Активные методы и приемы обучения
В нашей школе обучаются дети с ОВЗ
Ежедневно, при подготовке к урокам, мы задаем себе вопросы:
Как сделать урок интересным, ярким?
Как увлечь ребят своим предметом?
Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
Активные методы и приемы обучения позволяют эффективно решать необходимые задачи, ставят ученика в иную позицию, когда он перестает быть пассивным слушателем.
У обучающихся с ОВЗ особые образовательные потребности, им нужен доступный учебный материал, понятная мотивация к выполнению задания, оптимальная интеллектуальная нагрузка, поощрение и одобрение, доброжелательность в общении, снижение скорости и темпа, снижение требований и критериев оценки.
Наглядность, смена деятельности! Визуализация! Особая организация урока!
Для определения настроя обучающихся в начале урока использую прием « Корзина ожиданий». Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, настроения. Ребята складывают карточки «яблоко» или «лимон» в корзину, озвучив свой выбор.
Для активизации мышления и внимания, предлагаю посмотреть и обсудить познавательный видеосюжет, связанный с темой урока. Это поможет самостоятельно определить тему и цель. Яркая анимация с необходимыми тезисами позволяет включиться в активную деятельность, подготовиться к работе. Подобные ролики можно найти у авторов «Из идеи в знание».
Прием «Фотограф» с использованием геометрических фигур, позволяет быстрее включиться в урок. Нужно запомнить какие буквы вписаны в фигурах, назвать буквы, которые запомнили, составить слово.
На этапе актуализации знаний провожу «Турнир догадливых». Например, при анализе текста, ученики определяют, о чем сообщает заглавие (о теме, главной мысли, о том как построен текст, о рекламной функции, об интересах читающего). Прием «Багаж знаний» позволяет вспомнить и обобщить ранее изученный материал. Это может кластер, тест с выбором ответа, определение лишнего высказывания.
На основном этапе урока при работе с различными текстами, использую приём «Моментальное фото», что позволяет совместными усилиями собрать максимум информации из текста. Таким образом, мы учимся читать «между строк». Этот прием действует и для подготовки к Итоговому Собеседованию, написанию изложения, сочинения. Выдается текст и вопросы по содержанию, получая один вопрос, ученик быстро находит ответ и вступает в диалог при обсуждении.
Подобный прием «Снежный ком» мы используем при описании фотографии и рассуждении в заданиях для устного собеседования. Задача состоит в следующем: каждому участнику нужно составить предложение по теме, не повторяясь и не нарушая логику предыдущего отвечающего. Таким образом, мы должны услышать связный текст, состоящий минимум из 7 предложений.
Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста в 7-м классе мы пишем «Сочинение по цепочке» по данному плану с опорными словами (на листе А4). Этот прием позволяет размышлять, высказывать согласие и несогласие, сопоставлять, делиться жизненным опытом.
Углубить понятие о тексте позволяют «Ассоциации». Слева- - - - словосочетания из текста, ассоциации, возникшие при чтении. справа----чувства. (Этот прием использую и на уроках литературы при анализе стихов и при подготовке к написанию сочинения- рассуждения).
Прием «Рассыпанные предложения» позволяет активизировать мышление. Соединяем части в целое, объясняем смысл. Использую пословицы, фразеологизмы, высказывания, цитаты.
Определить связь смысла и пунктуации возможно в текстах «Путаницах». Собираем предложения из словосочетаний, из частей. Дополняем предложения по заданным началу и концу, выявляем проблемы, поднимаемые автором. Данный прием направлен на мыследеятельность.
В 5-6 классах детям нравится использование приёма «Шкатулка». Нужно собрать в шкатулку всё, что необходимо герою, всё, что поможет ему в дальнейшем.
При работе с определением для написания вступления в сочинении -рассуждении предлагаю детям приём «Диаманта» или « Даймонд». Первая и последняя строка ------понятия с противоположным значением. Например, любовь нахлынувшая, внезапная, взаимная….. волнует, вдохновляет, побеждает! Ненависть, кипящая, лютая, тайная опустошает, обжигает, возмущает! Этот прием можно использовать на любом этапе урока, определяя сходства и различия.
Прием «Жизненный опыт» помогает подобрать аргументы при подготовке к написанию сочинения ГИА. Ребята приводят примеры отрицательного и положительного поведения людей в различных жизненных ситуациях. Использую фотографии из вариантов для устного собеседования.
Прием «Составь образ» нацелен на обобщение представлений о литературном герое или об известном человеке. Использую при подготовке к написанию сочинения. Дети маркером выделяют нужные слова, соответствующие заявленной теме.
Для эффективной работы с текстом применяю «метод вопросительного знака». Вопросительный знак разделен на пять смысловых частей. Каждая из них помогает выделить ключевую информацию. Преимущество этого метода в том, что после заполнения схемы ребенок может самостоятельно пересказать материал своими словами и сделать выводы. Это помогает не только лучше запомнить информацию, но и развить навыки критического мышления.
В целях преемственности обучающихся из начальной школы в среднее звено, продолжаем заполнение рабочих листов. В зависимости от темы занятия, нахожу их в сообществе «Филология со вкусом». Использование готовых рабочих листов дает возможность организовать самостоятельную работу.
Например, в рабочих листах предлагаются такие задания, как
-расположить предложения так, чтобы получился связный текст
- задать 5 вопросов к тексту
-описать иллюстрацию
-нарисовать небольшую иллюстрацию
-подобрать синонимы и антонимы к словам
-найти в словаре толкование слов
-записать номера предложений, в которых содержится ключевая информация.
-записать факты, которые удивили.
Интересна детям работа с «рассыпанными стихотворениями». Нужно соединить слова, чтобы получилась поэтическая строфа. И после, сравнить со стихотворением поэта . На слайде представлен рабочий лист со стихотворением Блока «Летний вечер».
Для развития речи и мышления предлагаю записать как можно больше прилагательных к одной из фотографий, к другой- существительных, к следующей-глаголов. Подобные задания в 5-6 классах позволяют приучать детей описывать фотографию, что необходимо на Итоговом собеседовании.
На заключительном этапе урока, при выполнении заданий дома или во время дистанта, использую QR-коды, так называемая «Таблетка саморазвития». Что же можно закодировать?- Домашнее задание;- Ссылку на дополнительную информацию по теме;- Ссылку на видео;- Расшифровку ответа на вопрос;- Ссылку на аудиозапись;- На задание или викторину;- Интерактивное задание;- Ссылку на презентацию.
В 5 классе предлагаем вести «Календарь успеха» – это инструмент для мотивации детей и отслеживания динамики. В конце урока дети отмечают любым символом свой результат. Справились ли, возникли ли трудности, какое настроение после завершения урока.