальные письма, стихи, отрывки из художественной литературы: короткие рассказы, газетные и журнальные статьи, интервью, объявления, вывески, меню, программы радио и телевидения, карты, планы городов, расписания движения транспорта и др. Тексты могут содержать отдельные новые слова. В ходе ознакомительного чтения школьники учатся: определять тему (о чем идет речь в тексте); выделять основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста; прогнозировать содержание текста по заголовку или по началу текста; разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части; восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов; озаглавливать текст, его отдельные части; догадываться о значении отдельных слов с опорой на языковую и контекстуальную догадку; игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание |
| текста; пользоваться сносками, лингвострановедческим справочником, словарем, читать с полным пониманием несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов, жанров и стилей (см. выше). В ходе изучающего чтения школьники учатся: полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т. д.); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в тексте; обобщать и критически оценивать полученную из текста информацию; комментировать некоторые факты, события с собственных позиций, выражая свое мнение; читать с выборочным извлечением или нахождением в тексте нужной / интересующей информации. В ходе поискового / просмотрового чтения школьники учатся: просматривать текст или серию текстов различного жанра, типа, стиля с целью поиска необходимой или интересующей информации; оценивать найденную информацию с точки зрения ее занимательности или значимости для решения поставленной коммуникативной задачи. |
Социокультурная компетенция
К концу 9 класса школьники должны:
иметь представление о значимости владения английским языком в современном мире как средстве межличностного и межкультурного общения, как средстве приобщения к знаниям в различных областях, в том числе в области выбранной профессии;
знать наиболее употребительную фоновую лексику и реалии стран изучаемого языка: названия наиболее известных культурных памятников стран изучаемого языка, популярных газет (The Sunday Times, The Sunday Telegraph, The Guardian), телеканалов (CNN, ВВС), молодежных журналов (Just Seventeen, Smash Hits, Shout) и т.д.;
иметь представление о социокультурном портрете стран, говорящих на английском языке (на примере Великобритании и США): территория, население, географические и природные условия, административное деление (на государства, штаты и др.), государственный флаг, государственный герб, столица, крупные города, средства массовой информации;
иметь представление о культурном наследии англоговорящих стран и России: всемирно известных национальных центрах и памятниках (The Bolshoi Theatre, The MalyTheatre, The Yury Nikulin Old Circus, The Moscow Dolphinarium, Tolstoy Museumin Yasnaya Poljana, Stonehenge, The Tower Bridge, Cleopatra's Needle);
известных представителях литературы (Agatha Christie, Mark Twain, Jack London, Charles Dickens, Bernard Show, Lewis Carrol, Robert L.Stevenson, W Shakespeare, Charlotte Bronte, Arthur Conan Doyle, James H. Chase, Stephen King, Alexander Pushkin, Nikolai Gogol, Anna Ahmatova, Anton Chekhov, Alexander Belyaev, Vassily Shukshin, Artem Borovik), кино (Walt Disney), театра (Charlie Chaplin, Galina Ulanova, Slava Polunin), музыки (the Beatles, Freddy Mercury, Alla Pugacheva);
выдающихся ученых и космонавтах (Isaac Newton, Leonardo da Vinci, K. Tsiolkovsky, S. Korolev, Y. Gagarin, V. Tereshkova, N. Armstrong), путешественниках (VJ. Bering), знаменитых гуманистах (Mother Teresa), политиках (Abraham Lincoln, M. Gorbachev, Martin Luther King), спортсменах (Irina Rodnina, Garri Kasparov, David Backham), произведениях классической литературы ("Gulliver'sTravels" by JonathanSwifth, "Jane Eire" by С Bronte, "Who'sThere?','
"The Headless Ghost" by Pete Johnson, "The Last Inch" byJames Aldridge, "Romeo and Juliet" by W Shakespeare, "Charlotte'sWeb" by E. В Whiteand G. Williams);
уметь представлять свою страну на английском языке, сообщая сведения о вкладе России в мировую культуру, о национальных традициях и современной жизни, отмечая сходство и различие в традициях России и некоторых англоговорящих стран (на примере Великобритании и США), рассказывая своем о крае, своем городе, селе;
уметь оказать помощь англоговорящим зарубежным гостям, приехавшим в Россию (встретить, познакомить с родным краем / городом / селом, пригласить в гости в свою школу, семью), обсудить с ними актуальные проблемы (выбора профессии, образования, экологии и др.) в пределах изученной тематики.
