СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На совместном педагогическом совете МОУ СШ №61 и МОУ СШ №30 проведен мастер-класс по теме " Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО"

Просмотр содержимого документа
«« Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.»»

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.

(Из опыта работы Еременко Н.Н..

Мастер-класс на совместном педагогическом совете МОУ СШ №61 и МОУ СШ №30, 2021г)

Перед практикой обучения и воспитания в современной школе стоят задачи реализации личностно-ориентированного, деятельностного подходов в образовании. Школе требуются технологии обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой.

Существует богатый выбор форм и методов мотивации познавательной деятельности учащихся.(слайд 2)

1.Формирующее оценивание –это целенаправленный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащегося в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения (слайд 3)

Техники формирующего оценивания (слайд 4)

Одной из технологий, повышающих мотивацию обучения, является техника «Карта понятий», в основе которой лежит исследование, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий, как процесс понимания развивается с течением времени.

 Карта понятий – это диаграмма, которая состоит из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены.(слайд 5)

Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы:

* Зафиксированы ли наиболее важные понятия?

*Соответствуют линии между понятиями, представленными на карте, научному знанию?

*Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?

*Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?(слайд 6)

Критерии оценивания «Карт понятий»: Использованы все термины и понятия, входящие в данный раздел (один термин- 1 балл)

Установлены взаимосвязи (одна взаимосвязь- 1 балл)

Точно указана взаимосвязь, то есть стрелка подписана (одно указание- 1 балл)

Даны примеры (один пример- 1 балл)

Аккуратность оформления (0-5 баллов)

Горизонтальные взаимосвязи между терминами и понятиями (одна взаимосвязь- 2 балла)(слайд7)

Плюсы использования «Карт понятий»: Помогают ученикам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета, поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию.

 Помогают школьникам устанавливать существенные связи между понятиями.

 Обеспечивают ученикам доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с соучениками и преподавателями.

Переносят акцент с инертных статических знаний к контекстно-обусловленным, от изолированных фактов – к связанным понятиям, включенным в единую теоретическую рамку.

 Помимо того, что они выполняют роль средства оценивания, помогают детям научиться учиться, а также служат средством для совершенствования курса и являются графическими органайзерами до его начала, по ходу и после завершения.

 Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. (это важно в работе с детьми с ОВЗ)


Карта понятий-учебное средство, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся (Слайд 11)

Тем не менее у этого метода есть и негативные аспекты:

 Сравнивать карты, выполненные разными учениками, довольно трудно.

 Оценивание карт может потребовать значительного времени.

 При оценке карт надо пользоваться проверенными схемами.

 Ученики, имеющую привычку к механическому заучиванию и   вербальным знаниям, испытывают очень серьезные трудности, сталкиваясь с картированием.

 Картирование – это сложное когнитивное задание, требующее подготовки и упражнения.

 (слайд 12)

2.Прием «Рефлексивные приемы» Применяется на стадии рефлексии в конце урока( устно или в форме минутного эссе)

Набор рефлексивных вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

Какие новые мысли, чувства у вас появились?

Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Какую пользу вы извлекли из этого урока (изученного текста)?(слайд 13)

3.Приемы и методы проектной технологии (слайд 14-24).

4.Использование нестандартных уроков- путь к повышению мотивации обучения. . (слайды 25-28)

5.Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат.

Отмечать  вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

«Эмоциональное поглаживание»: обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон (слайд 29)


Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. (слайд 30)