Рада всех приветствовать на уроке!!!
задачи урока
- Развитие знаний о физических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества с использованием информационных моделей.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
- Развить умение описывать информационные модели выделяя существенные цели моделирования используя знания предметной области физика.
- Формировать навыки систематизации и обобщения материала на основе теоретических знаний и экспериментальных данных .
Подумай и ответь! (Разминка- фронтальная работа) стоимость - 1 б
2. В одном конце школьного коридора начали красить стену. Выберите правильное утверждение:
А. Диффузия в твердых телах происходит быстрее
Б. Если в коридоре сквозняк, запах распространяется медленнее
В. Запах краски распространяется благодаря движению молекул
Г. Чем ниже температура, тем быстрее распространяется запах
Подумай и ответь!
3. Образовавшаяся после летнего дождя лужа вскоре высохла. Выберите правильное утверждение:
А. Расстояния между молекулами воды уменьшились
Б. Молекулы воды исчезли
В. Вода перешла из жидкого состояния в твердое
Г. Вода превратилась в пар
Подумай и ответь!
4. В стакан с водой упала капля краски. Через некоторое время вся вода оказалась окрашенной. Выберите правильные утверждения: :
А. Причиной распространения краски по всему объему является явление испарения
Б. Причиной распространения краски по всему объему является явление диффузии
В. Растворение краски в воде доказывает существование промежутков между молекулами
Г. Чем ниже температура, тем быстрее распространяется запах
Подумай и ответь!
5. Почему перемешиваются жидкости, если на них ничем не действовать? Выберите правильное утверждение:
А. Молекул разных жидкостей проникают друг в друга
Б. Молекулы беспорядочно двигаются и проникают в промежутки между другими молекулами
В. Молекулы разрушаются на отдельные атомы
Подумай и ответь!
1. С ветки дерева свисает ледяная сосулька. Выберите правильное утверждение:
А. Из молекул состоит только сосулька
Б. Все молекулы льда одинаковы
В. Все молекулы движутся с одинаковой скоростью
Г. Ветка и сосулька состоят из одинаковых молекул
Проверка домашнего задания
1. Работа у доски
Подготовить кластер «Строение вещества»
2. Экспериментальная работа.
- Как доказать, что молекулы движутся?
3. Экспериментальная работа
- Как доказать, что между молекулами есть взаимодействие?
Работа в парах
- 1 вариант 1.Объяснить увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании(охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц. 2.Объясните разную скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах. 3.Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?
- 4. Какое явление называют диффузией?
2 вариант
1.Почему вещества кажутся нам сплошными?
2.Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
3.Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?
4.Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
- Это разные вещества?
- Это разные состояния одного и того же вещества
- Это разные вещества?
- Это разные состояния одного и того же вещества
- Это различные агрегатные состояния вещества
Агрегатные состояния вещества. Основные свойства твердых, жидких и газообразных веществ.
- Что общего у льда, воды и пара (газа)
- Чем отличаются лед, пар и вода?
- Как доказать, что это одно и то же вещество?
МОДЕЛИ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВ А
Исследовательская работа (7 минут)
Работа в группах
- 1 группа : Исследует физические свойства твердого тела. 2 группа : Исследует физические свойства жидкостей. 3 группа : Исследует физические свойства газов.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВЕРДЫХ, ЖИДКИХ И ГАЗООБРАЗНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА
ГАЗООБРАЗНОЕ
ФОРМА
ЖИДКОЕ
ОБЪЕМ
ТВЕРДОЕ
ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ
ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ
ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛЕКУЛ
ФОРМА
ГАЗООБРАЗНОЕ
ЖИДКОЕ
ОБЪЕМ
ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ
ТВЕРДОЕ
Сохраняют
ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ
ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛЕКУЛ
Сохраняют
Располагаются в строго определенном порядке
Колеблются около определенной точки
Частицы сильно притягиваются друг к другу
ФОРМА
ГАЗООБРАЗНОЕ
ОБЪЕМ
ЖИДКОЕ
ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ
Принимают форму сосуда, в котором находятся
ТВЕРДОЕ
Сохраняют
Сохраняют
ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ
Расположены близко друг к другу, расстояние между молекулами меньше, размеров молекул
ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛЕКУЛ
Сохраняют
Располагаются в строго определенном порядке
Могут скачками менять свое положение
Притягиваются друг к другу, при попытки сжатия заметно проявляется отталкивание
Колеблются около определенной точки
Частицы сильно притягиваются друг к другу
ФОРМА
ГАЗООБРАЗНОЕ
ОБЪЕМ
ЖИДКОЕ
Не имеют собственной формы
ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ
Принимают форму сосуда, в котором находятся
Полностью заполняют предоставленный им объем
ТВЕРДОЕ
Сохраняют
Сохраняют
Расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул
ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ
ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛЕКУЛ
Расположены близко друг к другу, расстояние между молекулами меньше, размеров молекул
Сохраняют
С большой скоростью движутся во всех направлениях
Слабо притягиваются друг к другу
Располагаются в строго определенном порядке
Могут скачками менять свое положение
Притягиваются друг к другу, при попытки сжатия заметно проявляется отталкивание
Колеблются около определенной точки
Частицы сильно притягиваются друг к другу
Подумай и ответь!
