Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
9 класс
на 2021 – 2022 учебный год
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ручьёвская школа»
Ладыка Е.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида («Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой : Сборник 1.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС , 2001г. Допущены Министерством образования Российской Федерации). Рабочая программа составлена для обучающихся 9 класса VIII вида.
Учебник «Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. / Сост. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Допущено Министерством образования РФ, Москва «Просвещение» 2016 г.
Программа построена с учётом требований, предъявляемых к учащимся VIII вида.
Программа рассчитана на 119 часов в год (1,5 часа в неделю аудиторных занятий + 2 часа на самостоятельное изучение).
Цель изучения русского языка в 9-м классе: изучение разделов «Состав слова», «Части речи» и «Предложение». А именно: осуществить разностороннее развитие личности учащихся, способствовать их умственному развитию, обеспечивать гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое развитие. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
При обучении русскому языку осуществляются задачи, решаемые в предыдущих классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания русского языка:
- дать учащимся определённый круг знаний по русскому языку;
- выработать умение, применять полученные знания на практике;
- сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки в пределах программных требований;
- сформировать умение и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения грамматики и правописания у школьников, обучающихся по специальной программе (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Содержание обучения имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями в процессе овладения письмом и развитием речи.
Целевыми приоритетами на уровне основного общего образования являются: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, ценностных отношений:
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; - осознание эстетической ценности русского языка; - уважительное отношение к родному языку; - потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - стремление к речевому самосовершенствованию; - формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации); - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; - знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа; - понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования; - овладение всеми видами речевой деятельности: - писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; - разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; - различать части речи; - строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; - писать изложение и сочинение; - оформлять деловые бумаги; - пользоваться словарем;
речевая деятельность:
аудирование:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию прослушанного текста; - задавать вопросы по прослушанному тексту; - отвечать на вопросы по содержанию текста;
чтение:
- читать и пересказывать небольшие по объёму тексты;
говорение:
- пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста; - строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; - принимать участие в диалогах различных видов; - пересказывать фрагмент прослушанного текста;
письмо:
- писать сочинения по готовому плану;
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить слова с учётом вариантов произношения; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения вариантов произношения;
морфемика и словообразование:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный разбор; - разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики; - находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы; - соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; - опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического анализа;
орфография:
- применять орфографические правила;
синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; - различать простые предложения разных видов; - правильно и уместно употреблять предложения с однородными и обособленными членами; - выразительно читать простые предложения изученных конструкций; - проводить синтаксический и пунктуационный разборы простого и сложного предложения; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; - применять изученные правила пунктуации, использовать на письме графические обозначения, строить схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение. 10 часов (4 +6 )
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Знаки препинания при обращении. Составление сложных предложений. Выделение однородных членов из предложения. Использование однородных членов в предложении. Использование обращений в предложениях.
Состав слова. 20 часов (9 +11)
Корень. Однокоренные слова. Приставка, суффикс, окончание. Разбор слова по составу. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без них.
Части речи. Имя существительное. 16 часов (7 + 9)
Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения. Склонение существительных
Части речи. Имя прилагательное. 14 часов (7 + 7)
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Части речи. Местоимение. 10 часов (4 +6 )
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Части речи. Глагол. 16 часов (7 + 9)
Значение глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Глаголы 1,2,3 лица. Различение окончаний глаголов І и ІІ спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов І и ІІ спряжения. Правописание тся и ться.
