Аналитический отчет Губиной Елены Дмитриены
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №28 имени С.А. Тунникова
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить...»
(А Дистервег)
Введение
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
В своей работе я стараюсь придерживаться принципа, который хотела бы сказать словами Антуана де Сент-Экзюпери: « Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.».
Считаю, что одним из важных средств обучения является нестандартный урок. Такие уроки дают возможность мотивировать детей к познавательному общению, саморазвитию. Стараюсь проводить уроки и внеурочную деятельность в форме деловых игр, конкурсов, викторин.
Использую разные методы:
кейс-метод,
метод проектов,
проблемный метод,
исследовательский метод,
метод интеллект - карт.
Эти методы помогают детям осмысливать факты, явления и делать выводы, структурировать полученную информацию.
Организуя учебную деятельность учащихся, я делаю опору на современные образовательные технологии:
ИКТ-технологии;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технологию учебного проектирования;
Информационно-коммуникационные технологии я использую для формирования творческой личности, развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
Владею ИКТ, активно применяю их на своих уроках. Большая часть моих уроков имеет интерактивное сопровождение, способствующее эффективному усвоению школьниками учебного материала. Мной активно используются мультимедийные презентации, тестовые задания в системе онлайн.
Используя в своей работе элементы новых технологий, методов наблюдаю высокие результаты качества знаний обучающихся по итогам учебного года.
Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы. При проведении внутришкольного мониторинга уровня учебных достижений учащихся обучающиеся показывают стабильные качественные результаты от 48 до 69%, уровень обученности - 100%.
1.Аналитическая часть.
1.1. Особенности проектной деятельности.
Ведущее место среди методов системно-деятельностного подхода принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Не удивительно то, что внедрение в российское образование проектного обучения получило широкое распространение, а ученическое проектирование стало частью учебно-воспитательного процесса каждого образовательного учреждения.
Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения в различных сферах жизни, профессиональной и прочей деятельности. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий.
В современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблемы, принимая решение. Современный уровень развития техники и технологий таков, что всё и все взаимосвязано, человечество находится в большем, чем прежде взаимовлиянии. Деятельность современного человека может быть небезвредна. А значит, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безопасность для человеческого сообщества и природы, просчитать экономическую эффективность, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.
Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носит характер проектной деятельности.
Таким образом, обучение проектированию является как общеучебное универсальное умение, как образовательная компетенция.
В современном обучении проектная деятельность должна использоваться не вместо предметного систематического обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Необходимо построение оптимального сочетания предметного и проектного обучения без увеличения нагрузки учащихся.
Я изучила теоретические подходы по организации проектной деятельности младших школьников, познакомилась с педагогическим опытом коллег.
Так что, же такое проект?
Проект – это одна из форм исследовательской работы.
Проект – план или замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.
Под учебным проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Поэтому, если я говорю о методе проектов, то имею в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Что такое проект для ученика?
Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.
Что такое проект для учителя?
Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать у учащихся умение проектирования. Работа над проектами позволяет учителю обучить детей поиску необходимой информации, приёмам самостоятельной работы, позволяет выйти за рамки привычной организации учебного процесса, разнообразить формы работы.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков.
Социальных - умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя оппонента; умение пойти на компромисс.
Коммуникативных - слушать и слышать, принимать другое мнение,
высказывать свое мнение, презентовать результат работы.
Мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных
проектов:
по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения.
по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
Для того чтобы сформировать у ученика умение проектировать для решения возникающих перед ним проблем, нужна целостная система, последовательно выстроенная серия ситуаций, вовлекающих ученика в освоение приемов и действий, из которых складывается проектирование.
Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле «пять П»!
Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы.
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.
Работа над проектами в первом классе началась с простых, краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках технологии и изобразительного искусства («Сказочный букет», «Урожай»). Я объяснила ученикам принцип создания проекта, этапы и правила работы над ним.
Вместе с детьми мы пришли к выводу, что должно достигаться:
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость;
дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Ключевыми в проектной деятельности стали слова: искать, думать, сотрудничать, творить, оценивать.
Постепенно перешли к более сложным, индивидуальным проектам. Сначала, в работе над такими проектами, ученикам помогают родители.
