Аналитическая справка
по результатам пробного экзамена по русскому языку в 9 классе
МКОУ « Эдигейская СОШ»
Цель: подготовка к участию в государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Дата проведения: 21.03.2018 г.
Пробный экзамен по русскому языку проводился в форме письменной работы в соответствии со спецификацией и демоверсией ОГЭ 2017 года. Задания данной работы были рассчитаны на базовый (14 заданий) и высокий уровень усвоения содержания учебного материала, что отразилось на результатах выполнения.
Перед началом экзамена все обучающиеся прошли подробный инструктаж по его проведению. Общая продолжительность экзамена - 3 часа 55 минут.
Пробный экзамен по русскому языку сдавали 6 обучающихся 9 класса. С работой справились все участники экзамена. Качество выполнения – 72,7%.
Результаты пробного экзамена:
«5»- нет
«4»-2
«3» -4
«2»- нет
Успеваемость: 100%
Качество-33,2%
Ср. б = 3,1
Лучший результат работы- 1 =27 баллов, худший= 15б
Каждый вариант КИМ состоял из трёх частей и включал в себя 15 заданий,
различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 (сжатое изложение, аудиозапись);
Часть 2 (задания 2 -14) - задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
- задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Часть 3 (альтернативное задание 15) - задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
К выполнению задания №1 (изложение) пробной экзаменационной работы приступили все выпускники (100%). Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7.
Изложение оценивалось 3 критериями:
- Содержание изложения.
- Сжатие исходного текста.
-Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
| Количество обучающихся, набравших соответствующий балл | | | |
К1 | К2 | К3 |
0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 |
0 | 2 | 4 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 5 |
Первый критерий (ИК1) показал, что обучающиеся передают основное содержание прослушанного текста, отразив все микротемы ( 83.4%), но 16,6% допустили нарушение в абзацном членении текста.
В целом обучающиеся смогли применить приёмы компрессии текста (ИК2), использовав их на протяжении всего изложения. 83% обучающихся применили 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 5% девятиклассников не умеют применять приемы сжатия.
На протяжении всего изложения наиболее частым был прием исключения, реже использовались упрощение и обобщение. Ученики исключали несколько членов из ряда однородных, отдельные предложения, сокращали предложения, перестраивали сложные предложения в простые.
ИК3. В одной работе (1уч-ся- 16,6%) абзацное членение не соответствовало абзацному членению исходного текста, вместо 3-х абзацев написал 2.
В целом у девятиклассников работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Анализируя результаты выполнения тестовой части, можно утверждать, что учащиеся 9 класса в пробном ОГЭ успешно справились со следующими заданиями:
№ 2 - 6 уч-ся – 100% (понимание содержания текста);
№3- 6 уч-ся – 100% (выразительные средства речи)
№4 – 6 уч-ся – 100% (определить значение приставки)
№ 5 - 6 уч-ся – 100% (Правописание -Н- и -НН- в полном страдательном причастии),
№ 6 -6 уч-ся -100 % (замена слова стилистически нейтральным синонимом)
№7 – 5 уч-ся – 84,4 % (замена синонимичным словосочетанием )
№ 8- 6 уч-ся-100% (выписать грамматическую основу предложения)
№9-5 уч-ся-84,4 % (затруднились найти обособленное определение, приложение )
№10- 4 уч-ся -66,8% (затруднились найти вводное слово)
№ 11-5 уч-ся -84,4% (указать количество грамматических основ).
№ 12 -5 уч-ся -84,4 % (выписать цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью)
№ 13 – 5 уч-ся –84,4% (найти сложное предложение с однородным подчинением)
№14-3 уч-ся-50% (найти предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью)
Выполняя задание №15 (сочинение-рассуждение), учащиеся должны были выбрать одно из трех предложенных заданий: 15.1 - сочинение на лингвистическую тему; 15.2 - сочинение на понимание смысла фразы из текста; 15.3 - сочинение-рассуждение на интерпретацию морально-этического понятия)
Сочинение 15.1: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Никто не выбрал этот вариант.
Сочинение 15.2: сочинение-рассуждение на понимание смысла фразы из текста. Этот вид работы требует от обучающихся умения верно объяснять содержание фрагмента, доказывать свою точку зрения, приводя в качестве доказательства два примера-аргумента из данного текста.
Обучающимся было предложено написать сочинение-рассуждение, объяснив, как они понимают смысл фразы текста. Этот вариант никто не выбрал.
Сочинение 15.3: сочинение-рассуждение, предполагающее интерпретацию
морально-этического понятия. 100 % обучающихся выбрали этот вариант.
Было предложено задание: написать сочинение- рассуждение, в котором необходимо дать объяснение (толкование) слова или словосочетания и прокомментировать его.