Наречие. 12 часов (5 +7 )
Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с суффиксами -о и –а
Имя числительное. 11 часов (4 + 7)
Понятие о числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от5 до20 и 30. Правописание числительных от50 до 80, от 500 до 900. Правописание числительных 4,40,11, 100. Правописание числительных 200, 300, 400,90
Предложение. Текст. 10 часов (4+ 6)
Простое и сложное предложение. Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Коли чество часов | Количество контрольных работ |
Диктан тов | изло жений | сочи нений | тестов | списываний | словар ных диктан тов |
1. | Повторение. | 4 +6 | 1 | | - | - | 1 | - |
2. | Состав слова. | 9 +11 | 1 | 1 | 1 | - | - | - |
3. | Части речи. Имя существительное. | 7 + 9 | - | - | - | 1 | | - |
4. | Части речи. Имя прилагательное. | 7+7 | - | - | 1 | 1 | - | 1 |
5. | Части речи. Местоимение. | 4+6 | - | - | - | 1 | - | - |
6. | Части речи. Глагол. | 7+9 | 1 | - | - | - | - | 1 |
7. | Наречие | 5+7 | - | - | - | - | - | - |
8. | Имя числительное | 4+7 | - | - | - | - | - | 1 |
9 | Предложение. Текст. | 4+6 | - | - | - | | - | - |
| Итого | 119 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата (план.) | Дата (факт.) | Тема урока | Примечание |
Повторение. 4 ч. + 6 ч. |
1 | 01.09 | | Простые и сложные предложения. Составление сложных предложений. Выделение однородных членов из предложения | |
2 | | | Простые и сложные предложения. Составление сложных предложений. Выделение однородных членов из предложения | Сам.работа |
3 | 06.09 | | РР Сочинение - описание | |
4 | | | РР Сочинение - описание | Сам.работа |
5 | 13.09 | | Корень. Однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Окончание. | |
6 | | | Корень. Однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Окончание. | Сам.работа |
7 | | | Корень. Однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Окончание. | Сам.работа |
8 | 15.09 | | Контрольный диктант | |
9 | | | Работа над ошибками. Тренировочные упражнения | Сам.работа |
10 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
Состав слова. 9 ч. + 11 ч. |
11 | 20.09 | | Корень. Однокоренные слова | |
12 | | | Корень. Однокоренные слова | Сам.работа |
13 | | | Корень. Однокоренные слова | Сам.работа |
14 | 27.09 | | Приставка, окончание. Суффикс | |
15 | | | Приставка, окончание. Суффикс | Сам.работа |
16 | 29.09 | | Разбор слова по составу. Проверка орфограмм в корне | |
17 | | | Разбор слова по составу. Проверка орфограмм в корне | Сам.работа |
18 | 04.10 | | РР Изложение | |
19 | | | РР Изложение | Сам.работа |
20 | 11.10 | | РР Анализ изложения. Орфограммы в корне. Орфограммы в приставке. | |
21 | 13.10 | | Сложные слова с соединительными гласными о, е. | |
22 | | | Сложные слова с соединительными гласными о, е. | Сам.работа |
23 | | | Сложные слова с соединительными гласными о, е. | Сам.работа |
24 | 18.10 | | Сложные слова без соединительной гласной | |
25 | | | Сложные слова без соединительной гласной | Сам.работа |
26 | 25.10 | | Диктант по теме «Состав слова» | |
27 | | | Анализ диктанта. Различение частей речи. | Сам.работа |
28 | 27.10 | | Р.Р. Сочинение «В библиотеке» | |
29 | | | Различение частей речи. | Сам.работа |
30 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
Части речи. Имя существительное. 7 ч. + 9 ч. |
31 | 08.11 | | РР Анализ сочинения. Значение существительных в речи. | |
32 | 15.11 | | Род, число и падеж существительных. | |
33 | | | Род, число и падеж существительных. | Сам.работа |
34 | 17.11 | | Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения. | |
35 | | | Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения | Сам.работа |
36 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
37 | 22.11 | | Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения. | |
38 | | | Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения. | Сам.работа |
39 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
40 | 29.11 | | Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения | |
41 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
42 | 01.12 | | Тест по теме «Имя существительное» | |
43 | 06.12 | | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения | |
44 | | | Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения | Сам.работа |
45 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
46 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
Части речи. Имя прилагательное 7 ч. + 7 ч. |
47 | 13.12 | | Значение прилагательных в речи. Род и число прилагательных | |
48 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
49 | 15.12 | | Изменение окончаний прилагательных по вопросам. | |
50 | | | Изменение окончаний прилагательных по вопросам. | Сам.работа |
51 | 20.12 | | Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание | |
52 | | | Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание | Сам.работа |
53 | 27.12 | | Словарный диктант по теме «Имя прилагательное». Тренировочные упражнения | |
54 | | | Работа над ошибками. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание | Сам.работа |
