СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Российская Федерация
Управление образования Брянской городской администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18
им. братьев Могилевцевых г. Брянска»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей …………, Протокол № 1 от «_1_» сентября 2015г
Руководитель ШМО Прикладных дисциплин ________/Степичева Т.А/
| «Согласовано» на МС МБОУ СОШ №18 г. Брянска Протокол № 1 от «_2» сентября 2015г зам. дир. по УВР ________/Степанова О.Н./
| «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 18 г. Брянска ____________________ Черепанов О.А. Приказ № от«___» сентября 2015г.
|
на 2014-2015 учебный год
Ступень обучения – основное общее образование
Уровень обучения – базовый
|
|
Составитель: Степичева Т.А
учитель технологии
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Технология» составлена на основе нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2014г);
Примерная программа по технологии в соответствии с ФГОС ООО.
Положение о рабочих программах учебных предметов (курсов) и программ курсов внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №18 г. Брянска».
В рабочей программе изложено одно из основных направлений технологии: «Индустриальные технологии», в рамках которой изучается учебный предмет. Выбор направления обучения исходит из интересов и склонностей учащихся.
Данная программа рассчитана для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показаниям. Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому выделено 0,5 часа в неделю (2 часа в месяц), 18 часов в год. Объем обучаемых тем скорректирован в соответствии с выделенными часами по учебному плану. Поэтому определенный объем тем, согласованный с учителем изучается учащимися самостоятельно и проверяется письменными работами и тестами. Согласно учебному плану для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показаниям отводится на изучение технологии отводится: в 5 классе 18ч. в год, что составляет 0,5ч. в неделю; в 6 классе 18ч. в год, что составляет 0,5ч. в неделю; в 7 классе 18ч. в год, что составляет 0,5ч. в неделю;в 8 классе 9ч. в год, что составляет 0,25ч. в неделю. Данная программа адаптирована под данное количество часов. Часы сокращены на каждую тему таким образом, что часть материала отрабатывается учеником самостоятельно дома и проверяется в форме тестов. Занятия по курсу «ТЕХНОЛОГИЯ» проводятся дома у ребенка. Комната подростка оборудована учебной мебелью, персональным компьютером и МФУ.
Для реализации рабочей программы используется: Технология : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций: Н. В. Синица и др. – 4-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2015Технология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций: Н. В. Синица и др. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2013 Технология : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций: Н. В. Синица и др. – 4-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2015.Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций: Н. В. Синица и др., М. : Вентана-Граф.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с
учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Адаптированная рабочая программа по «Технологии» разработана, учитывая следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объѐм памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Дети с задержкой психического развития традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем трудоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.
Исходя из данной характеристики, целями курса являются:
обеспечение психолого-педагогических условий, необходимых для формирования способности к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию на основе раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей личности, а также для коррекции негативных тенденций развития;
освоение начальных знаний по прикладной экономике, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Программа рассчитана на 17 часов в год (2 часа в неделю). Программой отводится 70 % учебного времени на изготовление изделия, включая упражнения на приобретение умений обработки материалов и использования инструментов.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специальных понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить содержание на доступном для обучающихся уровне.
Новизна данной рабочей программы определяется тем, что содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с психофизическими особенностями учащихся и с учѐтом образовательного уровня.
Данная программа разработана для категории детей с ЗПР церебрально-органического генеза, имеющих следующие особенности развития:
Снижены показатели внимания: затруднение переключения, высокая помехонеустойчивость, снижены показатели сосредоточенности.
Снижена продуктивность запоминания. Лучше развита зрительная и кинестетическая память.
Затруднены навыки постановки задачи, построения гипотезы, планирования деятельности, выбора средств решения задачи, действия в соответствии с инструкцией, осуществления самоконтроля.
Плохо сформированы навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Снижены готовность к изучению иностранного языка, познавательный интерес и мотивация.
Неуверенность, тревожность, агрессивность.
