СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. 

Просмотр содержимого документа
«Активные методы на уроках русского языка и литературы»

Активные методы на уроках русского языка и литературы.


Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. 

Динамично помогают начать урок такие методы, как

«Улыбка»

Цель: наглядно отобразить результаты деятельности и в конце урока определить эффективность своей работы.

Предварительная подготовка: каждому обучающемуся распечатать табличку, состоящую из 8 клеточек; в каждой клеточке - лицо человечка без губ.

Технология проведения: после каждого верно выполненного задания учащиеся дорисовывают улыбку человечку.


«Фруктовый сад»

Цель: лучше понять класс и каждого ученика при работе с данной темой.

 Предварительная подготовка: заранее готовятся из цветной бумаги шаблоны деревьев «Яблоня», «Лимон», яблок и лимонов, скотч, фломастеры.

Технология проведения: ученикам раздаются заранее вырезанные из бумаги лимоны и яблоки. Учитель предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений могут касаться формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроке, атмосферы в классе во время работы, отношения учителя и одноклассников. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям деревьев. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений организуется обсуждение и систематизация сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.


«Дерево ожиданий»

Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.

Необходимые материалы: заранее заготовленные шаблоны красных и зелёных яблок, шаблон дерева, магнитная доска, маленькие магниты.

Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок по одному каждого цвета на обучающегося и шаблон дерева. Приготовить магнитную доску и маленькие магниты.

Технология проведения: детям предлагается прикрепить красные и зелёные яблоки к дереву в зависимости от их мнения об успешности предстоящей деятельности.

Например: - Сможем ли мы самостоятельно определить род у слов кенгуру, кофе, какао, шампунь?

- Тот, кто думает, что сможем – пусть прикрепит на дерево зеленое яблоко, а тот, кто считает, что мы не сможем – пусть прикрепит на дерево красное яблоко.


«Собери пазлы»

Цель: проверить умение определять род у заимствованных имен существительных; учить устанавливать партнёрские отношения в процессе работы в паре, произвольно регулировать, оценивать собственные действия и действия партнёра.

Необходимые материалы: из любой картинки сделать карточки- «пазлы» со словами.

Технология проведения: учитель предлагает детям разбиться на пары, восстановить деформированные предложения и дополнить их словами помощниками для определения рода заимствованных имен существительных.

- Ребята, на партах у вас лежат пазлы, на которых написаны слова. Из них вы должны составить предложение. Один пазл пустой, на нем вы напишите слово-помощник, для определения рода выделенного имени существительного.

(Участники пары на парте восстанавливают из «пазлов» предложения и дополняют их словами-помощниками.)


«Кто быстрее?»

Цель: закрепление с комментированием во внешней речи; развитие коммуникации.

Необходимые материалы: для каждой группы - наборное полотно и комплект цветных (у каждого ряда свой цвет) карточек с существительными разного склонения.

Технология проведения: быстро распределить карточки по столбикам. Наборное полотно выставить у доски. Проверка, выявление ошибок.


«Парный выход»

Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Технология проведения: учитель вызывает к доске ученика, тот подбирает себе пару. Учитель загадывает загадку. Отгадкой является словарное слово. Первый ученик записывает отгадку - словарное  слово, обозначающее предмет, а его товарищ находит подходящий к этому слову признак предмета и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием.


 «Дарю цветочек»

Цель метода: создание условий для продуктивной работы, эмоционального комфорта обучающихся, налаживания отношений.

Необходимые материалы: на столе каждого ученика лежат вырезанные из бумаги цветы 4 цветов: красного, жёлтого, голубого и оранжевого, на доске приклеен ватман.

Технология проведения: учитель говорит: «Очень часто на встречи мы приходим с цветами. Я предлагаю и нашу сегодняшнюю встречу начать с этой замечательной традиции»

Учитель объясняет, что обозначает каждый цвет (красный цвет – активность, уверенность, дружелюбие; оранжевый – способствует креативному мышлению; жёлтый – организует, улучшает память, способствует быстрому принятию решений; голубой – способствует привлечению энергии, излечивает недоверие, сомнение) и предлагает учащимся выбрать цветок понравившегося цвета, написать на нём пожелание для одноклассников и приклеить его на ватман.


Этап целеполагания

«Ладошки»

Цель: выяснить ожидания от урока.

Технология проведения: учащиеся обводят свою ладошку с разжатыми пальчиками. На каждом пальчике вписывает свои ожидания: чему научиться, что запомнить, предполагаемая оценка за урок и т.д.


