«Активизация познавательной деятельности обучающихся через использование метода проекта во внеурочной деятельности по профессиям “Портной”, “Оператор швейного оборудования”»
Акинфиева Л.В., преподаватель специальных дисциплин ОГБПОУ «Кинешемский политехнический колледж»
Проблема
Результаты мониторинга трудоустройства выпускников показывают, что не все выпускники после окончания образовательного учреждения системы СПО остаются в избранной профессии, закрепляются в ней. В какой - то мере данная проблема возникла и из-за низкого уровня развития общих компетенций при освоении ОПОП, а именно способности понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Проявление интереса к чему-либо возможно только с развитием творческого начала. Наиболее эффективно развитие творческого потенциала обучающихся возможно во внеурочной деятельности. Возникла необходимость в пересмотре используемых способов и методов при организации внеурочной работы в рамках избранной профессии по приобщению обучающихся к поиску, исследованию, творчеству.
Актуальность
Каждый преподаватель специальных дисциплин, обучающий подростков избранной профессии, желает максимально развить их профессиональные компетенции, привить им самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, пробудить творческое начало, а значит поддерживать интерес к будущей профессии. Такие выпускники будут востребованы и конкурентноспособны на рынке труда, готовы к эффективной профессиональной деятельности, способны решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы, а значит, не будут считать, что ошиблись в выборе профессии. Развитию творческого потенциала обучающихся способствует грамотно организованная внеурочная деятельность на основе компетентностного подхода с привлечением актуальных педагогических технологий.
Перспективность
Активизация познавательной деятельности обучающихся наиболее эффективно происходит в результате использования метода проектов. Для развития ОК и ПК обучающихся, повышения качества внеурочной работы по профессии «Портной» в профессиональном образовательном учреждении целесообразно использовать данный метод при разработке коллекции моделей одежды. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод проектов – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС СПО определяет как результат освоения основной профессиональной образовательной программы. Внеурочная творческая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы теоретические знания, полученные при изучении специальных дисциплин, находили осмысленное применение в ходе реализации проекта, что способствует углублению профессиональной подготовки обучающихся, расширяет их культурологический кругозор, сокращает сроки адаптации к условиям производства, формирует творческое отношение к труду.
Важным организационным началом работы над проектом служит разработка его паспорта. Вначале он выступает как методическая разработка проекта, затем уточненный, дополненный, расширенный становится описанием проекта. (Приложение №1)
Результатом проектной деятельности является личностно или общественно значимый продукт, в данном случае изделия, составляющие коллекцию моделей одежды, рабочая папка (дизайн-папка) и сам процесс работы над проектом. Результаты проектной деятельности должны обязательно оцениваться на основе разработанных возможных критериев (Приложение №2). Истинным результатом проекта является способность перенести приобретенные навыки на следующую проектную работу, на иную ситуацию, работу с другим материалом.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.
Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию замысла. В процессе поиска необходимой информации обучающиеся используют ресурсы Интернета, изучают материалы периодических изданий, специальную и справочную литературу, используют данные диагностики по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, чертежи, лекала, инструкционно - технологические карты), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок.
Главная цель третьего этапа - защита проектной работы, аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Участники проекта делают сообщение о проделанной работе
(в виде компьютерной презентации), демонстрируют созданный продукт (дефиле моделей одежды созданной коллекции), а педагог руководит процедурой защиты проекта.
Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:
соответствие содержания темы задания проделанной проектной работе;
самостоятельность выполнения проекта;
правильность выбора конструктивного решения;
оригинальность дизайнерского решения коллекции;
соответствие модельного ряда творческому замыслу проекта;
качество пошива изделий коллекции;
качество подобранных материалов, фурнитуры, аксессуаров;
оригинальность показа коллекции.
При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов - схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень раскрытия темы проекта при защите.
После завершения проекта показателем хорошо выполненной работы, развития на высоком уровне общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) является возможность обучающихся увидеть практическую значимость своей работы, а именно участие в ежегодном Международном конкурсе «Текстильный салон» в г. Иваново под патронажем российского модельера В.Зайцева, показы коллекции одежды для школьников города в ходе профориентационной работы. (Приложение №3). На основе метода проектов в разные годы были созданы коллекции женской одежды: «В ожидании звездных побед» - 2011год, «Великолепная мадемуазель» - 2012 год, «Белые ночи»-2013год, «Белым по черному» -2014год.
Заключение
Используя проектирование как метод развития творческих способностей, обучающиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать творческие решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. Работа по методу проектов эффективна и актуальна в связи с важностью повышения творческого потенциала обучающихся, развития общих и профессиональных компетенций определённых ФГОС СПО по профессиям «Портной» и «Оператор швейного оборудования», которая позволит выпускникам успешно реализовать себя в будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Приложение №1
Паспорт проекта
Наименование проекта | Создание коллекции легкой женской одежды «Великолепная мадемуазель» |
Руководитель | Мастер п/о Ларкина М.А., преподаватель Акинфиева Л.В. |
Консультант проекта | Корнева И.Ю. – ведущий модельер Клуба” Деловая женщина” г. Иваново. |
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект | 16 -18 лет |
Состав проектной группы | Учащиеся 2-3 курсов по профессии «Портной»: гр. П №25 Синицына В., Маклакова А.; гр. П№27 Одинцова Е., Колосова Ю. |
Заказчик проекта | Руководитель ОУ |
Цели проекта | Раскрытие творческого потенциала, профессионального мастерства и инициативы будущих портных. |
Задачи проекта | 1.Изучение творческого наследия французского модельера Коко Шанель. 2.Разработка дизайн – проекта с использованием мотивов творчества Коко Шанель. 3. Создание коллекции легкой женской одежды для участия в Международном конкурсе «Текстильный салон-2012» в соответствии с условиями Положения конкурса. |
Предполагаемый продукт проекта | Швейные изделия в количестве 7 единиц объединенные единым творческим замыслом и составляющие коллекцию. |
Этапы работы |
Погружение в проект | - определение темы, целей, задач проекта с обсуждением рабочей группы. - вживание в ситуацию, выдвижение проблемы («мозговая атака» с последующим обсуждением). |
Организация деятельности | - анализ и уточнение информации; - формирование состава группы и распределение обязанностей; - определение критериев оценки результатов работы над проектом; -планирование работы над решением задач проекта. |
Осуществление деятельности | - активная самостоятельная работа над выполнением проекта в соответствии со своими обязанностями; - участие в промежуточных обсуждениях; - оформление эскизов изделий коллекции; - пошив изделий; - подготовка к защите проекта, участие в коллективном самоанализе. |
Защита проекта | - показ коллекции (дефиле); - оценка результатов. |
Приложение №2
Универсальная шкала оценки результатов проекта
Процент результативности | Качественная оценка достижений |
Балл (отметка) | Уровень выполнения проекта |
90 - 100 | 5 | высокий |
80 - 89 | 4 | средний |
70 - 79 | 3 | низкий |
Менее 70 | 2 | недопустимый |
Приложение №3
Участники проекта по разработке коллекции женской одежды «Великолепная мадемуазель» рассказывают о своих изделиях на «Дне открытых дверей» ОУ в рамках профориентационной работы.
