Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Макаричская основная общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» « СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы ______________ ______________ _______________
Капустина Е. В. Соколова Е.Н. Боровик В. П.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
2 вариант
для __6__класса
Составитель:
Капустина Елена
Владимировна,
учитель I кв. категории
Утверждена на заседании
педагогического совета школы,
протокол № от
Пояснительная записка
Программа по «Письму и развитию речи» для 6 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом № 273 от 26.12.2012г.,
- Федеральным государственным образовательным стандартом,
- образовательной программой на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб.
/ Под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Гуманит. изд. 2011 г.
Основное содержание курса направлено на изучение состава слова, частей речи, построения предложений; на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме; на развитие коммуникативной функции речи.
Цели:
освоение обучающимися знаний грамматической теории, орфографических правил и пунктуации;
овладение умениями:
грамматически правильно оформлять предложение,
связно и логично излагать свои мысли в письменной форме,
различать простое и сложное предложения,
проверять смысловые, лексико-грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки;
коррекцию и развитие познавательных процессов, связной устной и письменной речи
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи:
овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Реализация указанных целей и задач достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.
Формы организации учебного процесса
При обучении русскому языку используются следующие принципы:
-принцип коррекционно-речевой направленности,
-воспитывающий и развивающий принципы,
-принцип доступности обучения,
-принцип систематичности и последовательности,
-принцип наглядности в обучении,
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Место и роль учебного курса, предмета.
В связи с тем, что данная программа предназначена для обучающихся с особыми образовательными потребностями и в соответствии с запросом родителей в учебном плане МБОУ Макаричская ООШ на 2019-2020 учебный год программа рассчитана для обучающихся 6 класса с общим количеством часов в год -170 (3 часа в неделю – индивидуальные занятия; 1 час – самостоятельная работа и 1 час из вариативной части).
Распределение по темам произведено с учетом особых образовательных потребностей учащихся и сложности и насыщенности учебного материала, увеличено количество часов развития речи с целью отработки устной речи учащихся.
Используемый учебник: Русский язык. 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова. 3-е изд. — М. : Просвещение, 2017.
Тематическое планирование по курсу « Письмо и развитие речи»
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Звуки и буквы. Текст. | 11 |
2 | Предложение. Текст | 13 |
3 | Состав слова | 28 |
4 | Части речи | 2 |
5 | Имя существительное | 33 |
6 | Имя прилагательное | 33 |
7 | Глагол | 26 |
8 | Предложение. Текст. | 18 |
9 | Повторение пройденного за год | 6 |
10 | Всего | 170 |
Содержание изучаемого курса « Письмо и развитие речи»
(170 ч в год, 5 ч в неделю)
Звуки и буквы. Текст
Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.
Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим — слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
Непроизносимые согласные. Выделение проверочного слова в однокоренных словах.
Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту.
Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам. Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или
основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями (2—3), развивающими основную мысль. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.
Предложение. Текст
Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте: местоимения, наречия, текстовые синонимы (без называния терминов).
Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте однородных членов предложения.
Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии.
Слово. Текст Состав слова
Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк- — -юшк-, -ищ- и др.). Их употребление в речи.
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.
Дифференциация способов проверки.
Непроизносимые согласные.
Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный). Составление словаря наиболее употребительных слов.
Приставка и предлог.
Правописание приставок с а и о, приставка пере-.
Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).
Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.
Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или основной мысли («Лесные малыши», «Будь другом леса» ). Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи).
Части речи
Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.
Имя существительное. Значение в речи.
Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний. Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж. Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных(названия книг, газет, журналов).
Существительные с шипящей на конце. Их правописание.
Три типа склонения имен существительных. Упражнения в выделении безударных падежных окончаний существительных. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (на родине — на земле, на дереве — на окне и т. д.).
Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах — по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.
Имя прилагательное. Значение в речи.
Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный — краснота), форму (круглый — круг), настроение (радостный — радость) и т. д.
Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Упражнения в составлении предложений с подобранными словосочетаниями.
Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.
Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).
Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.
Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.
Понятие о склонении прилагательных.
Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части, выбор нужного прилагательного, использование образных средств языка (слова в переносном значении, сравнения).
Глагол. Значение в речи.
Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый).
Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
Употребление глаголов в переносном значении. Включение их в текст. (Зима пришла, раскинулась по полям и лесам. Снег горит на солнце. Деревья надели белые пушистые шапки.)
Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом. Правильное использование временных форм глагола.
Предложение. Текст
Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в предложениях.
Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.
Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления.
Выбор лексического материала для построения различных предложений в зависимости от речевой ситуации (говорить о деле, живо о чем-то рассказывать, что-то доказывать). Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить.
Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.
Составление коротких повествовательных текстов с последовательным, развертыванием событий или действий во времени. Использование соответствующих средств связи предложений в тексте: однажды, утром, вечером или сначала, потом, затем, наконец.
Исправление в тексте нарушений в логике и последовательности высказывания (с помощью учителя). Нахождение в тексте речевых недочетов, вызванных неточным или неправильным употреблением слов, неоправданным повтором, нарушением границ предложений, неверным употреблением слов, связывающих одно предложение с другим.
Повторение
Связная речь
Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.
Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений, подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.
Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста.
Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста (тема или основная мысль). Восстановление текста по опорным словам.
Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка. Самостоятельное составление текста — описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи.
Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные средства языка). Самостоятельное его воспроизведение.
Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, изобразительных средств языка.
Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи.
СЛОВАРЬ: антенна, апельсин, балкон, блокнот, богатство, везде, вдруг, внезапно, вокруг, впереди, вытачка, география, гербарий, гореть, горизонт, директор, договор, естествознание, женщина, интересный, календарь, кефир, командир, комбайн, компас, конфета, материал, металл, мужчина, океан, остров, перрон, печенье, пожалуйста, портрет, прекрасный, равнина, растение, сейчас, семена, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, словно, телеграмма, теперь, фанера, хозяин, шоколад, шоссе, экспресс (53 слова)
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов);
делить текст на предложения;
выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
исправлять текст с помощью учителя;
подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
различать части речи по вопросам с помощью учителя;
пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.
Планируемые результаты освоения курса «Письмо и развитие речи»
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слова;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение с однородными членами;
- связно высказываться устно и письменно (по плану);
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные задачи
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.
3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные задачи
1. Владение видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение чтением;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с помощью или без помощи учителя, в зависимости от возможностей учащихся с ОВЗ;
обучение правильному изложению своей мысли в устной и письменной форме;
обучение различным видам монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Предметные задачи/результаты
формирование у учащихся интереса к языку и языковому обобщению
развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания
использование детьми связной письменной речи как видом общения
обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников
приобщение к культуре русского народа, а через нее и к мировой
воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры
Учебно – методическое обеспечение программы.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:В 2 сб./ Под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Гуманит. изд. 2011 г.
Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 270с.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. – М.: Просвещение, 2003.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2003.
5. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2003.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Литература.
Русский язык. Учебник для 6 кл., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.,2017год.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. – М.: Просвещение, 2003.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2003.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2003.
«1000 загадок (пособие)». Ярославль. Академия развития. 1997 г.
Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Москва. «Интеллект-Центр». 2008 г.
М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов», Москва, Просвещение, 2006г.
-А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.
Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008
Календарно – тематическое планирование по курсу «Письмо и развитие речи»
№ п/п | Тема урока, раздел | Кол-во час. | Характеристика деятельности учащихся | Дата план. | Дата факт. |
| Повторение. Звуки и буквы. Текст 11 ч. | | |
1 | Гласные и согласные. Их различение | 1 | Различают гласные и согласные звуки в словах, дают характеристику звуку. | | |
2 3* | Безударные гласные в словах | 1 | Различают безударные и ударные гласные звуки в словах, дают характеристику звуку. Соблюдают нормы произношения постановки ударения | | |
4 5* | Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах | 1 | Дают классификацию звонких и глухих согласных звуков. | | |
6 7* | Р.р. Текст. Части текста. Красная строка | 1 | Выразительно читают текст, делят его на абзацы. | | |
8 9* | Непроверяемые гласные и согласные в словах | 1 | Различают непроверяемые гласные и согласные в словах, дают характеристику звуков. | | |
10 | Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме | 1 | Различают гласные и согласные звуки, отвечают на вопросы, дают характеристику звуков. Соблюдают нормы произношения постановки ударения, выполняют задания с использованием схем. | | |
11 | Р.р. Устное изложение | 1 | Последовательно излагают тему текста, подбирают заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополняют текст предложениями , развивающими основную мысль. Находят в тексте слова с изученными орфограммами с помощью учителя. | | |
| Предложение. Текст 13 ч. | | |
12 13* | Деление текста на предложения | 1 | Делят текст на предложения, отличают повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. | | |
14 15* | Выделение главных и второстепенных членов предложения | 1 | Выделяют главные и второстепенные члены предложения, строят предложения. | | |
16 17* | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 | Различают нераспространённые и распространённые предложения, строят предложения | | |
18 19* | Р.р. Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом | 1 | Учатся создавать текст в соответствии с заданным планом, строят понятные высказывания с помощью учителя. | | |
20 | Распространение предложений с помощью рисунков. Распространение предложения с помощью вопросов | 1 | Создают распространенные предложения по рисункам и с помощью вопросов, строят понятные высказывания. | | |
21 22* | Однородные члены предложения | 1 | Учатся опознавать однородные члены в предложении, строят предложения с однородными членами предложения. | | |
23 24* | Р.р. Составление диалога | 1 | Читают диалоги, содержащие различные по интонации предложения. Определяют задачи диалогов, составляют диалоги по аналогии. | | |
| Слово. Текст | | |
| Состав слова 28 ч. | | |
25 | Состав слова. Текст | 1 | Учатся видеть состав слова, выделять части слова. Составляют короткий текст. | | |
26 27* | Корень и однокоренные слова | 1 | Учатся владеть определением корня слова, различают однокоренные слова и формы слова, подбирают однокоренные слова. | | |
28 29* | Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний | 1 | Осознают роль окончания в слове, выделяют в слове окончание, изменяют слово, объясняют значение окончаний. | | |
30 31* | Суффикс как часть слова. Разбор слов по составу | 1 | Осознают роль суффикса в словах. Осмысливают образование новых слов с помощью суффиксов. Разбирают слова по составу. | | |
32 33* | Написание гласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка безударных гласных в корне | 1 | Определяют условия выбора безударных гласных в корне Различают проверяемые и проверочные слова. Пишут слова с изученными орфограммами | | |
34 | Р.Р. Устное составление текста по данному заглавию | 1 | Составляют короткий текст в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи). | | |
| Правописание звонких и глухих согласных в корне | | |
35 36* | Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне | 1 | Выделяют корень слова, подбирают однокоренные слова, различают проверяемые и проверочные слова, узнают фонетические процессы: оглушение и озвончение. | | |
37 | Р.р. Устное обучающее сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». | 1 | Подбирают опорные слова, составляют план с помощью учителя, устно составляют текст сочинения по картине с помощью учителя. | | |
| Правописание приставок | | |