В конце первой четверти 1 класса начиналась работа над проектом «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Это среднесрочный индивидуальный свободный проект. На уроке обсуждаются этапы подготовки работы, поиск материала, оформление готовой работы, а через 2 недели ученики представляют свои проекты. В ходе работы над этим проектом учащиеся обучались под руководством учителя и с помощью родителей отбирать загадки, пословицы и поговорки, содержащие числа, собирать и классифицировать информацию по разделам, планировать работу, презентовать готовый продукт, оценивать свою работу и работы одноклассников. В результате получились работы, которые ученики самостоятельно презентовали на уроке.
Проект «Моя малая Родина» - индивидуальный, краткосрочный, исследовательский. Дети рассматривали достопримечательности родного поселка, узнали некоторую информацию из истории родного края, посетили и сфотографировали достопримечательности и представили свои проекты перед классом. Ученики узнали: «Что такое малая Родина?», научились добывать информацию из разных источников.
Ещё один проект – индивидуальный, творческий, краткосрочный проект «Моя семья».
Сначала на уроке окружающего мира дети изучали тему «Как живёт семья». Дома они должны были подготовиться к работе над проектом «Моя семья». Нарисовать свою семью, или разместить на заготовке фотографию своей семьи и написать, как зовут членов их семей, объяснить значение слова семья, обсудить с родителями, традиции, которые есть в семье. На уроке проводилась работа по созданию проекта. Сначала обсуждались вопросы: что объединяет всех членов семьи? Каковы признаки хорошей дружной семьи? Что такое семейные ценности, традиции? Оформили проект дома с помощью родителей, т.к. ещё не умели писать. На следующем уроке презентовали свою работу (рассказывали о своей семье), давали оценку и самооценку.
В ходе работы над данным проектом ученики узнали: что такое семья? Что объединяет членов семьи? ФИО членов своей семьи. Научились понимать учебные задачи, отбирать необходимый материал, рассказывать о жизни своей семьи, оценивать значение семьи для человека и общества.
Аналогичные проекты, над которыми работали мои ученики «Мои домашние питомцы», «Загадки в картинках».
Во втором и третьем классе ребята много работали над патриотическими проектами «История вечного огня», «Катюша», «Деревья тоже воевали», «Танки ВОВ», «Мать-казачка» , «Города Герои»и д.р.
Сейчас ведется работа над долгосрочным проект «Деревья Победы» - практико – ориентированный, патриотический, групповой. Дети выращивают рассаду деревьев (березы и яблоньки), а в мае высадят в парке Победы. Мною преследовалась цель экологического воспитания, воспитания гражданственности. Этот проект явился продолжением проекта « Они сражались за Родину». Дети захотели вырастить и посадить дерево в честь участников ВОВ.
Ещё один краткосрочный проект «Посылка солдату» мы провели его в месячник военно-патриотического воспитания. Итогом было посещение воинской части.
1.2. Анализ эффективности применения проектной деятельности.
Отслеживая качество педагогической деятельности, я провожу входные, промежуточные и итоговые контрольные работы. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез позволяет оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование.
В 2 классе
Математика
Литературное чтение
О том, что мною созданы условия для успешного обучения учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильная динамика учебных достижений учащихся.
Учащиеся моего класса принимают активное участие в международных, школьных и муниципальных конкурсах.
Безпятая Ксения - призер муниципального этапа XIV Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше насление» в 2018-2019 году
Безпятая Ксения – призер муниципального этапа XV Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше насление» в 2019-2020 году
Безпятая Ксения - призер муниципального этапа олимпиады по окружающему миру и литературному чтению в 2018-2019 году
Безпятая Ксения – призер районного фестиваля конкурса «Казачья сторона».
Смагин Дмитрий – призер муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 2018-2019 году
Гусаров Тимур - призер муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 2018-2019 году
Хомутенко Никита - призер районного фестиваля конкурса «Казачья сторона».
Бражников Павел – победитель муниципальной дистанционной географической викторины для учащихся 2-5 классов
Гедугошева Диана - победитель муниципальной дистанционной географической викторины для учащихся 2-5 классов
Маар Артем- победитель муниципальной дистанционной географической викторины для учащихся 2-5 классов
2. Обобщение и распространение педагогического опыта.
Я провожу открытые уроки и мероприятия, участвую в проведении Методической недели начальной школы.
В целях обмена опытом участвовала в :
- в Региональной научно- практической конференции «Многонациональный Крым. Диалог культур, религий и народов»
- в дискуссионной районной площадке учителей кубановедения, август 2019 .
- краевом конкурсе «Развитие эмоционально- нравственной отзывчивости младших школьников младших школьников посредством детской литературы» для учителей начальных классов
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути.
Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами.