СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ (ТНР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация мастер-класса для педагогрв дополнительного образования, слушателей курсов повышения квалификации.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ (ТНР)»

«Алгоритм использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ (ТНР)» Подготовила: Шостаковская Ольга Владимировна, музыкальный руководитель IКК КОУ ВО «ЦЛПДО» г. Воронеж

«Алгоритм использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ (ТНР)»

Подготовила: Шостаковская Ольга Владимировна,

музыкальный руководитель IКК

КОУ ВО «ЦЛПДО» г. Воронеж

Цель: Познакомить слушателей с алгоритмами использования здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми с ОВЗ, на примере алгоритма, применяемого на музыкальных занятиях с детьми с ТНР.   Рассмотреть виды здоровьесберегающих технологий; Обозначить основной алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР; Продемонстрировать один из алгоритмов применения здоровьесберегающих технологий используемых на музыкальных занятиях с детьми с ТНР.

Цель: Познакомить слушателей с алгоритмами использования здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми с ОВЗ, на примере алгоритма, применяемого на музыкальных занятиях с детьми с ТНР.

  • Рассмотреть виды здоровьесберегающих технологий;
  • Обозначить основной алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР;
  • Продемонстрировать один из алгоритмов применения здоровьесберегающих технологий используемых на музыкальных занятиях с детьми с ТНР.
Дети с ОВЗ – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Морфологические изменения захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.

Дети с ОВЗ – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Морфологические изменения захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.

Здоровьесберегающих технологий направлены на: Обеспечение ребенка возможность сохранения собственного здоровья; Формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ; Обучение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающих технологий направлены на:

  • Обеспечение ребенка возможность сохранения собственного здоровья;
  • Формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
  • Обучение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья; 2. Технологии обучения здоровому образу жизни; 3. Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2. Технологии обучения здоровому образу жизни;

3. Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья   Бодрящая гимнастика Динамические паузы Дыхательная гимнастика Гимнастика для глаз Корригирующая гимнастика Ортопедическая гимнастика Пальчиковая гимнастика Подвижные и спортивные игры Релаксация Ритмопластика Стречинг Су-Джок технология Технологии эстетической направленности Фитбол Фитотехнология

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Бодрящая гимнастика
  • Динамические паузы
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Корригирующая гимнастика
  • Ортопедическая гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Ритмопластика
  • Стречинг
  • Су-Джок технология
  • Технологии эстетической направленности
  • Фитбол
  • Фитотехнология

Технологии обучения здоровому образу жизни   Активный отдых Биологическая обратная связь (БОС) Коммуникативные игры Массаж и самомассаж Мимический массаж Проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия) Точечный самомассаж Утренняя гимнастика Физкультурные занятия

Технологии обучения здоровому образу жизни

  • Активный отдых
  • Биологическая обратная связь (БОС)
  • Коммуникативные игры
  • Массаж и самомассаж
  • Мимический массаж
  • Проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия)
  • Точечный самомассаж
  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные занятия

Коррекционные технологии Артикуляционная гимнастика Арт-терапия (музыкальная терапия, сказкотерапия, цветотерапия, библиотерапия и др.) Нейрогимнастика (кинезеология) Логопедическая ритмика Психогимнастика Технологии коррекции поведения Технологии музыкального воздействия Фонетическая ритмика

Коррекционные технологии

  • Артикуляционная гимнастика
  • Арт-терапия (музыкальная терапия, сказкотерапия, цветотерапия, библиотерапия и др.)
  • Нейрогимнастика (кинезеология)
  • Логопедическая ритмика
  • Психогимнастика
  • Технологии коррекции поведения
  • Технологии музыкального воздействия
  • Фонетическая ритмика

Алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР

Технологии  сохранения и стимулирования здоровья

Технологии  обучения

Физкультурная минутка

Подвижные и спортивные игры

здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла

Физкультурное занятие

Пальчиковая гимнастика

- игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

Занятия из серии «Здоровье»

 

- организованная форма обучения.

Арттерапия

- оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыкальная терапия, сказкотерапия, цветотерапия, и т.д.)

Самомассаж

  - тренировка тонких движений пальцев  кисти рук.

Технология музыкального воздействия

- занятия по ознакомлению детей со  своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье.

Длительность занятия зависит от возраста детей.

- создание (подбор) такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности

 

- массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног)

Технологии коррекции поведения

Игры с правилами

Игры – соревнования

Раскрепощающие психотехнические игры (специальные игровые упражнения, содержащие явную или скрытую формулу поведения)

Психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной  и поведенческой стабильности)

С-ролевые игры (ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками и (или) детьми)

Народные игры  (обаяние игровых персонажей)

Технологии  сохранения и стимулирования здоровья

Гимнастика для глаз

Технологии  обучения

Дыхательная гимнастика

здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

  - упражнения для снятия глазного напряжения.

Коммуникативные игры

Стретчинг

  - специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Проблемно-игровые игротренинги и игротерапия

Психогимнастика

  - игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

 

  - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

  - тренинг творческой психотехники (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.

  - специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов.

Ритмопластика

- система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.

Утренняя гимнастика 

  - важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.

Релаксация

Фонетическая ритмика

- система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).

Технологии эстетической направленности

  - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

- способствуют эмоциональному благополучию ребенка. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

1. Приветсвие Здравствуйте ребята!  Здрав – ствуй – те! Как ваше настроение?  Хо – ро – шо! Пора нам заниматься?  Да – да – да! Все будете стараться?  Да – да – да!