Наряду с умениями, сформированными в предыдущие годы в процессе обучения в 8- 9 классах, школьники овладевают следующими умениями и навыками:
пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как обобщение и систематизация;
выделять и фиксировать основное содержание прочитанных или прослушанных сообщений;
критически оценивать воспринимаемую информацию;
использовать вербальные (перифраз, синонимы, антонимы) и невербальные (жесты и мимику) средства в процессе создания собственных высказываний;
использовать также языковую и контекстуальную догадку, умение прогнозирования в процессе восприятия речи на слух и при Чтении;
осуществлять самоконтроль с помощью специального блока проверочных заданий учебника (Progress Check), снабженных шкалой оценивания;
участвовать в проектной деятельности (в том числе межпредметного характера), планируя и осуществляя ее индивидуально и в группе; самостоятельно поддерживать уровень владения английским языком, а при желании и углублять его, пользуясь различными техническими средствами (аудио, видео, компьютер),а также печатными и электронными источниками, в том числе справочниками и словарями.
(Рецептивный грамматический материал дается курсивом)
Школьники учатся:
применять правила чтения и орфографии на основе усвоенного ранее и нового лексического материала, изучаемого в 8-9 класса;
адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка;
соблюдать словесное и фразовое ударение;
соблюдать интонацию различных типов предложений;
выражать чувства и эмоции с помощью эмфатической интонации.
К завершению основной школы (9 класс) продуктивный лексический минимум составляет около 1200 лексических единиц, включая лексику, изученную в предыдущие годы, новые слова и речевые клише, а также новые значения известных учащимся многозначных слов.
Объем рецептивного словаря увеличивается за счет текстов для чтения и составляет примерно 1700 ЛЕ, включая продуктивный лексический минимум.
Расширение потенциального словаря происходит за счет интернациональной лексики, знания словообразовательных средств и овладения новыми аффиксами:
существительных:-sion /-tion,-ness,
прилагательных:-al,-less.
Школьники учатся употреблять в речи:
определенный артикль с уникальными объектами, с новыми географическими названиями; нулевой, неопределенный и определенный артикли во всех изученных ранее случаях употребления с опорой на их систематизацию;
неисчисляемые существительные; а также обобщают и систематизируют знания о суффиксах существительных;
неопределенные местоимения и их производные: somebody (anybody, nobody, everybody), something (anything, nothing, everything), атакжесистематизируютизученныеслучаиупотреблениявозвратныхместоимений (myself, yourself, herself, himself, ourselves, yourselves, themselves);
устойчивыесловоформывфункциинаречия(at last, at least, at first, sometimes, outside);
числительные для обозначения дат и больших чисел;
конструкции типа have / has always dreamed of doing something; make somebody do something, ask / want / tell somebody to do something; устойчивые словосочетания с глаголамиdo иmake; be / get used to something; некоторые новые фразовые глаголы; конструкции типа I saw Ann buy the flowers;
слова, словосочетания с формами на-ing без различения их функций (герундий, причастие настоящего времени, отглагольное существительное);
глагольные формы в Past Continuous Tense; Present Perfect and Present Perfect Continuous сfor иsince: I have always read books about space travels since I was a kid. It has been raining for two hours;
глагольные формы в Future Continuous, Past Perfect Passive;
косвенную речь в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени: She told me that she would phone me. My neighbour asked me not to turn the page over. She wondered if I would come to the party. He asked me why I was sad that day;
сложноподчиненные предложения с союзом that's why: That's why I asked you to come;
сложноподчиненные предложения с Conditional I (If + Present Simple + Future Simple), Conditional II (If + Past Simple + would + infinitive): If you come in time, you will meet our English friends. If I were rich, I would help endangered animals;
сложноподчиненные предложения с Conditional HI (If + Past Perfect +would have + infinitive): If people hadn't polluted the planet, many species of animals wouldn't have disappeared;
Conditional II и Conditional III в сложных комбинированных предложениях: If we thought
about our future, we wouldn't have cut down forests. If he had phoned her yesterday, she would be able to continue the research now;
сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever;
Систематизируется изученный материал:-видовременные формы действительного (Past
Continuous, Past Perfect, Present Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past) и страдательного (Present, Past, Future Simple in Passive Voice) залогов и сравнение употребления:
Present, Past, Future Simple;
Present Simple, Present Continuous;
Present Continuous, Future Simple
Present Perfect, Past Simple;
Past Simple, Past Perfect, Past Continuous;
Past Simple Active, Past Simple Passive;
Модальные глаголы(can, could, may, must, might, shall, should, would) и их эквиваленты(be able to, have to, need to / not need to);
безличные предложения с It's...: It's cold. It's time to go home. It's interesting. It takes me ten minutes to get to school;
типы вопросительных предложений и вопросительные слова;
придаточные определительные с союзами that / which / who: The flowers that you gave to Ann were beautiful. The book which I bought yesterday isn't very interesting. Do you know the people who live next door?