«Дорога к замку знаний»

Цель: выяснить ожидания от урока.

Технология проведения: на экране (доске) выводится замок – это замок наших знаний. Нужно проложить к нему дорогу; для этого на вырезанных из бумаги следах пишем задачи урока (то, что предстоит выяснить и узнать о жизни и творчестве писателя). Следы раскладываем по классу и проверяем в конце урока (серии уроков), приведут ли следы к замку.


Работа над темой урока

«Кластер»

Цель: повторить пройденный материал и погрузиться в тему, разбивая материал на кластеры.

Технология проведения: учитель на доске заполняет схему вместе с детьми.

Например, кластер по теме «Части речи. Имя прилагательное» 

«Знаю – не знаю»

Цель: сориентировать обучающихся по теме.

Материал: сигнальные карточки для проверки задания

Технология проведения: работа в группах

На доске размещены слова: автомобиль, картина, сердце, яблоко, картофель, кофе, телевизор, квартира, кенгуру, лампочка, экскаватор, брюки, пальто, какао, учебник, шампунь…

Обучающиеся должны в группе распределяют слова в два столбика: знаю род имени существительного – не знаю. Затем, используя сигнальные карточки, задание проверяется.


«Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Технология проведения: группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.

 Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.

«Картинная галерея»

Цель: обсуждение темы.

Технология проведения: раздаются пазлы, из которых нужно будет собрать картину.  На обратной стороне каждого пазла задание для выполнения. Некоторые пазлы лишние (из других тем); чтобы собрать картину, необходимо выполнить задания (раздаёт листы с заданиями). Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин-работ.


Активные методы актуализации знаний

«Редакторы»

Цель метода: проверить знание материала, изученного на прошлом уроке.

Необходимые материалы: на каждой парте лежат распечатанные листки с текстом, работа выполняется в парах.

Технология проведения: учитель говорит: «Обратите внимание на листочки на столе. На них напечатано стихотворение. Прочитайте… Ваша задача: из данного стихотворения выписать в столбик сложные слова».

Кто мне скажет,
Где бы мог
Поселиться пешелов?
Кто покажет птицехода?
Про него я слышал много.

Пусть мне кто – нибудь найдет
Настоящий вертоход.
Я не видел паролета,
Но взглянуть давно охота.

Объясните мне толково,
Кто такие труболовы?
Подскажите,
Где на свете
Рыбочиста можно встретить?

И последний мой вопрос.
Что такое снегокос?
Почему, когда и как
Наступает сенопад?

Учитель: «Сейчас вы будете редакторами. Вам нужно составить правильные слова»

Активные методы релаксации

«Построение по алфавиту»

Цель метода: повысить уровень энергии в классе

Технология проведения: учащиеся строятся по первой букве фамилии или имени.


«Внимательность»

Цель метода: повысить уровень энергии в классе

Технология проведения: учитель называет слова. Если в слове одна безударная гласная в корне, учащиеся хлопают, если в слове две безударных гласных в корне – топают.

СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.


Рефлексия

«Наш дом»

Необходимые материалы: каждому ряду раздаются вырезанные из бумаги бревнышки по количеству учеников на ряду. 1-1 ряд строит крыльцо; 2-й – сруб; 3-й - крышу. Учитель выводит на экран вопросы по теме. Если ученик знает ответ, то выкладывает бревнышко, если нет – оставляет на парте.




Контроль знаний.

«Футбол»

Цель: осуществить взаимоконтроль по теме среди одноклассников

Необходимые материалы: класс делится на две команды. Каждая готовит вопросы другой. По сигналу нападающий задаёт вопрос по теме противникам, вратарь и защитник ищут ответ. Если ответа нет – гол забит. Если ответ дан, команда задаёт свой вопрос.



Завершение образовательного мероприятия.

«Светофор»

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Необходимые материалы: ватман, кружки красного, желтого и зеленого цвета по количеству участников.

Технология проведения: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Кружочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.


«Четыре стихии»

Цель: эмоционально расслабить учащихся, предотвратить перегрузку и снять усталость.

Технология проведения: Детям предлагается выполнить серию движений, соответствующих словам: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

- Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.


«Корзинка знаний»

Цель: получить обратную связь от учеников.

Технология проведения: корзинка «идёт» по классу. Учащиеся проговаривает, что нового узнал на уроке, чему научился, какие умения приобрел, что особенно понравилось на уроке…, «мои опасения были напрасны. Я понял…»

«Кладут» свои мысли, мнения в корзину.