СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы для методического семинара "Активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации младших школьников."

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации младших школьников.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЗОВСКОГО РАЙОНА




«Методический семинар»

Описание педагогического опыта учителя.






Тема: «Активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации младших школьников»






Выполнила:

Марченко Яна Александровна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории,

МБОУ Павловская СОШ,

Азовский район, хутор Павловка.




2016 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........4

Глава I. Теоретические основы активных методов обучения ………………………………………………………………………...7

1.1. Понятие «Активные методы обучения»………………………………….........7

1.2. Классификация активных методов обучения……………………………..…11

1.3. Характеристика основных активных методов обучения…………………....14

Глава II. Анализ опыта работы по использованию активных методов обучения в начальной школе………..20

2.1. Опыт работы по применению активных методов обучения в начальной школе………………………………………………………………………………..20

2.2. Результативность применения активных методов обучения.… …………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...31



ВВЕДЕНИЕ

Младший школьный возраст – это один из самых ответственных этапов развития ребёнка. Именно в этот период формируются важные психологические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, её мотивации и базовых учебных умений, которые во много определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Поэтому у каждого современного учителя должна быть определена цель педагогической деятельности, которая позволит выстроить целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося.

Моей педагогической целью является создание условий для формирования активной, социально-значимой личности младшего школьника, выявление и развитие его творческих способностей, сохранение физического и психического здоровья.

Задачи моей педагогической деятельности:

  • Создать условия для максимально полного вовлечения всех учеников в образовательный процесс;

  • Поддержать высокую познавательную активность обучающихся на протяжении всего учебного времени;

  • Повышать учебную мотивацию;

  • Развивать способности к самообучению, навыки к саморегуляции;

  • Обучать навыкам работы в группе, навыкам межличностного общения;

  • Повышать качество образования младших школьников

В полной мере реализовать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов мне позволяет применение современных образовательных технологий. Роль школы в обществе изменяется, меняются и подходы в обучении. Учитель – это не центральная фигура в учебном процессе, не единственный источник информации и знаний.

Необходимо для успешной организации образовательного процесса выдвигать личность обучающегося, его интересы и потребности, необходимо обновлять содержание и методику, технологии, используемые в обучении, а также методики оценки деятельности учеников, что я и стараюсь выполнять при организации учебного процесса своих учеников.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике, то есть необходимо создать такие условия, чтобы повысить мотивацию учебной деятельности.

Одним из решений данной проблемы я считаю применение в педагогической деятельности активных методов обучения.

Тема моего опыта: «Активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации младших школьников».

Задачи педагогического опыта:

  • учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

  • создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;

  • формирование интереса к образованию;

  • создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;

  • создание ситуации комфортности на уроке;

  • развитие личности ребенка;

  • развитие речи учащихся;

  • развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.

Для успешного использования активных методов обучения изучила психолого-педагогические труды авторов, на основе которых строю учебно-воспитательный процесс: А.М.Смолкин, Ю.Н. Емельянов, Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин , И.Я.Лернер , Б.Т.Лихачев и другие.

Изучение и анализ перечисленного опыта, исходя из собственного опыта работы, могу сделать вывод: что от того, как грамотно и систематически используются активные методы обучения в образовательном процессе младших школьников, зависит как происходит становление учебной деятельности её мотивации и формирование универсальных учебных действий, которые во много определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника.

Я хотела бы поделиться опытом работы по применению активных методов обучения в образовательном процессе младших школьников.

Объектом исследования моего опыта является учебный процесс младших школьников в условиях систематического использования активных методов обучения.

Предметом исследования активные методы обучения в повышении учебной мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников.

Цель описания опыта – анализ использования активных методов обучения с целью повышения эффективности учебного процесса.

Планируемый результат опыта (гипотеза исследования): если в процессе обучения младших школьников систематически использовать активные методы обучения, то это способствует:

  • повышению учебной мотивации;

  • улучшению усвоения учебного материала;

  • сформированности практической направленности знаний обучаемых;

  • улучшению эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам;

  • повышению информационной культуры учащихся;

  • развитию познавательной и творческой активности учащихся;

  • развитию универсальных учебных действий младших школьников (личностных и метапредметных).



Глава I. Теоретические основы активных методов обучения


    1. Понятие «Активные методы обучения»


Метод (от греческого – путь исследования, теория, учение) – способ достижения конкретной цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. (советский энциклопедический словарь).

