ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА –
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 12
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 12»
_________________Л.И. Чичерина
_____________________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 12»
_________________Л.И. Чичерина
_____________________________
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «ИЗО»
начального общего образования
для детей с нарушениями интеллекта
ученика 3 класса
Иванова Вячеслава
Составитель:
Лукинова Наталья Владимировна
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по ИЗО составлена на основе:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
2.Конституции ЛНР.
3.Закона ЛНР «Об образовании» (ст. 78 «Организация получения образования обучающимися с ОВЗ»).
4.Порядка организации индивидуальной формы обучения в образовательных организациях (учреждениях), организациях (учреждениях) интернатного типа Луганской Народной Республики (Приказ МОН ЛНР №420 от 08.11.2016).
5.Методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных учреждений ЛНР для детей с ОВЗ на 2018-2019 учебный год.
6.Индивидуального учебного плана Иванова Вячеслава на 2018 – 2019 учебный год ГБОУ ЛНР «АСОШ №12».
Программа составлены с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствуют его умственному развитию, содержит материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим ему для социальной адаптации.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьника путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у обучающегося аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать обучающемуся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить обучающегося с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у обучающегося речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающегося, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;
система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
система межпредметных связей;
направленность на развитие у ребенка эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.
Принципы реализации программы:
· индивидуально - личностный подход к ребенку;
· коллективизм;
· креативность (творчество);
· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
· научность;
· сознательность и активность учащегося;
· наглядность.
Формы: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.
Методы:
· наглядность;
· взаимодействие;
· поощрение;
· наблюдение;
· коллективная работа, работа в парах;
· игра.
Приемы:
· анализ и синтез;
· сравнение;
· аналогия;
· обобщение.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащийся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьник получит сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомится с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащегося эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащегося.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащийся передаёт его в рисунке так, как видит со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить ребенка рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащегося потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у ребенка умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащийся смог изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, ребенок рисует елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняет рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимся ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимся задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащийся рассказывает, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьника.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащегося к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у ребенка зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащийся смог узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащегося, по коррекции недостатков произношения.
Содержание рабочей программы
Декоративное раскрашивание
Учить ребенка рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять учащегося в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить ребенка соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
(2 раза в четверть)
Учить ребенка узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Основные требования к уровню подготовки:
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
Индивидуальный учебный план Мирошникова Вячеслава на 2018 – 2019 учебный год предусматривает обязательное изучение учебного предмета «ИЗО». В 3 классе – 0,5 часа/неделю, 17 часов в течение учебного года.
Основное содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
0,5 |
1 | Рисование с натуры | 6 |
2 | Декоративное рисование | 4 |
3 | Рисование на тему | 5 |
4 | Беседы по изобразительному искусству | 2 |
| Всего | 17 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «ИЗО»
Иванова Вячеслава
3 класс
на 2018/2019 учебный год
В связи с праздничными днями количество уроков уменьшилось до 15 часов. В разделе «Рисование с натуры» уменьшено количество часов на 1час. В разделе «Декоративное рисование» уменьшено количество часов на 1час. Программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала.
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примеч. |
По плану | По факту |
| | Тема 1. Рисование с натуры (2 часа) | | | |
1 | 1 | Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др. | 03.09.18 | | |
2 | 2 | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева). | 17.09.18 | | |
| | Тема 1. Рисование на тему (2 часа) | | | |
3 | 1 | Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»). | 01.10.18 | | |
4 | 2 | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. | 15.10.18 | | |
| | Тема 3. Декоративное рисование (1 час) | | | |
5 | 1 | Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма). | 19.11.18 | | |
| | Тема 4. Беседы по изобразительному искусству (1 час) | | | |
6 | 1 | Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.). | 03.12.18 | | |
| | Тема 4. Рисование на тему (1 час) | | | |
7 | 1 | Рисование на тему «Нарядная елка». | 17.12.18 | | |
ТЕМА |
| | Тема 5. Декоративное рисование (1 час) | | | |
8 | 1 | Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу. | 14.01.19 | | |
| | Тема 6. Рисование на тему (1 час) | | | |
9 | 1 | Рисование на тему «Елка зимой в лесу». | 28.01.19 | | |
| | Тема 7. Рисование с натуры (2 часа) | | | |
10 | 1 | Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.) | 11.02.19 | | |
11 | 2 | Рисование с натуры теннисной ракетки. | 25.02.19 | | |
| | Тема 8. Декоративное рисование (1 час) | | | |
12 | 1 | Рисование по образцу орнамента из квадратов. | 11.03.19 | | |
| | Тема 9. Рисование на тему (1 час) | | | |
13 | 1 | Рисование на тему «Деревья весной». | 01.04.19 | | |
| | Тема 10. Рисование с натуры (1 час) | | | |
14 | 1 | Рисование с натуры цветов. | 15.04.19 | | |
| | Тема 11. Беседы по изобразительному искусству (1 час) | | | |
15 | 1 | Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.). | 13.05.19 | | |
ТЕМА |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения
учителей индивидуального обучения
№ _____ от __.__.2018г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________
«____» ______________ 2018 г.