Алюминий, его физические и химические свойства
Цель урока: изучение строения атома алюминия, его химических свойств, выявление взаимосвязи между физическими свойствами и областями использования данного металла, выяснение способа его получения на основе имеющихся у учащихся знаний.
Задачи:
Образовательные:
Актуализировать знания учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода на примере алюминия.
Показать зависимость физических свойств алюминия от наличия в нем металлической связи и особенностей кристаллического строения.
Сформировать у учащихся знания о том, что алюминию в свободном в состоянии присущи особые, характерные физические и химические свойства.
Развивающие:
Возбуждать интерес к изучению науки путем предоставления кратких исторических и научных сообщений о прошлом, настоящем и будущем алюминия.
Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнением лабораторной работы.
Расширить понятие амфотерности раскрытием электронного строения алюминия, химических свойств его соединений.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, предоставляя сведения о возможном использовании алюминия вчера, сегодня, завтра.
Формировать умения работать коллективом у каждого учащегося, считаться с мнением всей группы и отстаивать свое корректно, выполняя лабораторную работу.
Знакомить учащихся с научной этикой, честностью и порядочностью естествоиспытателей прошлого, предоставляя сведения о борьбе за право быть первооткрывателем алюминия.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: лабораторный.
Оборудование: алюминий металлический, сера, йод, растворы кислот и щелочей, образцы природных соединений и сплавов алюминия, штатив с пробирками, колбы, спиртовка, бенгальские свечи, кусок алюминиевого провода, наждачная бумага, фольга.
Ход урока
Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.
Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.
Но прежде чем начать работу, мы проверим домашнее задание.
Откройте тетради с домашним заданием.
На дом вам задавали параграф ________________
3. Император Наполеон III на банкете велел подать для почтенных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки? (Из алюминия).
Правильно, тема урока “Алюминий”
Мы сегодня познакомимся с алюминием, историей открытия, его физическими, химическими свойствами.
4.Физические свойства алюминия.
“Существует только один заменитель воображения – опыт”. Д. Берджес
Лабораторная работа по теме: “Физические свойства алюминия”.
Работу выполняют в парах. Работают по инструктивным карточкам.
Изучение алюминия начинаем с определения его физических свойств.
Цель исследовательской работы: изучить физические свойства алюминия, выявить закономерности между свойствами и областями применения данного металла.
Инструктивная карта.
Задание
Изучите физические свойства по плану:
Определите агрегатное состояние вещества при н. у.
Определите цвет вещества, обладает ли оно металлическим блеском?
Определите плотность по справочным таблицам и сделайте вывод: является ли алюминий лёгким или тяжёлым?
Определите пластичность.
Является ли проводником тока?
Обладает ли ковкостью?
Определить: тугоплавкий или легкоплавкий.
Выявите закономерности между свойствами и областями применения данного металла.
Результат исследований поместите в таблицу.
Физическое свойство | Область применения |
Лёгкий | Самолётостроение |
Пластичный | Кухонная посуда |
Хороший проводник электрического тока | Электрические провода |
Ковкий | Фольга для пищевых продуктов |
Учащиеся рассматривают металлический алюминий и характеризуют его физические свойства: белый, лёгкий, пластичный, хороший проводник электрического тока,
= 2,702 г/см3 , tплавл = 660 0С. Следовательно, этот металл тугоплавкий или легкоплавкий?
Ответ – легкоплавкий. Ковкий, он легко вытягивается в тончайшую проволоку и прокатывается в тонкие листы. Демонстрирую фольгу для пищевых продуктов.
Вывод.
Т.о. мы видим, что алюминий используется во многих областях народного хозяйства.
И изделия из алюминия производят в Хабаровском крае на заводе строительных алюминиевых конструкций.
5. Строение и свойства атома алюминия.
Учащиеся характеризуют положение элемента в ПСХЭ, составляют электронную формулу, дают общую характеристику элемента. (Протонов 13, электронов 13, нейтронов 14, электронных слоёв 3, число электронов на внешнем уровне 3). Слайд № 9, 10.
Следовательно, алюминий с лёгкостью отдаёт 3 электрона, проявляя при этом постоянную ст. ок. +3. Алюминий сильный восстановитель. Легко окисляется.
6. Хим. свойства Al.
Какую информацию о свойствах металлов можно получить на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов?
Металлы в нём расположены в порядке убывания восстановительных свойств при реакциях в водных растворах в стандартных условиях. Металлы, стоящие до Al, взаимодействуют с водой с образованием щелочей. Они очень активны.
Al – единственный активный металл, который используется в быту в чистом виде, т. к. он покрыт тонкой оксидной плёнкой очень прочной. Используется как абразивный материал.
План рассмотрения хим. свойств алюминия:
взаимодействие с неметаллами (кислородом, бромом, йодом, серой, углеродом, азотом.) Демонстрирует учитель.
(Демонстрация горения бенгальской свечи)
А сейчас мы посмотрим опыт. Виртуальная лаборатория.
С помощью самостоятельных исследований вы должны ответить на вопрос: является алюминий амфотерным металлом?
Обучающиеся делятся на группы и проводят исследования.
Лабораторная работа: “Химические свойства алюминия”.
Работу можно выполнять парами, можно индивидуально. Это зависит от обеспеченности кабинета оборудованием и реактивами. Проводится инструктаж по правилам безопасного проведения эксперимента:
работа с кислотами и щелочами,
нагревание веществ,
чистота и порядок на рабочем месте,
внимательность.
Инструктивная карта.
1. Возьмите две пробирки. В каждую положите по кусочку алюминия. Прилейте в одну из них
1-2 мл раствора соляной кислоты, а в другую столько же раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Пробирки слегка нагрейте. Запишите уравнения соответствующих реакций.
2. Кусочек алюминия поместите в пробирку. Прилейте 1,5 мл концентрированной серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
3. В пробирку поместите кусочек алюминия и прилейте раствор щёлочи. Содержимое пробирки нагрейте. Что происходит? Запишите уравнение реакции.
4. Результаты проделанной работы оформите в таблицу:
№ опыта | Исходные вещества | Результат | Уравнения реакций |
| | | |
| | | |
На доске записываются уравнения реакций.
Вывод: алюминий амфотерный, т. к. реагирует и с кислотами и со щелочами.
Закрепление.
Домашнее задание
прочитать §13, задание № 1 на стр. 75;