«Алгоритм проектирования индивидуального маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством изобразительной деятельности».
Автор: Половинкина С.А.- учитель ИЗО и МХК
МБОУ Пролетарской СОШ
Слайд 2
Что ценнее - алмаз, графит или полено? Конечно же, алмаз, скажите вы, тут и сравнивать нечего, но назначение, функция, задаток первого - резать, второго - писать, третьего - давать тепло. А суть их всех - мы это знаем со школьной скамьи - одна: все они углерод.
Слайд 3
А способность резать, писать, выделять тепло - его свойства. Таким образом, способным будет не алмаз, а углерод - природное вещество. Поэтому от внутреннего строения углерода, созданного природой, зависит, во что превратится задаток углерода: будет резать, писать, или просто чадить ядовитым газом чуть тлеющего полена.
Чувствительность человека - его задатки обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой!
Таким образом, если считать задаток - условием возникновения способности, способность - отдельным инструментом, предназначенным для узкого круга некоторых деятельностей, то механизм - объединение инструментов, связанных между собой, систематизирующее разнообразие содержания отраженного человеком.
Слайд 4
Исходя из вышесказанного можно свести психическое развитие человека к одной общей форме, отражающей его золотое правило: задаток- способность - механизм.
Задатков в человеке очень много, способностей столько, сколько чувствительностей будет органичной частью его рабочих органов: мышления, чувств, воображения и психомоторики. Их число зависит от цели обучения или жизненных обстоятельств, побуждающих человека действовать продуктивно.
Механизмов тоже может быть множество. Но среди множества этих механизмов существует один - универсальный и всеобщий, позволяющий решать разнообразные задачи.
Название этого механизма - талант.
Слайд 5
Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи. И чем неожиданее решения, тем ярче талант.
За время своей педагогической деятельности мне довелось работать с различными категориями детей: быть руководителем творческой мастерской РОЗШ для одаренных и талантливых детей, и быть руководителем изостудии у детей с легкой умственной отсталостью в коррекционном образовательном учреждении 8 вида.
Сегодня вашему вниманию мне хотелось бы представить алгоритм проектирования индивидуального маршрута развития ребенка, обладающим таким механизмом как талант, но не имеющим полноценного физического и умственного здоровья, т. е. ребенка с ОВЗ.
Слайд 6
Актуальность и необходимость данной работы доказывает одна из задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», где отмечается, что «Важной задачей является … обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося», «Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». Но даже не это повлекло к созданию индивидуальной программы развития ребенка, а собственная педагогическая практика с детьми данной категории. Следовательно, алгоритм проектирования ИМР начался с первого шага
Слайд 7
Шаг № 1- Определение потребностей и мотивов.
Слайд 8
Подавляющее большинство учащихся специальной коррекционной школы VIII вида любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и является важным фактором формирования личности. В процессе хорошо организованных занятий у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, аккуратными и внимательными.
Но при работе с коррекционными детьми существует своя особенная специфика. Для того чтобы педагогический процесс имел коррекционную направленность, необходимо в ходе обучения рисованию учитывать особенности деятельности учащихся специальных школ. Поскольку их общее развитие происходит на дефектной основе, то и умственные операции во время рисования протекают своеобразно.
Слайд 9
Одним из таких своеобразных обучающихся стала ученица 7 класса коррекционной школы 8 вида – Трубина Александра. 14 лет. Умственная легкая отсталость с нарушением поведения, сходящееся косоглазие, нарушение осанки. Сирота- инвалид. Живет в детском доме. При наборе детей в изостудию в этом классе, Александра первая проявила желание рисовать, но классный руководитель при индивидуальной беседе со мной пыталась уверить меня в том, что это ребенок не сможет посещать занятия из-за «букета своих природных особенностей». Действительно, ребенок более 7-10 минут не мог концентрировать не только свое внимание, но и координировать свои движения. Уходя в «свой мир» - замыкалась. Я сказала, что мы попробуем, и это было не зря. Знакомство, общение, первые занятия, наблюдения за процессом творчества этого ребенка в течение месяца дали неожиданный результат. Оказывается, этот ребенок художественно одарен (по параметрам специальной школы) и может создавать творческие работы на уровне ребенка с общим развитием. А, главное, в процессе рисования, ребенок совершенно адекватно контролировал координацию своих движений, и могла долгое время работать, не вставая, не прыгая, не произнося привычных для нее животных и других природных звуков. Классный руководитель была очень удивлена.
Известно, что индивидуальный подход в образовании предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности обучающихся, создаются оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы.
Но, увидев в глазах ребенка живой интерес, увлеченность и непомерное желание, отличавшегося при наличии стольких нарушений художественной одаренностью, осознала необходимость разработки для нее индивидуального маршрута развития (ИМР)
Слайд 10
Шаг № 2 - Постановка цели.