38 39* | Приставка и предлог . Различение приставки и предлога | 1 | Учатся различать предлоги и приставки, определяют условия выбора приставок и предлогов в словах | | |
40 41* | Правописание гласных в приставках | 1 | Определяют условия выбора орфограммы в приставках ,графически обозначают приставки. Узнают правописание приставок с а и о, приставки пере-. | | |
42 43* | Правописание безударных гласных в корне и приставке | 1 | Определяют условия выбора орфограммы в приставках и корне, выделяют приставку и корень. | | |
44 | Р.р. Текст. Деление текста на части по данному плану | 1 | Устно составляют короткий текст в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи) с помощью учителя. | | |
45 46* | Правописание приставок на согласную | 1 | Определяют условия выбора орфограммы в приставках. Узнают написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-). | | |
47 | Разделительный твёрдый знак в словах с приставками | 1 | Определяют условия выбора разделительного Ъ после приставок в словах | | |
48 49* | Различение написаний слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и без него. | 1 | Определяют условия выбора разделительного Ъ после приставок в словах | | |
50 | Состав слова. Закрепление знаний | 1 | Определяют условия выбора изученных орфограмм | | |
51 52* | Контрольная работа в форме списывания. Работа над ошибками | 1 | Грамотно и каллиграфически правильно списывают текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Делают самостоятельную работу. | | |
| Части речи. Текст 2ч. | | |
53 54* | Сущ., прилагательное, глагол. Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении | 1 | Распознают изученные части речи в тексте по значению и вопросам, определяют грамматические признаки частей речи. | | |
| Имя существительное 33 ч. | | |
55 56* | Значение существительных в речи | 1 | Понимают значение существительных в речи | | |
57 | Существительные, обозначающие явления природы | 1 | Называют существительные, обозначающие явления природы, составляют с ними словосочетания и предложения. | | |
58 59* | Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному | 1 | Наблюдают за многозначными словами , составляют с ними словосочетания. | | |
60 | Существительные, противоположные по значению | 1 | Находят существительные, противоположные по значению, составляют с ними словосочетания. | | |
61 62* | Различение существительных по родам | 1 | Различают существительные по родам, устно составляют с ними предложения. | | |
63 64* | Изменение существительных по числам | 1 | Учатся правильному употреблению сущ. во мн. и ед. числе, составляют словосочетания. | | |
65 66* | Существительные собственные и нарицательные | 1 | Различают собственные и нарицательные имена существительные, устно составляют с ними предложения. | | |
67 68* | Большая буква в именах собственных. Кавычки в именах собственных. | 1 | Различают собственные имена существительные, правильно пишут их, устно составляют с ними предложения. | | |
69 | Различение написаний существительных собственных и нарицательных | 1 | Различают собственные и нарицательные имена существительные, устно составляют с ними предложения. | | |
70 71* | Р.р. Устное обучающее сочинение по картине В.М.Васнецова «Ковер-самолет». | 1 | Подбирают опорные слова, составляют план с помощью учителя, устно составляют текст сочинения по картине с помощью учителя. | | |
72 73* | Понятие о склонении | 1 | Учатся различать типы склонений имен существительных. | | |
74 | Именительный падеж — кто? что? | 1 | Определяют падеж существительных по вопросу, правильно выбирают нужное падежное окончание. | | |
75 | Родительный падеж — кого? чего? | 1 | Определяют падеж существительных по вопросу, правильно выбирают нужное падежное окончание. | | |
76 | Дательный падеж — кому? чему? | 1 | Определяют падеж существительных по вопросу, правильно выбирают нужное падежное окончание. | | |
77 | Винительный падеж — кого? что? | 1 | Определяют падеж существительных по вопросу, правильно выбирают нужное падежное окончание. | | |
78 79* | Творительный падеж — кем? чем? | 1 | Определяют падеж существительных по вопросу, правильно выбирают нужное падежное окончание. | | |
80 81* | Предложный падеж — о к о м ? о ч ё м ? | 1 | Определяют падеж существительных по вопросу, правильно выбирают нужное падежное окончание. | | |