- Выбери свойства, характерные для твердых тел, жидкостей, газов
1. сохраняют свой объем;
2.легко сжимаются;
3.сохраняют форму;
4.не имеют собственной формы;
5.занимают весь об ъ ем;
6.не имеют собственного объема;
7.легко меняют форму;
8.легко меняют объем;
9.трудно сжимаются.
Подбери девиз молекулам предложенного агрегатного состояния .
- В … молекулы расположены в плотном строю. Ни одна молекула уйти со своего места не может. А если попробует – её соседи быстренько поставят дерзкую молекулу на место. Так они и топчутся в нерешительности на одном месте. В … молекулы образуют плотную толпу. Время от времени каждая молекула получает возможность сменить соседей и перебраться на новое место. А наружные молекулы вообще могут покинуть толпу и удрать на свободу. Так происходит испарение. А … - это разряженное облако молекул, которые могут летать по всему предоставленному объёму, иногда сталкиваясь и снова разлетаясь в разные стороны.
- «Движение – прежде всего!» «Быть всегда на своём месте!»
«В движении – не забывай о взаимодействии!»
Общий вывод:
Причина того, что вещество может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях:
1.Различное взаимное расположение его молекул
2.Различное движение его молекул
3.Различное взаимодействие его молекул.
Проверка теста
- 1 вариант (четные)
- А 2 - 4
- А 4 - 1
- А 6 - 2
- А 8 - 3
- А 10 - 4
- А 12 - 1
- А 14 - 3
- А 16 - 1
- А 18 - 4
- А 20 - 2
- 2 вариант (нечетные)
- А 1 - 2
- А 3 - 2
- А 5 - 3
- А 7 - 1
- А 9 - 4
- А 11 - 3
- А 13 - 1
- А 15 - 3
- А 17 - 1
- А 19 - 1
ЭТО ИНТЕРЕСНО…
- Всё известное вещество на Земле и за ее пределами состоит из химических элементов. Общее количество встречающихся в природе химических элементов – 94. При нормальной температуре 2 из них находятся в жидком состоянии, 11 – в газообразном и 81 (включая 72 металла) – в твёрдом.
- Жидкий воздух получили только в 1877 году под большим давлением, а гелий впервые был превращен в жидкость лишь в 1908 году.
- ... из всех известных элементов в обычных условиях в жидком состоянии встречаются только два - ртуть и бром.
Солнечное тепло испаряет влагу с земной поверхности, конвективные потоки и диффузия позволяют парам достигнуть высоких атмосферных слоев. По мере движения вверх температура падает, пары конденсируются и образуются облака. Внутри облаков происходит формирование капель или снежинок и градин. Атмосферные осадки выпадают на землю в виде дождя или снега. В зависимости от времени года вода на земле может превратиться в лед, или наоборот, происходит таяние снега. На этом цикл замыкается.
Домашнее задание
§13
Ответить на вопросы:
- Все вещества при остывании уменьшаются в объеме, почему произошло вода при замерзании расколола бутылку?
- Оказывается, есть еще четвертое состояние вещества. Что это за состояние?
Спасибо за внимание и сотрудничество!!!