1. Историко-стилистический анализ.
Стихотворение «Осень» написано Александром Сергеевичем Пушкиным (26 мая / 6 июня 1799 Москва — 29 января /10 февраля 1837 Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик. Великий русский поэт, в филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения он вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 г Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист. 17 декабря 1825 г узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих, и, может быть, умножить число жертв». В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. В 1833 году Александр Сергеевич повторно посетил имение Болдино по пути с Урала, где и написал произведение «Осень». Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Поэт был смертельно ранен на дуэли.
Музыку к произведению А.С. Пушкина «Осень» написал композитор Андрей Вячеславович Зиновьев. Мать его была актриса московского художественного театра, отец - ученый, профессор. Получил Андрей Вячеславович солидное музыкальное образование в Московской консерватории у заведующего кафедрой хорового дирижирования профессора В.П.Мухина. После окончания консерватории работал с различными самодеятельными коллективами: хор "Трудовых резервов", хор ЦДРИ. В начале 60-х годов становится преподавателем МГУКИ. Пишет: самоучитель для школьников "Учимся петь по нотам", разбор песен в предисловии к "Репертуару хоров художественной самодеятельности", цикл лекций "Заочный семинар", "Хоровой класс" в журнале КПР (1975), "Творческий путь ваятеля музыки"-страниц музыкальной деятельности профессора В.Г.Соколова... Композитор написал множество обработок и переложений для хоров различных составов. Такие как: "На горочке - на горе", "Подай балалайку", "Ехал мужик в сторону"...Обработки песен других народов: "Путь в горах" (болгарская), "С дальнего ранчо" (аргентинская), "Пылают розы" (австрийская). Собственных сочинений около 40, на слова различных поэтов: А.С.Пушкина, С. Есенина, И. Северянина, Е. Долматовского. Сочинения Андрея Вячеславовича Зиновьева исполняли: хор МГУКИ, магнитогорская хоровая капелла под руководством Эйдинова, хоровая капелла Юрлова под руководством Ухова Ю.В.
2. Анализ словесного текста и его композиторская интерпретация.
Каждая строка этого произведения - картина осени: оголенные леса, туманы над полями, тянущийся к югу караван гусей. Солнце, небо, поля, леса, птицы - все это в природе взаимосвязано. Деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Заметим, не скучная, а «довольно скучная пора», ибо и это время несет свои радости. Пушкин любил осень. Именно в это время года им было написана большая часть произведений.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Андрей Вячеславович Зиновьев украсил эти стихи музыкой. Он не интерпретировал их, а дополнил музыкальным содержанием. Композитор использует прием «переклички голосов в партиях», чтобы подчеркнуть чистоту и прозрачность осеннего воздуха, который эхом отражается от ближних домов и от дальнего леса. Переход мелодии в партию басов ( «…Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…») преображает фразу в более таинственную и, даже пугающую. Оканчивает Андрей Вячеславович произведение пианиссимо.
3. Анализ музыкальных средств выразительности.
Жанр произведения - хоровая миниатюра без сопровождения, a-cappella. Размер сложный переменный и сложно-смешанный 5/4,4/4. Темп всего произведения довольно медленный (широко- largo). Сохраняется он на протяжении всего произведения, что позволяет представить картины , которые описываются в стихах и ярче ощутить одиночество, вслушаться в природу и в самого себя.
Форма произведения - простая двухчастная. Каждая из частей представляет собой восьмитактовый период, каждый из которых делится на два предложения.
Первая часть начинается в си-миноре вступлением сопрано на РР из затакта. Тема этой партии построена на одном звуке, что помогает создать оцепеневший образ. Альты и тенора, вступая вслед за сопрано, создают гармоническую поддержку. Мелодическая линия звучит у вторых сопрано. Мелодия заключает в себе скачок на квинту вверх и поступенное движение вниз, что характерно для протяжных русских лирических песен. Пятидольный размер вносит в музыку определенную зыбкость и текучесть. Альтерированные ступени (ля# у тенора в конце фразы) вносят гармоническое разнообразие в музыкальный язык миниатюры. Таким образом, все музыкальные средства с самого начала работают на художественный образ. Вторая фраза строится аналогичной первой. Во втором предложении две фразы уже отличаются друг от друга. Первая фраза ("Короче становился день") как бы заключает в себе завершение предыдущего предложения; в ней происходит отклонение в ре-мажор. После этого вступают басы и тема уходит к ним; альт и тенор играют роль гармонического подголоска. В конце второй фразы осуществляется возвращение в исходную тональность си-минор.
Вторая часть начинается уже в параллельной тональности - соль-мажоре, чему способствует трезвучие новой тональности, звучащее у сопрано и альта. Мелодия, интонационно равная первоначальной, но звучащая в другой тональности, теперь перешла к тенору. Сопрано и альт поддерживают гармонию. В конце первого предложения (на слова "караван тянулся к югу") голоса уже сходятся в одновременном движении всех партий, что помогает усилить образное наполнение произведения и подготавливает каденцию в последнем предложении второй части. Заканчивается это предложение на доминанте (фа-диез мажор). Второе предложение второй части заключает в себе кульминацию всего произведения – как динамическую, так и смысловую. Заканчивается произведение в исходной тональности си-минор.
A | B |
a | a | b | a1 | a1 | b1 |
3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
h-moll | D-dur | h-moll | G-dur | Fis-dur | h-moll |
Следует отметить, что динамика на протяжении всей миниатюры не превышает mf, и самое динамически яркое место приходится именно на кульминацию. На слова "Наступила скучная пора" происходит crescendo до mf; на выдержанной половинной ноте звучит тонический секстаккорд. После восьмой паузы унисонное движение трех верхних голосов подготавливает каденцию, гармонически схожую с каденциями органных произведений эпохи барокко – в ней нет кадансового квартсекстаккорда; вместо него звучат шестая, четвертая и первая минорная ступени в натуральном миноре.
Фактура произведения – полифоническая, гомофонно-гармоническая. Исполняется миниатюра четырехголосным смешанным хором a cappella. Дивизии во всех партиях кроме басовой. Диапазон хоровых партий выглядит следующим образом. Сопрано: си малой октавы – фа# 2 октавы. Альт: ля# малой октавы – си 1 октавы. Тенор: ми малой октавы – фа# 1 октавы. Бас: си большой октавы – ля малой октавы.
4. Анализ технических и художественно-исполнительских средств выразительности.
Тесситурные условия для хоровых партий очень удобны. Разделение голосов на две подгруппы в каждой партии в значительной степени этому способствует. Тем не менее, следует обратить внимание на такие возможные сложности при исполнении этого произведения, как интонационные (альтерированные ступени и хроматизмы в голосах, требующие большого внимания при исполнении); метроритмические сложности (полиритмия, связанная с относительной свободой голосов и сложный смешанный размер 5/4); динамические (небольшая динамика, которая, тем не менее, требует определенных градаций, связанных с широким образным наполнением произведения), строевые и дикционные (при исполнении произведений, звучащих a cappella, необходимо учитывать как особенности строя миниатюры, который при неаккуратном отношении исполнителей к своей работе может "поползти", так и особенности дикционно-орфоэпического ансамбля, требующего от исполнителей не менее аккуратного отношения к слову как носителю смысловой идеи образа, заложенного в произведении).
5. Выводы.
Дирижеру требуется передать с помощью небольшого и мягкого жеста на legato печальный образ осени. Основные дирижёрские трудности: маленькая амплитуда жеста, работает кисть, показ вступления басов в 6-м такте, фермата в 8 такте, более активный жест при подходе к кульминации и сразу же резкое уменьшение жеста на рp .
Разучивая и исполняя это произведение хор приобретает очень важные качества: аккуратный собранный звук, мягкое и плавное звуковедение, пропевание гармонических сочетаний в партиях. Дирижёр также приобретает важные качества: умение держать хор на рр, умение показать жестом вступление различных партий. В самом конце произведения («Стоял ноябрь уж у двора…») очень важно «сойтись » всему хору в унисон после яркой, эмоционально и музыкально, кульминации в широком расположении.
Трудности метро-ритмического ансамбля заключаются в различии ритмического рисунка партий. Полифонический склад письма в первой части подразумевает разное ритмическое и вокальное произношение отдельных партий, отдельных слов. Следует чисто интонировать секунды, а также хроматические ходы («Лесов таинственная сень…»). Звуковой объём хоровых партий небольшой (рр–р-mf) , поэтому мягкая атака звука. Исполнении прикрытое, округлое, способ звукоизвлечения–legato на протяжении всего произведения. Произведение может исполняться смешанным учебным или профессиональным хором.
Список литературы
Анисимов, А. Дирижер-хормейстер / А. Анисимов. – Л.: Музыка, 1976. – 158 с.
Андреева, Л. Методика преподавания хорового дирижирования / Л. Андреева. – М.: Музыка, 1969. – 120 с.
Безбородова, Л. Дирижирование: учебное пособие для студентов педагогических заведений / Л. Безбородова. – М.: Флинта, 2000. – 216 с.
Гильбруд, Г. Исполнительское искусство – сфера проявления художественной идеи / Г. Гильбруд. – Томск: Изд-во Томского университета, 1984. – 195 с.
Дмитриевский, Г. Хороведение и управление хором / Г. Дмитриевский. – М.: Музыка, 1986. – 105 с.
Егоров, А. Теория и практика работы с хором / А. Егоров. – Л.: Государственное музыкальное издательство, 1951. – 231 с.
Живов, В. Исполнительский анализ хорового произведения/ В. Живов. – М.: Музыка, 1987. – 106 с.
Живов, В. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика/ В. Живов. – М.: Владос, 2003. – 270 с.
Живов, В. Хоры а сареllа Свиридова / В. Живов // Георгий Свиридов. – М., 1971. – С. 320-352.
Исполнительский анализ стихотворения А. Пушкина «Осень»/ «obrazovaka.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/osen.html#:~:text=%D0%9E%D0%BD%20%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%BC%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA,%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%BC%20%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%BC%2C%20%D0%B1%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B9. , свободный. – Загл. с экрана.
Исполнительская интерпретация музыки второй половины ХХ века: вопросы теории и практики / Научная библиотека диссертаций и авторефератов «disserCat» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:http://www.dissercat.com/content/novaya-traktovka-ritma#ixzz2QZGW01OP, свободный. – Загл. с экрана.
Иванов-Радкевич, А. О воспитании дирижера / А. Иванов-Радкевич. – М.: Музыка, 1973. – 78 с.
Казачков, С. Дирижер хора – артист и педагог / С. Казачков. – Казань: Казан. гос. Консерватория, 1998. – 118 с.
Катрич, О. О дифференциации способов музыкальной выразительности композитора и исполнителя (к вопросу музыкально-исполнительского стиля) / О. Катрич // Музыкальное искусство: традиции, достижения, перспективы. Сборник статей. – Донецк: ДГМА имени С.С. Прокофьева, 1998. – С. 78-82.
4