СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная программа для детей с ОВЗ с НОДА

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и направлена  на : повышение реабилитационного потенциала обучающихся с ОВЗ через коррекцию физического развития, развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни, обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка, имеющего НОДА, коррекцию неправильных установок опорно – двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника), нормализацию мышечного тонуса (его увеличение в случае гипотонии, снижения в случае гипертонии, стабилизация в случае дистонии), преодоление слабости(гипертрофии) отдельных мышечных групп, улучшение подвижности в суставах, сенсорное обогащение, улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии и тактильных (кожных) ощущений); формирование компенсаторных гипертрофий отдельных мышечных групп; формирование вестибулярных реакций; формирование потребности детей в здоровом образе жизни, правильное отношение к здоровью, как важнейшей ценности, понятий о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знаний правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная программа для детей с ОВЗ с НОДА»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №13

имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкна»


Принято Согласовано Утверждено

На заседании МО учителей Методист приказом директора щколы

ОБЖ,ИЗО,ФК,технологии _____Мацишин Н.Р. «27» августа 2021 № 240

« 27 » августа 2021г

№ протокола 1 Директор ________Зосимова Т.В.





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

Адаптивная физическая культура

Учебный год

2021-2022

Класс

2 класс

Количество часов в неделю

2 ч ( по учебному плану)

Количество часов в год теоретически

68 ч ( по программе)

Количество часов в год фактически

68 ч ( по расписанию уроков)





Учитель : Малеева С.С.







II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержательный статус программы – базовая .

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

  • Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253, ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.

( Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»

(с изменениями);

  • Закон города Севастополя «Об образовании в Севастополе» от 23 января 2015 года № 107-ЗС;

  • Учебный план ГБОУ СОШ №13 им. А.И. Покрышкина на 2021-2022 г.;

  • Положение о рабочей программе в ГБОУ СОШ №13 им. А.И. Покрышкина.




Реализация учебной программы обеспечивается УМК:


Учебником для учащихся 1-4 классов начальной школы. Лях В.И. Физкультура. М.: Просвещение, 2018.

В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 13 на 2020-2021 учебный год рабочая программа по физической культуре рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели).

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Для всех форм ДЦП характерны двигательные нарушения рефлекторного характера, нарушена координация, повышен тонус мышц, движения, если они возможны, не управляются ребёнком. Дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП)имеют множественные двигательные расстройства:

- нарушения мышечного тонуса,

- спастичность, ригидность (напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов), гипотонию мышц конечностей и туловища, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи), гиперкинезы(непроизвольные насильственные движения),синкинезии (непроизвольные содружественные движения, сопровождающиеся выполнением активных произвольных движений),

- тремор пальцев рук и языка, нарушение равновесия и координации движений (атаксия), нарушение мышечно-суставного чувства, чувства позы, положение собственного тела в пространстве.

Данная рабочая программа разработана для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и направлена на : повышение реабилитационного потенциала обучающихся с ОВЗ через коррекцию физического развития, развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни, обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка, имеющего НОДА, коррекцию неправильных установок опорно – двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника), нормализацию мышечного тонуса (его увеличение в случае гипотонии, снижения в случае гипертонии, стабилизация в случае дистонии), преодоление слабости(гипертрофии) отдельных мышечных групп, улучшение подвижности в суставах, сенсорное обогащение, улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии и тактильных (кожных) ощущений); формирование компенсаторных гипертрофий отдельных мышечных групп; формирование вестибулярных реакций; формирование потребности детей в здоровом образе жизни, правильное отношение к здоровью, как важнейшей ценности, понятий о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знаний правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Создание системы комплексной помощи детям с нарушениями опорно – двигательного аппарата, осваивающими адаптированную образовательную программу, коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния, повышение защитных сил организма и его адаптивных возможностей, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально развивающихся сверстников.



Оценка результатов освоения учебного предмета обучающимися с ОВЗ с НОДА

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения учебного предмета обучающимися с ОВЗ с НОДА целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптивной рабочей программы, что сможет обеспечить объективность оценки.

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения учебного предмета обучающимися с ОВЗ НОДА выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.


Данная программа может быть использована для организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении или детей инвалидов по образовательной программе начального общего образования.




















III. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с требованиями к результатам освоения ос­новной образовательной программы начального общего об­разования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для классов направлена на достижение учащи­мися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, емкости, восприятия языка как средства и условия общения;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

  • формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.̺

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Регулятивные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Коммуникативные

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;


Предметные результаты

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

  • выполнение технических действий из базовых паралимпийских видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

1.Знания о физической культуре

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

  • Называть движения, которые выполняют люди на рисунке;

  • Изучать рисунки, на которых изображены античные атлеты, и называть виды соревнований, в которых они участвуют;

  • Раскрывать понятие «физическая культура»; анализировать положительное влияние ее компонентов на укрепление здоровья и развитие человека;

  • Выполнять разминку, направленную на развитие координации движений;

  • Соблюдать личную гигиену;

  • Удерживать дистанцию, темп, ритм;

  • Различать разные виды спорта;

  • Держать осанку;

  • Выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Составлять комплекс утренней зарядки;

  • Участвовать в диалоге на уроке;

  • Слушать и понимать других;

  • Пересказывать тексты по истории физической культуры;

  • Сравнивать физкультуру и спорт эпохи Античности с современными физкультурой и спортом;

  • Объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

  • Определять цель возрождения Олимпийских игр;

  • Называть известных российских и зарубежных чемпионов Олимпийских игр;

  • Правильно выполнять правила личной гигиены;

  • Давать оценку своему уровню личной гигиены с помощью тестового задания «Проверь себя».

2. Гимнастика с элементами акробатики

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

  • Строиться в шеренгу и колонну;

  • Размыкаться на руки в стороны;

  • Перестраиваться разведением в две колонны;

  • Выполнять повороты направо, налево, кругом;

  • Выполнять команды «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь», «на первый – второй рассчитайсь», «налево в обход шагом марш», «шагом марш», «бегом марш»;

  • Выполнять разминку, направленную на развитие координации движений;

  • Запоминать короткие временные отрезки;

  • Группировка лежа на спине, перекат назад.

  • Упоры, стойка на коленях. Упражнения.

  • Упражнения в равновесии.

  • Дыхательные упражнения.

  • Упражнения для формирования естественного мышечного корсета.

  • Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя).

  • Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника.

  • Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.

  • Ходьба.

  • Перелезание и переползание, упражнения с предметами: гимнастическими палками, малыми мячами, флажками, обручами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Описывать состав и содержание общеразвивающих упражнений с предметами, составлять комбинации из числа разученных упражнений;

  • Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений;

  • Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций;

  • Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений;

  • Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнении;

  • Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств;

  • Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений;

  • Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций;

  • Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений;

  • Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений;

  • Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций;

  • Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений;

  • Описывать технику гимнастических упражнений прикладной направленности;

  • Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности;

3. Легкая атлетика

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

  • Объяснять основные понятия и термины в беге, прыжках, метаниях;

  • Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке.

  • Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.

  • Понятие о правильной ходьбе, беге, метании, прыжках.

  • Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

  • Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.

  • Сочетание движений ног, туловища с одноимѐнными и разноимѐнными движениями рук.

  • Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.

  • Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.

  • Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

  • Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность правой и левой рукой. Толкание набивного мяча.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Описывать технику беговых упражнений;

  • Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений;

  • Осваивать технику бега различными способами;

  • Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений;

  • Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений;

  • Описывать технику прыжковых упражнений;

  • Осваивать технику прыжковых упражнений;

  • Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений;

  • Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений;

  • Описывать технику бросков большого набивного мяча;

  • Осваивать технику бросков большого мяча;

  • Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча;

  • Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча;

  • Описывать технику метания малого мяча;

  • Осваивать технику метания малого мяча;

  • Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча;

  • Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча.

5. Подвижные игры

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

  • Играть в подвижные игры;

  • Руководствоваться правилами игр;

  • Выполнять ловлю и броски мяча в парах;

  • Выполнять ведения мяча правой и левой рукой;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр;

  • Излагать правила и условия проведения подвижных игр;

  • Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр;

  • Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх;

  • Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач;

  • Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности;

  • Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности;

  • Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр;

  • Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр;

  • Осваивать технические действия из спортивных игр;

  • Моделировать технические действия в игровой деятельности;

  • Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр;

  • Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности;

  • Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр;

  • Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности;

  • Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения;

  • Развивать физические качества;

  • Организовывать и проводить совместно со сверстниками подвижные игры, осуществлять судейство;

  • Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе;

  • Использовать подвижные игры для активного отдыха.



















IV.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Знания о физической культуре (на каждом уроке)

Адаптивная физическая культура Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание. Режим дня и личная гигиена.

Способы физкультурной деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств (на каждом уроке)

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики (16 часов)

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: организующие команды и приѐмы. Основные исходные положения. Смена исходных положений лежа. Основные движения из положении лежа, смена направления. Группировка лежа на спине, перекат назад. Упоры, стойка на коленях, ползание и переползание по-пластунски. Упражнения в равновесии. Дыхательные упражнения. Упражнения для формирования естественного мышечного корсета. Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя). Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы. Перелезание через горку матов. Лазание по наклонной скамейке на коленях. Подтягивания, лежа на животе на гимнастической скамейке. Подтягивание в висе на высокой и низкой перекладине. Гимнастическая полоса препятствий.