Методы обучения - упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

- пассивные методы;

- интерактивные методы.

- активные методы;

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. Д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Интерактивный метод. Интерактивный («inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.1

А.М.Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики. 2

Активные методы обучения это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: «активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» появился в литературе в начале 60-х годов XX века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. 3

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Обучение в системе активных методов обучения не выступает как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение - результат встречной активности группы учащихся (участников амо). Именно в группе возникают эффект взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно. В этом и проявляется эффект группы.4

Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, направляемой учителем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь учащихся. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).5

Учитель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность.


1.2. Классификация активных методов обучения


В настоящее время существуют разнообразные классификации активных методов обучения. К активным формам обучения относят и современные формы организации обучения, и проблемное обучение, и обучающие игры. Можно сказать, что активные методы обучения – это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, но некоторые формы обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

Смолкин А.М. предложил следующую классификацию активных методов обучения. Он выделяет имитационные методы активного обучения и неимитационные. Имитационные методы - формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на занятиях

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.6

Ю.К.Бабанский разделял активные методы на: методы стимулирования и мотивации учения, к которым он относит методы формирования интереса к учению, формирования чувства долга и ответственности у учеников (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.) и перцептивные методы - передача и восприятие учебной информации посредством чувств (учебное поощрение, учебное требование и др). 7

М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер выделяли методы проблемного изложения материала, когда учитель ставит проблему, сам ее доказательно решает, раскрывая все доводы за и против решения. Частично-поисковые или эвристические методы, когда учитель в случае затруднения целостного решения задачи расчленяет ее на подзадачи; исследовательские методы, суть которых заключается в самостоятельном целостном решении учащимися предъявляемых учителем творческих задач.8

Б.Т.Лихачев в своих работах показывал методы учебно-творческого выражения, например, метод самостоятельного поиска, что означает наличие возможности у учителя, опирающегося на имеющийся у школьников багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные особенности, ставить творческую поисковую задачу, консультировать ученическую деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты. Этот метод вводит школьников в проблемы рационализации труда, исследовательских творческих методов познания. Художественное исполнительство как метод организации совместной деятельности учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств вещей, явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования, отношения к действительности. Примером такого метода обучения может быть выразительное изложение мысли, чтение наизусть, драматизация, декламация, грамотное пение, эстетическое выполнение письменных заданий в тетради, на доске. При этом активизируются эстетическое восприятие, творческое воображение, эстетические чувства, способности художественно-образного мышления. Методы учебно-критического выражения, к которым относятся: критический анализ результатов учебной деятельности; обучающее взаимодействие учителя и ученика на основе совместного объективного анализа и нитки всеми участниками учебного процесса результатов учебной деятельности каждого школьника. В этом случае активно развивается критико-аналитическое мышление, учебный процесс превратился в творческое аналитическое познание. Обучающее рецензирование, что означает самостоятельный критический анализ и оценка работ товарищей, научно-популярной литературы, произведении искусства. 9

Таким образом, рассматривая данные классификации можно сделать вывод, что активные методы обучения – это творческие методы. Это методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер, методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящуюся на диалогах, предполагающие свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы.

Следовательно, применение активных методов обучения в учебно-воспитательном процессе - это один из путей развития личности современного ученика.



1.3 Характеристика основных активных методов обучения


Проблемное обучение – форма обучения, в которой усвоение материала у учащихся происходит в поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача учителя - не передать информацию, а помочь добыть информацию, разрешить проблемную ситуацию и найти способы решения проблемы. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Основной дидактический прием при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.

С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) Педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Разыгрывание ролей - игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;

• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.

Игровое производственное проектирование - активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы.

Особая роль в семинаре-дискуссии принадлежит учителю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии.

Во время семинара-дискуссии учитель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада ученика, фиксирует противоречия в рассуждениях.

На таких занятиях необходим доверительный тон общения с учащимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... И т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.

С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур.

Драматизация -инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация -театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами.вних вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.