Слайд 11
Цель ИМР - создание максимально эффективных условий для развития художественной одаренности у ученицы с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
изучить индивидуальные способности и возможности ребёнка;
изучить интересы ученицы в изучаемом предмете, провести входные диагностические измерения;
составить план совместной работы со школьными специалистами (педагог-психолог, педагог – логопед, воспитатель);
спроектировать деятельность для создания ситуации успеха, разработать индивидуальный маршрут развития ученицы;
определить временную структуру ИМР;
определить условия достижения поставленной цели;
подобрать диагностический инструментарий к ИМР и комплекс необходимых методик развития творческих способностей ученицы;
фиксировать учебные достижения ученицы для дальнейшей коррекции ИМР.
Слайд 12
Шаг № 3 - Определение условий достижения цели.
Слайд 13
Выполняются следующие действия по организации данного процесса:
- согласование мотивов, целей, потребностей, а следовательно, и ИМР с возможностями образовательной среды;
- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИМР);
- регулирование (обеспечение реализации ИМР через использование адекватных форм деятельности). В работе с детьми различной одаренности имеются риски, основное правило в работе является «Не навреди». Поэтому, каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье, который послужит руководством к последующим действиям, для разработки педагогических технологий.
Слайд 14
Шаг № 4 – Разработка содержания ИМР
Включает в себя структуру и отбор содержания всех занятий, их систематизацию и группировку, а также структуру взаимодействия школьных специалистов, виды и формы работы.
Слайд 15
Временная структура ИМР
1. Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением, например полугодие 7 класса или целиком 7 класс. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в школе.
2.Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком школьного обучения, но может и отличаться от него, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни
3.Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям (месяцам) с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.
Содержательная структура ИМР
1. Анализ рекомендаций психолого- медико- педагогической комиссии.
2. Разработка сетевого плана взаимодействия со школьными специалистами: педагог – психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели и др.
Слайд 16




Материальным выражением ИМР являются карты индивидуального сопровождения ребенка, которые находятся у каждого специалиста отдельно, могут реализовываться во времени как последовательно, так и параллельно.
В картах индивидуального сопровождения ребенка фиксируются коррекционно - развивающие мероприятия, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии, на которые опираются при дальнейшем выполнении ИМР.
В схеме представлены направления работы каждого специалиста по полугодиям:
Зеленый цвет- педагог – психолог, красный цвет – воспитатель, синий – учитель – логопед. Цифрами обозначены необходимые разделы из общего плана работы специалистов, которые необходимы для оказания помощи ребенку для развития в области изобразительной деятельности.
Слайд 17
3. Определение форм и методов работы.
- Работа в группе. Ребенок продолжает вместе с группой работать по основной образовательной программе дополнительного образования «Штрих», но с применением индивидуальных форм деятельности: творческие задания, упражнения на РТВ, индивидуальные консультации. Находится под индивидуальным постоянным наблюдением.
- Индивидуальные занятия. В коррекционной школе остается наиболее эффективной формой работы игра. Но и используемые мною формы стали не менее эффективными при работе с ученицей.
- игра – общение,
- учебный диалог,
- ассоциативная игра,
- прогулки по саду и рисование в пленере,
- творческие мини- проекты.
Основная форма - практические занятия и занятия с применением нетрадиционных способов рисования: кляксография, ниткография, тычковое рисование, рисование ладошками, рисование жидким мылом, рисование ладошкой и пальцами.
Слайд 18
Шаг № 5 - Определение технологического инструментария.
Слайд 19
- технология личностно-ориентированного образования,
- технология индивидуализации и дифференциации обучения,
- элементы технологии проектного и проблемного обучения,
- технология опережающего обучения,
- игровые технологии.
Слайд 20
Шаг № 6 - Определение направлений диагностического сопровождения ученицы.
Слайд 21
Определяется система диагностического сопровождения организации коррекционно – развивающих занятий: психологический мониторинг (отв. педагог – психолог) и педагогический мониторинг.
- входной – выявление первоначального уровня творческих способностей,
- текущий – корректирование и управление ИМР в самом ходе работы,
- итоговый – успешность и эффективность реализации цели и задач ИМР,
- тематический – проводится в конце каждой темы.
Изменения и коррекция развития ребенка отслеживаются в течение года с помощью психо- диагностических обследований разного рода :
- специализированный и личностно – ориентированный, осуществляемый в деятельностном режиме (наблюдение за процессом и результатом деятельности);
- тестирование (тесты достижений, тесты деятельности и др.)
Слайд 22
В силу общего психофизического недоразвития, инертности нервных процессов в своих рисунках дети отражают заученные изображения, которые воспроизводятся каждый раз с небольшими изменениями и дополнениями. Дети не проявляют фантазии и творчества. Для раскрытия творческого потенциала детей на занятиях ИЗО в коррекционной школе необходимы терпение, желание, продуманность каждого слова и действия.