Недостаточный словарный запас, трудности в усвоении лексического материала, понимании и применении грамматических категорий.
Резкий спад работоспособности к середине урока, чрезмерная утомляемость к концу урока.
Теоретическая основа программы – это наглядно-предметное обучение, развитие наглядных форм мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного. Организация на уроке наглядно-практической деятельности детей, сопровождающейся словесной деятельностью с проговариванием. Особенности организации учебной деятельности детей с ЗПР при освоении программы:
Темп урока достаточно медленный, позволяющий обдумывать ответ.
Учебный материал преподносится небольшими дозами, по частям, поэтапно, его усложнение осуществляется постепенно (от простого к сложному), организуется научение ребѐнка пользоваться ранее усвоенными знаниями.
Для предупреждения утомляемости и восстановления сил, соблюдения охранительного режима обучения проводится частая смена видов деятельности, организуются физкультминутки и игровые моменты с использованием изучаемой лексики.
Для развития и коррекции высших психических функций на различных этапах урока включаются специальные коррекционно-развивающие упражнения (на развитие зрительного внимания, пространственной ориентировки, устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения, эмоционально-волевой сферы), с опорой на несколько анализаторов.
Осуществляется тесный контакт с родителями обучающихся с целью их привлечения к оказанию помощи при выполнении домашнего задания и поддержки своих детей в учебной деятельности.
Используемые приѐмы в обучении детей с ОВЗ:
Использование чѐтких, конкретных указаний, как в устной, так и письменной форме.
Поэтапное разъяснение заданий.
Последовательное выполнение заданий.
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
Аргументированное использование большого количества раздаточного материала, наглядности.
Демонстрация уже выполненного задания.
Близость к учащимся во время объяснения задания.
-Частые повторения и закрепление материала.
Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
Чередование занятий и физкультурных пауз.
Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
Использование упражнений с пропущенными словами / предложениями.
Акцентирование внимания на хороших оценках.
Разрешение переделать задание, с которым учащийся не справился.
Оценка переделанных работ.
Использование щадящей системы оценок достижений учащихся.
Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
Использование невербальных средств общения, напоминающих о данныхправилах.
Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши).
Сведение к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентировка более на позитивное, чем негативное.
Игнорирование незначительных поведенческихнарушений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация
деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно- практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций.
В соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерской в доме ребенка. Она оборудована верстаком. Мастерская имеет рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов и оборудования. Занятия по направлению «Технология. Обслуживающий труд» проводятся на дому. У опекунов ребенка имеется все необходимое рекомендованное Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, швейных машин и оборудования.
Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание обращено на соблюдение правил электробезопасности. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин.
Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов
Задачи изучения учебного предмета «Технология»
Основными задачами изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства ;
формирование у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий.
Особенности программы:
Рабочая программа составлена с учетом технологических знаний полученных учащимися при обучении в начальной школе.
Данной рабочей программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема выбирается по учебному плану программы занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления на теоретическом уровне.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств;
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов
информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Содержание программы
«Индустриальные технологии»,
5 класс
Раздел 1. Оформление интерьера (2 ч.)
Интерьер и планировка кухни. Информация по истории интерьера кухни. Требование к интерьеру Цветовое решение. Использование современных материалов в отделке кухни. Бытовые приборы на кухне. Творческий проект «Планирование кухни».
Раздел 2. Технология создание изделий из древесных материалов.(8 ч.)
Тема 1. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Заготовка древесины, пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические (твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: естественная, искусственная.
Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений на чертежах. Спецификация составных частей изделия. Правила чтения сборочных чертежей.
Технологическая карта и её назначение Соединение брусков из древесины
Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Контроль качества изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Отделка деталей и изделий окрашиванием. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Заготовка древесины, пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические (твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: естественная, искусственная.
Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений на чертежах. Правила чтения сборочных чертежей.
Технологическая карта и её назначение
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Отделка деталей Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Практические работы. Распознавание природных пороков древесины в материалах и заготовках.
