Аналитическая справка о результатах итогового сочинения (изложения) по русскому языку обучающихся 11-х классов В соответствии приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Методическими рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году, направленными письмомРособрнадзора от 21.09.2023 № 04-303, Цель: проверить умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. Срок проведения:06.12.2023. Состав комиссии: учителя русского языка и литературы ОО( Селиверстова В.В., Голдырева Н.И., Иванова О.Л.) В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовали 12 обучающихся 11-х классов, что составило 100процентов от общего количества. Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11-х классов | Количество | % | Требования | Требование № 1 | Зачет | 12 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Требование № 2 | Зачет | 12 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерии | Критерий № 1 | Зачет | 12 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерий № 2 | Зачет | 12 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерий № 3 | Зачет | 9 | 75 | Незачет | 3 | 25 | Критерий № 4 | Зачет | 12 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерий № 5 | Зачет | 9 | 75 | Незачет | 3 | 25 | Данные таблицы 1 наглядно представлены в диаграмме 1. Диаграмма 1. Результат проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11-х классов Представленные выше таблица и диаграмма позволяют увидеть, что 100% обучающиеся 11-го класса, которые присутствовали на экзамене, получили «зачет» за работу. Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения. Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами: 1. Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать на выбранную тему. 2. Проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующие проблематике сочинения произведения для раскрытия темы. 3. Оценить практическую грамотность выпускника и фактическую точность его письменной речи. Исходя из задач формируются цели: 1. Проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. 2. Владение речью. 3. Содействие формированию самосознания учащегося, развитие его речевой и читательской культуры. Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения в текущем учебном году в Свердловской области. Таблица 2. Комплект тем итогового сочинения № НОМЕР | ТЕМА | №101. | С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни? 2 чел., 17% | № 209 | Какое качество Вы больше всего цените в других? 8 чел., 67% | № 304 | Когда эгоизм приводит к преступлению? 1 чел, 8% | № 413 | Как Вы понимаете утверждение м.Ю.Лермонтова: «Делить веселье все готовы- никто не хочет грусть делить»? 0 чел. 0 % | № 502 | Согласны ли вы с тем, что природа совершенна во всех своих проявлениях? 0 чел., 0% | № 605 | Что важнее в книге – как она написана или о чём? 1 чел, 8% | Сочинение писали 12человек. Изложение не писал никто. Диаграмма 2. Выбор тем итогового сочинения выпускниками 11-го класса (кол-во человек) Из диаграммы видно, что 8 (67%) обучающихся выбрали тему № 209; остальные темы менее популярны в равной степени, кроме тем № 413 и 502, которые никто не выбрал. Распределение участников по выбору тем констатирует, что выбор тем осуществлялся на основании индивидуальных предпочтений, большее предпочтение получили темы из направления «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», что можно объяснить готовностью и способностью обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества; а выбор темы 605 (1 человек) - интересом к содержанию прочитанного произведения из жанра научной фантастики зарубежной литературы. Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Критерии оценивания итогового сочинения организациями,реализующими образовательные программы среднего общего образования К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. Требование № 1. Объем итогового сочинения Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: 1. Соответствие теме. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 3. Композиция и логика рассуждения. 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. Критерий № 1. Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т. п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 4. Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 5. «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Анализ сочинений по критерию №1 «Соответствие теме» Критерий № 1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть. С этой задачей справились 100% выпускников. Выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения. Литературный материал используется как основа собственных размышлений. Анализ сочинений по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Анализ представленных работ показал, что 100 % выпускников построили свои рассуждения на основе литературного материала. Большинство (10 человек) из них привело в качестве доказательств не менее двух произведений, 2 человека- 1 произведение. По критерию № 2 «зачет» получили 100% обучающихся. Список привлекаемых авторов и произведений: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (3) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А.П.Чехов «В аптеке» А.И.Куприн «Олеся» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.Грин «Зеленая лампа» А.П.Платонов «Юшка» Б.Екимов «Осенняя пара обуви» Л.Куликова «Свиделись» М.Максимов «Вход в рай», «Инверсия жизни» А.Геласимов «Нежный возраст» О.Нечипоренко «Дежавю» В.Еналь «Живые», Е.Гаглаев «Пандемониум» Р.Брэдбери, «Зеленое утро» Данте Алигьери «Божественная комедия» Д.Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно» Анализ сочинений по критерию № 3 .«Композиция и логика рассуждения» Умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать композиционное единство сочинения-рассуждения выпускники продемонстрировали. Грубых логических ошибок, мешающих пониманию смысла высказывания, в работах участников сочинения не отмечено.100% имеют четкую композицию рассуждения (вступление, основную часть, заключение). Но в 3- х работах можно отметить нарушения в тезисно-доказательной части, которые разрушают целостность сочинения тем, что доказательства противоречат или тезису, или выводам (тема 209, 304: иллюстративные примеры разрушают логику рассуждения).По критерию получили зачет 75% выпускников. Анализ сочинений по критерию № 4. «Качество письменной речи» Обучающиеся владеют навыком построения сочинения-рассуждения, умеют использовать различные лексические средства в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания. Зачет получил 100.% выпускников. Анализ сочинений по критерию № 5.«Грамотность» Экспертами отмечен высокий уровень грамотности в 75% работ участников итогового сочинения; 3 (25%)человека допустили более 5 ошибок на 100 слов. На первом месте пунктуационные и грамматические ошибки. Типичные пунктуационные ошибки: знаки препинания в предложениях с обособленными членами; знаки препинания в предложениях с конструкциями, грамматически не связанными с предложением; единичные : необоснованная постановка знака препинания в предложении; ошибки в предложениях с прямой речью и цитированием; Типичные грамматические ошибки: Нарушение грамматических связей между словами и предложениями, ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами. Речевые ошибки: нарушение лексической сочетаемости слов; употребление слов неуместной стилистической окраски Выводы В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовало 12 обучающихся 11-го класса, что составило 100% от общего количества выпускников. Рекомендации 1. Акцентировать внимание на способах устранения речевых и грамматических ошибок средствами лексической и синтаксической синонимии. 3. Уделить особое внимание индивидуальным пунктуационным ошибкам при изучении тем раздела «Пунктуация» (темы в 3 четверти), провести работу над ошибками. |