55 | 29.12 | | РР Сочинение-описание | |
56 | 10.01 | | РР Сочинение-описание | |
57 | 17.01 | | РР Анализ сочинения-описания | |
58 | | | Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание | Сам.работа |
59 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
60 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
Части речи. Местоимение. 4 ч. + 6 ч. |
61 | 19.01 | | Значение местоимений в речи. Различение местоимений по лицам и числам. | |
62 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
63 | 24.01 | | Значение местоимений в речи. Различение местоимений по лицам и числам. | |
64 | | | Значение местоимений в речи. Различение местоимений по лицам и числам. | Сам.работа |
65 | 31.01 | | Наблюдение за склонением местоимений 1-го,2-го,3-го лица единственного числа. | |
66 | | | Наблюдение за склонением местоимений 1-го,2-го,3-го лица единственного числа. | Сам.работа |
67 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
68 | 02.02 | | Тест «Местоимение» | |
69 | | | Значение местоимений в речи. Различение местоимений по лицам и числам. | Сам.работа |
70 | | | Наблюдение за склонением местоимений 1-го,2-го,3-го лица единственного числа. | Сам.работа |
Части речи. Глагол. 7 ч. + 9 ч. |
71 | 07.02 | | Работа над ошибками. Значение глагола. Неопределенная форма глагола | |
72 | | | Значение глагола. Неопределенная форма глагола | Сам.работа |
73 | 14.02 | | Словарный диктант. Различение окончаний глаголов І и ІІ спряжения. | |
74 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
75 | 16.02 | | Различение окончаний глаголов І и ІІ спряжения. | |
76 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
77 | 21.02 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов І и ІІ спряжения. | |
78 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов І и ІІ спряжения. | Сам.работа |
79 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
80 | 28.02 | | Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться. | |
81 | | | Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться. | Сам.работа |
82 | 09.03 | | Контрольный диктант | |
83 | 14.03 | | Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться. | |
84 | | | Работа над ошибками. Тренировочные упражнения | Сам.работа |
85 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
86 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
Наречие 5 ч. +7 ч. |
87 | 28.03 | | Понятие о наречии. | |
88 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
89 | 30.03 | | Наречия, обозначающие время, место, способ действия | |
90 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
91 | 04.04 | | Наречия, обозначающие время, место, способ действия | |
92 | | | Наречия, обозначающие время, место, способ действия | Сам.работа |
93 | 11.04 | | Правописание наречий с суффиксами -о и -а | |
94 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
95 | 13.04 | | Правописание наречий с суффиксами -о и -а | |
96 | | | Правописание наречий с суффиксами -о и -а | Сам.работа |
97 | | | Наречия, обозначающие время, место, способ действия | Сам.работа |
98 | | | Правописание наречий с суффиксами -о и -а | Сам.работа |
Имя числительное 4 ч. + 7 ч. |
99 | 18.04 | | Словарный диктант. Понятие о числительном. Числительные количественные и порядковые | |
100 | | | Понятие о числительном. Числительные количественные и порядковые | Сам.работа |
101 | | | Понятие о числительном. Числительные количественные и порядковые | Сам.работа |
102 | 27.04 | | Правописание числительных от5 до20 и 30. Правописание числительных от50 до 80, от 500 до 900. | |
103 | | | Правописание числительных от5 до20 и 30. Правописание числительных от50 до 80, от 500 до 900. | Сам.работа |
104 | | | Правописание числительных от5 до20 и 30. Правописание числительных от50 до 80, от 500 до 900. | Сам.работа |
105 | | | Правописание числительных от5 до20 и 30. Правописание числительных от50 до 80, от 500 до 900. | Сам.работа |
106 | 11.05 | | Правописание числительных 4,40,90, 100. Правописание числительных 200, 300, 400 | |
107 | 16.05 | | Правописание числительных 4,40,90, 100. Правописание числительных 200, 300, 400 | |
108 | | | Правописание числительных 4,40,90, 100. Правописание числительных 200, 300, 400 | Сам.работа |
109 | | | Правописание числительных 4,40,90, 100. Правописание числительных 200, 300, 400 | Сам.работа |
Предложение. Текст. 4 ч. + 6 ч. |
10 | 23.05 | | Простое и сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. | |
111 | | | Простое и сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. | Сам.работа |
112 | 25.05 | | Сложное предложение без союзов. | |
113 | | | Сложное предложение без союзов. | Сам.работа |
114 | | | Обращение в предложении. | |
115 | | | Обращение в предложении. | Сам.работа |
116 | | | Итоговый контрольный диктант. | |
117 | | | Повторение | Сам.работа |
118 | | | Повторение | Сам.работа |
119 | | | Повторение | Сам.работа |
Лист коррекции
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведе ния по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата прове дения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |