Анализ
воспитательной работы в 1 классе
за 2022– 2023 учебный год
Основной целью воспитательной работы в 1 классе было создание условий для
интеллектуального, нравственного развития личности каждого ребенка.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
Сформировать учебную мотивацию и развить учебные навыки.
Способствовать сплочению классного коллектива, воспитание чувства отзывчивости и товарищества.
Обучить культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться, дисциплина).
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитать нравственные чувства (любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям, гордость за Отечество, чуткость к природе).
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления,для осуществления воспитательной работы:
- изучение личности ребенка на уроках и внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;
- организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;
- проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;
- выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;
- развивать умственные и художественные способности;
- помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;
- проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;
- работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;
- создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;
- продолжить работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить заботиться об охране и укреплении своего здоровья.
Анализ развития коллектива класса.
Количество учащихся в1 классе на начало– 9 человек, и конец года - 8 обучающихся, 1 учащийся с диагнозом ОВЗ.
В возрастном отношении почти все дети одинаковы: 7 – 8 лет.Большое внимание в течение учебного года уделялось анализу поступков и поведения учащихся.
В коллективе немалую роль играет общественное мнение, дети требовательны и имеют самокритику, также прислушиваются к критике учителя. Все дети имеют сменные поручения, в классе развита взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности. В коллективе возникли свои традиции:
- «День именинника» - поздравление с днём рождения каждого учащегося;
- награждение друг друга аплодисментами за успехи, достижения и т.д.
В классе есть на кого опереться – актив. Группа отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям.
Анализ развития учащихся класса.
В течение года наблюдалась позитивная динамика развития уровня воспитанности учащихся. Взаимоотношения учащихся в классе хорошие, отношения между мальчиками и девочкой доброжелательные.
В новом 2022 – 2023 учебном году для изучения учащихся планируется продолжить использовать следующие методики:
- «Мотивы учебной деятельности».
Цель – выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика и класса в целом.
- «Социометрия».
Цель – изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок.
- «Референтометрия».
Цель – выявить референтные группы в классе, выявить наиболее авторитетных учеников, чьим мнением дорожит большинство учащихся.
- «Самооценка личности».
Цель – изучить особенности самооценки личности школьников.
Анализ участия учащихся в жизнедеятельности школы.
В течение года дети принимали активное участие в жизни класса и школы.
1.День знаний!
2. Мероприятия по патриотическому воспитанию – 23февраля, 9 мая.
3. Спортивные соревнования.
4. 23 февраля и 8 марта, День матери.
5. Во всех классных часах.
6. Всероссийские акции к Новому году, к 9 Мая.
Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе
Для реализации воспитательной работы использованы следующие формы работы: беседы, классные часы, праздники, игры, КТД (коллективные творческие дела), спортивные соревнования, экскурсии, конкурсы.
Внутри каждого вида деятельности планировалось достаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы. Все формы работы соответствовали интересам, запросам и потребностям личности обучающихся.
Все дети активно участвуют в классных делах. Детей, не проявляющих интереса - нет.
Проведённые мероприятия и КТД, способствовавшие сплочению детского коллектива.
В течение года воспитательная работа в классе проводилась согласно плана по всем запланированным направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание: Учебный год начался общешкольным первым уроком «Первый раз - в первый класс!». Целью урока было создание условий для развития познавательно интереса к учебе в школе и благоприятного психологического климата в классном коллективе; знакомство первоклассников с учителем; формирование чувства патриотизма и любви к России как единой Родине через связь патриотических, трудовых и культурных традиций.
В рамках месячника патриотического воспитания дети изготовили поздравительные открытки. Были проведены классные часы на тему: «История Российского флага», «Урок мужества». Также был проведен конкурс рисунков на тему: «Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб»». А в мае месяце к празднованию Дня Победы дети участвовали в следующих акциях: «Георгиевская ленточка», Окна Победы», «Вечный огонь», «Бессмертный полк онлайн-2021».
Нравственное и духовное воспитание:
Провели классные часы: «Если добрый ты», «Мы учимся дружить», игровую программу «Учимся правильно дружить». Оформили класс и окна к Новому году и получили грамоты за участие в конкурсеелочных игрушек. Также приняли участие в акции "Окна Победы".
Воспитание положительного отношения к труду: Прочно устоявшейся нормой жизни стало поддержание силами учащихся чистоты в учебном классе. Мы придерживаемся правила «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
В рамках недели науки и техники был проведенконкурс поделок из природного материала.Постоянно велся контроль за чистотой в классе и внешним видом учащихся.
Воспитание культуры здорового образа жизни: Этот год остается очень сложным в плане заболеваний "COVID - 19". Поэтому особое внимание было уделено короновирусной инфекции. Рассмотрены симптомы этого заболевания, меры предосторожности", каждый учащийся получил памятку"Как уберечься от COVID -19". Ежедневный контроль: термометрия, обработка рук антисептиком стало уже привычкой для детей нашего класса. Беседы: "Коварная болезнь -"COVID - 19", «Индивидуальный питьевой режим в школе», классный час по профилактике гриппа и ОРВИ, «Режим дня школьника», проведеныкл.часы на темы: «Сам себе я помогу и здоровье сберегу», «Планета Здоровья». Учащиеся повторили правила дорожного движения, знания сигналов светофора; вспомнили правила поведения с незнакомыми людьми. Были проведены ежедневные минутки по ПДД. Проведено воспитательное мероприятие на тему "Моя безопасность". В игровой форме ребята повторили правила безопасного поведения во время пожара, при общении с электрическими приборами, газом, а также с незнакомыми людьми. Классный час "А сам чуть не сгорел" напомнил учащимся правила пожарной безопасности.
Постоянно проводились инструктажи по технике безопасности для учащихся. Дети и родители ознакомлены с «Памяткой по технике безопасности на период летних каникул».
Экологическое воспитание: Формированию экологической культуры способствовали мероприятия, направленные на воспитание любви и бережного отношения к природе, применение в повседневной жизни полученных необходимых знаний и навыков по охране окружающей среды. Обучающиеся совершили экскурсии в природу "Вот и осень пришла", "Зима", где учились правилам заботливого обращения с растениями и животными, наблюдали за изменениями в природе. Проведен экологический час "Айболит бьет тревогу." Дети просмотрели презентацию о том, как жила Природа до появления людей и какие изменения произошли в ней в процессе развития Человечества. Приняли участие в акции «Покормите птиц зимой». Дети приносили корм для птиц и изготавливали вместе с родителями кормушки.
Правовое воспитание. Профилактика правонарушений. Важное составляющее воспитания в школе – это правовое воспитание и профилактика правонарушений. Работа по этому направлению началась из ознакомления детей с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся. Постоянно проводились инструктажи по ТБ: Беседы: « О правилах поведения при обнаружении взрывоопасных предметов»,«Об энергобезопасности». "Поведение на водоемах в весенне-зимний период", и т.д.
Формирование осознанного соблюдения правил дорожного движения, воспитание культуры безопасного поведения на дорогах является наиболее эффективным способом снижения дорожно-транспортного травматизма. Именно поэтому учащиеся класса традиционно приняли участие в месячнике по безопасности дорожного движения «Внимание дети!».
Формирование информационно-коммуникативной культуры: Воспитание информационно-коммуникативной культуры происходило через работу по вовлечению детей в кружковую работу, оформление классного уголка, проведение Беседы: «Мы учимся дружить», "Безопасный и полезный интернет," "Общение в моей жизни". Эти мероприятия были направлены на воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности, способствовали развитию компетентности школьников в сфере общения как проявления их активности, формировали навыки доброжелательного повседневного общения и научные знания о структуре и закономерностях общения.
Анализ педагогического взаимодействия с семьёй.
Направления деятельности: изучение семей, индивидуальная работа; педагогическое просвещение; обеспечение участия в подготовке и проведении мероприятий; педагогическое руководство деятельностью родительского комитета; информирование о ходе и результатах образовательного процесса.
В течение года велась работа с родителями, цель которой – дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, индивидуальные беседы об особенностях обучения, особенностях возраста и методах подхода в воспитании ребёнка, сохранению и укреплению здоровья.
Проведены индивидуальные беседы с родителями: Аббасова Рамазана (поведение), Романюкина Александра (неуспеваемость).
Главное достижение классного коллектива за прошедший год:
- участие в школьных конкурсах и олимпиадах;
- воспитание сознательной дисциплины и сознательного отношения к учению, - воспитание коллективизма;
Перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы в новом учебном году:
- развитие личностных структур сознания – ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- работа с коллективом учащихся – направление коллективного воздействия на детей, опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно-полезную, коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, культуры чувств;
- активизация участия детей в конкурсах, исследовательских работах, презентациях,фестивалях и т.д.
- оказание педагогической помощи родителям; их детям – учебной помощи;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса и школы.
Классный руководитель _________ Эминова Сабина Махаддиновна.