Активизация и развитие творческих способностей у детей.
План.
1 Музыкальная игра ,как основной вид деятельности занятий у детей.
2Самостоятельное выражение своих чувств у детей в «свободной пляске».
3Игра детей с предложенными музыкальными образами.
4 Предложить детям задания на самостоятельное воплощение в
движениях музыкальных впечатлений.
1 Самостоятельный двигательный опыт и творческая активность у детей начинает проявляться с самых первых занятий музыкальным движением.
Для малышей музыкальная игра- основной вид деятельности на
занятии. У детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста игра продолжает оставаться важным методом приобщения,
активации интереса к музыке и наиболее естественным путем к соз-
данию музыкально-двигательных образов.
Начинать нужно с простейших заданий, например ,на короткое му-
зыкальное произведение (8-12 тактов), с постоянным ярко выражен-
ным эмоциональным и ритмическим характером, без глубоких
цензур, с ясной ладовой структурой и подчеркнутым коротким
устремлением к тонике самостоятельно найти в движениях содержа-
ние (образы) игры под воздействием музыки. На первых порах дети
сами не начинают играть. Руководителю, включившись в игру, помочь им своим примером. Через некоторое время прием необходимо изменить-после краткого объяснения содержания игры детям предложить самим начинать действовать. Задание необходимо построить на одном музыкальном образе , без развития сюжета.
Постепенно этот способ освоения игр делается основным.
При дальнейших повторах игры педагог будит воображение детей
наводящими вопросами , напоминает особенности музыки и образованием игры-дети уточняют, насколько изменяют свои движения.
Игры главным образом строятся на специально написанной для них
программной музыке. Также использовать отрывки музыкальных
произведений или аранжировки народных мелодий , созвучных по
содержанию тем или иным игровым образом.
2 Самостоятельно выразить свои чувства, кроме игр , дети могут в
так называемой «свободной пляске». Детям предлагается поплясать,
как им хочется,- то ли в игровой ситуации ,то ли просто «кто хочет
плясать?». Для этого используется главным образом плясовая или
танцевальная музыка, сначала просто веселая , потом несколько
разнообразнее.
Во всех заданиях педагогу обратить внимание детей на соответ-
ствие общего характера и их движений музыке , игровому образу,
совпадение начала и окончания их движений с началом и окончанием
музыки. Во время «свободной пляски» не следует допускать бес-
порядочного возбуждения детей. Надо внушать детям обязательное
правило «слушать музыку и слушаться ее- двигаться как она велит».
Активизировать связь движений с динамической , регистровой окра-
ской и темпом музыки.
3 Педагогу задания для детей постепенно усложнить. Предложить
детям игры с музыкальными образами. Вначале между двумя
« действиями» игры делается пауза, руководитель напоминает , что
в игре произойдет дальше. Позднее пауза и помощь руководителя
снимается. « Свободная пляска» также включается в занятия , но
детям предлагается не « поплясать» , а подвигаться так, « как говорит музыка». Музыкальные игры- их музыка ,настроение, содержание ,
образы- постепенно делаются все разнообразнее и содержательнее.
4 В специальных заданиях дети постепенно приобретают способность самостоятельно изменять выразительность своих
основных движений ( ходьбы ,бега , прыжков) в зависимости от особенностей музыки. Можно предложить двигаться под два
коротких, одночастных музыкальных произведения разного
эмоционально-динамического характера:
одно воплощает просто хорошее настроение, другое более задорные,
активные чувства. Оба исполняются поскоком с ноги на ногу и дети
должны найти характер поскоков ,соответствующий каждому произ-
ведению.
Далее увеличить роль заданий на самостоятельное воплощение в движениях музыкальных впечатлений. Все виды музыкально-двига-
тельных заданий способствуют тому ,чтобы дети смогли двигаться
под разнообразную музыку. Усложнение и разнообразие музыка-
льного материала не должно идти по линии усложнения формы музыкального произведения. Лучше давать одночастные произведения ( законченные произведения), с одним ярким и цельным музыкальным образом, постепенно выбирать все более содержате-
льный ,выразительный материал , с более сложной фактурой , но
доступный детям. В этом помогают отрывки из произведений Гайдна, Моцарта, Рамо и др.
В процессе этой работы у детей заметно развивается и дифференцируется как восприятие музыки , так и способность находить новые , ранее для них недоступные движения , лучше и точнее отвечающие этому восприятию. Таким образом дети сами творчески обогащают свой двигательный репертуар.