Активные методы на уроках русского языка и литературы.
Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Динамично помогают начать урок такие методы, как
«Улыбка»
Цель: наглядно отобразить результаты деятельности и в конце урока определить эффективность своей работы.
Предварительная подготовка: каждому обучающемуся распечатать табличку, состоящую из 8 клеточек; в каждой клеточке - лицо человечка без губ.
Технология проведения: после каждого верно выполненного задания учащиеся дорисовывают улыбку человечку.
«Фруктовый сад»
Цель: лучше понять класс и каждого ученика при работе с данной темой.
Предварительная подготовка: заранее готовятся из цветной бумаги шаблоны деревьев «Яблоня», «Лимон», яблок и лимонов, скотч, фломастеры.
Технология проведения: ученикам раздаются заранее вырезанные из бумаги лимоны и яблоки. Учитель предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений могут касаться формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроке, атмосферы в классе во время работы, отношения учителя и одноклассников. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям деревьев. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений организуется обсуждение и систематизация сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
«Дерево ожиданий»
Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.
Необходимые материалы: заранее заготовленные шаблоны красных и зелёных яблок, шаблон дерева, магнитная доска, маленькие магниты.
Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок по одному каждого цвета на обучающегося и шаблон дерева. Приготовить магнитную доску и маленькие магниты.
Технология проведения: детям предлагается прикрепить красные и зелёные яблоки к дереву в зависимости от их мнения об успешности предстоящей деятельности.
Например: - Сможем ли мы самостоятельно определить род у слов кенгуру, кофе, какао, шампунь?
- Тот, кто думает, что сможем – пусть прикрепит на дерево зеленое яблоко, а тот, кто считает, что мы не сможем – пусть прикрепит на дерево красное яблоко.
«Собери пазлы»
Цель: проверить умение определять род у заимствованных имен существительных; учить устанавливать партнёрские отношения в процессе работы в паре, произвольно регулировать, оценивать собственные действия и действия партнёра.
Необходимые материалы: из любой картинки сделать карточки- «пазлы» со словами.
Технология проведения: учитель предлагает детям разбиться на пары, восстановить деформированные предложения и дополнить их словами помощниками для определения рода заимствованных имен существительных.
- Ребята, на партах у вас лежат пазлы, на которых написаны слова. Из них вы должны составить предложение. Один пазл пустой, на нем вы напишите слово-помощник, для определения рода выделенного имени существительного.
(Участники пары на парте восстанавливают из «пазлов» предложения и дополняют их словами-помощниками.)
«Кто быстрее?»
Цель: закрепление с комментированием во внешней речи; развитие коммуникации.
Необходимые материалы: для каждой группы - наборное полотно и комплект цветных (у каждого ряда свой цвет) карточек с существительными разного склонения.
Технология проведения: быстро распределить карточки по столбикам. Наборное полотно выставить у доски. Проверка, выявление ошибок.
«Парный выход»
Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.
Технология проведения: учитель вызывает к доске ученика, тот подбирает себе пару. Учитель загадывает загадку. Отгадкой является словарное слово. Первый ученик записывает отгадку - словарное слово, обозначающее предмет, а его товарищ находит подходящий к этому слову признак предмета и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием.
«Дарю цветочек»
Цель метода: создание условий для продуктивной работы, эмоционального комфорта обучающихся, налаживания отношений.
Необходимые материалы: на столе каждого ученика лежат вырезанные из бумаги цветы 4 цветов: красного, жёлтого, голубого и оранжевого, на доске приклеен ватман.
Технология проведения: учитель говорит: «Очень часто на встречи мы приходим с цветами. Я предлагаю и нашу сегодняшнюю встречу начать с этой замечательной традиции»
Учитель объясняет, что обозначает каждый цвет (красный цвет – активность, уверенность, дружелюбие; оранжевый – способствует креативному мышлению; жёлтый – организует, улучшает память, способствует быстрому принятию решений; голубой – способствует привлечению энергии, излечивает недоверие, сомнение) и предлагает учащимся выбрать цветок понравившегося цвета, написать на нём пожелание для одноклассников и приклеить его на ватман.
Этап целеполагания
«Ладошки»
Цель: выяснить ожидания от урока.
Технология проведения: учащиеся обводят свою ладошку с разжатыми пальчиками. На каждом пальчике вписывает свои ожидания: чему научиться, что запомнить, предполагаемая оценка за урок и т.д.
«Дорога к замку знаний»
Цель: выяснить ожидания от урока.
