СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ (ТНР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования, слушателей курсов повышения квалификации.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ (ТНР)»

Мастер-класс

«Алгоритм использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ (ТНР)»

(адресован педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям)


Подготовила: Шостаковская Ольга Владимировна,

музыкальный руководитель IКК

КОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

г. Воронеж.

(слайд 2)

Цель: Познакомить слушателей с алгоритмами использования здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми с ОВЗ, на примере алгоритма, применяемого на музыкальных занятиях с детьми с ТНР.

Задачи:

  1. Рассмотреть виды здоровьесберегающих технологий;

  2. Обозначить основной алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР;

  3. Продемонстрировать один из алгоритмов применения здоровьесберегающих технологий используемых на музыкальных занятиях с детьми с ТНР.


(слайд 3) Введение.

Дети с ОВЗ – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Морфологические изменения захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня.

Следует обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одна из задач педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.

Моя педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий для детей с ОВЗ не всегда приводит к успеху. Детям даётся большой объем материала, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми. А между тем, состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.


(слайд 4) Разнообразие здоровьесберегающих технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми способствует сохранению   и   укреплению здоровья, повышает качественный уровень физической подготовки, развивает личностные и творческие способности и возможности ребенка.

Здоровье детей возможно сохранить и укрепить через включение во все виды деятельности дозированных и индивидуально-направленных здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных методов оздоровления.

(слайд 5)

Здоровьесберегающие технологии разнообразны. Некоторые из них более широко известны, а некоторые не так популярны. В работе с детьми с ОВЗ применяются различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько видов.

• технологии сохранения и стимулирования здоровья;

• технологии обучения здоровому образу жизни;

• коррекционные технологии.

Рассмотрим каждый вид более подробно.

(слайд 6) Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Основная цель этих технологий направлена на становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

К ним относятся:

  • Бодрящая гимнастика

  • Динамические паузы

  • Дыхательная гимнастика

  • Гимнастика для глаз

  • Корригирующая гимнастика

  • Ортопедическая гимнастика

  • Пальчиковая гимнастика

  • Подвижные и спортивные игры

  • Релаксация

  • Ритмопластика

  • Стречинг

  • Су-Джок технология

  • Технологии эстетической направленности

  • Фитбол

  • Фитотехнология

(слайд 7) Технологии обучения здоровому образу жизни. Данные технологии ориентированы на обеспечение ребенка возможностью сохранения здоровья за период обучения и формирование у него необходимых знаний и навыков по здоровому образу жизни, обучение использовать полученные знания в повседневной жизни.

К ним относятся:

  • Активный отдых

  • Биологическая обратная связь (БОС)

  • Коммуникативные игры

  • Массаж и самомассаж

  • Мимический массаж

  • Проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия)

  • Точечный самомассаж

  • Утренняя гимнастика

  • Физкультурные занятия

(слайд 8) Коррекционные технологии. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, также направлены на коррекцию того или иного нарушения здоровья ребенка.

К ним относятся:

  • Артикуляционная гимнастика

  • Арт-терапия (музыкальная терапия, сказкотерапия, цветотерапия, библиотерапия и др.)

  • Нейрогимнастика (кинезиология)

  • Логопедическая ритмика

  • Психогимнастика

  • Технологии коррекции поведения

  • Технологии музыкального воздействия

  • Фонетическая ритмика.

(слайд 9-10)

Перейдем непосредственно к самому алгоритму. Что такое алгоритм, это набор инструкций, которые описывают порядок действий. Но, существуют независимы инструкции, которые могут выполняться в произвольном или параллельном порядке, если, конечно позволяют условия, инструменты и исполнители.

Алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР

Технологии  сохранения и стимулирования здоровья

Технологии  обучения

здоровому образу жизни

Коррекционные технологии


Физкультурная минутка

- динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла

Физкультурное занятие

- организованная форма обучения.

Длительность занятия зависит от возраста детей.

Арттерапия

- оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыкальная терапия, сказкотерапия, цветотерапия, и т.д.)

Подвижные и спортивные игры

- игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

Занятия из серии «Здоровье»

- занятия по ознакомлению детей со  своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье.


Технология музыкального воздействия

- создание (подбор) такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности

Пальчиковая гимнастика

 - тренировка тонких движений пальцев  кисти рук.

Самомассаж

- массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног)

Технологии коррекции поведения

Игры с правилами

Игры – соревнования

Раскрепощающие психотехнические игры (специальные игровые упражнения, содержащие явную или скрытую формулу поведения)

Психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной  и поведенческой стабильности)

С-ролевые игры (ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками и (или) детьми)

Народные игры  (обаяние игровых персонажей)

 Артикуляционная гимнастика

 - упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

Точечный массаж

- это механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела.

Бодрящая гимнастика

 - переход от  сна к бодрствованию через движения, поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Коммуникативные игры

 - игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

Гимнастика для глаз

 - упражнения для снятия глазного напряжения.

Дыхательная гимнастика

 - специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Проблемно-игровые игротренинги и игротерапия

 - тренинг творческой психотехники (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.

Психогимнастика

 - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Стретчинг

 - специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов.

Ритмопластика

- система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.

Утренняя гимнастика 

 - важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.

Релаксация

- система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).

Фонетическая ритмика

 - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Технологии эстетической направленности

- способствуют эмоциональному благополучию ребенка. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.


Я предлагаю вашему вниманию один из основных алгоритмов, который я использую на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми с ТНР.


