МБОУ «Скалистовская СОШ имени Лиморенко П.Т.» 2024-2025 учебный год Активизация познавательной деятельности на уроках истории через термины и понятия с использованием технологии задачного обучения
Технология ЗФО (задачной формы организации учебного процесса) достаточно широко и довольно успешно применяется в практике педагогов школ г. Москвы. Мы имели возможность ознакомиться с этим опытом и поработать над применением данной технологии в школах крымского региона.
Выполнила учитель истории Минина Алена Тулеубаевна
Мета – над, общее, интегрирующее…
- Метадеятельность
- Мыследеятельность
- Метапредметы
- Метазнания
- Метаумения
В системе мыследеятельностной педагогики
задачная форма обучения (ЗФО) является одной из технологий, с помощью которой педагог может ввести ребенка в процессы мышления (порождения нового способа действия).
Что значит поставить перед ребёнком задачу?
Её недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная учителем, должна быть принята учеником, т.е. стать его собственной задачей.
При работе в задачной форме обучения
учитель ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового способа, но в то же время имеют достаточно знаний чтобы прийти к правильным выводам.
В задачной форме можно проводить учебные занятия не только по математике, физике, химии, но и по русскому языку, ин. языку и др. предметам
Мой опыт освоения ЗФО складывался следующим образом:
1. Работа с литературой и освоение терминологии.
2. Участие в семинаре. Анализ и обсуждение технологического образца
3. Мыслительное примеривание использование данной технологии на уроках истории
4. Пробы применения отдельных элементов технологии.
5. Написание собственного сценария для рецензии.
Сценарий урока по технологии задачной формы обучения
Тема: Международные отношения XVI - XVIII вв.
Всемирная история, 8 класс
Сценарий урока
(тезис)
С начала XVI века в международной жизни Европы существовали две разные точки зрения на то, каким должно быть её политическое устройство.
Единица содержания, образец мышления
Англия и Франция:
идея самостоятельных национальных гос-в
Священная Римская империя:
идея единой империи в Европе
МО
столкновение неизбежно?
за католицизм религиозные цели за протестантизм
династия Габсбургов династия Бурбонов (Фр.)
борьба за мировой рынок политические цели борьба за мировой рынок
(записываем в ходе обсуждения)
за господство папы территориальн. независимость
Шаг 1. То, чем владеет ученик к моменту данной ситуации, ситуация успеха
Шаг 2 . Должен произойти сбой в деятельности, возникнуть «задача» Ключевое задание , состояние несостоятельности
Затруднения вызывает ответ на пункт ж): пример войн такого характера неизвестен, понятиями «коалиция» и «гегемония» не владеют.
Шаг 3 .Выход в рефлексивную позицию . Эта позиция реализуется на основе рефлексивных вопросов: «Что нужно получить?», «Что делали?», «Почему не получилось?». Необходимо, чтобы ученик: 1) выявил отличие задания 2 от задания 1, 2) понял, в чем ограничения способа 1 для выполнения задания 2.
Шаг 4 . Предлагаю выдвинуть гипотезы по определению понятий «коалиция» и «гегемония». Для подтверждения или опровержения гипотез обращаемся к событиям Тридцатилетней войны.
Шаг 5 . Педагог организует новую учебную ситуацию- новый цикл «Шаг1 – Шаг 4»,
Следующий этап – каждая пара учащихся представляет государство. При помощи магнитов прикрепляют названия государств на схеме, на доске, комментируя рассказом , т.о. выстраиваится зрительный ряд участников конфликтующих сторон.
( Страны-участницы минимум предложить семь: Австрия, Чехия, Голландия, Франция, Дания, Швеция, Россия)
Завершение урока
Вопросы для класса:
- Существовали ли способы разрешения конфликтов мирным путём? Всегда ли война?
-Можно ли считать Европу расколотой по религиозному признаку в XVI веке?