Организующие команды и приемы Ин­структаж по ТБ. Основная стойка. Построение в колонну по од­ному и в шеренгу. Перестроение по звеньям. Размыкание на вытянутые в стороны руки. Повороты направо, налево. Команды «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!».Метание малого мяча в вертикальную цель.

Акробатические упражнения

Группировка. Перекаты в группировке, лежа на жи­воте. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях.

Акробатическая комбинация.

Лазание по наклонной гимнастической скамейке..Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи.

Профилактика заболеваний и травм рук

При поражении спинного мозга и параличе у большинства детей с ОВЗ, особенно у тех, кого несчастье постигло в детстве, и у детей, перенесших родовую травму, как бы восполняя утрату подвижности и силы ног, компенсаторно развивается плечевой пояс. В то же время постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и травмам. Они вызываются в большинстве случаев мышечным перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и потерей их эластичности. Как известно, любое движение в суставе обязано работе двух противодействующих групп мышц, называемых мышцами-антагонистами. Например, разгибание локтевого сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание руки в локте — наоборот. Мышечная несбалансированность как раз и возникает, когда мышцы-антагонисты развиты не в равной степени. Это ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие травмы, в том числе растяжение сухожилий.

Дыхательные упражнения

Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При этих заболеваниях не только развиваются соответствующие изменения в дыхательных путях и легочной ткани, но и существенным образом изменяется функция дыхания, а также наблюдаются нарушения деятельности других органов и систем. Всем известно, что важным средством тренировки дыхательного аппарата являются дыхательные упражнения. На своих уроках адаптивной физической культуры, чтобы достичь высокой эффективности и экономичности дыхательного аппарата при выполнении упражнений, я использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза дыхания (вдох или выдох) строго соответствовала определенной фазе движения. Задача сложная, но необходимая.

     Под специальными навыками понимается:

  1. умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох;

  2. хорошее владение навыком прерывистого дыхания;

  3. умение задерживать дыхание на определенное время;

  4. умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;

  5. владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным.    

 

Легкая атлетика (26 часов)

Кроссовая подготовка(8 часов)

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену. Беговые упражнения Инструктаж по ТБ. Ходьба и бег. Смешанное передвижение до 600м. Высокий старт. Смешанное передвижение до 800м. Смешанное передвижение до 1 км. Равномерный, мед­ленный бег до 3 мин.

Броски большого, метания малого мяча Броски мяча (1кг) на дальность. Метание малого мяча в вертикальную цель. Метание малого мяча с места на дальность.


Подвижные игры (16 часов).

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире». Инструктаж по ТБ. Игры «К своим флажкам» «Два мороза».Игры «Класс, смирно!», «Октябрята».Игры «Метко в цель», «Погрузка арбу­зов».Игры «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит».«Кто дальше бросит». Эстафеты..Игры «Волк во рву», «Посадка картош­ки».Игры «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки».Игры «Пятнашки », «Два мороза».





























V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название разделов и тем

Количество часов

В том числе

урок

Контрольная работа, сочинения, изложения, диктант

Практическая

работа

Лабораторная

работа

Экскурсии

Легкая атлетика

28

-


-

-

-

Подвижные игры

16

-


-

-

-

Кроссовая подготовка

8






Гимнастика с элементами акробатики

16

-


-

-

-




68

















VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во

часов


Примечания

2-А

2-Б


Легкая атлетика

15

План

Факт

План

Факт


1

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Разновидности ходьбы

1

01.09


01.09



2

Урок – игра на материале лёгкой атлетики

1

03.09


03.09



3

Специальные упражнения для коррекции расслабления

1

08.09


08.09



4

Специальные упражнения для коррекции расслабления. Дыхательные упражнения

1

10.09


10.09



5

Урок – игра на материале лёгкой атлетики.

1

15.09


15.09



6

Упражнения для формирования правильной осанки.


1

17.09


17.09



7

Упражнения для формирования правильной осанки.   Дыхательные упражнения.

1

22.09


22.09



8

Учет техники прыжка с места. Эстафеты

1

24.09


24.09



9

Смешанное передвижение 1000 метров

1

20.09


20.09



10

Обучение техники метания мяча на дальность

1

06.10


06.10



11

Закрепление техники метания мяча на дальность. Игры «Метко в цель», «Кто дальше бросит»

1

08.10


08.10



12

Учет техники метания мяча на дальность. Подтягивание на перекладине

1

13.10


13.10



13

Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения.

1

15.10


15.10



14

Коррекционные упражнения.