В результате изучения иностранного языка в неполной средней (основной) школе учащиеся должны:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений;
признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения
прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры англоговорящих стран (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и англоговорящих стран.
в области говорения:
начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей стране и стране изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного,
выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перефраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
в области аудирования:
понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале / в аэропорту) и выделять значимую информацию;
понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить;
в области чтения:
ориентироваться в тексте на английском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания
(определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
в области письма:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу,
употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы даны в УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English» в конце каждой четверти в рубрике «Progress Check». В раздел входит серия заданий проверочного характера, построенных на лексико-грамматическом материале разделов учебника (Unit) и позволяющих убедиться том, что основной языковой и речевой материал раздела усвоен учащимися. Наряду с лексико-грамматическими «Progress Check» содержит задания для проверки всех четырёх коммуникативных умений: говорения, аудирования, чтения и письма
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1ч | Тема: «Школьная жизнь». |
|
Учебные предметы, расписание, классная комната, школьная форма, распорядок дня. Взаимоотношения учащихся и учителей, правила для учителей и учащихся. Каникулы: в городе, за городом, в международном летнем лагере. Помощь по дому. Поведение в различных ситуациях. | 11ч 6ч
11ч | |
Резерв: | 25-27ч | |
2ч | Тема: «Мы собираемся путешествовать». |
|
Подготовка к школьному обмену: приглашение, беседы по телефону. Выходной день: планирование совместных мероприятий с друзьями, общение по телефону. Выходной день Мэри Поппинс. Поведение в гостях и дома. | 6ч
12ч 3ч | |
Резерв: | 20-21ч | |
3ч | Тема: «Узнаем больше друг о друге» |
|
Информация о себе (черты характера, хобби, увлечения, планы на будущее). Моя семья (черты характера членов семьи, профессии, хобби и увлечения, взаимоотношения в семье). Помощь родителям (по дому, в саду). Уход за домашними животными. Профессии: черты характера, необходимые для различных профессий, опасные профессии, женские и мужские профессии. Поведение в разных ситуациях. |
5ч
9ч 7ч 6ч 3ч | |
Резерв: | 29-30ч | |
4ч | Тема: «Узнаем больше о Лондоне» |
|
События, факты, традиции из жизни стран, говорящих на английском языке. В городе: названия общественных мест (музей, театр, галерея и т. д.). Ориентация в городе. В городе и за городом. Общая информация о Лондоне. Достопримечательности Лондона. Карта города. Некоторые достопримечательности Москвы. Город / Село, где я живу: его карта, экскурсия по моему городу / селу. Поведение в разных ситуациях. |
5ч 6ч 5ч 5ч 3ч | |
Резерв: | 23-24ч | |
Итого: | 102ч |
класс (102 часа) Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 ч. | Тема: «Лица Лондона» |
|
Мировые памятники культуры. Достопримечательности Лондона. Транспорт. Некоторые дорожные знаки и указатели в англоговорящих странах. Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России, знаменитые ученые, спортсмены, политики. Планета Земля: названия сторон света, континентов, океанов, морей, рек, горных цепей и вершин, некоторых государств, и крупных городов. Как стать знаменитым (профессии, черты характера). Занимательные факты из жизни известных англоязычных деятелей культуры (Mark Twain, Charlie Chaplin). | 6
6
5
5
5 | |
Резерв: | 24-27 | |
2 ч. | Тема: «Животный мир» |
|
Животные на воле и в неволе: домашние и дикие животные, животные, находящиеся под угрозой вымирания, места обитания животных. Лондонский зоопарк. Общества защиты животных. Человек и звери, живущие в неволе: зоопарк, заповедник, цирк. Домашние питомцы: распространенные английские клички животных. Истории о любимых животных. | 10
5 6 | |
Резерв: | 19-21 | |