82 83* | Р.р. Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами | 1 | Устно составляют короткие рассказы с использованием разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах — по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным. | | |
84 85* | Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму. Изменение существительных по падежам | 1 | Различают существительные в начальной форме, составляют словосочетания. | | |
86 87* | Контрольная работа в форме списывания. Работа над ошибками | 1 | Грамотно и каллиграфически правильно списывают текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Делают самостоятельную работу. | | |
| Имя прилагательное 33 ч. | | |
88 | Значение прилагательных в речи | 1 | Понимают значение прилагательных в речи. | | |
89 90* | Описание явлений природы с помощью прилагательных | 1 | Распространяют текст именами прилагательными, правильно согласуют с сущ-ными в роде и числе. | | |
91 92* | Описание человека, животных с помощью прилагательных | 1 | Распространяют текст именами прилагательными, правильно согласуют с существительными в роде и числе. | | |
93 | Прилагательные, противоположные по значению | 1 | Находят прилагательные, противоположные по значению, составляют с ними словосочетания. | | |
94 | Р.р. Устное описание любимого животного. | 1 | Устно описывают предмет, выделяя признаки, характеризующие предмет или его части, выбирают нужное прилагательное, используя слова в переносном значении, сравнения с помощью учителя. | | |
95 96* | Изменение прилагательных по родам | 1 | Учатся определять род имен прилагательных, изменять прилагательные по родам , согласуют прилагательные с существительными в роде. | | |
97 98* | Окончания прилагательных мужского рода | 1 | Учатся определять род имен прилагательных, изменять прилагательные по родам , согласуют прилагательные с существительными в роде. | | |
99 100* | Окончания прилагательных женского рода | 1 | Учатся определять род имен прилагательных, изменять прилагательные по родам , согласуют прилагательные с существительными в роде. | | |
101 | Окончания прилагательных среднего рода | 1 | Учатся определять род имен прилагательных, изменять прилагательные по родам , согласуют прилагательные с существительными в роде. | | |
102 103* | Определение родовых окончаний прилагательных | 1 | Учатся определять род имен прилагательных, изменять прилагательные по родам , согласуют прилагательные с существительными в роде. | | |
104 105* | Изменение прилагательных по числам | 1 | Определяют число имен прилагательных, согласуют прилагательные с существительными в числе. | | |
106 | Р.р. Устное обучающее сочинение по картине М.И.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». | 1 | Подбирают опорные слова, составляют план с помощью учителя, устно составляют текст сочинения по картине с помощью учителя. | | |
107 108* | Понятие о склонении прилагательных | 1 | Узнают особенности склонения прилагательных, составляют словосочетания. | | |
109 | Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Ставят вопросы от сущ. к прилагательным в косвенных падежах. Наблюдают за окончанием вопроса и окончанием прилаг. Правильно пишут прилаг. с учетом особенностей склонения. | | |
110 111* | Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Ставят вопросы от сущ. к прилаг. в косвенных падежах. Наблюдают за окончанием вопроса и окончанием прилаг. Правильно пишут прилаг. с учетом особенностей склонения. | | |
112 113* | Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Ставят вопросы от сущ. к прилаг. в косвенных падежах. Наблюдают за окончанием вопроса и окончанием прилаг. Правильно пишут прилаг. с учетом особенностей склонения. | | |
114 | Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Ставят вопросы от сущ. к прилаг. в косвенных падежах. Наблюдают за окончанием вопроса и окончанием прилаг. Правильно пишут прилаг. с учетом особенностей склонения. | | |
115 116* | Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Ставят вопросы от сущ. к прилаг. в косвенных падежах. Наблюдают за окончанием вопроса и окончанием прилаг. Правильно пишут прилаг. | | |
117 118* | Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Ставят вопросы от сущ. к прилаг. в косвенных падежах. Наблюдают за окончанием вопроса и окончанием прилаг. Правильно пишут прилаг. с учетом особенностей склонения. | | |
119 120* | Контрольная работа в форме списывания. Работа над ошибками. | 1 | Грамотно и каллиграфически правильно списывают текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Делают самостоятельную работу. | | |
