СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительном направлению "Настольный теннис"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса  внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной  направленности «Настольный теннис»  является модифицированной, составлена на основе типовой образовательной программы по настольному теннису для детско-юношеских спортивных школ, относящейся  к спортивно-оздоровительному этапу, с соблюдением всех требований к   состоянию зрительного анализатора, организации специального пространства.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительном направлению "Настольный теннис"»

  1. П ояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Настольный теннис» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»

2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  1. Адаптированной общешкольной программы воспитания ГБОУ СКОШИ №62 III – IV вида

Программа курса внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Настольный теннис» является модифицированной, составлена на основе типовой образовательной программы по настольному теннису для детско-юношеских спортивных школ, относящейся  к спортивно-оздоровительному этапу, с соблюдением всех требований к состоянию зрительного анализатора, организации специального пространства.

Программа адресована слабовидящим обучающимся ГБОУ «СКОШИ № 62 III – IV вида».

Актуальность В настоящее время одной из основных проблем для людей-инвалидов по зрению считается их недостаточная двигательная активность. В связи с этим развитие среди детей и молодежи с нарушениями зрения массовых видов адаптивного спорта, к которым относится настольный теннис, может стать приоритетным направлением. Он доступен, отличается отсутствием противопоказаний, возрастной демократичностью и спортивной привлекательностью. Игра повышает интерес обучающихся к занятиям и мотивируют их к достижению определѐнных результатов, в соответствии с их возможностями и талантами. Занятия настольным теннисом – весьма эффективное средство укрепления здоровья и активизируют защитные силы организма.

Цель программы:

Создание условий для привлечения слабовидящих детей и подростков к занятиям настольным теннисом

Задачи:

1. Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей (с учетом зрительного анализатора и состояния физического здоровья, противопоказаний).

2. Формирование стойкого интереса к занятиям.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление   здоровья, закаливание организма.

4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, выносливости, равновесия, анаэробных возможностей, координационных способностей) для успешного овладения навыками игры.

5. Обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям.

6. Привитие навыков соревновательной деятельности.

Занятия по настольному теннису будут проводиться в спортивно-оздоровительных группе, рассчитаны для работы с детьми, подростками с возможными отступлениями по возрасту, как в одну, так и в другую сторону, с учетом зрительных возможностей.

Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения. Содержание и задачи программы предусматривает обучение и воспитание детей в средней школе и располагается по видам детской деятельности, при этом важным условием её реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей и возможностей, особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей и имеет коррекционную направленность.

Планируемые результаты обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения данного курса. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания курса, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.

В области физической культуры:

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.

В области познавательной культуры:

- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса;

В области нравственной культуры:

- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.

В области трудовой культуры:

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;

- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису.


2.Общая характеристика курса.

Несмотря на внешнюю, кажется, простоту игры, техника и тактика настольного тенниса очень сложна. Ведущую роль в настольном теннисе играют быстрота, сила, ловкость и выносливость в определённых сочетаниях. При этом первостепенное значение имеют скорость мышечного сокращения и регулирование скорости движений, а также пространственная точность движений, кроме того, настольный теннис требует быстрого решения сложных двигательных задач в каждой игровой ситуации. Все сложности предъявляют особые требования к состоянию зрительного анализатора, физической, технической и тактической подготовке юного теннисиста.

Настольный теннис развивает у ребенка быстроту, гибкость, ловкость и даже выносливость. Мяч, который используется в игре, самый маленький из всех существующих в других спортивных играх. А большая скорость его полета требует от юного спортсмена концентрации внимания и проявления быстрой реакции. Для детей настольный теннис является своеобразной тренировкой мозга. Ребенок должен чувствовать, какая будет скорость мяча после удара (ответа на удар), а также местонахождение соперника. К тому же ему необходимо рассчитывать не только силу удара, но и направление полета мяча. В секции настольного тенниса учат правильно принимать решения, анализировать их, а также менять в зависимости от ситуации. Ведь с этими навыками напрямую связан результат игры. Ребенок должен быть расчетлив, поэтому во время тренировок уделяется внимание развитию психической стойкости. Тренировки в школе тенниса для детей способствуют развитию у ребенка, как двигательной, так и зрительной памяти. Они позволяют создавать технические, а главное тактические комбинации, которые в итоге приведут юного теннисиста к победе. Конечно же, такие навыки приходят со временем, когда для детей занятия теннисом становятся уже не просто обучением, а оттачиванием полученных навыков и умений.

