СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и адаптации лиц с нарушениями слуха

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и адаптации лиц с нарушениями слуха»

На настоящий момент общепризнанной является необходимость реабилитации различных категорий людей с ограниченными возможностями средствами физической культуры. Физическая культура и спорт становятся сегодня одним из важнейших, а в ряде случаев — единственным условием всесторонней физической, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации их к жизни, фактором оздоровления и профилактики роста числа инвалидов среди населения. Исходя из сказанного, нами было предложено провести исследование, в ходе которого выяснить возможность использования лечебно-оздоровительного потенциала боевых искусств для реабилитации такой категории людей с ограниченными возможностями, как инвалиды с поражениями верхних конечностей. В качестве основы методики реабилитации выступали средства тхэквондо, где основную нагрузку при выполнении технических действий несут нижние конечности.

Объектом исследования соответственно, являлся процесс психической и физической реабилитации детей-инвалидов, имеющих различные формы поражений верхних конечностей, средствами тхэквондо.

Предмет исследования — методика психической и физической реабилитации детей-инвалидов средствами спортивного тхэквондо.

Гипотеза исследования строилась на основании предположения о том, что средства спортивного тхэквондо могут являться основой для эффективной методики психической и физической реабилитации детей-инвалидов с поражением верхних конечностей.

Научная новизна исследования заключалась в попытке впервые проанализировать экспериментальные данные о возможности применения средств тхэквондо для психической и физической реабилитации детей-инвалидов с поражением верхних конечностей. В частности, эксперимент, проведённый нами для испытания указанной выше методики, позволяет сделать предварительный вывод о возможности освоения детьми-инвалидами с вышеуказанными поражениями технических приёмов тхэквондо (хотя и в несколько ограниченном объёме), а также о наличии положительных сдвигов в состоянии здоровья после занятий тхэквондо. К таким сдвигам относятся:

  1. Повышение уровня развития кондиционных и координационных способностей организма;

  2. Снижение психического напряжения.

По первому пункту нами было выяснено, что занятия тхэквондо способствуют развитию как основных физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, сила), так и специальных, необходимых в данном виде спорта (например, быстрота при выполнении простых технических действий).

По второму пункту можно сказать, что в процессе занятий тхэквондо у детей-инвалидов произошло понижение уровня реактивной и личной тревожности, что также в определённой степени свидетельствует о полдожительном воздействии занятий на психическое соотояние указанной группы детей с ограниченными возможностями.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие предварительные выводы:

  1. Спортивное тхэквондо может являться не только сугубо прикладным единоборством, предназначенным для самозащиты, а также выступать как оздоровительное направление. Теоретический анализ технических разделов тхэквондо, его психофизиологических характеристик, позволяет говорить именно об оздоровительном влиянии средств данного единоборства на занимающихся. Это влияние при правильно организованных занятиях выражается в целом ряде положительных сдвигов в состоянии здоровья, а именно: увеличение ЧСС, долговременное повышение интенсивности кислородного обмена в сердце и лёгких. Тхэквондо способствует развитию проприоцептивной и двигательной систем, внимания, улучшает восприятие, развивает тело, повышает обмен кислорода в лёгких и сердце, развивает координацию движений, которая важна в любом виде спорта или физическом труде. 

  2. Возможно использование тхэквондо в качестве многоступенчатой системы психической и физической реабилитации указанной группы детейинвалидов. Методика реабилитации в данном случае строится на основе ключевых принципов адаптивной физической культуры и предполагает включение обширного арсенала средств и методов лечебной физической культуры, коррекционной педагогики, психологии и ряда других дисциплин, предназначенных для реабилитации детей с ограниченными возможностями.