(слайд 11) 1. Приветствие. Ритуал приветствия является своеобразной установкой на занятие. На музыкальных занятиях приветствие должно быть музыкальным. Например:

«Здравствуйте ребята! Здрав – ствуй – те!

Как ваше настроение? Хо – ро – шо!

Пора нам заниматься? Да – да – да!

Все будете стараться? Да – да – да!»


(слайд 12) 2. Нейрогимнастика (кинезеологические упражнения). С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Например: «Сгибание пятки». Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.

Исходное положение: Сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

«Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.


(слайд13) 3. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Работая над дыханием, как на подгрупповых, так и индивидуальных занятиях можно использовать, например, элементы гимнастики А.Н. Стрельниковой. Обучая детей дыхательной гимнастике, мы не только формируем правильное речевое дыхание, но и способствуем профилактике и лечению заболеваний лор – органов.

Пример: «Дифференциация вдоха и выдоха». Под музыку выполняются акты вдоха и выдоха, руководствуясь таблицей и карточек с изображением органов дыхания.

(слайд 14) Пример: Упражнение на выработку диафрагмального неречевого дыхания. Задание крайне простое, надуть шарик, но можно не просто надувать шарик, а делать это, чередуя короткие и долгие вдохи и выдохи.

1 длинный вдох

3 коротких выдоха

1 длинный вдох

1 длинный выдох

2 коротких вдоха

1 короткий выдох

1 длинный вдох

1 длинный выдох …



(слайд 15) 4. Речевая (артикуляционная) гимнастика направлена на:

  • улучшение кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

  • улучшение подвижности артикуляционных органов;

  • укрепление мышечной системы языка, губ, щёк;

  • уменьшение спастичности (напряжённость) артикуляционных органов;

  • выработку правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Пример комплекса упражнений:

  • Положения «Хоботок» и «Улыбка» чередуем между собой;

  • «Почёсываем» зубками губы (легко, аккуратно и поочерёдно);

    • Массируем кончиком языка дёсны вправо-влево при сомкнутых губах;

    • Кончиком языка под губами делаем вращательное движение по часовой стрелке и обратно;

    • «Маятник» изображает наш язык, который прыгает из одного угла губ в другой, при этом губы вытянуты в букву «О»;

    • «Трубочка», в которую мы язычок то сворачиваем, то разворачиваем;

    • «Змейка» — это выставление языка вперёд, делая его узким так, будто хотим поставить им точку;

    • Плавно двигаем нижней челюстью вправо-влево;

    • «Обезьянки». Знаете анекдот про обезьянок, сидящих под дождём? У одной из них нижняя челюсть выдвинута вперёд относительно верхней, и она спрашивает соседку: «Тебе в рот капает?» Но вторая отвечает: «У-у». Потому что у неё нижняя челюсть сдвинута в противоположную сторону. Вот и пробуем попеременно изображать то первую, то вторую.



(слайд 16) Далее, проводится распевание и само пение. Вокал включается во фронтальные и подгрупповые занятия: дети поют специально подобранные песни, в которых присутствует автоматизируемый звук или их содержание обогащает словарь, грамматику по определённой теме. В процессе пения обращается постоянное внимание на правильное диафрагмальное дыхание.

Так же в процессе пения происходит дублирование применения различных здоровьесберегающих технологий, что само по себе оказывает благоприятное воздействие психоэмоциональное состояние ребенка и на общее состояние организма в целом.

Помимо пения на музыкальных занятиях проводиться слушание и музицирование на музыкальных инструментах, на этих этапах тоже можно использовать различные здоровьесберегающие технологии, например, на этапе слушанья можно использовать психогимнастические упражнения, а игра на музыкальных инструментах сама по себе представляет элемент ритмопластики.



(слайд 17) 5. Подвижные и спортивные игры. Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции.

Пример: Игра «Зоопарк». Цель: развитие воображения, раскованности в движениях. Количество игроков – 4-20 человек. Инструкция. Все участники по очереди достают и мешочка игрушки животных и показывают движения, характерные для этого животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное, а другие участники отгадывают – какое. Игру можно повторять несколько раз.



(слайд 18) 6. Ритмопластика. При использовании ритмопластики у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.

1. «Заяц-барабанщик». Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание. Ведущий - заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети - зайчата повторяют ритмический рису.

2. «Не ошибись». Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.


(слайд 19) 7. Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пример:

1. Упражнение «Огонь и лед». Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Преподаватель несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

2. Упражнение «Сосулька». Ребятам предлагается представить, что они - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем детям предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.



(слайд 20) 8. Прощание. Ритуал прощание не менее важен и необходим, как ритуал приветствия в начале занятия. Здесь можно использовать различные здоровьесберегающие технологии, направленные на закрепление положительного эмоционального настроя, полученного на занятии.

Пример: Игра «Прощание» Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания!».



(слайд 21) Вывод

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения.

Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе, повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей с ОВЗ.

(слайд 22) Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.

  2. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.

  3. Артюкова О.И, Теличко Т.В. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации).

  4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированныйподход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28

  5. Волошина Л.Н. Организация здоровье сберегающего пространства/Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.

  7. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика:Практическое пособие (Текст) / Е.Н. Краузе. – 4 е изд. – СПб.: КОРОНА –Век,2009. – 80 с., ил.

  8. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000

  9. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей (Текст) / Т.А. Куликовская. – М.: Книголюб, 2006. – 16 с. Цв. ил.

  10. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.

  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.:

  12. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / Методист. – 2007.

  13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

  14. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –/М.: ТЦ Сфера, 2005

  15. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.

  16. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

  17. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. -/М: 2003 - 143 с.