При совместной работе со школьными специалистами были выявлены специальные способности, характеризующие детскую одаренность и являющиеся ориентиром в коррекционно-педагогической работе с детьми в детском доме г. Красного Сулина в области изобразительно-художественной одаренности:
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, и т.д.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления поделок, коллажей, рисунков в строительстве построек во время игры.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение в свободное время, без побуждения взрослых.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой.
Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства.
Слайд 23
Исходя из данных ориентиров был определен диагностический инструментарий (педагогическая диагностика), который играет контролирующую функцию в реализации ИМР, осуществляется в системе и поэтапно.
Вариативный перечень:
- Коррекционная тест - игра на цветовое восприятие "Цвета радуги".
- входная диагностика уровня художественного развития
- диагностика «Цветопись настроения»
- диагностика успешности проведения первых занятий
- тест – моделирование «Что общего у птиц»
- тест «Рисунок неизвестного животного»
- творческий тест «Крылья бабочки»
- творческий тест «Волшебная клякса»
- анкета по выявлению интереса к занятиям ИЗО
- анкета «Изучение ценностных ориентаций» и др.
Слайд 24
Шаг № 7 – Обсуждение результатов и корректировка ИМР.
Слайд 25
Формулируются ожидаемые результаты. Контрольно – оценочная деятельность сосредоточена на анализе и оценке способов учения и собственных результатов ребенка.
Деятельность учителя при этом направлена на:
- помощь в освоении способов учения,
- на фиксацию учебных достижений.
Оценка освоения способов учения на каждом этапе освоения ИМР ведется по критериям художественной одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Слайд 26
Формы оценки способов учения и результатов учебных достижений :
Открытое занятие.
Показ достижений.
Тест.
Рефлексия.
Персональная выставка.
Участие в творческих конкурсах и выставках различного уровня.
Творческие работы ученицы.
Дипломы, грамоты.
Слайд 27
Результаты выполнения ИМР:
Персональная выставка творческих работ ученицы «В минуты вдохновения»
Участие во внутришкольных конкурсах детского творчества (дипломы, грамоты)
Участие в районном конкурсе художественного творчества, посвященному Декаде инвалидов (почетная грамота) (декабрь 2010)
Участие в областном конкурсе рисунков «Мир заповедной природы Донского края» (май 2011)
Слайд 28
В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки.
ИМР может быть отражен в одном документе – временном графике, а может быть разделен на отдельные этапы (шаги) с использованием таблиц, планов и вариативных перечней.
ИМР – специфический метод индивидуального обучения, помогающий овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации учащихся.
Слайд 29
Вывод: Бесспорно, не все, обладающие абсолютным слухом или тонким цветоразличием, могут стать музыкантами, художниками. Не все, обладающие хорошей развитой моторикой становятся выдающимися танцорами и спортсменами. Однако, нельзя не согласиться с тем, что врожденные особенности, получившие должное развитие в определенные периоды школьного детства оказывают существенное влияние и на процесс развития, и в значительной мере предопределяют контуры будущих достижений.
Таким образом, способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Одно бесспорно в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей и тех, кто к этому разряду не отнесен. Роль педагогов и родителей, раннее специально организованное обучение и воспитание в этом процессе является решающим. Именно вера в возможности ребенка - одни из важнейших источников его настоящих будущих успехов.
Слайд 30
Индивидуальный образовательный маршрут
Информационно-библиографический материал
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) )[i]
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Об индивидуализации обучения. Определение понятий
Абанкина, Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг./ Т.В. Абанкина //Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17.
Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.
Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.
Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47.
Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.
Лернер, П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / П.С. Лернер //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12.
Селиванова, О.Г. Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / О.Г. Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №5. - С.4-8.
Индивидуальный маршрут
Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.
Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.
Горбачева, Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4. - С.37-38.
Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208.
Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66.
Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.
Макотрова, Г.В. Индивидуальные образовательные программы при углубленном изучении химии / Г.В. Макотрова // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18.
Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой : [Электронный ресурс].- http://lib.hersen.spb.ru
Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.
Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
Шапошникова, Т.В. Реализация лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана / Т.В.Шапошникова, Л.А. Байдурова //Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.82-90.
Ярулов, А.А. Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108.
Ярулов, А.А. Индивидуально-ориентированный учебный план / А.А. Ярулов//Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.
Приложение
Моделирование "Что общего у птиц".
- Назовите сходные признаки птиц (величина, длина клюва, хвоста, ног, окраска перьев).
- А чем они похожи?

Коррекционная игра для развития цветового восприятия "Цвета радуги".
- Представь, что идет дождь. Ты сидишь у окна, слушаешь шум дождя. Внезапно дождь прекратился, засияло солнышко, и на небе появилась радуга. Но что это? Все цвета в радуге перемешались. Помоги расположить цвета в нужном порядке. Тебе поможет стиш
ок-подсказка.