Тренинги - обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с его содержанием. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

• творческое усвоение школьниками учебного материала;

• связь теоретических знаний с практикой;

• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

«Круглый стол» - это метод активного обучения, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия. 10



Глава II. Анализ опыта работы по использованию активных методов обучения в начальной школе


2.1. Опыт работы по применению активных методов обучения

в начальной школе


В 2011 году я посетила курсы повышения квалификации по теме «Деятельностный подход в обучении младших школьников в условиях ФГОС» на базе ИПК и ПРО. Данные курсы заставили меня полностью пересмотреть мои методы обучения, подходы к разработке и проведению уроков. Сначала было страшно и непонятно, но изучение литературы по внедрению ФГОС, курсы, семинары помогли сделать мою работу интересной и увлекательной.

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения подчеркивается необходимость выхода на новую теорию и методику обучения в начальной школе. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. 11

По федеральным образовательным стандартам второго поколения я работаю второй год (у меня сейчас 2 класс), но новые принципы, цели, методы использую уже пятый год. Применяла их и в тех классах, которые по новым стандартам не шли.

В своей работе поставила на первое место активные методы обучения. Я использую их на отдельных этапах урока, во внеурочной и внеклассной работе. Накопился небольшой опыт использования активных методов обучения (Приложение 1). Наиболее интересные, по моему мнению, я хочу представить в своей работе.

Для себя активные методы обучения я разделила на подгруппы:

  1. Методы начала урока

  2. Методы выяснения целей, ожиданий, опасений,

  3. Методы презентации учебного материала,

  4. Методы организации самостоятельной работы,

  5. Методы релаксации,

  6. Методы подведения итогов.

Каждый из представленных методов, предполагает решать определенные цели и задачи данного этапа определенного урока.

Рассмотрим подробнее каждую подгруппу.


Методы начала урока.

Цель – настроить детей на продуктивную работу.

По-другому методы начала урока я могу назвать методы «Приветствия». На данном этапе могут использоваться такие методы, как «Дружба», «Галерея портретов», «Измерим друг друга», «Коснемся друг друга», «Дружеское рукопожатие», «Поздороваемся глазами» эффективно и динамично помогают начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. На своих уроках я часто использую метод «Улыбнемся друг другу». Этот метод позволяет весело начать урок, помогает установить контакт между учениками, ну и конечно развлечься перед серьезной работой.

Так, например, на уроках во 2 классе я использую метод «Здравствуй, друг». Я предлагаю обучающимся поздороваться друг с другом. Дети здороваются, соприкасаясь каждым пальцем по очереди и проговаривая:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь).

Это занимает немного времени, но создает положительный эмоциональный настрой на урок.


Методы выяснения целей, ожиданий, опасений.

Следующий метод более серьезный и важный, это постановка целей урока, выяснение проблемы и предположений темы урока. Цель данного метода: предложить детям самим решить чего они ждут от урока, каких целей хотят достигнуть.

Наиболее распространенные методы целей это такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад», «Кластер». Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Я работаю по УМК «Школа России», в окружающем мире А.А. Плешакова есть герои Мудрая черепаха и Муравей Вопросик, которые помогают учащимся в игровой форме самоопределиться к деятельности, поставить цели к определенному уроку. Следовательно, игровую деятельность тоже можно отнести к этапу выяснения целей.


Фрагмент урока окружающего мира в 1 классе. (Приложение 2)

У: - Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь рады нашей встрече. Они предлагают совершить путешествие на ракете.

У: К запуску ракеты приготовиться!

Д: Есть приготовиться!

У: Пристегнуть ремни!

Д: Есть пристегнуть ремни!

У: Пять, четыре, три, два, один…

Д: Пуск! (хлопают в ладоши, садятся)

У: Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко-далеко от Земли! Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками. Если мы их отгадаем, то узнаем, куда летим.

  1. В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет и всех разбудит (Солнце)

  1. За домом у дорожки

Висит пол-лепешки (Месяц, Луна)

  1. На черный платок

Просыпано просо,

Пришел петушок,

А склевать не просто (звезда)

У: Сравните эти слова. Что у них общего? (все это можно видеть на небе)

У: Да, это небесные тела.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?


В данном случае, я использовала метод «Разыгрывания ролей», дети в роли космонавтов, основываясь на своем жизненном опыте, определили учебную задачу на урок.


Методы презентации учебного материала.

Данный метод требует наибольшего творчества и мастерства и учителя. В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них. 

Также с большим удовольствием и интересом мы с ребятами составляем кластеры, особенно на уроках окружающего мира.

Например, по теме «Живая и неживая природа» 2 класс, в ходе презентации учебного материала выстраивается вот такой кластер.


Методы организации самостоятельной работы.

