СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"активизация познавательной деятельности на уроках по конституционному праву в старших классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовании дается характеристика активному обучению. Определяется место и значение конституционного права в школьном курсе. Прослеживается использование активных методов на уроках по конституционному праву в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«"активизация познавательной деятельности на уроках по конституционному праву в старших классах"»

УДК 34.06

Д.С. Чирскова

([email protected])




АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ В СТАРШИХ КЛАССАХ

В исследовании дается характеристика активному обучению. Определяется место и значение конституционного права в школьном курсе. Прослеживается использование активных методов на уроках по конституционному праву в старших классах. Разработаны примерные варианты использования метода «анализ конкретных ситуаций».


Ключевые слова: активные методы; познавательная деятельность; конституционное право; анализ конкретных ситуаций.



Актуальность данной темы заключается в условиях существенных социально – экономических преобразований и изменений российского политико – правового пространства, где сформировались и новые требования к системе образования в области правового обучения и воспитания школьников. Социальный заказ, определяющий подготовку учащихся в области права подразумевает:

  1. Овладение школьниками основами правовых норм, регулирующих общественные отношения;

  2. Формирование политико – правовой культуры, соответствующей ценностям демократического общества;

  3. Создание предпосылок для высокой адаптивности российской молодежи в реальной жизненной практике [1].

Однако «чистое», теоретическое знание не всегда сочетается с умением применять эти знания в реальной жизненной практике. Только после усвоения опыта применения знаний на практике можно говорить о навыке или умении личности. Эта задача может быть успешно решена в рамках активных методов обучения праву, которые воспроизводят реальные жизненные ситуации и позволяют проиграть учеником социальные роли, которые ему еще только предстоит исполнять.

Что касается места конституционного права и его целей в составе предмета «Право» в старших классах, то данный раздел, несомненно, ориентирует на формирование у детей активной гражданской позиции, социальной ответственности, а также патриотизма. В современных реалиях необходимо осуществлять воспитание демократического типа личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, что находит отражение в новых государственных стандартах образования[8]. Ценностные ориентиры Российского государства и общества как раз закреплены и находят свое выражение в Конституции РФ. Ключевыми темами являются: «Конституция как основной закон государства», «Народовластие и формы его осуществления», «Идеологическое и политическое многообразие», «Конституционные права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство России», «Основы конституционного статуса Президента РФ» и пр. В результате изучения данных тем школьник должен знать основы конституционного строя РФ; права, обязанности и ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений, систему органов государства и конституционные принципы их организации и деятельности и др[4].

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике [6]. Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств [5]. В ходе такого обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках права организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации[2].

В настоящее время методистами разработано немало активных методов для обучения праву. Наиболее из них – «большой круг», «вертушка», «мозговой штурм», «дебаты» - все они являются групповыми. Эти формы эффективны в том случае, если обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, какой должна быть процентная ставка на ипотеку. А предметом обсуждения может стать, например, спорная законодательная норма или документ (фрагмент из какого-либо кодекса РФ)[7].

Наиболее подробно хотелось бы остановиться на методе «анализ конкретных ситуаций», который, на мой взгляд, является ведущим в современной методике обучения праву. Впервые данный метод был применен в учебном процессе школы права Гарварда в 1870 году. Важно отметить, что выделяют 2 принципиально разные точки зрения на конечную цель такой практики. Приверженцы первой точки зрения считают, что цель метода – обучение поиску единственно верного решения. Авторы, разделяющие вторую точку зрения, подчеркивают многовариативность решения проблемы. Анализ конкретных ситуаций – метод, который помогает школьникам использовать полученные знания по праву, законы и нормы в реальной жизни, сталкиваясь с настоящими ситуациями. Неоспоримые плюсы этого метода в том, что ученики учатся правильно формулировать вопросы, выявлять важные структурные элементы, анализировать, обобщать, делать объективные выводы; акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием; возможность соотнести теоретическую концепцию с реальной жизнью; преодоление «сухости» и «неэмоциональности»; гибкость и вариативность способствуют развитию вариативности как у учителя, так и у учеников.

Примерами метода «анализ конкретных ситуаций» в рамках изучения конституционного права в старших классах могут служить:

Ситуация №1.

Семья молдован (отец, мать, 3 детей), проживали в Костромской области несколько лет. В декабре 1992 года они выехали в Кишинев на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства. Являются ли они гражданами России?

Ситуация №2.

Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в 1994 году обратился в Посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право? Ответ обоснуйте.

Ситуация №3.

Семья граждан Ф., имеющая двух детей, 7 и 15 лет, оформила документы для выезда на постоянное место жительства в США и на выход из российского гражданства. Однако 15-летняя дочь Ф. Юлия категорически отказалась менять гражданство России на гражданство США и уезжать из России. Имеет ли она возможность добиться своей цели?

В процессе работы над анализом лежит ряд этапов. Во-первых, определяется что произошло, кто участник, что является важным? Во-вторых, это выявление законов, подзаконно-нормативных актов, источников права, а также, по возможности, статьи этих законов, которые применимы в конкретной ситуации. В-третьих, определение нравственных, политических, экономических проблем, которые касаются данной ситуации. В-четвертых, предоставление аргументов (политических, юридических) на основе действующего законодательства. В-пятых, вынесение решения по данному вопросу, а также предоставление фактов и законов, на которых оно основывается[9].

Активные методы побуждают школьников к самостоятельной работе. Что касается конкретных целей, которые преследуются при изучении конституционного права, то ими можно считать:

  1. обсуждение и более глубокое усвоение школьниками вопросов теории конституционного права;

  2. широкое и максимально детальное изучение Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных актов, являющихся источниками данной отрасли права;

  3. анализ специфики конституционно-правового регулирования на федеральном уровне и в субъектах РФ;

  4. обобщение особенностей развития отдельных конституционно-правовых институтов в РФ;

  5. приобретение школьниками навыков самостоятельного исследования связей политической действительности в России с конституционным законодательством;

  6. решение задач, рассмотрение конкретных ситуаций, их возможное моделирование, а также прогнозирование конституционно-правового развития России в целом и по отдельным институтам, подготовка собственных проектов конституционно-правовых документов, проведение деловых игр[3].

Таким образом, на основе всего вышесказанного мы можем охарактеризовать методические условия процесса активизации познавательной деятельности. Ими можно считать:

  • использование педагогом приемов активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса (целеполагание и мотивация);

  • организация учебной работы; контроль и оценка результатов;

  • связь приемов активизации с содержанием изучаемого материала;

  • ориентация на формирующуюся у учащихся совокупность разного рода умений (на основе требований ГОС и ФГОС);

  • учет возрастных особенностей учащихся;

  • дифференцированный, индивидуальный подход;

  • использование комплексов познавательных задач для школьников.



Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника.// Советская педагогика. 1982 №9.

  3. Горбатова М.К., Домнина А.В. «Совершенствование форм и методов преподавания Конституционного права Российской Федерации» 2012

  4. Григорьева Н. А., Хорошенкова А. В. Подготовка учащихся 9-11 классов к олимпиаде по праву. Волгоград, 2006.

  5. Жеругов Р. Т Активные технологии преподавания и изучения теории государства и права. – М., Просвещение

  6. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д: 2005. - 474 с.

  7. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.

  8. Разбегаева Л. П. , Хорошенкова А. В. Правовое образование в контексте новых образовательных стандартов. - Вестник Волгоградской Академии МВД России. 2014. №4(31). с.137-141.

  9. Хорошенкова А. В. Основы права (элективный курс по изучению правовых дисциплин)/ Волгоград, 2006. Сер. Школа.


Chirskova D.S.

([email protected])



ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN CLASS ON CONSTITUTIONAL LAW IN HIGH SCHOOL

The study describes the active learning. The place and importance of the constitutional right to a school course. It is evidence of the use of active methods in class on constitutional law in high school. Designed exemplary embodiments use the method of "case studies."


Keywords: active methods; cognitive activity; constitutional law; analysis of specific situations.