Технология проведения: на экране (доске) выводится замок – это замок наших знаний. Нужно проложить к нему дорогу; для этого на вырезанных из бумаги следах пишем задачи урока (то, что предстоит выяснить и узнать о жизни и творчестве писателя). Следы раскладываем по классу и проверяем в конце урока (серии уроков), приведут ли следы к замку.
Работа над темой урока
«Кластер»
Цель: повторить пройденный материал и погрузиться в тему, разбивая материал на кластеры.
Технология проведения: учитель на доске заполняет схему вместе с детьми.
Например, кластер по теме «Части речи. Имя прилагательное»
«Знаю – не знаю»
Цель: сориентировать обучающихся по теме.
Материал: сигнальные карточки для проверки задания
Технология проведения: работа в группах
На доске размещены слова: автомобиль, картина, сердце, яблоко, картофель, кофе, телевизор, квартира, кенгуру, лампочка, экскаватор, брюки, пальто, какао, учебник, шампунь…
Обучающиеся должны в группе распределяют слова в два столбика: знаю род имени существительного – не знаю. Затем, используя сигнальные карточки, задание проверяется.
«Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Технология проведения: группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.
«Картинная галерея»
Цель: обсуждение темы.
Технология проведения: раздаются пазлы, из которых нужно будет собрать картину. На обратной стороне каждого пазла задание для выполнения. Некоторые пазлы лишние (из других тем); чтобы собрать картину, необходимо выполнить задания (раздаёт листы с заданиями). Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин-работ.
Активные методы актуализации знаний
«Редакторы»
Цель метода: проверить знание материала, изученного на прошлом уроке.
Необходимые материалы: на каждой парте лежат распечатанные листки с текстом, работа выполняется в парах.
Технология проведения: учитель говорит: «Обратите внимание на листочки на столе. На них напечатано стихотворение. Прочитайте… Ваша задача: из данного стихотворения выписать в столбик сложные слова».
Кто мне скажет,
Где бы мог
Поселиться пешелов?
Кто покажет птицехода?
Про него я слышал много.
Пусть мне кто – нибудь найдет
Настоящий вертоход.
Я не видел паролета,
Но взглянуть давно охота.
Объясните мне толково,
Кто такие труболовы?
Подскажите,
Где на свете
Рыбочиста можно встретить?
И последний мой вопрос.
Что такое снегокос?
Почему, когда и как
Наступает сенопад?
Учитель: «Сейчас вы будете редакторами. Вам нужно составить правильные слова»
Активные методы релаксации
«Построение по алфавиту»
Цель метода: повысить уровень энергии в классе
Технология проведения: учащиеся строятся по первой букве фамилии или имени.
«Внимательность»
Цель метода: повысить уровень энергии в классе
Технология проведения: учитель называет слова. Если в слове одна безударная гласная в корне, учащиеся хлопают, если в слове две безударных гласных в корне – топают.
СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Рефлексия
«Наш дом»
Необходимые материалы: каждому ряду раздаются вырезанные из бумаги бревнышки по количеству учеников на ряду. 1-1 ряд строит крыльцо; 2-й – сруб; 3-й - крышу. Учитель выводит на экран вопросы по теме. Если ученик знает ответ, то выкладывает бревнышко, если нет – оставляет на парте.
Контроль знаний.
«Футбол»
Цель: осуществить взаимоконтроль по теме среди одноклассников
Необходимые материалы: класс делится на две команды. Каждая готовит вопросы другой. По сигналу нападающий задаёт вопрос по теме противникам, вратарь и защитник ищут ответ. Если ответа нет – гол забит. Если ответ дан, команда задаёт свой вопрос.
Завершение образовательного мероприятия.
«Светофор»
Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Необходимые материалы: ватман, кружки красного, желтого и зеленого цвета по количеству участников.
Технология проведения: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Кружочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.
«Четыре стихии»
Цель: эмоционально расслабить учащихся, предотвратить перегрузку и снять усталость.
Технология проведения: Детям предлагается выполнить серию движений, соответствующих словам: «земля», «вода», «воздух», «огонь».
- Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Корзинка знаний»
Цель: получить обратную связь от учеников.
Технология проведения: корзинка «идёт» по классу. Учащиеся проговаривает, что нового узнал на уроке, чему научился, какие умения приобрел, что особенно понравилось на уроке…, «мои опасения были напрасны. Я понял…»
«Кладут» свои мысли, мнения в корзину.