| Глагол 26 ч. | | |
121 122* | Значение глагола в речи | 1 | Понимают значение глаголов в речи. | | |
123 | Глаголы, противоположные по значению | 1 | Находят глаголы, противоположные по значению, составляют с ними словосочетания. | | |
124 125* | Различение существительных, прилагательных и глаголов | 1 | Различают глаголы, существительные и прилагательные, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый). | | |
126 | Настоящее время глаголов | 1 | Различают настоящее время глаголов по вопросам и значению, употребляют в речи глаголы наст. вр. | | |
127 128* | Прошедшее время глаголов | 1 | Различают прошедшее время глаголов по вопросам и значению, употребляют в речи глаголы прошедшего времени. | | |
129 130* | Будущее время глаголов | 1 | Различают будущее время глаголов по вопросам и значению, употребляют в речи глаголы будущего времени. | | |
131 132* | Различение глаголов по временам | 1 | Различают глаголы по вопросам и значению, употребляют в речи глаголы различных временных категорий. | | |
133-134 | Р.р. Устное Контрольное сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Ярмарка». | 2 | Подбирают опорные слова, составляют план с помощью учителя, устно составляют текст сочинения по картине с помощью учителя. | | |
135 136* | Единственное и множественное число глаголов настоящего времени | 1 | Определяют число глаголов, правильно согласовывая глаголы единственного и множественного числа настоящего времени с существительными в роде и числе. | | |
137 138* | Единственное и множественное число глаголов будущего времени | 1 | Определяют число глаголов, правильно согласовывая глаголы единственного и множественного числа будущего времени с существительными в роде и числе. | | |
139 140* | Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени | 1 | Согласуют глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе. | | |
141 142* | Р.р. Текст. Связь частей в тексте | 1 | Устно составляют рассказ по картинке с бытовым сюжетом, правильно используя временные формы глагола. | | |
143 144 | Глагол. Закрепление знаний | 2 | Составляют словосочетания глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей. | | |
145-146 | Контрольная работа в форме списывания. Работа над ошибками. | 2 | Грамотно и каллиграфически правильно списывают текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Делают самостоятельную работу. | | |
| Предложение. Текст 18 ч. | | |
147 148* | Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений | 1 | Учатся различать повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. | | |
149 150* | Определение однородных членов предложения | 1 | Узнают определение однородных членов, различают однородные члены в предложении . | | |
151 152* | Однородные члены предложения без союзов | 1 | Различают однородные члены в предложении, правильно расставляют знаки препинания в предложениях с ОЧП, объясняя условия выбора знаков или их отсутствия. | | |
153 154* | Однородные члены предложения с союзом И | 1 | Различают однородные члены в предложении, правильно расставляют знаки препинания в предложениях с ОЧП, объясняя условия выбора знаков или их отсутствия. | | |
155 156* | Однородные члены предложения без союзов и с союзом И | 1 | Различают однородные члены в предложении, правильно расставляют знаки препинания в предложениях с ОЧП, объясняя условия выбора знаков или их отсутствия. | | |
157 158* | Знакомство с обращением | 1 | Учатся различать обращения в предложениях и определять обращения. | | |
159 160* | Место обращения в предложении | 1 | Различают обращения в предложении, правильно расставляют знаки препинания в предложениях с обращениями. | | |
161 162* | Предложение. Закрепление знаний | 1 | Применяют изученные правила расстановки знаков препинания в предложении. | | |
163-164 | Контрольная работа в форме списывания. Работа над ошибками. | 2 | Грамотно и каллиграфически правильно списывают текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы. Делают самостоятельную работу. | | |
| Повторение 6 ч. | | |
165 166* | Имя существительное | 1 | Повторяют и применяют изученные орфографические правила на практике. | | |
167 168* | Имя прилагательное | 1 | Повторяют и применяют изученные орфографические правила на практике. | | |
169 170* | Глагол | 1 | Повторяют и применяют изученные орфографические правила на практике. | | |