1. Приветсвие

Здравствуйте ребята!

Здрав – ствуй – те!

Как ваше настроение?

Хо – ро – шо!

Пора нам заниматься?

Да – да – да!

Все будете стараться?

Да – да – да!

2. Нейрогимнастика (кинезеологические упражнения) 1. «Сгибание пятки» . Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности. Исходное положение: Сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.  2. «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.

2. Нейрогимнастика (кинезеологические упражнения)

1. «Сгибание пятки» . Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.

Исходное положение: Сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

2. «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.

3. Дыхательная гимнастика «Дифференциация вдоха и выдоха» Вдох Выдох нос  нос  нос  рот нос  рот  нос  рот Вдох Выдох нос  рот  нос  рот нос  нос  рот  рот

3. Дыхательная гимнастика

«Дифференциация вдоха и выдоха»

Вдох

Выдох

нос нос нос рот

нос рот нос рот

Вдох

Выдох

нос рот нос рот

нос нос рот рот

3. Дыхательная гимнастика Упражнения на выработку диафрагмального неречевого дыхания  Задание крайне простое, надуть шарик, но можно не просто надувать шарик, а делать это чередуя короткие и долгие вдохи и выдохи. 1 длинный вдох 3 коротких выдоха 1 длинный вдох 1 длинный выдох 2 коротких вдоха 1 короткий выдох 1 длинный вдох 1 длинный выдох …

3. Дыхательная гимнастика

Упражнения на выработку

диафрагмального неречевого дыхания

Задание крайне простое, надуть шарик, но можно не просто надувать шарик, а делать это чередуя короткие и долгие вдохи и выдохи.

1 длинный вдох

3 коротких выдоха

1 длинный вдох

1 длинный выдох

2 коротких вдоха

1 короткий выдох

1 длинный вдох

1 длинный выдох …

4. Речевая (артикуляционная) гимнастика Комплекс упражнений: Положения «Хоботок» и «Улыбка» чередуем между собой; «Почёсываем» зубками губы (легко, аккуратно и поочерёдно); Массируем кончиком языка дёсны вправо-влево при сомкнутых губах; Кончиком языка под губами делаем вращательное движение по часовой стрелке и обратно; «Маятник» изображает наш язык, который прыгает из одного угла губ в другой, при этом губы вытянуты в букву «О»; «Трубочка», в которую мы язычок то сворачиваем, то разворачиваем; «Змейка» — это выставление языка вперёд, делая его узким так, будто хотим поставить им точку; Плавно двигаем нижней челюстью вправо-влево; «Обезьянки».

4. Речевая (артикуляционная) гимнастика

Комплекс упражнений:

  • Положения «Хоботок» и «Улыбка» чередуем между собой;
  • «Почёсываем» зубками губы (легко, аккуратно и поочерёдно);
  • Массируем кончиком языка дёсны вправо-влево при сомкнутых губах;
  • Кончиком языка под губами делаем вращательное движение по часовой стрелке и обратно;
  • «Маятник» изображает наш язык, который прыгает из одного угла губ в другой, при этом губы вытянуты в букву «О»;
  • «Трубочка», в которую мы язычок то сворачиваем, то разворачиваем;
  • «Змейка» — это выставление языка вперёд, делая его узким так, будто хотим поставить им точку;
  • Плавно двигаем нижней челюстью вправо-влево;
  • «Обезьянки».
Основные этапы музыкальных и логоритмических занятий Пение Слушание Игра на музыкальных инструментах Танец

Основные этапы музыкальных и логоритмических занятий

  • Пение
  • Слушание
  • Игра на музыкальных инструментах
  • Танец
5. Подвижные и спортивные игры Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции.  Игра «Зоопарк». Цель:  развитие воображения, раскованности в движениях. Количество игроков  –  4-20 человек.

5. Подвижные и спортивные игры

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции.

Игра «Зоопарк».

Цель:  развитие воображения, раскованности в движениях. Количество игроков  –  4-20 человек.

6. Ритмопластика При использовании ритмопластики у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. 1. «Заяц-барабанщик». Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание. Ведущий - заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане (бубне), дети - зайчата повторяют ритмический рисунок. 2. «Не ошибись». Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп ускоряется.

6. Ритмопластика

При использовании ритмопластики у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.

  • 1. «Заяц-барабанщик». Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание. Ведущий - заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане (бубне), дети - зайчата повторяют ритмический рисунок.
  • 2. «Не ошибись». Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп ускоряется.
7. Релаксация Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. 1. Упражнение «Огонь и лед». Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Преподаватель несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой. 2. Упражнение «Сосулька». Ребятам предлагается представить, что они - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем детям предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

7. Релаксация

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

  • 1. Упражнение «Огонь и лед». Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Преподаватель несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.
  • 2. Упражнение «Сосулька». Ребятам предлагается представить, что они - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем детям предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.
8. Прощание Здесь можно использовать различные здоровьесберегающие технологии, направленные на закрепление положительного эмоционального настроя, полученного на занятии. Игра «Прощание». Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания!».

8. Прощание

Здесь можно использовать различные здоровьесберегающие технологии, направленные на закрепление положительного эмоционального настроя, полученного на занятии.

  • Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания!».

Итог Системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе, повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей с ОВЗ.

Итог

  • Системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе, повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей с ОВЗ.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!