-Было ли столкновение этих двух позиций неизбежно?
Ответ формулируется с помощью метода «Пресс», (схема ответа на левой стороне доски: Я считаю…, Потому что…, Например…., Следовательно….)
Ответы-рассуждения учащихся. Акцентирую внимание на современных проблемах .
Оценивание в парах. Выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 169-171 – составить кластер «Восточный вопрос», параграф 18-19 по опорной схеме.
Для реализации целостности воздействия учебного процесса на развитие ребенка мною применяются следующие приемы, формы и виды учебных заданий:
- Найди лишнее и дай объяснение своему выбору
- "Почини цепочку"
- "Решить" историческую задачу ( на летоисчисление)
- Найди сходство или различия
- "Соотнеси факты и понятия
- Составление и разгадывание кроссвордов, чайнвордов.
- Игра «Минутка» за 1 минуту назвать известные по теме понятия и термины
Среднее качество знаний по истории за I полугодие 2024-2025 учебного года составляет 74 %.
Класс
Всего учащихся в классе
1чет
5-А
24
Получили
«5»
5-Б
2чет
22
24
1чет
5-В
25
7
Получили
«4»
22
2чет
11
23
1чет
8
5
11
Получили
«3»
11
2чет.
10
5
1чет.
11
Качество знаний,%
6
5
2чет.
9
3
9
1чет.
3
15
75
Ср.балл
2
2чет.
86
1чет
9
87
40
4,0
2чет
90
4,3
4,2
60,1
3,6
4,4
3,8
Деятельностное освоение педагогами ЗФО позволяет:
− осуществлять текущую диагностику при индивидуальной, групповой и коллективной формах работы;
− организовывать реальные процессы «живого» мышления и понимания учащихся;
− включать «пассивных» и слабоуспевающих детей в учебную деятельность на их собственных основаниях;
− качественно повысить традиционную успеваемость;
− развить формы коммуникации и рефлексии, как у детей, так и у педагогов;
− осваивать деятельность исследования, планирования, конструирования, сценирования и проектирования .
Межрегиональный семинар «Практика и проблемы достижения метапредметных результатов при реализации ФГОС: опыт работы школ Ассоциации „Инновационное развитие и сотрудничество в образовании“»
Весной 2016 года на базе МБОУ №17 г. Симферополя прошел двухдневный семинар «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС». Руководитель Ассоциации М.В. Половкова и коллеги, работающие в мыследеятельностной педагогике поделилась наработанными идеями, наметили пути дальнейшего сотрудничества с крымским регионом. Мы продолжаем работать в этом направлении.
Литература
Половкова М.В. «Условие освоения задачной формы организации образовательного процесса в школе», Тюменский областной государственный институт развитие регионального образования, Тюмень, 2002г.;
Громыко Ю.В.»Педагогические диалоги», стр.172-201, АО «Московские учебники», Пушкинский институт, М., 2001г.;
Устиловская А.А.»Задачная форма организации», сборник «Мыследеятельностная педагогика в старшей школе»,
стр.4-8, «Академия AKPIPRO», М., 2004г.;
«Задачная форма организации мыследеятельности», сборник «Новые содержания образования. Пособие для учителей», стр.259-301, Пушкинский институт, М., 2001г.;
- Половкова М.В. «Условие освоения задачной формы организации образовательного процесса в школе», Тюменский областной государственный институт развитие регионального образования, Тюмень, 2002г.; Громыко Ю.В.»Педагогические диалоги», стр.172-201, АО «Московские учебники», Пушкинский институт, М., 2001г.; Устиловская А.А.»Задачная форма организации», сборник «Мыследеятельностная педагогика в старшей школе», стр.4-8, «Академия AKPIPRO», М., 2004г.; «Задачная форма организации мыследеятельности», сборник «Новые содержания образования. Пособие для учителей», стр.259-301, Пушкинский институт, М., 2001г.;
Спасибо за внимание!