Самый любимый и часто используемый мной метод – это метод групповой и парной работы, который я применяю при организации самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для работы над темой урока использую методы «Ульи», «Визитные карточки», «Мозговой штурм». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская». 

Фрагмент урока в 4 классе окружающий мир «Историческая и географическая карта». Метод «Мозговой штурм»

–Ребята, над первыми двумя пунктами плана вы поработаете самостоятельно в группах. Читайте внимательно задания и выполняйте.

Задания группам.

- Какие бывают карты?

- Посмотрите на подсказку. (слайд: историч. и географич. карта)

- Что можно узнать по географической карте?

1 группа. Вам дана специальная книга – сборник карт. Он называется атлас. Исследуйте его и подготовьтесь к ответу, какие бывают карты. Свои выводы сверьте с текстом учебника (текст «Географическая карта» с. 26 2-4 абзацы) и оформите в виде схемы.

2 группа. Исследуйте карту. Обратите внимание на линии, идущие сверху вниз и слева направо. Как они называются? Для чего нужны? Если затрудняетесь ответить, обратитесь к учебнику (текст «Географическая карта» с.45). Подготовьтесь к ответу.

3 группа. Исследуйте карту и ее условные знаки. Обратите внимание на цвет. Для чего используются разные цвета на карте? Как обозначаются города и граница России. Какие еще условные знаки запомнили? Подготовьтесь к ответу. Прочитайте учебник (текст «Географическая карта» с.45)

4 группа

- Какие бывают карты?

- Посмотрите на подсказку. (слайд: историч. и географич. карта)

- Что можно узнать по географической карте?

2. Проверка самостоятельной работы.

Группы отчитываются о своей работе.


Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы.


Методы релаксации

Обязательно необходима восстанавливающая сила релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – «физкультминутки» позволяют сделать это, не выходя из класса.

Я всегда сама принимаю участие в физкультминутках. Моё участие помогает стеснительным ученика чувствовать себя более уверенно.



Методы подведения итогов.

Завершаю уроки, используя методы: «Ромашка» - дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, которые записаны на обратной стороне; «Мудрый совет» - группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим); «Итоговый круг» - подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают. "Мухомор", «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Что я почти забыл?», «Комплименты».

Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.

Так незаметно, весело, но эффективно проходят уроки с использованием активных методов обучения, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

Перечисленные методы помогают построить систему урока, которая позволит прочно усвоить учащимся тему урока, овладеть знаниями, навыками, которые необходимы в современной школе.

В данной работе я описала немногие методы, которые использую в своей работе, некоторые методы я придумала сама, конечно, многие позаимствовала у творческих коллег. Но я думаю, что если подходить к уроку творчески, продумывать тщательно каждый момент урока, подстраиваясь под контингент учащихся можно придумать множество современных активных и интерактивных методов обучения, которые будут способствовать активизации мыслительной деятельность учащихся в образовательной деятельности.


2.2. Результативность применения активных методов обучения.


Применение активных методов в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков. К ним относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

Но, как и многие методы, активные методы обучения имеют свои достоинства и недостатки.

Развивают мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика. Учат учеников самостоятельно добывать знания. Развивают интерес к предметам. Позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Все выше перечисленное говорит о достоинствах активных методов обучения.

Для учителя использование активных методов – это больше времени на продумывание, подготовку урока. Предположение непредвиденных ситуаций, которые могут произойти, так как дети младшего школьного возраста очень эмоциональны. На уроках возникает шум, споры, эмоциональные взрывы, потому что работе в паре и группе необходимо научить. Это очень тонкая и кропотливая работа. Я стараюсь подходить внимательно к выбору активных методов, ввожу их постепенно, дозировано, чтобы учащиеся привыкали, осознавали свою задачу.

Моя главная задача, как учителя работать не только на знания ученика, но и на развитие познавательных способностей, универсальных учебных действий. Мне необходимо прослеживать каковы результаты моих педагогических действий, чем они отличаются от результатов до применения данной технологии. Отслеживать в какой степени изменились: активность и работоспособность учащихся, наличие интереса к предмету, знаний по учебным предметам и умений ими пользоваться, развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки информации. Уровень организованности в работе и темп учебной деятельности, умение работать с информацией дополнительной и основной. Коммуникабельность детей, умение работать с одноклассниками. Динамика показателей здоровья в соответствии с возрастными нормами. Для более удобной оценки результативности своего опыта я использую известные в практике методики диагностики, идет сравнение предыдущего состояния класса и настоящего. Диагностику провожу по определенным критериям. (Таблица 1)

Таблица 1. Методики, используемые в диагностике.