Количество обучающихся, набравших соответствующий балл
С3К1 | С3К2 | С3К3 | С3К4 | |
0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 |
0 | 2 | 4 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 5 | 1 | 0 | 4 | 2 |
С3К1. Встречались работы, в которых выпускники не смогли дать четкого определения слова, что свидетельствует о бедном словарном запасе.
Необходимо отметить, что обучающиеся испытывали затруднение, комментируя данное ими определение слова, часто давали его на низком бытовом уровне.
С3К2. В доказательство суждений учащиеся приводили примеры-аргументы.
Многие показали недостаточную сформированность умения удачно подбирать аргументы из жизненного опыта. Примерами являются рассказы о жизни друзей, знакомых. Примеры из жизни примитивны.
Встречались и неудачные примеры аргументации
С3К3. Работы обучающихся в целом характеризуются смысловой целостностью, последовательностью изложения.
С3К4. Следует отметить, что большинство обучающихся владеют навыками построения текста сочинения-рассуждения. Многие работы характеризуются композиционной стройностью, завершенностью, наличием выводов. Однако встречаются ошибки в заключительной части сочинения. Некоторые обучающиеся не смогли соотнести вывод со вступлением, или вывод содержал пересказ фрагментов текста.
| Количество обучающихся, набравших соответствующий балл | | | | |
ГК1 | ГК2 | ГК3 | ГК4 | ФК1 | |
0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | |
0 | 1 | 5 | 0 | 4 | 2 | 0 | 3 | 3 | 0 | 1 | 5 | 0 | 3 | 3 | |
ГК1. Проверяем орфографическую грамотность обучающихся 9-х класса Несмотря на то, что перед обучающимися лежали орфографические словари, девятиклассники продолжают допускать грубые и негрубые орфографические ошибки. 45% обучающихся не допустили или допустили только 1 орфографическую ошибку. К типичным ошибкам можно отнести следующее:
- правописание непроизносимой согласной в корне слова;
- правописание гласных в суффиксах;
- НЕ с частями речи;
- Н и НН в суффиксах прилагательных;
- дефисное написание слов;
- правописание окончаний самостоятельных частей речи.
ГК2. Уровень пунктуационной грамотности.. К типичным ошибкам можно отнести следующие пунктограммы:
- постановка знаков препинания в сложноподчинённых предложениях;
- постановка знаков препинания при вводных конструкциях;
- постановка лишних знаков препинания;
- постановка знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах;
- постановка знаков препинания при однородных членах предложения;
- постановка знаков препинания при цитировании
Рекомендации:
Анализ выполнения тестовых заданий позволяет выделить основные пробелы в знаниях учащихся и сформулировать рекомендации по преодолению пробелов.
- систематизировать работу по повторению тем:
-синтаксический разбор сложного предложения
- вводные слова и предложения
- сложное предложение
- приложение
- усилить работу по систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка.
Анализ результатов пробного экзамена позволяет сделать вывод о том, что очевиден ряд проблем в освоении учащимися школьного курса русского языка в подготовке к итоговой аттестации по русскому языку. Необходимо в оставшееся до основного экзамена время продолжить подготовку учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку .
Рекомендации для учащихся:
при подготовке к экзамену обратить особое внимание на те разделы программы по русскому языку, которые оказались усвоенными хуже других;
обратить внимание на следующие требования к сочинению: необходимость формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и необходимость её прокомментировать, формулировать позицию автора исходного текста, сопряженную со сформулированной и прокомментированной проблемой;
аргументируя собственную позицию, опираться на достоверные факты, избегать привлечения слухов, досужих разговоров;
помнить о необходимости строго соблюдать орфографические, пунктуационные, языковые, речевые нормы;
проявлять уважение к автору исходного текста, не забывая в сочинении называть его фамилию, не искажая ее и не путая с фамилиями других авторов.
Для учителя:
- проанализировать результаты пробного экзамена на ШМО учителей русского языка,
- запланировать коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся,
- отрабатывать на уроках навыки применения правил по темам, по которым обучающиеся показали недостаточный уровень знаний,
- активизировать работу по повторению изученного материала, регулярно включая работу с тестовым материалом, обратить внимание на темы: «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении», «Грамматическая основа предложения», «Синтаксический анализ сложного предложения»,
- продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам по подготовке к ОГЭ по русскому языку с обучающимися группы «риска».
По результатам работ проведен подробный анализ и спланирована деятельность с учащимися в урочное и внеурочное время, направленная на ликвидацию типичных и индивидуальных ошибок учащихся.
Будет продолжена работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации
В план работы по этому направлению будут внесены корректировки в соответствии с результатами, с учетом сильных и слабых сторон работы по этому направлению.
Учитель русского языка: Болатова З.А.