1

20.10


20.10



15

Беседа «О пользе физических упражнений»

1

22.10


22.10




Гимнастика

16






16

Техника безопасности на уроках гимнастики. Роль акробатических упражнений для физического развития

1

27.10


27.10



17

Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой

1

29.10


29.10



18

Упражнения для развития силы и гибкости плечевого пояса

1

10.11


10.11



19

Обучение технике кувырка в сторону, вперёд

1

12.11


12.11



20

Коррекционные упражнения.

1

17.11


17.11



21

Упражнения для формирования правильной осанки.   Дыхательные упражнения.

1

19.11


19.11



22

ОРУ с гимнастической палкой под музыку. Лазание по наклонной скамейке

1

24.11


24.11



23

Упражнения для развития силы и гибкости плечевого пояса

1

26.11


26.11



24

ОРУ с гимнастической палкой. Упражнение в равновесии

1

01.12


01.12



25

Перелазание через препятствия.

1

03.12


03.12



26

ОРУ с гимнастической палкой.

1

08.12


08.12



27

ОРУ со скакалкой.

1

10.12


10.12



28

ОРУ со скакалкой.

1

15.12


15.12



29


ОРУ со скакалкой. Упражнения для укрепления мышц живота и плечевого пояса

1

17.12


17.12




30

ОРУ со скакалкой. Теория. Одежда для занятий физическими упражнениями

1

22.12


22.12



31

Ритмическая гимнастика для развития координации и гибкости

1

24.12


24.12




Подвижные игры

6






32

Техника безопасности на уроках подвижных игр. Закрепление техники игры

1

27.10


27.10



33

Коррекционные упражнения. Игра «Донеси предмет»

1

29.10


29.10



34

Равновесие на полу. Игра «Замри»

1

10.11


10.11



35

Упражнения для укрепления мышц туловища. Игра Коррекционные упражнения.

Дыхательные упражнения. Игра

1

12.11


12.11



36

Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения на равновесие. Игра «Петушок».

1

17.11


17.11



37

Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения на равновесие. Игра «Петушок».

1

19.11


19.11




Подвижные игры с элементами игр

10






38

Техника безопасности во время занятий играми. Ведение мяча на месте и в движении. Эстафеты с мячом

1

28.01


28.01



39

Ведение мяча с изменением направления. Теория. Тело человека

1

02.02


02.02



40

Ловля и передача мяча на месте и в движении

1

04.02


04.02



41

Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках, по кругу

1

09.02


09.02



42

Бросок мяча снизу на месте в щит. Учебная игра в «мини- баскетбол»

1

11.02


11.02



43

Верхняя и нижняя передачи мяча над собой

1

16.02


16.02



44

Верхняя и нижняя передачи мяча в парах

1

18.02


18.02



45

Нижняя прямая подача мяча в кругу

1

25.02


25.02



46

Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу

1

02.03


02.03



47

Учебная игра в «Пионербол». Теория. Мышцы человека

1

04.03


04.03





Кроссовая подготовка

8






48

Смешанное передвижение 3 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м)

1

09.03


28.01



49

Смешанное передвижение 3 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м).

1

11.03


02.02



50

Смешанное передвижение 4 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м)

1

16.03


04.02



51

Смешанное передвижение 4 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Закрепление

1

18.03


18.03



52

Смешанное передвижение 6 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м)

1

23.03


23.03



53

Смешанное передвижение 7 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 60 м, ходьба 100 м)

1

25.03


25.03



54

Смешанное передвижение 7 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 60 м, ходьба 100 м). Теория. Развиваем выносливость

1

06.04


06.04



55

Смешанное передвижение 8 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м)

1

08.04


08.04




Лёгкая атлетика

13






56

ОРУ в движении. Ходьба и бег.

1

13.04


13.04



57

Различные виды ходьбы. Бег с изменением направления, ритма, темпа. Бег 30м

1

15.04


15.04



58

Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения на равновесие.

1

20.04


20.04



59

Корригирующие упражнения. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

22.04


22.04



60

Метание малого мяча в цель с 3-4м. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

27.04


27.04



61

Метание мяча на дальность. Игры

1

29.04


29.04



62

ОРУ в движении. Подвижные игры

1

04.05


04.05



63

Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для профилактики плоскостопия. Теория. Как расслаблять мыщцы

1

06.05


06.05



64

ОРУ в движении Медленный бег до 5 мин. Эстафеты

1

11.05


11.05



65

Игры «К своим флажкам», «Кто дальше бросит»

1

13.05


13.05



66


Подвижные игры. Соревнования

1

18.05


18.05



67

Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

20.05


20.05



68

Подвижные игры. Соревнования

1

25.05


25.05