СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм. Виды и свойства. (Учитель информатики Дряева М.Г.)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Алгоритм". Раскрываются понятия алгоритма, его виды, свойства и способы описания. 

Просмотр содержимого документа
«B2»

Просмотр содержимого документа
«конспект урока 1»

Дата: 16.01.2019

Класс: 9

Тема: Алгоритм. Понятие алгоритма.

Цели урока:

Образовательная:

  • активизировать познавательную активность;

  • объяснить обучающимся назначение алгоритма и его определение, свойства алгоритма, формы представления алгоритма;

  • научить обучающихся приводить примеры алгоритмов разных сфер.

  • организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, способов описания.

Развивающая:

  1. продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры;

  2. развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательная: показать связь данной темы с практикой.

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок беседа.

Оборудование: Компьютер, мультимедийное приложение к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих.

2. Объяснение новой темы. В 9 веке арабский ученый Мухаммед ибн Муса аль Хорезми вывел правила арифметических действий над целыми и дробными числами. В переводе любое правило начиналось словами: «Алгоризми сказал…». Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?(слайд 1) (ответы учащихся)

И так, тема сегодняшнего урока: “Алгоритм. Понятие алгоритма” (слайд 2)

Сегодня мы выясним с вами, что общее может быть между различными событиями происходящими вокруг нас.

Рассмотрим для примера ряд задач (устно) (слайд 3):

  1. Сварить кашу;

  2. Измерить длину;

  3. Открыть дверь ключом;

  4. Разжечь костёр

(Слайд 4) Подумайте, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»?


В каждом из нами рассмотренных задач нужно выполнить определённую последовательность действий, которые приведут нас к поставленной цели. Значит, чтобы решить задачу, сначала надо её алгоритмизировать.


Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.

Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

  • целеустремленность и сосредоточенность;

  • объективность и точность;

  • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;

  • умение четко и лаконично выражать свои мысли;

  • правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения;

  • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.


Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к конечному результату. Понятие алгоритм возникло много раньше появления ЭВМ. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни.

Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи. Алгоритмы реализованные на компьютере решают сложные задачи:

  • в медицине;

  • в производстве;

  • в сфере безопасности

Свойства алгоритмов (6, 7 слайды):

  • Дискретность (раздельность, прерывность) – алгоритм должен быть записан в виде последовательности шагов или этапов.

  • Понятность исполнитель алгоритма должен знать, как этот алгоритм выполнять.

  • Определенность (детерминированность) каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным.

  • Результативность (конечность ) алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

  • Массовость это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными.

Формы представления алгоритмов (8 слайд):

  1. Словесная (устная);

  2. Графическая: рисунки, схемы, блок – схемы;

  3. С помощью языков программирования (программа).




Блок-схема - это графическое изображение логической структуры алгоритма, в котором каждый этап процесса обработки информации представляется в виде геометрических символов (блоков).




Виды алгоритмов:

Линейный алгоритм - команды выполняются одна за другой в том порядке, в котором они записаны в алгоритме.

Разветвляющийся алгоритм - данные влияют на ход выполнения алгоритма, т.е. в зависимости от условия выполняются те или иные действия алгоритма.

Циклический алгоритм - в процессе выполнения алгоритма многократно повторяется определенный набор команд.

Примеры заданий:

Задание №1. Даны два числа a и b (a=12; b=14). Найти сумму этих чисел.














Задание №2.




Задание №3.























  1. Примеры заданий (приложение Word).

  2. Итоги урока. Домашнее задание.

  • Выучить определение алгоритма;

  • К каждому свойству алгоритма привести пример.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 1»

Технологическая карта урока по информатике «Алгоритм. Понятие алгоритма» 9 класс

Предметные результаты

  1. Должен знать:

    • понятие алгоритма;

    • Свойства алгоритма;

    • Формы представления алгоритмов.

  1. Должен уметь:

    • определять является ли последовательность алгоритмом

    • определять результат выполнения отдельных команд алгоритма,

    • читать алгоритм,

    • находить и исправлять ошибки в алгоритмах

Задачи учителя:

    • формировать знание об «алгоритме», как модели деятельности «исполнителя» алгоритмов и его свойствах;

    • формировать умение вычислять алгоритмы;

    • формировать навыки поиска и исправлению ошибок в алгоритмах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства (информационно-образовательная среда)

Используемые, методы и формы,

УУД на этапах урока

Организационный

Приветствует, проверяет отсутствующих.

Настраивает учащихся на активную работу на уроке, включает их в учебную деятельность, создает положительный эмоциональный настрой.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Презентация


Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации


Мотивация познавательной деятельности

В 9 веке арабский ученый Мухаммед ибн Муса аль Хорезми вывел правила арифметических действий над целыми и дробными числами. В переводе любое правило начиналось словами: «Алгоризми сказал…». Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?

(слайд 1)

И так, тема сегодняшнего урока: “Алгоритм. Понятие алгоритма” (слайд 2)

Ученики отвечают на вопрос учителя. 












Записывают тему урока в тетрадь.

Презентация
















Фронтальная работа

Регулятивные УУД:

- развитие логического мышления

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении задания

Получение новых знаний





























Сегодня мы выясним с вами, что общее может быть между различными событиями происходящими вокруг нас.

Рассмотрим для примера ряд задач (слайд 3):

  1. Сварить кашу;

  2. Измерить длину;

  3. Открыть дверь ключом;

  4. Разжечь костёр


(Слайд 4) Подумайте, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»?


Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к конечному результату.

Свойства алгоритмов (6, 7 слайды),

Формы представления алгоритмов (8 слайд)

Отвечают устно.















Отвечают устно.




Записывают в тетрадь определение алгоритма, виды и свойства алгоритмов


































беседа

Познавательные УУД:

развитие представлений об алгоритмах, их видах и понятиях, связанных с ними.





Первичная проверка понимания


Приводит примеры алгоритмов в форме блок-схем. Задание №1 разбирает вместе с учащимися.


Выполняют алгоритм.

Задание №1 и № 2- самостоятельно







Практическая работа

Познавательные УУД: умение находить взаимно-однозначное соответствие; умение составлять простейшие алгоритмы в форме блок-схем.

Личностные УУД: развитие логического мышления, навыков чтения, навыков отбора информации их имеющегося источника.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении задания

Закрепление полученных знаний

Раздает материал виде карточек для самостоятельной работы

Решают задания ЕГЭ(В2)

самостоятельно

Раздаточный материал


Подведение итогов урока.


Задает дом. задание:

  • Выучить определение алгоритма;

  • К каждому свойству алгоритма привести пример.

Работа с дневниками









Просмотр содержимого презентации
«Алгоритм(урок 1)»