Чтение сборочного чертежа. Определение последовательности сборки изделия по технологической документации. Организация рабочего места. Разметка изделия. Определение пород древесины.
Выпиливание деревянных заготовок из древесины .Разработка технологической карты изготовления. Сверление отверстий в заготовках.
Соблюдение правил безопасного труда при работе .Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Теоретические сведения Традиционные виды декоративно-прикладного
творчества и на родных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Практические работы. Выпиливание изделий из древесины лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию. Отделка изделий из древесины выжиганием.
Раздел 3. Технология изготовления изделий из тонколистового металла
и проволоки. (6 ч.)
Тема 1. Технологии ручной обработки металлов (4 ч.)
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Основные технологические свойства металлов. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов. Технологии изготовления изделий из металлов .Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Практические работы
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки. Разработка технологии изготовления деталей из металлов .
Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии машинной обработки металлов ( 2 ч.)
Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов. Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Практическая работа: Изучение устройства сверлильного станка.
Раздел 4. Творческая проектная деятельность. (2ч.)
Тема 1. Понятие о творческих проектах ( 2 ч.)
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия.
6 КЛАСС
Раздел 1. Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием деталей призматической и цилиндрической формы (6ч.)
Основные теоретические сведения
Виды пиломатериалов. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины.
Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов.
Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Правила чтения чертежей деталей призматической и цилиндрической форм.
Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы. Устройство и назначение рейсмуса, стусла, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стамески. Инструменты и крепежные изделии для сборочных работ.
Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы.
Основные технологические операции и особенности их выполнения. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство штангенциркуля и способы выполнения измерений. Основные технологические операции точения и особенности их выполнения; контроль качества. Правила безопасности труда при работе на токарном станке.
Практические работы
Определение видов пиломатериалов. Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологические пороков древесины.
Чтение чертежей (эскизов) деталей призматической и цилиндрической форм: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической карте.
Организация рабочего места столяра: подготовка рабочего места и инструментов; закрепление заготовок в зажимах верстака. Ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями и сверлении отверстий с помощью сверлильного станка.
Изготовление изделий из деталей призматической формы по чертежу и технологической карте: выбор заготовок, определение базовой поверхности, разметка с использованием рейсмуса; определение припуска на обработку; строгание заготовки, пиление с использованием стусла. Сборка деталей изделия на клею, с использованием гвоздей и шурупов. Защитная и декоративная отделка изделия.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.
Раздел 2. Технология изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов (3 ч)
Основные теоретические сведения
Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов. Основные способы обработки металлов: резание, пластическая деформация, литье. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой металлов.
Сталь как основной конструкционный сплав. Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового проката.
Виды искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов в машиностроении.
Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов.
Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Правила чтения чертежей деталей и изделий.
Особенности работы с металлом на сверлильном станке.
Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий из сортового проката. Способы работы с инструментами.
Назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений. Виды заклепок. Основные технологические операции изготовления деталей из сортового проката и искусственных материалов, особенности их выполнения: правка, разметка, резание ножовкой, опиливание кромок, сверление отверстий, рубка зубилом, гибка, отделка.
Технология соединения деталей в изделии на заклепках.
Соблюдение правил безопасности труда.
Профессии и специальности рабочих, занятых выполнением слесарных и слесарно-сборочных работ.
Практические работы
Определение видов сортового проката.
Чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами и на сверлильном станке.
Раздел 3. Электротехнические устройства (1 ч)
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места при выполнении электротехнических работ. Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах.
Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах. Принцип действия и устройство электромагнитного реле.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств.
Практические работы
Чтение схем электрических цепей, Разработка схем и сборка моделей
Раздел 4. Элементы техники (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Понятие о рабочей машине. Технологические машины и их рабочие органы. Транспортные машины и их рабочие органы. Принципы резания в технике. Принципы вращения в технике. История появления наземных транспортных машин. Водный и воздушный транспорт. Транспортирующие машины.
Практические работы
Решение технических задач.
Сбор и обработка информации для сообщения.
Раздел 5. Проектные работы (1 ч.)
Основные теоретические сведения.
Подготовительный этап: правила выбора темы проекта, обоснование темы, историческая и техническая справки, оформление списка литературы, формулировка идеи проекта.
Конструкторский этап: требования к конструкции изделия, решение конструкторских задач, выбор рациональной конструкции и материала изделия, преобразование в новые формы, необходимая документация.
Технологический этап: выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация.
Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культура труда.
Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснования, рекламное объявление; выводы по итогам работы, письменный отчет по проекту, защита проекта.
Практические работы:
Выбор и обоснование темы проекта, сбор и обработка необходимой информации, составление исторической и технической справки. Выбор рациональной конструкции изделия и материала, разработка формы изделия. Разработка конструкторской документации, выполнение графического изображения (эскиз, рисунок или схема) проектируемого изделия. Составление плана изготовления изделия. Изготовление изделия. Экономическое и экологическое обоснование проекта, разработка рекламного проспекта изделия. Выводы по итогам работы; оформление отчета о проделанной работе, защита проекта.
7 КЛАСС
Раздел 1. Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием сложных соединений (6 ч.)
Основные теоретические сведения
Строение древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов.
Понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Способы фиксации деталей. Способы отделки изделий.
Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.
Себестоимость производства и порядок ее расчета.
Практические работы
Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.
Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.
Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.
Расчет примерной себестоимости изделия.
Раздел 2 Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов (6 ч.)
Основные теоретические сведения
Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс.
Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс.
Точность обработки и качество поверхности деталей.
Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей.
Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы.
Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Особенности точения изделий из искусственных материалов.
Фрезерный станок: устройство, назначение, приемы работы. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Виды и назначение фрез. Основные элементы фрез. Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое фрезерование поверхностей.
Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.
Контроль качества.
Правила безопасности труда.
Профессии и специальности рабочих, занятых выполнением токарных и фрезерных работ.
Практические работы
Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.
Организация рабочего места токаря. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке.
Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Контроль качества резьбы.
Раздел 3. Электротехнические работы (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков: механические, контактные, биметаллические реле.
Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практическая работа
Сборка из деталей электроконструктора .
Раздел 4. Ремонтно-отделочные работы (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ.
Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды обойных клеев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Практические работы
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка.
Подбор и составление перечня инструментов.
Выбор краски по каталогам.
Подбор обоев по каталогам и образцам.
Выбор обойного клея под вид обоев
Раздел 5. Проектные работы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Подготовительный этап: выбор и обоснование темы проекта, историческая и техническая справки, оформление списка литературы.
Конструкторский этап: конструкторские задачи, выбор рациональной конструкции, основы композиции, конструкторская документация.
Технологический этап: план работы по изготовлению изделия, технологические задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация.
Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культура труда.
Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование; выбор формы рекламы и сбыта; выводы по итогам работы, отчет по проекту, защита проекта.
Практические работы
Составление индивидуальной программы исследовательской работы.
Выбор объекта проектирования, выявление потребности в изделии и обоснование темы проекта, сбор и обработка необходимой информации, составление исторической и технической справки. Выбор рациональной конструкции изделия. Разработка конструкторской документации, выполнение графического изображения проектируемого изделия. Изготовление изделия. Экономическое и экологическое обоснование проекта, разработка рекламного проспекта изделия. Выводы по итогам работы, оформление отчета о проделанной работе, защита проекта.
_______________________________________________________________________________
8 КЛАСС
Раздел «Семейная экономика» (2 ч.)
Тема 1.Бюджет семьи.
Теоретические сведения.
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи.
Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.
Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Способы защиты прав потребителей.
Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Практические работы.
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи.
Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учётом её состава.
Изучение цен на рынке товаров и услуг в цепях минимизации расходов в бюджете семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений и законодательства по правам потребителей.
Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия.
.Раздел «Технологии домашнего хозяйства»(2 ч.)
Тема 1. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации.
Теоретические сведения.
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоквартирном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Водопровод и канализация : типичные неисправности и простейший ремонт. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Приемы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Профессии связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе. Изучение конструкции типового смывного бачка ( на учебном стенде). Изготовление троса для чистки канализационных труб.
Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными буксами (на лабораторном стенде).
Тема 2. Экология жилища
Теоретические сведения.
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища. Проектирование системы водопровода в дачном доме.
Лабораторно-практические и практические работы:
Ознакомление с приточно–вытяжной естественной вентиляцией в помещении.
Ознакомление с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде).
Изучение конструкции водопроводных смесителей.
Раздел «Электротехника» (3 ч.)
Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии.
Теоретические сведения.
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах.
Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий.
Правила безопасной работы с электроустановками, при выполнении электромонтажных работ.
Профессии связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Лабораторно-практические и практические работы.
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах её сборки.
Электромонтажные работы: ознакомление с видами электромонтажных инструментов и приёмами их пользования; выполнение упражнений по механическому оконцеванию, соединению и ответвлению проводов.
Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в простых электрических цепях.
Тема 2.Электротехнические устройства с элементами автоматики.
Теоретические сведения
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии.
Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков.(механические, контактные, реостат), биметаллические реле. Понятие об автоматическом контроле и о регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Лабораторно-практические и практические работы
Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты.
Сборка и испытание модели автоматической сигнализации (из деталей электроконструктора).
Тема 3: Бытовые электроприборы.
Теоретические сведения
Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте, в быту.
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Характеристики бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Пути экономии электрической энергии в быту.
Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.
Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы , видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин.
Цифровые приборы.
Правила безопасности пользования бытовыми электроприборами.
Лабораторно-практические и практические работы
Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой)сети.
Исследование соотношения потребляемой мощности и силы света различных ламп.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»(1 ч.)
Тема 1: Сферы производства и разделение труда
Теоретические сведения
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия.
Влияние техники и технологий на виды, содержание, и уровень квалификации труда. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы , влияющие на уровень оплаты труда.
Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.
Лабораторно-практические и практические работы
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.
Анализ структуры предприятия и профессионального разделения труда.
Тема 2: Профессиональное образование и профессиональная карьера.
Теоретические сведения.
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.
Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения.
Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там.
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Здоровье и выбор профессии.
Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда.
Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства. Составление плана физической подготовки к предполагаемой профессии.
Раздел «Основы проектирования» (1 ч.)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность..
Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.
Практические работы. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных.
Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК.
Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
5 класс (18 ч.)
Тема раздела программы | Кол-во учебных часов | Основные виды учебной деятельности |
Оформление интерьера | 2 | Ознакомиться с новым понятием «интерьер». Найти информацию по истории интерьера кухни. Проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности |
Технология создания изделий из древесных материалов | 4 | Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготавливать детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. |
Технология художественно-прикладной обработки материалов | 4 | Развитие творческой деятельности эстетического характера Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах Выпиливание лобзиком, выжигание. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. Мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы. Самостоятельная организация и выполнение различных работ. |
Технологии ручной обработки металлов | 4 | Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла. Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки по эскизам, чертежам и технологическим картам. Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки. Контролировать качество изделий выявлять и устранять дефекты |
Технологии машинной обработки металлов | 2 | Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями. Применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявлять дефекты и устранять их. Владение способами научной организации труда формирование деятельности, соответствующими культуре труда. |
Творческая проектная деятельность | 2 |
Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Выбирать вид изделия. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта. |
*При 6-дТематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
6 класс (18 ч.)
Тема раздела программы | Кол-во учебных часов | Основные виды учебной деятельности |
Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием деталей призматической и цилиндрической формы | 3 | Распознавание видов древесины; знакомство с заготовкой древесины и определение её пороков; знакомство с производством и применением пиломатериалов; подготовка сообщений о профессиях, связанных с производством древесины и древесных материалов, восстановление лесных массивов; знакомство с графическими изображениями и правилами их выполнения; построение и моделирование изделий из древесины; работа с технологической документацией; знакомство со столярным инструментом, изучение правил ТБ при работе в столярной мастерской; выполнение столярных работ ручным способом; знакомство с механизированной обработкой древесины; знакомство с историей художественной обработки древесины; выполнение работ по художественной обработке древесины. |
Технология изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов | 3 | Распознавание видов металлов; знакомство с технологическими свойствами металлов и сплавов; изучение основных способов обработки металлов; подготовка сообщений о влиянии технологий обработки металлов на окружающую среду и здоровье человека; знакомство с профессиями, связанными с обработкой металла; знакомство со слесарным инструментом и оборудованием, изучение правил ТБ при работе в слесарной мастерской; знакомство с ручными способами обработки металлов; знакомство с механизированной обработкой металлов; сталь как основной конструкционный сплав; металлический прокат и его свойства; знакомство с видами искусственных материалов; знакомство с графическим изображением детали, правила чтения чертежей; изучение технологии соединения деталей на заклёпках; проектирование изделий из металлического проката; работа с технологической документацией; знакомство с историей художественной обработки металлов. |
Электротехнические устройства | 1 | Организация рабочего места при выполнении электротехнических работ; условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах; электромагнит и его применение в электротехнических устройствах; принцип действия и устройство электромагнитного реле; правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ; профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств; чтение схем электрических цепей; разработка схем и сборка моделей. |
Элементы техники | 1 | Понятие о рабочей машине; технологические машины и их рабочие органы; транспортные машины и их рабочие органы; принципы резания в технике; принципы вращения в технике; история появления наземных транспортных машин; водный и воздушный транспорт; транспортирующие машины; решение технических задач; сбор и обработка информации для сообщения. |
Проектные работы | 1 | Общие понятия о проектной деятельности; способы представления и оформления проектной деятельности; алгоритм выполнения проекта; выбор темы проекта, обоснование темы; формулировка идеи проекта; виды исследования и методы поиска информации; работа со справочной литературой, работа с технологической документацией; решение конструкторских задач; выбор рациональной конструкции и материала изделия; организация рабочего места; выполнение технологических операций; изучение культуры труда. Подготовка экономического и экологического обоснования; проведение анализа исследования задачи проекта; использование ПК при работе над проектом; подготовка рекламного объявления; письменный отчет по проекту, составление плана защиты, защита проекта. |
*При 6-дневной образовательной нагрузке
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
7 класс (9 ч.)
Тема раздела программы | Кол-во учебных часов | Основные виды учебной деятельности |
Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием сложных соединений | 3 | Строение древесины; технологические и декоративные свойства древесины; зависимость области применения древесины от её свойств; правила сушки и хранения древесины; профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении; виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины; угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности; способы фиксации деталей; способы отделки изделий. Графическое изображение соединений деталей на чертежах; общие сведения о сборочных чертежах; спецификация составных частей и материалов; правила чтения сборочных чертежей. Себестоимость производства и порядок её расчёта. |
Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов | 3 | Металлы и сплавы, их механические свойства; виды термообработки; основные способы измерения свойств металлов и сплавов; особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Точность обработки и качество поверхности изделий. Графическое изображение деталей цилиндрической формы; представления о способах получения деталей цилиндрической формы; конструктивные элементы деталей; основные сведения о видах проекции деталей на чертеже; правила чтения чертежей. Токарно-винторезный станок; устройство, назначение, приёмы работы. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке; основные операции токарной обработки; особенности точения изделий из искусственных материалов. Фрезерный станок; устройство, назначение, приемы работы; инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке; виды и назначение фрез. Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение; метрическая резьба; основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях. Контроль качества; правила безопасности труда. Профессии и специальности рабочих, занятых выполнением токарных и фрезерных работ. |
Электротехнические работы | 1 | Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы; виды датчиков: механические, контактные, биметаллические реле. Понятие об автоматическом контроле и регулировании; виды и назначение автоматических устройств; элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах; простейшие схемы устройств автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. |
Ремонтно-отделочные работы | 1 | Виды ремонтно-отделочных работ; современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях; инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей. Назначение и виды обоев; виды обойных клеев; технологии наклейки обоев встык и внахлёст. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Ремонт и восстановление мебели. |
Проектные работы | 1 | Подготовительный этап: выбор и обоснование темы проекта, историческая и техническая справки, оформление списка литературы. Конструкторский этап: конструкторские задачи, выбор рациональной конструкции, основы композиции, конструкторская документация. Технологический этап: план работы по изготовлению изделия, технологические задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация. Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культура труда. Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование; выбор формы рекламы и сбыта выводы по итогам работы, отчёт по проекту, защита проекта. Практические работы. |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
8 класс (9 ч.)
Тема раздела программы | Кол-во учебных часов | Основные виды учебной деятельности |
Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием сложных соединений | 3 | Строение древесины; технологические и декоративные свойства древесины; зависимость области применения древесины от её свойств; правила сушки и хранения древесины; профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении; виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины; угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности; способы фиксации деталей; способы отделки изделий. Графическое изображение соединений деталей на чертежах; общие сведения о сборочных чертежах; спецификация составных частей и материалов; правила чтения сборочных чертежей. Себестоимость производства и порядок её расчёта. |
Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов | 3 | Металлы и сплавы, их механические свойства; виды термообработки; основные способы измерения свойств металлов и сплавов; особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Точность обработки и качество поверхности изделий. Графическое изображение деталей цилиндрической формы; представления о способах получения деталей цилиндрической формы; конструктивные элементы деталей; основные сведения о видах проекции деталей на чертеже; правила чтения чертежей. Токарно-винторезный станок; устройство, назначение, приёмы работы. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке; основные операции токарной обработки; особенности точения изделий из искусственных материалов. Фрезерный станок; устройство, назначение, приемы работы; инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке; виды и назначение фрез. Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение; метрическая резьба; основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях. Контроль качества; правила безопасности труда. Профессии и специальности рабочих, занятых выполнением токарных и фрезерных работ. |
Электротехнические работы | 1 | Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы; виды датчиков: механические, контактные, биметаллические реле. Понятие об автоматическом контроле и регулировании; виды и назначение автоматических устройств; элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах; простейшие схемы устройств автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. |
Ремонтно-отделочные работы | 1 | Виды ремонтно-отделочных работ; современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях; инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей. Назначение и виды обоев; виды обойных клеев; технологии наклейки обоев встык и внахлёст. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Ремонт и восстановление мебели. |
Проектные работы | 1 | Подготовительный этап: выбор и обоснование темы проекта, историческая и техническая справки, оформление списка литературы. Конструкторский этап: конструкторские задачи, выбор рациональной конструкции, основы композиции, конструкторская документация. Технологический этап: план работы по изготовлению изделия, технологические задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация. Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культура труда. Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование; выбор формы рекламы и сбыта выводы по итогам работы, отчёт по проекту, защита проекта. Практические работы. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технология [5-8 классы] Программа И. А. Сасова. А.В. Марченко. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006 Технология 7 класс В..Д..Симоненко А.Т. Тищенко П.С.Самородский Москва «Просвещение» 2008
Столярно-плотничные работы. Х.А.Штерн Москва «Стройиздат» 1992
Технология . Поурочные планы по разделу «Технология обработки металлов» Волгоград Издательство «Учитель» 2007 Резьба по дереву в современном интерьере. Семенцов А.Ю. Издательство «Современное слово» 2004
Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников М.Б.Павлова Дж Питт М.И.Гуревич И.А.Сасова Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2003
Учебно-дидактическое обеспечение
Плакат по правилам поведения в школьной мастерской.
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся.
Ручной столярный инструмент
Устройство столярного верстака
Типы графических изображений
Чтение чертежа
Технологическая карта