Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.
(Из опыта работы Еременко Н.Н..
Мастер-класс на совместном педагогическом совете МОУ СШ №61 и МОУ СШ №30, 2021г)
Перед практикой обучения и воспитания в современной школе стоят задачи реализации личностно-ориентированного, деятельностного подходов в образовании. Школе требуются технологии обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой.
Существует богатый выбор форм и методов мотивации познавательной деятельности учащихся.(слайд 2)
1.Формирующее оценивание –это целенаправленный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащегося в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения (слайд 3)
Техники формирующего оценивания (слайд 4)
Одной из технологий, повышающих мотивацию обучения, является техника «Карта понятий», в основе которой лежит исследование, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий, как процесс понимания развивается с течением времени.
Карта понятий – это диаграмма, которая состоит из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены.(слайд 5)
Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы:
* Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
*Соответствуют линии между понятиями, представленными на карте, научному знанию?
*Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?
*Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?(слайд 6)
Критерии оценивания «Карт понятий»: Использованы все термины и понятия, входящие в данный раздел (один термин- 1 балл)
Установлены взаимосвязи (одна взаимосвязь- 1 балл)
Точно указана взаимосвязь, то есть стрелка подписана (одно указание- 1 балл)
Даны примеры (один пример- 1 балл)
Аккуратность оформления (0-5 баллов)
Горизонтальные взаимосвязи между терминами и понятиями (одна взаимосвязь- 2 балла)(слайд7)
Плюсы использования «Карт понятий»: Помогают ученикам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета, поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию.
Помогают школьникам устанавливать существенные связи между понятиями.
Обеспечивают ученикам доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с соучениками и преподавателями.
Переносят акцент с инертных статических знаний к контекстно-обусловленным, от изолированных фактов – к связанным понятиям, включенным в единую теоретическую рамку.
Помимо того, что они выполняют роль средства оценивания, помогают детям научиться учиться, а также служат средством для совершенствования курса и являются графическими органайзерами до его начала, по ходу и после завершения.
Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. (это важно в работе с детьми с ОВЗ)
Карта понятий-учебное средство, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся (Слайд 11)
Тем не менее у этого метода есть и негативные аспекты:
Сравнивать карты, выполненные разными учениками, довольно трудно.
Оценивание карт может потребовать значительного времени.
При оценке карт надо пользоваться проверенными схемами.
Ученики, имеющую привычку к механическому заучиванию и вербальным знаниям, испытывают очень серьезные трудности, сталкиваясь с картированием.
Картирование – это сложное когнитивное задание, требующее подготовки и упражнения.
(слайд 12)
2.Прием «Рефлексивные приемы» Применяется на стадии рефлексии в конце урока( устно или в форме минутного эссе)
Набор рефлексивных вопросов:
Что показалось вам сегодня трудным?
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
Какие новые мысли, чувства у вас появились?
Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Какую пользу вы извлекли из этого урока (изученного текста)?(слайд 13)
3.Приемы и методы проектной технологии (слайд 14-24).
4.Использование нестандартных уроков- путь к повышению мотивации обучения. . (слайды 25-28)
5.Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат.
Отмечать вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
«Эмоциональное поглаживание»: обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон (слайд 29)
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. (слайд 30)