Просмотр содержимого документа
«Актуальность формирования функционального чтения»
Актуальность формирования функционального чтения
Функциональная грамотность
« Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам употребил на это 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели»
Иоганн Вольфганг Гете
(Из книги С. Поварнина «Как читать книгу» )
«Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать навыки техники чтения для извлечения информации из реального текста- для его понимания, сжатия, трансформации»
А. А. Леонтьев
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Формирование функционального чтения актуально, потому что в наши дни проблемы грамотности, образования, культуры чтения, которые лежат в основе информационной культуры личности, становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
Исследования PISA в Казахстане
PISA - 2012 в Казахстане
В исследовании PISA - 2012 приняли участие 5808 15-тилетних обучающихся из 218 организаций образования страны..
Казахстанские участники среди 65 стран заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 – по читательской грамотности.
Значительно улучшены показатели в сопоставлении с предыдущим циклом PISA-2009 по математической и естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся.
PISA -2009 в Казахстане
В исследовании PISA - 2009 приняли участие 5590 15-тилетних обучающихся из 200 организаций образования страны.
По итогам исследования казахстанские 15-тилетние обучающиеся показали следующие результаты: грамотность чтения – 59 место, математическая грамотность – 53 место, естественнонаучная грамотность – 58 место.
В казахстанских школах существуют проблемы в формировании способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них. Проблема истолковывать текст в познавательных ситуациях является актуальной для казахстанских обучающихся .
Основные тенденции культуры чтения в современном Казахстане
1.Утрата чтением его исключительной роли в жизни общества. 2.Распространение среди населения функциональной неграмотности, вторичной неграмотности, которую называют кризисом чтения. 3.За последние 15 лет сформировалось уже целое поколение молодых людей, не знакомых с серьезной художественной литературой. 4. Комплексное изучение чтения носит фрагментарный характер. У отечественных СМИ отсутствует интерес к проблеме чтения. Отсутствуют книжная реклама и публикации о книгах. 5. Книжный рынок насыщен российской «коммерческой» продукцией, зачастую низкого качества и культуры, казахстанская и российская гуманитарная книга, призванная просвещать и образовывать читателя, оказывается вытесненной на задворки читательского сознания. 7. Отсутствует стимулирование отечественного литературного процесса.
Таким образом, можно с уверенностью подытожить, что в современном Казахстане сейчас наблюдается кризис чтения. Проблемы чтения ныне стали в один ряд с важнейшими государственными задачами сохранения и развития национальной культуры .