Программа предусматривает:

- теоретические и практические занятия,

- тренировочные игры на счёт,

- соревнования,

- тренировочные занятия,

- профилактические и оздоровительные мероприятия.

Обучающиеся в течение учебного года принимают участие во внутришкольных турнирах.

Сроки реализации: 1 учебный год, занятие по 40 минут, 1 раз в неделю, 34 часа в год.

3.Содержание программы

Теоретическая подготовка 3 часа

1Тема: История развития настольного тенниса за рубежом и в нашей стране, успехи российских спортсменов в соревнованиях.

Содержание: Возникновение и развитие настольного тенниса. Становление настольного тенниса, как вида спорта.

2.Тема: Гигиена, режим дня, закаливание, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного спортсмена. Профилактика вредных привычек.

Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.

3. Тема: Организация занятий, соблюдение техники безопасности, инвентарь, спортивная форма.

Содержание: Требования к условиям проведения занятий и соревнований к спортивному залу (при игре на воздухе), к теннисным столам, спортивному инвентарю, спортивной форме, обуви. Температура. Соблюдение техники безопасности. Травматизм в настольном теннисе .

4.Тема: Самостоятельные занятия дома и их значение

Содержание: На начальном этапе необходимо научиться правильно держать ракетку и уметь выполнять различные упражнения с ракеткой и мячом вне стола. Поэтому так важны самостоятельные занятия дома.

5.Тема: Краткие сведения о технике настольного тенниса.

Содержание: Основные сведения о технике игры, о её значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация и анализ техники изучаемых приёмов игры.

Обучающиеся должны знать: 

- историю развития настольного тенниса  в России и терминологию избранной игры;

- гигиенические требования к обучающимся;

- естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний;  

- о соблюдении техники безопасности;

- важное значение самостоятельных занятий дома.

Уметь:

Составлять режим дня и руководствоваться им. Закалять свой организм.

Подготовить место для занятий.

Соблюдать технику безопасности на занятиях.

Проявлять стойкий интерес к занятиям.

Практическая подготовка 23 часа

6- 8 тема Упражнения

- упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног;

- повороты, вращения туловища в различных направлениях;

- ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне ступни;

- подвижные игры с мячом и без мяча.

- Строевые упражнения

- Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса

- Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава

- Упражнения для шеи и туловища

- Упражнения для всех групп мышц

Обучающиеся должны знать:

- Технику безопасности при выполнении упражнений

- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность.

Уметь:

- Выполнять строевые упражнения на месте и в движении

- Выполнять комплекс разминки самостоятельно

9 тема: Для развития специальных физических качеств (быстрота, игровая выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в настольном теннисе мышц туловища, ног, рук.

Для развития силы мышц ног и туловища могут быть рекомендованы:

- приставные шаги и выпады;

- имитация передвижений в игровой стойке вправо-влево и вперёд-назад;

- приседания;

- повороты, вращения и наклоны туловища в различных направлениях;

Для развития мышц рук и верхней части туловища могут быть рекомендованы:

- упражнения с набивными мячами разного веса: метание двумя, одной рукой в различных направлениях;

- метание теннисного мяча на дальность и точность попадания в заданную цель;

- имитация ударов без ракетки, с ракеткой, с утяжелённой ракеткой (отягощением), утяжелёнными манжетами и т.п.;

Обучающиеся должны знать: 

- Технику безопасности при выполнении упражнений

- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность

Уметь:

- Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра

- Развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость)

10 тема Техническая подготовка

- многократное повторение хватки ракетки и основной стойки игрока;

- упражнения с ракеткой и мячом: броски мяча правой (левой) рукой о пол, партнёру, о стену с ловлей мяча правой и левой руками сверху и снизу, перебрасывание мяча с одной руки на другую, подбрасывание мяча вверх с ловлей двумя, одной рукой;

- различные виды жонглирования мячом, подвешенным "на удочке" подброс мяча правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочерёдно, удары о стенку правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочерёдно;

- различные виды жонглирования мячом: удары по мячу правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочерёдно, удары по мячу на разную высоту (выше и ниже уровня глаз) с последующей ловлей мяча ракеткой без отскока от неё правой и левой стороной ракетки, удары по мячу поочерёдно ребром ракетки и её игровой поверхностью;

- различные виды жонглирования мячом - шагом, бегом, бегом с жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки поочерёдно, то же с поворотами, изменением направления бега, шагом, бегом с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки;

- удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки, у приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке - серийные (на точность безошибочных попаданий) удары, одиночные удары;

- удар на столе по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером, партнёром, тренажёром;

- сочетание ударов справа и слева у тренировочной стенки, у приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке, по мячам удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером, партнёром, тренажёром.

