СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для детей с нарушениями интеллекта "ИЗО" 3 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа предназначена для детей с нарушениями интеллекта, для школ VIII вида, коррекционных школ. Программа содержит пояснительную зааписку и календарное планирование на год (нагрузка 0,5 часа).

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с нарушениями интеллекта "ИЗО" 3 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА –

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 12



УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 12»


_________________Л.И. Чичерина

_____________________________


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 12»


_________________Л.И. Чичерина

_____________________________


АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: «ИЗО»

начального общего образования

для детей с нарушениями интеллекта

ученика 3 класса

Иванова Вячеслава





Составитель:

Лукинова Наталья Владимировна
















2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа по ИЗО составлена на основе:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

2.Конституции ЛНР.

3.Закона ЛНР «Об образовании» (ст. 78 «Организация получения образования обучающимися с ОВЗ»).

4.Порядка организации индивидуальной формы обучения в образовательных организациях (учреждениях), организациях (учреждениях) интернатного типа Луганской Народной Республики (Приказ МОН ЛНР №420 от 08.11.2016).

5.Методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных учреждений ЛНР для детей с ОВЗ на 2018-2019 учебный год.

6.Индивидуального учебного плана Иванова Вячеслава на 2018 – 2019 учебный год ГБОУ ЛНР «АСОШ №12».


Программа составлены с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствуют его умственному развитию, содержит материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим ему для социальной адаптации.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.


Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьника путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • содействовать развитию у обучающегося аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • дать обучающемуся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить обучающегося с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у обучающегося речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.


Основные направления коррекционной работы:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие высших психических функций.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала;

  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающегося, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;

  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

  • система межпредметных связей;

  • направленность на развитие у ребенка эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.

Принципы реализации программы:

· индивидуально - личностный подход к ребенку;

· коллективизм;

· креативность (творчество);

· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

· научность;

· сознательность и активность учащегося;

· наглядность.

Формы: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.

Методы:

· наглядность;

· взаимодействие;

· поощрение;

· наблюдение;

· коллективная работа, работа в парах;

· игра.

Приемы:

· анализ и синтез;

· сравнение;

· аналогия;

· обобщение.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

  • декоративное рисование,

  • рисование с натуры,

  • рисование на темы,

  • беседы об изобразительном искусстве.


Декоративное рисование

На уроках декоративного рисования учащийся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьник получит сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомится с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащегося эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащегося.


Рисование с натуры

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащийся передаёт его в рисунке так, как видит со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить ребенка рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащегося потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у ребенка умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.


Рисование на темы

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащийся смог изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, ребенок рисует елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняет рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

В 3—4 классах перед учащимся ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимся задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащийся рассказывает, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.


Беседы об изобразительном искусстве

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьника.

В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Для подготовки учащегося к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у ребенка зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащийся смог узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащегося, по коррекции недостатков произношения.


Содержание рабочей программы

Декоративное раскрашивание

Учить ребенка рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры

Упражнять учащегося в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы

Учить ребенка соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве

(2 раза в четверть)

Учить ребенка узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.


Основные требования к уровню подготовки: 

К концу учебного года обучающийся должен  уметь:

  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

  • самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

  • правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • делить лист на глаз на две и четыре равные части;

  • анализировать с помощью учителя строение предмета;

  • изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

  • рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

  • в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

  • различать и называть цвета и их оттенки;

  • узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;


Индивидуальный учебный план Мирошникова Вячеслава на 2018 – 2019 учебный год предусматривает обязательное изучение учебного предмета «ИЗО». В 3 классе – 0,5 часа/неделю, 17 часов в течение учебного года.



Основное содержание программы

Учебно-тематический план


Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

0,5

1

Рисование с натуры

6

2

Декоративное рисование

4

3

Рисование на тему

5

4

Беседы по изобразительному искусству

2


Всего

17










Календарно-тематическое планирование

по предмету «ИЗО»

Иванова Вячеслава

3 класс

на 2018/2019 учебный год


В связи с праздничными днями количество уроков уменьшилось до 15 часов. В разделе «Рисование с натуры» уменьшено количество часов на 1час. В разделе «Декоративное рисование» уменьшено количество часов на 1час. Программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала.

п/п

урока в теме

Тема урока

Дата проведения


Примеч.

По плану

По факту



Тема 1. Рисование с натуры

(2 часа)




1

1

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.


03.09.18



2

2

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).


17.09.18





Тема 1. Рисование на тему

(2 часа)




3

1

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).


01.10.18



4

2

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

15.10.18





Тема 3. Декоративное рисование

(1 час)




5

1

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).


19.11.18






Тема 4. Беседы по изобразительному искусству

(1 час)




6

1

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).


03.12.18





Тема 4. Рисование на тему

(1 час)




7

1

Рисование на тему «Нарядная елка».


17.12.18



ТЕМА



Тема 5. Декоративное рисование

(1 час)




8

1

Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.

14.01.19





Тема 6. Рисование на тему

(1 час)




9

1

Рисование на тему «Елка зимой в лесу».


28.01.19





Тема 7. Рисование с натуры

(2 часа)




10

1

Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.)


11.02.19



11

2

Рисование с натуры теннисной ракетки.

25.02.19





Тема 8. Декоративное рисование

(1 час)




12

1

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

11.03.19





Тема 9. Рисование на тему

(1 час)




13

1

Рисование на тему «Деревья весной».


01.04.19





Тема 10. Рисование с натуры

(1 час)




14

1

Рисование с натуры цветов.

15.04.19





Тема 11. Беседы по изобразительному искусству (1 час)




15

1

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).


13.05.19



ТЕМА




РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения

учителей индивидуального обучения

№ _____ от __.__.2018г





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________

«____» ______________ 2018 г.