3 ч. | Тема: «Семья и родственники» |
|
Что такое семья: взаимоотношения в семье, близкие и дальние родственники, письма родственникам. Дети и родители: отношение к учебе, домашние обязанности мальчиков и девочек, взаимопонимание, выражение восхищения друг другом. Типичная английская еда. Рецепты различных блюд. Праздничное английское и русское меню. Мой дом — моя крепость: типы жилых домов в Англии. Мой дом / Моя квартира, любимое место в доме. | 6
8
7
9 | |
Резерв: | 28-30 | |
4 ч. | Тема: «Увлечения и хобби» |
|
Любимые занятия англичан. Увлечения членов моей семьи. Любимые теле- и радиопрограммы. Наиболее популярные телепрограммы в России и за рубежом. Преимущества и недостатки телевидения. Семейные праздники. Некоторые национальные праздники англоговорящих стран и России: названия, даты, подарки, приглашение гостей, сервировка стола. Любимые занятия в школьные каникулы: спорт, телевидение, музыка, чтение. Круг чтения зарубежных сверстников. | 6 3
7 3
5 | |
Резерв: | 19-21 | |
Итого: | 102 |
класс (102 часа)
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 ч. | Тема: «Всемирное соревнование подростков» |
|
Информация о себе (имя, возраст, место жительства, любимые занятия и развлечения (участие в викторинах и конкурсах, интернет); характер и увлечения друзей). Будущее нашей планеты; природные условия, население, погода столиц англоговорящих стран и России. Выдающиеся люди: знаменитые политики, известные писатели и художники. Знаменитые изобретатели. Праздники и народные приметы англоговорящих стран (Хэллоуин) и России. Истории изобретений средств коммуникации: компьютер, телефон, факс, электронная почта, интернет. |
7ч 5ч 5ч 2ч 8ч | |
Резерв: | 25-27ч | |
2 ч. | Тема: «Встречайте победителей соревнования» |
|
Страны мира и их столицы, национальности/народы, и языки, на которых они говорят. Роль английского языка в современном мире. Русский язык как язык международного общения. Выдающиеся люди России и их вклад в мировую культуру (А.С. Пушкин). Географические и природные условия, население, официальные языки англоговорящих стран. Путешествия: карта мира, виды транспорта. Человек и автомобиль. Взаимоотношения в семье, с друзьями и сверстниками. Ориентация в городе. Транспорт. |
3ч
9ч
2ч 5ч
3ч | |
Резерв: | 19-21ч | |
3 ч. | Тема: « Школа. Школьная жизнь» |
|
Школьная жизнь. Учебные предметы, школьная форма, правила поведения в школе, наказания, взаимоотношения между учителями и учениками, между учащимися. Школьная жизнь зарубежных сверстников: типы школ, учебные предметы, взаимоотношения между учителями и учащимися, школьные друзья. Круг чтения: как научиться правильно читать книгу. Некоторые проблемы современного подростка: выбор школьных предметов, карманные деньги, отказ от курения. |
9ч
10ч 2ч 9ч | |
Резерв: | 29-30 | |
4 ч. | Тема: «Спорт» |
|
Любимые виды спорта, места для занятий спортом. Здоровый образ жизни: бесплатные и платные занятия спортом, денежные единицы Великобритании, США и России. Здоровый образ жизни: правильное питание, советы врача, рассказы о спорте. Из истории олимпийских игр, выдающиеся спортсмены России. | 3ч
7ч 12ч
2ч | |
Резерв: | 25-27ч | |
Итого: | 102ч |
класс (102 часа)
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 ч. | Тема: «Чудесная планета, на которой мы живём» |
|
Климат и погода в Великобритании, Австралии, Канаде и России. Земля, Вселенная: общая информация о планете Земля (вес, возраст, размер, ближайшие соседи); Солнечная система. Космос и человек: известные ученые, изобретатели и космонавты. Природные стихийные бедствия: землетрясение, ураган, торнадо, извержение вулкана, наводнение, засуха. Удивительные природные места в России и англоговорящих странах: Информация о мировых "чемпионах" (самое глубокое место на Земле, самая высокая точка и т. д.). | 4
4
6
8
3 | |
Резерв: | 24-27 | |
2 ч. | Тема: «Лучшие друзья мира-это мы» |
|
Природа и проблемы экологии. Естественная и созданная человеком среда обитания. Проблемы загрязнения окружающей среды. Экология Земли и экология человека: твое отношение. Взаимоотношения между людьми в обществе. Причины военных конфликтов (на примере отрывка из романа "Gulliver's Travels" by Jonathan Swift). Как можно защитить нашу планету: переработка промышленных и бытовых отходов, соблюдение чистоты в доме и на улице, в городе и за городом, экономия потребляемой энергии и воды. | 6
4
6
5 | |
Резерв: | 19-21 | |
3 ч. | Тема: «Средства массовой информации» |
|
Телевидение, радио, пресса, интернет. Теле- и радиопрограммы в России и англоговорящих странах: их достоинства и недостатки. Пресса как источник информации: газеты центральные и местные (ежедневные и воскресные), таблоиды и молодежные журналы. Любимые издания моей семьи, любимые рубрики. Чтение в жизни современного подростка: печатные книги и книги на дисках, домашняя и школьная библиотека. Факты из истории книгопечатания (Иван Федоров). Любимые писатели мои и моих зарубежных сверстников. Наиболее распространенные жанры литературы. Рассказ о любимой книге. | 9
7
8
6 | |
Резерв: | 28-30 | |
4 ч. | Тема: «Успешные люди» |
|
Известные люди, добившиеся в жизни успеха собственным |
|
| трудом: факты, некоторые биографические данные. Успешные люди в твоем окружении. Взаимоотношения в семье (с родителями, братьями и сестрами), с друзьями, со сверстниками. Домашние обязанности. Проблемы подростков и способы их решения: письмо в молодежный журнал. Некоторые праздники и традиции англоговорящих стран (Christmas, St Valentine's Day, Australia Day, Canada Day, Independence Day, Waitangi Day, Victory Day, Thanksgiving Day). Семейные праздники: приглашение гостей, подарки, поздравления (устные и письменные). Независимость в принятии решений: выбор школьных предметов, проведение досуга и т. д. Доступные подростку способы зарабатывания карманных денег (на примере сверстников из англоговорящих стран). Независимость в принятии решений: выбор школьных предметов, проведение досуга и т. д. Доступные подростку способы зарабатывания карманных денег (на примере сверстников из англоговорящих стран). |
6
4
3
6
5 |
Резерв: | 22-24 | |
Итого: | 102 |
класс (99 часов)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 ч. | Тема: «Семья и друзья» |
|
Каникулы – время приключений и открытий. Как и где может подросток провести каникулы. Трудный выбор подростка: семья или друзья. Причины недопонимания между мальчиками и девочками. Самостоятельность и независимость в принятии решений: разные модели поведения, черты характера. Правила совместного проживания со сверстниками вдали от родителей. Организация досуга: отдыха на природе. Совместное посещение автошоу, рок-концерта. Родная страна. Культурная жизнь столицы: места проведения досуга: театры, цирк и др. Молодежь и искусство: кино и видео в жизни подростка (плюсы и минусы). | 4
9
5
2
3
4 | |
Резерв: | 26-27 | |
2 ч. | Тема: «Начинаем путешествовать сейчас» |
|
Путешествие как способ познать мир. Транспорт вчера и сегодня. Из истории путешествий: факты из жизни великого путешественника В. Беринга; трагедия Титаника. Происхождение географических названий. Организованный и самостоятельный туризм: маршруты. Агентства: отлеты, сборы. Советы путешественнику: поведение в аэропорту, самолете; заполнение декларации и других дорожных документов. Мы в глобальной деревне. Англоязычные страны и родная страна географическое положение, основные географические и некоторые исторические дынные о Великобритании и России. Государственная символика (флаг, герб) гербы регионов России. Проблемы глобализации. Влияние процесса глобализации на экономические, политические и культурные аспекты жизни в нашей стране | 6
7
2
3
3 | |
Резерв: | 19-21 | |
3 ч. | Тема: «Я и моё окружение» |
|
Конфликты между родителями и детьми: их причины, возможные последствия. Изречения великих на эту тему. Мирное решение семейных конфликтов (на примере художественной литературы). Письмо в молодежный журнал: нахождение взаимопонимания между братьями и сестрами, детьми и родителями. Декларации прав человека. Планета Земля без войн. Военные конфликты XX века. Влияние знания людей и культуры страны на отношение к ней (на материале видеосюжета). Толерантность или конформизм. |
8
6
3
13 | |
Резерв: | 29-30 |
4 ч. | Тема: «Сделай свой выбор» |
|
Пути получения образования. Проблемы выбора профессии подростками (на примере Великобритании и России). Стереотипы, которые мешают жить: религиозные расовые, возрастные, половые. Мир моих увлечений: экстремальные виды спорта (удовольствие и последствия). Спорт для здоровья. Быть похожим и жить в гармонии: молодежная культура, музыка, мода. Кумиры молодежи в современном кино. |
7 4
4
5
1 | |
Резерв: | 19-21 | |
Итого: | 102 |