После освоения элементарных упражнений с мячом, и ракеткой рекомендуется переход к изучению техники простейших ударов: разучивание и имитация исходных для ударов основных позиций - положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение ракетки, кисти, предплечья, плеча;

- многократное повторение ударного движения на разных скоростях (сначала - медленное, затем - ускоренное) без мяча, с мячом у стенки;

- игра на столе с тренером (партнёром) одним видом удара (только справа или только слева), а затем сочетание ударов справа и слева;

- свободная игра ударами на столе.

- имитация ударов у зеркала без ракетки, с ракеткой

- игра на столе с тренером (партнёром)

- игра накатом - различные варианты по длине полёта мяча, по направлениям полёта мяча, сочетание накатов справа и слева;

- игра срезкой и подрезкой - различные варианты по длине полёта мяча, по направлениям полёта мяча, сочетание накатов справа и слева;

- игра на счёт разученными ударами;

- игра со всего стола с коротких и длинных мячей;

Основные технические приемы

1.Исходные положения (стойки)

а) правосторонняя

б) нейтральная (основная)

в) левосторонняя

2.Способы передвижений

а) бесшажный

б) шаги

в) прыжки

г) рывки

3.Способы держания ракетки

а) вертикальная хватка-«пером»

б) горизонтальная хватка-«рукопожатие»

4. Подачи

а) по способу расположения игрока

б) по месту выполнения контакта ракетки с мячом

5. Технические приемы без вращения мяча

а) толчок

б) откидка

в) подставка

Обучающиеся должны знать:

- Технику безопасности при выполнении технических упражнений

- Основные приёмы техники выполнения ударов.

Уметь:

- Выполнять эти технические элементы на учебно-тренировочных занятиях

-Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов

Контрольные игры: 6 часов

Соревнования: 2 часа

Материально-техническое обеспечение

Для реализации рабочей программы используются:

-  спортивный зал;

- теннисный стол;

- спортивный инвентарь;

- секундомер электронный;

- скамейка гимнастическая;

- скакалки;

- мячи теннисные (яркого и белого цвета)

- мячи набивные;  

- учебно-методическая литература по настольному теннису.

















4. Календарно – тематическое планирование


Содержание разделов и тем

Кол – во час.

Дата


Теоретическая подготовка


3


1

История развития настольного тенниса за рубежом и в нашей стране, успехи российских спортсменов в соревнованиях.

1


2

Значение занятий настольным теннисом для развития и здоровья детей

1


3

Организация занятий, соблюдение техники безопасности, инвентарь, спортивная форма.


1



Практическая подготовка

25


4

ОРУ для различных групп мышц

1


5

ОРУ Для развития специальных физических качеств

1


6

Хватка ракетки и основная стойка игрока. Упражнения с ракеткой и мячом. Различные виды жонглирования мячом

1


7-8

Технические приемы без вращения мяча. Подачи

2


9-10

Игра на столе с тренером (партнёром) одним видом удара, сочетание ударов справа и слева

2



11

Игра на счёт разученными ударами

1


12-13

Соревнования

2


14-15

Игра на столе с тренером (партнёром) на счет


2


16-17

Игра накатом - различные варианты по длине полёта мяча, по направлениям полёта мяча

2


18-19

Игра на счёт разученными ударами

2


20-22

Игра срезкой и подрезкой - различные варианты по длине полёта мяча, по направлениям полёта мяча, сочетание накатов справа и слева;

3


23-28


Игра на столе с тренером (партнёром) на счет разученными ударами

6


29-32

Контрольные игры

4


33-34

Соревнования

2



Итого

34


«Настольный теннис»


Список воспитанников

Ф.И. воспитанника

класс

1

Цыгунжапова Нарана

4 класс

2

Цыретаров Тамир

8

3

Смолин Ярослав

9

4

Куликов Сергей

9

5

Дашиева Баярма

9

6

Селедкин Иван

9

7

Залуцкий Данил

9

8

Филлипов Артем

9

9

Доржиев Дмитрий

9

10

Бачина Диана

10

11

Будаев Артем

10


15