Адаптированная рабочая программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Цель адаптированной рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определённому учебному предмету (курсу) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Особенности составления адаптированной рабочей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
Педагогическая диагностика. На её основе составляется рабочая программа.
Определение цели и задач помощи обучающимся с ОВЗ в освоении учебного предмета.
Анализ образовательной программы по предмету с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения детьми с ОВЗ.
Составление календарно-тематического планирования по предмету с выделением в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, предполагаемых к обязательному усвоению.
Определение цели и задач урока в соответствии с предполагаемым уровнем освоения данной темы детьми с обычным развитием и детьми с ОВЗ.
Определение характерных для учебного курса форм организации деятельности обучающихся с учётом организации взаимодействия детей: групповая, парная, индивидуальная, проектная, игровая деятельность и т. д.
Структура адаптированной рабочей программы включает:
Титульный лист. На нём указывается наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность (фамилия, имя обучающегося, год обучения).
Пояснительную записку. В ней излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура адаптированной индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи.
Содержание программы, включающее в себя три основных блока: образовательный, коррекционный и воспитательный.
Мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций.
Заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной индивидуальной программы в целом.
Особое внимание при составлении адаптированной рабочей программы нужно уделить созданию специальных условий для обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ. Сюда входит использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Структура адаптированной основной образовательной программы (АООП) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает три раздела:
Целевой. Определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения АООП и систему оценки достижения этих результатов.
Содержательный. Определяет общее содержание образования обучающихся с ОВЗ и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный. Определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП. Включает учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности, и систему специальных условий реализации АООП.
Выступление на МО учителей начальных классов: « Адаптированная рабочая программа учителя, реализующего ФГОС»