Степень удовлетворенности

Методика изучения удовлетворенности жизнью учебного заведения

(методика А. А. Андреева)

Уровень воспитанности

Диагностика «Уровень воспитанности учащихся»

Познавательная самостоятельность

Методика экспертной оценки познавательной самостоятельности учащихся, составленная по материалам опросников Ч.Д.Спилбергера, А.К.Осницкого

Мотивация к деятельности

Творческая активность

Методика Е.Торренса (характеристика «Беглость»),

Развитость творческого мышления

Методика Е.Торренса (характеристика «Гибкость» )

Оценка (самооценка) готовности к творческой самореализации

Анкета, составленная на основе теста оценки готовности личности к творческой самореализации в процессе учебно-познавательной деятельности.


Мониторинг проводила среди обучающихся своего класса. Я хотела сравнить представленные характеристики в конце 1 года обучения, и в середине 2 года обучения. В ходе мониторинга выявилась динамика уровня творческой самореализации учащихся по индивидуальному признаку и по классу в целом. Степени проявления показателей имеют оценки: высокая, средняя, низкая. Результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. (Таблица 2)

Таблица 2 «Результаты мониторинга».

Показатель (критерий)

Шкала оценки (степень проявления)

Высокая

Средняя

Низкая

2014

2015

2014

2015

2014

2015

Познавательная самостоятельность

12%

34%

22%

52%

66%

14%

Мотивация к творческой и познавательной деятельности

16%

42%

30%

48%

54%

10%

Творческая активность

16%

42%

42%

48%

42%

10%

Развитость творческого мышления

10%

44%

28%

42%

62%

14%

Оценка готовности к творческой самореализации

-----

22%

36%

50%

64%

28%


В таблице представлена динамика обученности двух разных классов (Таблица 2). 3 и 4 класс – это обучающиеся, по «старым » стандартам, а 1 и 2 класс – по ФГОС второго поколения. В 3, 4 классах я тоже использовала активные методы обучения, но не всегда и не на всех этапах урока. В 1, 2 классе я стараюсь использовать активные методы обучения каждый день, по мере возможности. И данные таблицы показывают значительный результат в лучшую сторону.

Таблица 2. «Динамика доли учащихся успешно

освоивших программу по предметам»

Предмет

3 класс

2012-2013

4 класс

2013-2014

1 класс

2014-2015

2 класс

2015-2016

Русский язык

44%

52%

67%

72%

Математика

46%

58%

56%

62%

Литературное чтение

62%

68%

80%

85%

Окружающий мир

52%

58%

61%

65%


Таким образом, результативность моего опыта доказывает, что систематическое использование активных методов обучения на уроках в начальной школе, повышает учебную мотивацию младших школьников, способствует творческому развитию ученика, актуализирует знания учащихся.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что использование активных методов обучения на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше. Ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. В итоге среди моих учеников нет неуспевающих, качество знаний значительно повысилось.

Я пришла к выводу, что активные формы мощный стимул в обучении. Посредством их активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Активные формы обучения привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не даёт хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребенок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные. Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. .Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М., 1982.

  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

  3. Гущев. В.Е. Активные формы и методы обучения.: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.Е.Гущев. Горький, 1981г.

  4. Жук А.И., Кошель Н.Н.. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Мн., Аверсэв, 2003.

  5. .Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004.-352 с

  6. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.

  7. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1993.

  8. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.

  9. Поташник М.М., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Управление инновационными процессами в образовании. М., 1994 год

  10. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965г.

  11. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

  12. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. С. 30.

  13. http://te.zavantag.com/docs. Активные методы обучения

  14. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola. Статья «Активные методы обученя»

  15. http://pedsovet.su/load/. Статья «Применение активных методов обучения в начальной школе»

  16. http://festival.1september.ru «Активные методы обучения»

  17. http://www.uchportal.ru/ Формирование ключевых компетенций через активные методы обучения.

  18. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe. Применение активных методов обучения в начальной школе.

1 Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

2 Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. С. 30.

3 Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.

4 Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.

5 http://te.zavantag.com/docs. Активные методы обучения

6 Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.

7 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М., 1982.

8 Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965г.

9 Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1993.



10 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola. Статья «Активные методы обученя»



11 Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.