СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый метод делает активный тот, кто его применяет.  Но на ряду с другими методами хочу выделить  в своей работе игровой...

Просмотр содержимого документа
«Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры»

Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры

Главной задачей школы, на современном этапе, воспитание и развитие активной личности человека, связанного с научно-техническим и социальным прогрессом, сохранение и укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей детей и подростков. Прежде всего программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей в первую очередь на преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств; развитие «ведущих» физических качеств; равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств.

Основные формы организации образовательного процесса в школе это: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями в свободное время.

Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности. Они стимулируют деятельность ребенка при выполнении всех этапов усвоения учебного материала, когда максимально повышается уровень познавательной активности, развивается стойкий познавательный интерес.

Каждый метод делает активным тот, кто его применяет. Поэтому активные методы образования строю в первую очередь на их практической    направленности, игровом действе и творческом характере обучения, так как считаю их первоочередными, а затем следует диалог учителя и обучающегося, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств и движений.

Анатоль Франс сказал: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Исходя из выше сказанного считаю, что первоочередной задачей для учителя и есть выбор методов и форм подходящих для определенных типов уроков, будь то традиционные уроки по признаку решения определенных задач, или по признаку видов спорта, или типы уроков по ФГОС: уроки с образовательно-познавательной направленностью (уроки с использованием учебников по физической культуре, различных дидактических материалов и методических разработок учителя. Продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. В основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 минут, уроки с образовательно-обучающей направленностью (поэтапное формирование двигательных навыков: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование; планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения; планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная), уроки с образовательно-тренировочной направленностью (обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока; планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин); использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов; обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия), интегрированные.

На уроках часто использую метод неоконченных предложений цель которых: выявление отношения детей к уроку физкультуры, наиболее интересных и не вызывающих интерес видов деятельности. Этот метод помогает в правильном планировании программного материала для определенного контингента детей, а особенно для детей с умственной отсталостью. Опрашиваемым обучающимся предлагалось закончить предложения:

А) Больше всего на уроках физкультуры мне нравится…

Б) Иногда на уроках физкультуры мне не нравится…

В) Мне хотелось бы на уроках физкультуры…

 По окончанию происходила обработка опроса, на качественном уровне анализировала содержание и реализацию видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду деятельности на уроках физкультуры. На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и «не популярных» видов и форм деятельности. Таким образом делался вывод. Но каждый раз убеждалась в том, что дети в любом возрасте с большим удовольствием играют в игры, а следовательно, если их умело использовать да и применять вариативность, можно добиться большей эффективности урока.

Среди активных форм в своей работе выделяю:

  1. Проблемные как диспуты и беседы, так и вопросы по содержанию прошедшего урока или будущего. Сколько детей, столько и вопросов возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение по поводу правильности выполнения упражнения тем или иным учеником. Это позволяет анализировать и адекватно относиться как своим отметкам, так и к чужим. Чаще всего такие задачи ставятся освобожденным от физической нагрузки обучающимся, они являются главными «арбитрами» по этим вопросам.

  2. Урок-собеседование. Это теоретический урок, на котором происходит знакомство с новым словом (техническим определением), упражнением или техникой новых игр. Например: во внеурочное время просмотр фильма: «Движение вверх». Обсуждение позволит просмотреть как профессиональную технику баскетбола, так и решить многие воспитательные задачи. Просматривая видео с соревнований или с обыкновенных уроков учитель, предоставляет возможность обучающимся проанализировать свои ошибки и как бы увидеть себя со стороны, позволяя это и другим.

  3. Урок-консультация. Это в основном уроки АФК, на котором учитель отвечает на вопросы по выполнению каких-либо упражнений или комплексов, объясняя их значимость для здоровья, вместе с учеником подбираются подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности, а так же отрабатывается техника выполнения некоторых сложных упражнений. Такие уроки позволяют использовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учитывая его индивидуальные способности.

  4. Урок-встреча. Такой урок, как правило, выноситься во вторую половину дня и носит соревновательный характер. Обучающиеся нашей школы встречаются с командами других школ или с волонтёрами, но чаще всего это обучающиеся класса на год или два старше или младше. Такой урок проходят примерно 1-2 раза в четверть, где дети могут себя почувствовать как команда, или класс, воспитывая сплоченность и ответственность за команду или честь класса. Чаще всего это – час здоровья.

  5. Урок-экскурсия. Такой урок мы проводим примерно 2 раза в год, посещая ДЮСШ, спортивный профессиональный стадион города, плавательный бассейн. После этой экскурсии проводим небольшой экскурс по истории развития видов спорта. Такие экскурсии позволяют заинтересовать учащихся активной двигательной деятельностью.

  6. Урок-соревнование. Соревнования необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.

Пришедшие в спортивный зал дети должны понимать, что занятия это большей труд, но этого не должно мешать им чувствовать себя творческой личностью, осваивая упражнения, задумываться над ними, запоминать, анализировать, понимать их значимость. Для этого можно проводить работу по индивидуальным карточкам, в которых на ряду со знакомыми упражнениями включены несколько новых, каждое упражнение в зависимости от сложности оценивается в баллах. Обучающиеся выполняют предложенные упражнения (все или на выбор), зарабатывают свои баллы, а учитель выставляет отметку. Выполняя определенные нормативы можно подготовить обучающихся к соревнованиям, например по ОФП. Каждый раз видя свои достижения или неудачи ребенок учится мобилизовать свои возможности, самостоятельно контролирует себя, таким образом, учитель выполняет деятельностью ученика по средством баллов.

Карточка – задание:

  1. Кувырок вперед. – 1 балл.

  2. Кувырок назад. – 2 балла.

  3. Кувырок вперед из стойки на руках (новый элемент). – 10 баллов.

  4. Длинный кувырок. – 10 баллов.

  5. Стойка на лопатках. – 1 балл.

  6. «Мост» и подъем из «моста» (любым способом). – 4 балла.

  7. Перекат в группировку из стойки на лопатках. – 3 балла.

«5» - 22 балла; «4» - 18 баллов; «3» - 16 и ниже.

Карточек такого типа может быть много, задания в них разные. Можно предлагать учащимся усложнить или изменить технику выполнения, из предложенных элементов составить комбинацию, сравнить выполнение своей комбинации и комбинации партнера, выявить ошибки, объяснить целесообразность выполнения этих упражнений, предложить подводящие упражнения для исправления ошибок.

При использовании проблемного подхода в изложении учебного материала создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности обучающихся как познавательный интерес, творческая активность и самостоятельность.

Все эти методы и формы урока объединяют общие признаки:

    • Тесное взаимодействие учителя и обучающегося.

    • Высокая степень организации мыслительной деятельности.

    • Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.

    • Повышение степени эмоционального воздействия на обучающихся.

    • Максимальная познавательная самостоятельность.

    • Стимулирование индивидуального обучения, что способствует реализации дифференцированного подхода.

    • Повышение эффективности процесса обучения.

Что в конечном итоге повышает качество знаний обучающихся, знания приобретают прочный и долговременный характер, устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и ребенком, когда учителю интересно учить, а ребенку интересно учиться. Это и есть в сущности активными формами и методами обучения.